Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 04:49, доклад
В XX в. в деятельности американского государства появились новые направления. Одним из них стало регулирование экономики и социальных отношений. Необходимость в таком регулировании была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший все основные капиталистические страны. В США промышленное производство понизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17 млн. человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера, надеясь на постепенный стихийный выход из кризиса, ничего существенного не предпринимало.
Вопрос №1
В XX в. в деятельности американского государства
появились новые направления. Одним из
них стало регулирование экономики и социальных
отношений. Необходимость в таком регулировании
была окончательно осознана в 30-е гг., когда
страну поразил исключительной силы экономический
кризис, охвативший все основные капиталистические
страны. В США промышленное производство
понизилось до 56%, национальный доход сократился
на 48%, обанкротилось 40% банков, что лишило
миллионы рядовых американцев их скромных
сбережений. Около 17 млн. человек потеряли
работу. Находившееся в этот период у власти
правительство президента Г. Гувера, надеясь
на постепенный стихийный выход из кризиса,
ничего существенного не предпринимало.
Между тем социально-политическая обстановка
обострялась: следовали один за другим
голодные походы, демонстрации, другие
формы протеста.
В таких условиях на очередных президентских
выборах 1932 г. победил Франклин Делано
Рузвельт - кандидат от демократической
партии. Новый президент выступил с развернутой
программой по выходу из кризиса, получившей
известность как "Новый курс". Реализация
программы началась почти одновременно
во всех важнейших областях экономических
и социальных отношений. Чтобы стабилизировать
денежную систему, был запрещен вывоз
золота за границу, проведена девальвация
доллара, укрупнена банковская система,
в результате крупнейшие банки получили
из казны значительные кредиты и субсидии.
Оздоровление промышленности возлагалось
на специально создаваемое учреждение
- Национальную администрацию восстановления
промышленности. В соответствии с законом
о восстановлении национальной экономики
от 16 июля 1933 г. вся промышленность была
разделена на 17 групп. Деятельность каждой
из них регулировалась составленными
в срочном порядке нормативными актами
- кодексами честной конкуренции, определявшими
квоты выпускаемой продукции, распределение
рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность
рабочего времени, уровень зарплаты и
т.д.
Для сельского хозяйства учреждалась
Администрация регулирования сельского
хозяйства, наделявшаяся на основании
закона об улучшении положения в сельском
хозяйстве от 12 мая 1933 г. правом регулирования
цен на продукцию сельского хозяйства
и доведения их до уровня 1909-1914 гг. Это
осуществлялось путем оплачиваемого сокращения
посевных площадей и поголовья скота (уменьшение
товарной массы должно было поднять цены
до уровня, обеспечивающего рентабельность
средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить
их разорение).
В целях уменьшения безработицы, снижения
ее негативных последствий принимаются
экстраординарные меры. Руководство осуществлением
этих мер возлагается на Федеральную администрацию
чрезвычайной помощи, замененную вскоре
Администрацией развития общественных
работ. Безработных направляли в создаваемые
специальные организации ("трудовые
лагеря"), занимавшиеся строительством
и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и
т.д.
Проведение "Нового курса" потребовало
мобилизации значительных денежных ресурсов,
которые оказались (важнейший фактор успеха)
в распоряжении правительства Рузвельта.
В это время наметился важный сдвиг в развитии
трудового и социального законодательства,
которое носило, по существу, фрагментарный
характер. Более того, большинство дел,
связанных с отношениями между работником
и работодателем (нанимающимся и наймодателем),
рассматривались судами на основе общих
принципов обязательственного права,
не учитывающих фактическое социально-экономическое
неравенства сторон в договоре.
Законом Норриса Лагардия (1932 г.) несколько
сужалось право судов издавать так называемые
судебные предписания по поводу трудовых
конфликтов, что фактически давало возможность
судам по своему усмотрению срывать любую
забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю
заставлять рабочих подписывать контракты,
обязывающие их не вступать в профсоюз.
В 1935 г. был принят закон Вагнера, ставший
важной вехой в развитии трудового законодательства
США. Впервые в общефедеральном масштабе
легализовалась деятельность профсоюзов.
