Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:30, реферат

Краткое описание

Города и поселения в VI — первой половине IX века

На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-

культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни.

Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан, или

Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степями

Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке —

Джувалинским плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.

Вложенные файлы: 1 файл

Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв..doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Города и поселения  Казахстана в VI-XIII вв..

  

 

              Города и поселения в VI —  первой половине IX века

   На обширной территории  Казахстана издревле выделяются  крупные  историко-

культурные регионы развития оседлой, а в средние  века  и  городской  жизни.

Одними из них  были  Южный  Казахстан  и  Семиречье.  Южный  Казахстан,  или

Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере  степями

Центрального  Казахстан,  на  юге  —  Таласским   Алатау,   на   востоке   —

Джувалинским плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.

   Особое  место   в  Южном  Казахстане  занимает  долина  Сырдарьи.  Древнее

название Сырдарьи, переданное греками в форме  Яксарт,  сохранялось до  VI—

VII вв. Затем она стала  именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун,  Йинчу-Огуз

и лишь в XVI в. вновь приобретает  популярность  её  первоначальное  название

Сыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района:  Юго-Западное  и

Северо-Восточное Семиречье.

   В науке большое   внимание  уделяется  одной   из  сложнейших  исторических

проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, города и  степи.

В науке существует так  называемое евроцентристское  направление,  в  котором

кочевники   представлены   как   варвары   в    противовес    цивилизованным

земледельцам.

   В последние годы  появились  и  другие  взгляды   на  проблему,  несколько

идеализируя  кочевников,  исследователи  отмечают  такие  их  качества,  как

уважение  к старшим,  гостеприимство,  обычаи  побратимства,  свободолюбие.

Однако неправомерно рассматривать  «кочевой мир» обособленно от  соседнего  с

ним оседлого и городского,  между  которыми  испокон  веков  существовали  и

развивались тесные этнические, экономические и культурные  связи.  Торговля,

спрос  на  продукты  животноводства  были   важными   причинами   расширения

скотоводческого хозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции  ремесла  и

сельского хозяйства было заинтересовано население и города и степи.

   Конечно, не всегда  отношения  кочевников  и   земледельцев  были  мирными.

Имеется  множество   исторических   фактов   об   опустошительных   набегах,

нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и  о не менее  жестоких

по  своему  характеру  походах  владетелей  оседлых  народов  на  степняков.

История знает в то же время  примеры, когда кочевники  и  горожане  выступали

вместе  против  внешних  врагов.  В  целом  же  историческая  закономерность

развития,  оседлых  областей  и  городов  Казахстана  и   Средней   Азии   с

кочевниками  степей  определялась   тесными   экономическими   связями.   Их

взаимоотношения были  явлением,  стимулирующим  развитие  и  тех  и  других,

зачастую  в  рамках  одного  государства,  одной  экономической   структуры.

Отмечается еще одна  важная  закономерность:  то,  что  на  всем  протяжении

древней и средневековой  истории под влиянием различных  факторов  наблюдается

переход кочевников к оседлой  и городской жизни.

   Первое описание  городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань

Цзяню, проехавшему здесь  в 630 г.  Он  сообщал:  «Пройдя  более  500  ли  на

северо-запад от Прозрачного  озера, прибыли в город  на  реке  Суй-е  (Суйап,

Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В  нем  смешанно  живут  торговцы  из

разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится  несколько  десятков

одиночных городов и в  каждом из них свой старейшина.  Хотя  они  не  зависят

один от другого, но все  они подчиняются тудзюю (кагану).  Страна  от  города

Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население  также  носит  это

имя... Тех, кто возделывает  поля, и тех, кто преследует выгоду,—поровну»

   Ряд исследователей  считает, что земледельческая   культура  на  территории

Семиречья  появилась  в  результате  согдийской  колонизации.  Существует  и

противоположная,  автохтонная  модель   происхождения   городской   культуры

Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не  был  объектом

колонизации Согда,  а  самостоятельным,  с  особой  экономикой  и  культурой

регионом,  сыгравшим значительную  роль  в  исторических  и   экономических

судьбах народов Средней  Азии. Однако эту проблему  нельзя  решать  только  с

позиций этногенетических, необходим  и культурологический анализ.

