Государственно-правовое
устройство
Федеративной республики Германии
по Основному закону 1948 года
В конце 1948 г., в условиях начавшейся
холодной войны, бывшие союзники
по II мировой войне взяли курс
на закрепление расчленения Германии
на две части (Западную и
Восточную) с ориентировкой на
построение на ее земле капиталистического
и социалистического государств.
В 1949 г. Западная Германия была
объединена в "Тризонию" и
определен ее оккупационный статус.
Правительства США, Великобритании
и Франции в лице своих губернаторов
сохраняли контроль за соблюдением
конституционного строя. Под контролем
оккупационных властей небольшая
группа экспертов разработала
проект Конституции для Западной
Германии. Для принятия Конституции
был сформирован особый Парламентский
совет из 65 советников, избранных
от 11 ландтагов земель. 8 мая 1949 г.
большинством голосов Совет принял
конституцию Федеративной республики
Германия (ФРГ). Затем она была
утверждена ландтагами земель
и западными военными губернаторами.
23 мая 1949 г. Конституция ФРГ
вступила в силу. ФРГ демократическое
и социально-правовое государство,
построенное на началах федерализма.
14 земель пользовались ограниченным
суверенитетом, имели свои конституции,
свои представительные и правительственные
органы, свое законодательство. За
землями закреплялась обязанность
исполнять федеральные законы
как свои собственные. Из старого
германского конституционализма
сохранился институт экзекуции
принуждения федерации в отношении
какой-либо земли.
Правительство каждой из земель
назначает своих уполномоченных
в верхнюю палату парламента
бундесрат (союзный совет). Нижняя
палата бундестаг избиралась
населением на основе всеобщего
прямого избирательного права
(с 18 лет) на 4 года.
Главой государства является
президент, избираемый сроком
на пять лет федеральным собранием,
состоящим из членов бундестага
и такого же числа делегатов
земель, избранных ландтагами. По
сравнению с Веймарской конституцией
полномочия президента были небольшими.
Федеральные министры несут ответственность
перед канцлером, ибо назначаются
и увольняются президентом по
представлению канцлера. Правительство
не только пользуется законодательной
инициативой, но и может быть
творцом делегированного законодательства,
а в случае "состояния законодательной
необходимости" оно, с согласия
бундесрата, законодательствует и
осуществляет контроль за исполнением
землями федеральных законов.
Основной закон учреждает Конституционный
суд ФРГ, члены которого избираются
поровну бундестагом и бундесратом.
Он выносит решения об объеме
прав других органов власти
соответственно конституции, по
спорам земель, о конституционности
или неконституционности действий
и законов органов власти.
Основной закон ФРГ фиксирует
права и свободы граждан, известные
с 1919 г. по Веймарской конституции.
Но в конституции ФРГ более
обстоятельно представлен блок
социальных прав. Как социальное
государство ФРГ должно осуществлять
политику социальной справедливости,
ослабления социального неравенства,
защищающее социально-экономические
права граждан.
Конституция ФРГ действует более
продолжительное время, чем предшествующие
германские основные законы. Конституционный
строй ФРГ получил дополнительную
правовую защиту посредством
чрезвычайного законодательства 6070
гг., которое предусматривало насильственные
меры в отношении лиц и организаций,
пытающихся изменить существующий
порядок, введения бундестагом
особых состояний "напряженности"
и "обороны".
Номинально Основной закон ФРГ
распространял свое действие
и на восточную зону. Он адресовался
ко всему германскому народу
в целях осуществления "единства
и свободы Германии".
Конрад
Аденауэр, председатель
Парламентского совета,
во время подписания
Основного закона 23
мая 1949 г.
Восточная
Германия, занятая в 1945 г. Вооруженными
силами СССР, управлялась советской
военной администрацией. Вскоре
к правительственной деятельности
была привлечена Социалистическая
единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся
в результате слияния коммунистической
и социал-демократических партийных
организаций. В сентябре-октябре
1946 г. в Восточной Германии
были проведены выборы по Веймарской
конституции 1919 г. в земельные
парламенты (ландтаги) и органы местного
самоуправления.
Но в ответ на самоопределение
Западной Германии Народный конгресс
Восточной Германии, состоящий из
представителей земель, в марте
1948 г. избрал Немецкий народный
совет, который в октябре 1948
г. провозгласил образование Германской
демократической республики (ГДР)
и приступил к подготовке проекта
Конституции СЕПГ приняла решение
о строительстве социализма в
ГДР, что получило юридическое
закрепление в Конституции ГДР
1949 г.
В Основном законе ГДР было
сказано, что вся власть исходит
от народа и служит его "благу,
свободе, миру и демократическому
прогрессу".
Конституция закрепляет экономические
преобразования, осуществленные в
ГДР, в том числе ликвидацию
и недопущение в будущем частных
монополистических объединений,
конфискацию предприятий военных
преступников, аграрную реформу.
Она указывает на планирование
народного хозяйства как на
обязательное условие его дальнейшего
подъема. Конституция закрепляет
различные формы собственности
(государственную, кооперативную,
частную), но, однако, оговаривает, что
содержание собственнических прав
всецело определяется ее общественным
предназначением: "Собственность
обязывает" (ст. 2224). Допускалось принудительное
отчуждение собственности в общественных
интересах. Согласно Конституции
за гражданами ГДР признавались
демократические свободы и права,
а также политический плюрализм
в виде существования нескольких
партий. Но главенствующей политической
силой оставалась СЕПГ.
Высшим органом государственной
власти в ГДР была Народная
палата, избираемая населением с
21 года в составе 400 депутатов
на 4 года на основе всеобщего
избирательного права. Депутатские
места распределялись по квоте
между партиями: 117 мест СЕПГ, по 52
другим. Избирались и заместители
депутатов, которые занимали их
места, если те переходили на
другую работу. Народная палата
вотировала бюджет, законодательствовала,
осуществляла контроль за деятельностью
правительства.
Палата земель получила право
протеста против закона, принятого
народной палатой (в течение
14 дней). Однако окончательное решение
предоставлялось последней. В
1952 г. поземельное территориальное
деление ГДР было упразднено
и палата земель прекратила
свою деятельность. Парламент ГДР
стал однопалатным. К компетенции
парламента Конституция отнесла
выборы президента. Он избирался
на 4 года. В 1960 г. пост президента
был упразднен и роль коллективного
главы государства перешла к
Государственному совету, состав
которого избирался Народной
палатой на 4 года. Государственному
совету поручалось формирование
Национального совета обороны
и осуществление контроля за
местными органами власти. Правительство
(Совет министров) ГДР образовывала
фракция, имеющая большинство
в парламенте. Последняя утверждала
и программу правительства. В
правительстве должны быть представлены
все фракции палаты. Правительство
ответственно перед Народной
палатой. Конституция ГДР установила
независимость судей, их выборность,
публичность судебных заседаний
и другие принципы демократического
судоустройства и процесса. В
конце 60х гг. СЕПГ объявила
о построении в ГДР основ
социализма. В 1968 г. в ГДР была
принята новая конституция, в
основу которой была положена
концепция " демократии победившего
социализма". Конституция 1968 г.
сохранила сложившуюся систему
органов государственной власти
и управления. Более детализированным
стал конституционный раздел
о правах граждан, которые получили
права на участие в социальной,
политической и культурной жизни
социалистического общества.
В течение 20 последующих лет
ГДР являлась наиболее развитым
государство социалистического
лагеря.