При этом запрещалось уголовное преследование
трудящихся за создание профсоюзов и участие
в легальных забастовках; предприниматели
обязывались заключать с профсоюзами
коллективные договоры и не принимать
на работу лиц, не состоящих в профсоюзах,
подписавших коллективный договор; признавалось
право на забастовки, если нарушались
предписания закона. Для контроля за выполнением
закона создавалось Национальное управление
по трудовым отношениям. Его руководящий
состав назначался президентом с одобрения
сената. При обнаружении незаконных действий
в трудовой практике Управление оформляло
дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие
работе Управления, подлежали по суду
наказанию штрафом до 5000 долл., или тюремному
заключению до одного года, или одновременно
обоим видам наказания.
В 1935 г. был принят закон о социальном
обеспечении, явившийся первым в истории
США общефедеральным нормативным актом
такого рода. Создавалось Управление по
социальному страхованию. Отныне пенсии
по старости выплачивались гражданам
США, отвечавшим определенному цензу оседлости
и достигшим 65-лет, при условии "...если
его общий заработок, как это будет установлено
Управлением, за период с 31 декабря 1936
г. и до достижения им возраста 65 лет не
превысит 3000 долл. Выплачиваемая ему ежемесячно
пенсия будет равняться 1/2 от суммы его
вышеупомянутого общего заработка..."
Для формирования пенсионного фонда в
дополнение к другим налогам устанавливался
новый ежегодный налог на индивидуальные
доходы работающих по найму в размере
1% с последующим повышением на 0,5% через
каждые три года. Для предпринимателей
в дополнение к ранее существовавшим налоговым
обложениям вводился налог в размере 1%
общей суммы выплаченной им зарплаты,
через каждые следующие три года налог
повышался на 0,5%.
В 1938 г. был принят закон о справедливом
найме рабочей силы, фиксирующий максимальную
продолжительность рабочего времени для
некоторых групп трудящихся и минимум
зарплаты. В итоге "Новый курс", являвшийся
прямым массированным вторжением государства
в сферу социально-экономических отношений
и включавший значительные элементы регулирования,
способствовал смягчению проявлений кризиса.
Вопрос №1
В конце 19-начале 20 ст. США являлись
наиболее развитой в мире страной. Если
до Первой мировой войны эта страна
получала кредиты в Англии, Франции,
Бельгии, Голландии, Швейцарии, то после
Первой мировой войны США уже сами
стали кредитовать другие страны мира.
Необходимо отметить, что США по сравнению
с другими странами мира понесли весьма
незначительные людские потери. Во время
этой войны США потеряли убитыми примерно
50 000 человек и раненными примерно 230 000
человек. В результате в начале 20ст. США
добывали примерно 50% угля. Они производили
3/5 чугуна и стали, 2/3 добычи нефти, на долю
США приходилось 85% всех автомобилей мира.
После Первой мировой войны США как и другие
страны мира переживали определенный
экономический кризис, связанный с переходом
от военных методов руководства страной,
промышленностью, с/х и т.д. Этот кризис
продолжался во всех странах мира примерно
до 1922-1923гг. и первыми из этого кризиса
вышли США, а за ними и другие страны капиталистического
мира. Ученые пришли к следующему выводу:
что в капиталистических странах период
стабилизации начался 1923-1924гг. За врем
периода стабилизации объем производства
в странах возрос. В данном случае в США
этот показатель составил 78%. Период стабилизации
продолжался с 1923-1924 до 1929г. После этого
начинается мировой экономический кризис.
Данный кризис имеет 2 особенности: Кризис
охватил практически все страны мира.
Кризис охватил все сферы человеческой
жизни деятельности. В своем развитии
он прошёл 3 этапа: 1929-1932/33гг. 1932/33, 1937гг.
– период стагнации, период застоя, когда
экономика должным образом не развивалась.
1937-1939гг. – произошёл очередной спад экономики.
Третий период был прерван началом Второй
мировой войны. В период кризиса в США
началась очередная президентская компания
(1932г.). Президентом страны являлся республиканец
Гувер. На выборы в конечном итоге вышло
2 претендента: Гувер и демократ Рузвельт.
Выборы президента в США всегда происходят
в високосный год в ноябре месяце в первый
вторник после первого понедельника. Во
время выборов победу одержал Рузвельт.
Страна находилась в весьма тяжелом экономическом
положении, поэтому перед новой администрацией
стала задача вывода страны из кризиса.
Рузвельт сформировал весьма солидную
команду из различных специалистов и разработал
вместе с ними проект реформ, которые должны
были вывести страну из этого кризиса.
В течение 100 дней такие реформы были разработаны
и после принесения присяги эти реформы
были приняты и вошли в историю под названием
«Новый курс Рузвельта». В основу данных
реформ была положена теория Кейнса. В
соответствии с теорией Кейнса во время
кризиса государство имеет право: Вмешиваться
в экономическую жизнь монополии. Регулировать
развитие экономики. Сущность реформ Рузвельта:
Была проведена реформа банковской системы.
В стране имелось 25 000 банков. В результате
реформы 10 000 банков были закрыты. из сбережения
были переданы в рентабельные банки, была
установлена монополия государства на
продажу золота. Государство выделило
банкам из резерва значительные суммы
денег. В 1933г. 16 июля был принят закон о
восстановлении промышленности. По данному
закону: Рабочие получили право создавать
профсоюзы. Рабочие получили право на
заключение коллективных договоров и
добивались их исполнения. Предприниматели
должны были выполнять указания о едином
рабочем дне. Предприниматели должны были
выплачивать рабочим единый размер зарплаты
в час. (примерно 6$ в час). При нарушении
данного положения предприниматели, руководители
фабрик и заводов штрафовались. По данной
реформе было проведено принудительное
картелирование – это значит, что рентабельные
предприятия были объединены под руководством
одного руководителя и им были выделены
дополнительные суммы денег. Во время
кризиса в США был высокий процент безработных.
В основном безработными являлась молодежь
(до 25 лет), поэтому был принят специальный
закон, направленный на ликвидацию и минимизацию
безработицы. Государство выделило необходимые
суммы денег для создания рабочих мест
для молодежи. В результате примерно 20-25%
молодых людей получили работу на пол
года, и за эти 6 месяцев молодые люди получали
такую сумму денег, за которую можно было
прожить оставшиеся 6 месяцев. Была проведена
реформа сельского хозяйства. В том же
1932г. в мае месяце был принят закон, по
которому фермеры должны были уничтожать
не реализованную продукцию, поэтому в
то время излишки продуктов сжигались.
В это время начали разоряться фермерские
хозяйства, произошёл спад сельскохозяйственной
продукции. Многие фермерские хозяйства
продавались. В это время на первом этапе
лишь определенной части фермеров была
оказана помощь. На втором этапе – государство
поступало умнее. Государство закупало
у фермеров 50% их продукции, оставшиеся
50% фермеры должны были реализовать сами.
Все фермеры получили необходимую помощь
и поддержку со стороны государства. В
1935г. в июле был принят закон Вагнера, в
соответствии с которым США официально
признали права всех профсоюзов и гарантировали
эти права. данный закон предоставил право
рабочим на забастовки, на заключение
коллективных договоров с предпринимателями
и право отстаивать эти коллективные договоры.
По данному закону 1935г. в определенной
степени были ущемлены важные права предпринимателей
и со времени принятия этого закона предприниматели
начали борьбу против него. В 1938г. был принят
закон о социальном развитии, страховании
и т.д. В соответствии с этим законом все
граждане США по достижении определенного
возраста получили право на пенсию, право
на пособие. Эти же права получили и инвалиды
с детства и безработные. Размер социальной
помощи составлял примерно 75% от средней
заработной платы.
Вопрос №2
1)
партийная система США
В 20-м (XX) веке в
политической жизнь США окончательно
оформлялась двухпартийная система (республиканская
и демократическая партия)
Неизменно представители
республиканской и демократической партии
становились президентами США, депутаты
конгресса и губернаторы штатов так же
принадлежали к данным партиям. Принципиальных
различий между республиканцами и демократами
отсутствуют. Обе партии выступают за
государственно правовое развитие строго
в рамках американской конституции, однако
некоторые различия в программах существуют
Республиканская
партия выступает за укрепление частной
свободы и экономического индивидуализма.
Демократическая
партия сторонница государственного регулирования
социально-экономической жизни страны.
На такую установку демократов повлиял
период правления президента Рузвельта
(1933-1945 годов).
