Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 20:17, реферат
Древневавилонское государство возникло в южной части долины между реками Тигр и Евфрат. В начале третьего тысячелетия до новой эры в результате социальной дифференциации возникли первые государства в форме “городов-государств”, которые объединяли несколько общин. Число таких государств достигало 40, с населением по 40-50 тыс. в каждом. Многочисленные мелкие государства вели между собой бесконечные войны за верховенство.
3. Государство и право Древнего Вавилона
Древневавилонское
В конце III тыс. до н.э.
начинается возвышение нового
центра - аккадского города Вавилона.
В начале II тыс. до н.э. Вавилон
становится столицей нового
Особенностью
Во-вторых, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранялся общинный строй, что было обусловлено ирригационнной системой земледелия.
Правовое положение
общества закреплено в Законах
Хаммурапи. Общество делилось на
свободных и рабов. Свободные
люди делились на два сословия
- на “авилум” (муж, человек) и “мушкенум”
(“склоняющийся ниц”). И те, и
другие могли быть богатыми
и бедными, но в правовом отношении
между ними проводилось
В Древнем Вавилоне не получило развития крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники, (см. Приложение, схема 5). Законы Хаммурапи много внимания уделяли рабовладельческим отношениям. Основными источниками рабства были войны, наследственное рабство, долговое рабство, правонарушения и прочие. Законы разрешали убивать рабов, разыскивать рабов-беглецов, наказывали за укрывательство чужого раба, и за уничтожение рабского клейма. Судебных процессов между рабами и их хозяевами уже не существовало. В Законах существуют статьи, где идет речь об использовании наемного труда, но ничего не говорится об использовании рабского.
Особое правовое положение имели воины (редумы и баирумы). Если воин попадал в плен, его выкупали за государственные средства. По Законам запрещалось у воинов отбирать долг ли покупать его имущество. Так, в ст. 35 говорится, если человек купит у редума крупный или мелкий скот, который дал редуму царь, то он потеряет серебро. За такую защиту воины должны были нести верную службу. А если редум или баирум не пойдет в поход, а пришлет вместо себя наемника, то по закону его надо убить (ст. 26).
По форме государственного
устройства Древний Вавилон
Центром административного
управления являлся царский
Высшим царским чиновником
был управитель царского дворца
(нубанда). Под его руководством
находился огромный штат
Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Кроме того, было назначено два главных наместника - на севере и на юге. Главной функцией наместников было поддержание в порядке ирригационных сооружений и рытье новых каналов. Они также следили за сбором царских доходов и отправкой их царю, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, следили за ведением хозяйства царскими воинами, собирали военное ополчение.
Сохранились и органы
общинного управления. Органом общинного
управления являлся общинный
совет, однако, его глава (рабианум)
назначался царем. К его ведению
относилось разрешение
Ценнейшим и уникальным
правовым источником в XVIII в. до
н. э. считались Законы царя
Ученые по-разному трактуют
Законы Хаммурапи, считая его, кто
моральным кодексом, кто действующим
законодательством, кто отчетом
царя перед богами. А некоторые
ученые вообще называют Законы
Хаммурапи казуистической
Основными источниками Законов Хаммурапи были законы царства Ларси (конец XX в. до н. э.), Эшнунны (сер. XX в. до н. э.), Исины (кон. XX в. до н. э.).
К основным особенностям этого документа относились:
1. Отражено сословное деление общества.
2. Казуистичность норм права.
3. Тесная связь права с ритуалом.
В Законах более
ста статей посвящалось
Право собственности на землю имели царь, церковь, общины и частные лица.
Наиболее развитыми были такие виды договоров: купли-продажи, займа, найма, поручения, хранения и аренды.
Договор займа предусматривал
уплату процентов (с должника
взимались в ряде случаев до
33,5 % от суммы долга). При таких
тяжелых условиях займа в
Хаммурапи вынужден был внести изменения в режим долговой кабалы:
пожизненная долговая кабала заменялась тремя годами (ст. 117);
запрещено отдавать в кабалу хозяина;
самовольное изъятие
кредитором долга влекло для
него потерю претензий к
Кроме того, он разрешил
кредитору забирать у должника
лишь часть имущества, которая
покрывала одолженную сумму и
годовые. Если выдавался неурожайный
год, то взыскание долга
С развитием торговли
и ростовщичества в общине
перестали ограничивать сдачу
собственниками своей земли в
аренду. Арендные отношения
Регламентации брачно-
Наследование происходило только в пределах семьи. Приданое принадлежало жене, а если она разводилась, то забирала его себе, присоединяя и часть общего имущества.
В законах Хаммурапи
еще нет определений понятий
преступления и наказания. Кроме
того, отсутствуют статьи, регламентирующие
преступления против царской
власти. Вероятно, выдача таких преступников
считалась обязательной. Законы
предусматривали различные
Виды преступлений Виды наказаний.
Религиозного характера. 1. Штрафы.
2. Против личности. 2. Телесные наказания.
3. Против собственности. 3. Смертная казнь.
4. Неуважительное отношение к старшим.
5. Прелюбодеяние.
6. Воинские и должностные преступления
В законах Хаммурапи не существовало общих положений, которые устанавливали бы единые принципы уголовно-правовой ответственности. За одно и то же преступление следовало совершенно разное наказание в зависимости от социальной принадлежности. В законах применялись наказания к заведомо невиновным лицам (например, ст. 230). Характерным признаком было то, что действие принципа талиона во многих случаях заменялось принципом композиции (за причиненное повреждение уплачивалось денежное вознаграждение). Это было обусловлено усиливающейся социальной дифференциацией в Вавилоне.
Как свидетельствуют законы, в Вавилоне в то время существовала развитая судебная система. Судьями были специальные чиновники, которые уже использовали нормы писаного права. Судебный процесс начинался по инициативе частных лиц, а не государства. Первоначально подавалось заявление истца, а затем - ответчика. Судья знакомился с доказательствами, которые предоставляли обе стороны, выслушивал свидетелей. Если же этого было недостаточно, применялись так называемые «ордалии», т.е. божий суд.
Для судебного процесса
характерным стало то, что, во-первых,
не существовало разницы между
гражданским и уголовным
В результате судебного
разбирательства выносилось
Несмотря на общий
соревновательный характер