   В Согдийском культурном  комплексе находят воплощение и функции города как

центра  ремесла,  торговли  и  сельского  хозяйства.  Показательно  сложение

городского  быта,   который   в   археологических   материалах   представлен

устойчивыми канонами жилой  архитектуры, терракотой, керамическими  наборами,

надписями  на  керамике,  монетами,  погребальными  сооружениями  и  обрядом

захоронения. Распространение  согдийского культурного комплекса  в  Семиречье

происходило отчасти путем  непосредственного переселения  сюда  согдийцев.  С

другой  стороны  его  можно  объяснить  как  отражение  процесса  культурной

интеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат.

   Одновременно с  согдийским  культурным  комплексом  в  Семиречье,  на  юге

Казахстана  и  в  Мавераннахре  распространяется   и   тюркский   культурный

комплекс,  представленный  в  археологических  материалах  такими  массовыми

находками, как металлическая  посуда и  вооружение,  предметы  с  руническими

надписями. В результате в VI — первой половине IX вв. в Семиречье и  Средней

Азии складывается своеобразный культурный комплекс,  который  можно  назвать

тюркско-согдийским.

   Интенсивный  культурный  синтез   проходил   на   фоне   этногенетических

процессов. Таким образом, в период раннего средневековья  на  юге  Казахстана

и в Семиречье сложилась  своеобразная культура, которая интегрировала  в  себе

культурные достижения Согда  и тюркский культурный комплекс.  Наиболее  яркое

проявление этой интеграции наблюдается в культуре города".

   Археологическими  исследованиями  на  юге  Казахстана  зафиксировано   25

городищ со слоями VI— IX  вв.,  которые  можно  считать  остатками  городов.

Известны названия некоторых  из  них  —  Исфиджаб,  Шараб,  Будухкет,  Отрар

(Фараб), Шавгар.  В  этих  городах  выделяются:  арк  (цитадель),  шахристан

(внутренний город) и  рабад (пригород).

   В юго-западном  Семиречье (Чуйская и Таласская  долины), по археологическим

данным,   насчитывается   27   городищ,   которые   в   бельшинстве    своем

отождествляются  с   летописными   городами   Таразом,   Куланом,   Атлахом,

Джамукатом, Мерке.

   В отличие от  южноказахстанских городищ топография  семиреченских  иная:  в

них прослеживается центральная  часть, состоящая из цитадели и шахристана,  и

пригородная территория, обнесенная длинной стеной. Так,  Шахристан городища

Кок-Мардан в Отрарском  оазисе по уровню VI — первой  половины  VII  вв.  был

застроен кварталами, что  характерно для феодального города  со  свойственным

ему  замыканием  людей  в  группы,  связанные  родственными   узами,   общей

профессией, религией. Городское жилище здесь  характеризуется  двумя  типами

домов.  К  первому  относятся  квадратные   либо   прямоугольные   в   плане

однокомнатные  наземные  дома.  Вариантами   этого   типа   являются   дома,

заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центре

или ближе к  выходу  устраивался  прямоугольный  или  с  закруглением  части

напольный очаг с бортиками  из глины.

   Ко второму типу  относятся двухкомнатные  дома,  в  которых  кроме  жилого

помещения имелась небольшая кладовая.

   В основе жилища  Семиречья лежит принцип расположения  в ряд длинных  узких

помещений,  объединенных  коридором,  через  который  сообщались  комнаты  —

«гребенчатая планировка».

   В цитаделях городов  располагались  дворцы  правителей,  интерьер  которых

украшали росписями, резьбой  по глине и резным деревом.

   Города являлись  центрами ремесел и торговли. Кроме международной торговли

получила развитие местная областная  торговля и  торговля  с  кочевниками.  О

развитии   ее   свидетельствуют   находки   монет,    которые    обслуживали

международную и областную торговлю. В  его  среде  получили  распространение

различные религии. В процессе сложения городской культуры  тюркские  племена

принимали  самое  активное  участие,  оседая  в  городах и оазисах Южного

Казахстана,  Семиречья  и  Средней  Азии.  Их  культура  являлась  одним  из

слагаемых в  раннесредневековой  городской  культуре  всего  среднеазиатско-

казахстанского региона.