Накал избирательной
борьбы между партиями сохраняется высокий,
нередко они выступают с разоблачением
коррупции и других противоправных действия.
Спецификой организационной структуры
партий является то что они не имеют постоянного
членства, программы и устава. Основным
документом партии, выражающим ее политическое
кредо является предвыборная программа
принимаемая перед выборами президента
США.
Организационная
структура партии:
1) первичная ячейка
2) комитет избирательного
участка
3) комитет графства
4) центральный
комитет штата
5) национальный
партийный комитет
6) общенациональный
конвент партии (по сути это съезд партии)
Общенациональный
конвент выдвигает кандидата в президенты,
при этом кандидат должен быть реально
избран на первичных выборах по штату.
При этом кандидат в президенты подбирает
себе вице-президента (его утверждает
конвент) и назначает председателем национального
комитета, которые становятся руководителями
его предвыборного штаба. Основными заданиями
партийных структур является агитация
населения и сбор средств на избирательную
компанию.
2) поправки к конституции
20го столетия
Поправки к конституции
США отразили демократизацию избирательного
права, а так же отразили политико-правовое
доминирование федеральны властей, изменение
порядка формирования исполнительной
власти.
Демократизация
избирательного права:
1) в 1920г женщинам
было право голосовать и быть избранными
наравне с мужчинами (19 поправка) ;
2) в 1964г было запрещено
ограничивать избирательные права граждан
по причине неуплаты ими налогов, включая
налог по выборам (24 поправка) ;
3) в 1971г был установлен
единый избирательный возраст - 18 лет (26
поправка).
Таким образом,
поправки конституции сделали избирательные
права равными и всеобщими
Политико-правовое
регулирование федеральных властей было
закреплено в 1913, 16 поправка закрепила
право конгресса вмешиваться в торгово-финансовую
деятельность субъектов федерации, т.е
взимать подоходный налог из. Любого источника
игнорируя интересы штатов.
Изменения в формировании
исполнительной власти:
1) в 1951 году была
закреплена норма, по которой любое лицо
не может занимать должность президента
более чем два раза.(Поправка 22) эта поправка
была реакцией на длительное президентство
Ф. Рузвельта.
2) в 1967 году был
определен порядок замещения замещения
вице-президентом президентского поста
в случае чрезвычайной вакансии, а так
же право президента назначать себе вице-президента
в случае образовавшейся вакансии (25 поправка)
3) развитие государственно-политических
систем
Основной тенденцией
развития государственно-политической
системы США в. Новейшее время стало противостояние
(конкуренция) президентской власти (исполнительная
ветвь) и конгресса (законодательная ветвь).
Причины противостояния:
1) президент в
своей политике не всегда мог опираться
на большинство в конгрессе (на протяжении
20-го (XX) столетия очень часто президент
был республиканец, а большинство в конгрессе
были демократы и наоборот)
2) рост значения
президентской власти и одновременно
сокращение возможности влияния конгресса
на государственную политику.
В первой половине
20го века за президентом были закреплены
чрезвычайные полномочия (из-за участия
во Второй Мировой войне) :
1) контроль над
стратегически важными отраслями экономики
2) он приобрел
право не информировать конгресс о своей
деятельности
3) президент приобрел
преимущество при формировании и исполнении
бюджета
4) сформировалась
собственная система нормативных актов
президента (исполнительные приказы, прокламации
и другие акты), при этом исполнительные
приказы президента по своему значению
сравнялись с законами конгресса.
5) право отстранения
должностных лиц
Такое усиление
значения и влияния президентской власти
вызвало противодействие со стороны конгресса.
В этой связи конгресс добивается следующего:
1) в 1973 году ограничение
права президента начинать войну. Теперь
президент должен согласовывать такое
решение с конгрессом.
2) в 1977 г. были
ограничены полномочия президента по
реорганизации правительственного аппарата
3) в 1970-ые годы
сложилась практика законодательного
вето конгресса на решения исполнительной
власти (в 1983г верховный суд признал эту
практику неконституционной)
4) в концу 20-го
столетия сложилась практика специальных
расследований деятельности администрации
президента, и это стало важным инструментом
в руках конгресса, для контроля за исполнительной
властью.