   Местные особенности развития городской культуры на юге Казахстана и  юго-

западе Семиречья, накладывали  своеобразие на топографию  городищ,  городское

жилище, керамику, идеологию  в каждом  из  этих  районов  и  всей  области  в

целом.

         Города  и поселения во второй половине IX — начале XIII вв.

   Арабское завоевание  оказало сильное воздействие  на жизнь Средней Азии.  И

хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали  под  власть  арабов,  тем  не

менее последствия завоеваний сказались

   на  городской   культуре  области.  Связанная  тесными  экономическими   и

культурными связями со  Средней  Азией,  она  испытала  сильное  воздействие

мусульманской культуры, которая  распространилась в первую  очередь  в  среде

городского населения.

   Письменные  источники   свидетельствуют  об  увеличении  числа  городов  в

указанное время.

   В предгорной полосе  Таласского Алатау, судя  по  этим  данным,  появились

города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался  округ  Кенджиде

с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — горОда Кедер, Весидж  и  Бурук,

в округе Шавгар — Ясен, Шагильджан,  Карнак,  Карачук;  Сауран;  в  низовьях

Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах  —  Баладж  и

Берукет. Некоторые  из  них  существовали  и  раньше  в  качестве  небольших

поселений и городков,  но  в  IX—  начале  XIII  вв.  они  сформировались  в

городские центры.

   В  юго-западном  Семиречье  число  новых   городов  также  увеличилось.  В

Таласской  долине  —  это  Джикиль,  Балу,  Шельджи,  Текабкет,  Куль,  Сус,

Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун.

   В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской   культуры  в  северо-

восточном  Семиречье.  Средневековые  источники  называют  города   Тальхир,

Лабан, Ики-огуз, Каялык.

   В этот период оседлая и городская жизнь распространяется  в Центральном

Казахстане. Города и поселения  располагались  в  долинах  Джезды,  Кенгира,

Сарысу, в предгорьях Улутау.

   Города  также   появились  в  Восточном   Казахстане,  в   долине   Иртыша.

Письменные  источники  сообщают,  что  эти  города   принадлежали   кимакам.

Наиболее крупным был  город Имакия — летняя резиденция царя  (хакана).  Кроме

столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур.

   Города-ставки возникают  и в Западном Казахстане,  в  долинах  Урйла.  Они

принадлежали тюркам-огузам.

   Раскопки городищ  дают представление о  тех   изменениях  в  их  застройке,

которые произошли по сравнению  с предыдущим периодом.

   На юго-восточной  части городища Куйруктобе на  Сырдарье  открыты  остатки

кварталов XI — начала XII вв. В каждом из них  насчитывалось  соответственно

от 8 до 10 домов. Один из  раскопанных  кварталов  города  имел  ремесленную

специализацию — был заселен  гончарами.

   Раскопки городища  Талгар в северо-восточном  Семиречье  показали,  что  и

этот город был застроен кварталами. Однако площадь их была большей,  чем  на

Куйруктобе. Дома группировались вдоль участка  магистральной  улочки.  Всего

домов в квартале 12—14.

   Новым элементом  в застройке  городов  стали мечети.  Известно  сообщение

автора Х в. аль-Максидио  строительстве  соборной  мечети  в  городе  Кедере

(городище  Куйруктобе).   Остатки   ее   были   обнаружены   и   обследованы

археологами.

   Среди компонентов  застройки городов Южного Казахстана и Семиречья, как  и

других городов Востока, были  общественные  бани.  Две  из  них  открыты  на

рабаде Отрара и две  на шахристане Тараза.

   В XI — начале XII вв. появляются новые типы жилища. Это жилище, состоящее

из трех помещений, расположенных  по  длинной  оси  (анфиладная  планировка),

дом с помещениями на пересекающихся осях (крестообразная планировка)  и  дом

с  помещениями,  поставленными  в  ряд,  длинной  осью,  перпендикулярно   к


магистральной или внутриквартальной улочке.

   В домах XII в.,  которые  тоже  продолжают  традиционную  линию  развития

южноказахстанского  городского  жилища,  появляются  очаги  нового  типа   —

круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато  украшенные  растительным  и

геометрическим  орнаментом.

   Новые типы жилища появляются в городах юго-западного Семиречья.  Для них

характерен  центрический  план,  когда  жилища  и  хозяйственные   помещения

Информация о работе Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв