Государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:35, контрольная работа

Краткое описание

До X в. на Руси христианство не было распространено, а принимало больше единичный характер, но с приходом князя Владимира ситуация изменилась. Распространив свою власть практически на все славяно-русские земли, Владимир неизбежно должен был придерживаться какой-то, как сказали бы сегодня, «общенациональной» политической программы, которая, по условиям того времени, выражалась в религиозной форме.

Содержание

Введение
Взаимоотношения церкви и государства
Причины и цели церковной реформы
В чем смысл конфликта патриарха Никона и протопопа Аввакума
Какие силы и традиции стояли за каждым из них
Раскол, его социальная и идеологическая сущность
Каковы последствия церковного раскола для русского общества
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Вовушка 2.docx

— 45.24 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  Рыбинская государсвенная авиационная технологическая академия имени П.А.Соловьева 

Кафедра социологии  
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Отечественная История»

На тему: Государство и церковь в  
 
 
 

                                                                Выполнил: Падуков В.А.

                                     Группа:

Преподаватель: кенгнекавукен

                                    Оценка:

                                       Подпись:

                                Дата: 
 
 

Рыбинск, 2011

Содержание

    Введение

  1. Взаимоотношения церкви и государства
  2. Причины и цели церковной реформы
  3. В чем смысл конфликта патриарха Никона и протопопа Аввакума
  4. Какие силы и традиции стояли за каждым из них
  5. Раскол, его социальная и идеологическая сущность
  6. Каковы последствия церковного раскола для русского общества

    Заключение

    Список использованной литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

Триста  лет назад Россия исповедовала одну христианскую, православную веру и  составляла одну истинную православную Церковь. Не было тогда в Русской  Церкви ни ересей, ни расколов, ни раздоров.

И каким  же образом на Русь пришла православная вера?

До X в. на Руси христианство не было распространено, а принимало больше единичный характер, но с приходом князя Владимира ситуация изменилась. Распространив свою власть практически на все славяно-русские земли, Владимир неизбежно должен был придерживаться какой-то, как сказали бы сегодня, «общенациональной» политической программы, которая, по условиям того времени, выражалась в религиозной форме.

К религиям (теистическим системам мировоззрения), оказавшим существенное влияние  на ситуацию в Восточной Европе в X в., следует отнести православие, католичество и ислам. Русские «искатели  веры» должны были представлять и  вполне представляли себе различия этих основных религий. Последнее не удивительно: киевские купцы и воины постоянно  бывали в Константинополе, сражались  на Крите и в Малой Азии, торговали  с египтянами и сирийцами, ездили в Волжскую Булгарию и Хорезм. Принятие определенной веры автоматически приводило и к ориентации на вполне определенные группировки внутри страны. Поэтому предстоявший князю Владимиру «выбор веры» легким не назовешь.

Сами  обстоятельства «выбора веры» Владимиром широко известны и изложены в «  Повести временных лет». В соответствие с версией Нестора, князь, желая  понять разные исповедания, отправил своих  посланцев в соседние земли и  затем принял представителей всех тогдашних  учений. Насколько реальны эти  подробности, нам не столь важно, ибо куда большее значение имеет приведенная Владимиром мотивировка своего решения креститься по греческому обряду.

Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника – Византию, но и примирил его с населением собственной столицы. Некоторое сопротивление крещению оказали на первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов. Но язычники Новгорода были сломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленском также приняли христианство. Теперь перед киевским князем оставались лишь внешнеполитические проблемы.

Истинную  Христову веру на Руси не могли поколебать никакие покушения врагов, которые  не раз делали попытка подчинить  себе или расколоть Русскую Церковь: страшное иго татарское, более двухсот  лет тяготевшее над Русской землей, не смогло уничтожить или исказить православия. Не раз папы римские  стремились подчинить Русскую Церковь  своему престолу, но всегда безуспешно. Верный своей истинной православной церкви, русский народ всегда давал отпор католикам.

В 1439 г. во Флоренции (Италия) был созван церковный  собор по вопросу соединения церквей  – западной и восточной. Этого  соединения желали византийский император  и патриарх для того, чтобы заручиться помощью от римского папы в борьбе против турок, все более теснивших  Византию. На Флорентийском соборе была принята уния (союз), по которой  папа признавался главою обеих церквей: католической и православной, причем последняя должна была признать и  католические догматы. За православной церковью сохранялись лишь ее богослужебные  обряды. На собор во Флоренцию прибыл и московский митрополит Исидор, грек, присланный незадолго перед собором  константинопольским патриархом. Он открыто примкнул к унии. По возвращении  митрополита Исидора в Москву состоялся собор русского духовенства, который нашел действия митрополита  неправильными, и он был низложен с кафедры митрополита. После  чего собором русских епископов  был избран в митрополиты архиепископ  рязанский Иона, который был поставлен  в 1448 г. уже без утверждения константинопольского патриарха. С этого времени русские  митрополиты стали избираться собором  русского духовенства самостоятельно, без утверждения и хиротонии  византийским патриархом. Таким образом, Русская Церковь приобрела независимость  от церкви греческой. 

В 1551 году при царе Иоанне Васильевиче Грозном  в Москве состоялся знаменитый церковный  собор, получивший название Стоглавым, так как сборник постановлений  его состоял из ста глав. Этот собор подтвердил правильность старых церковных книг, указав только на незначительные по грешности в знаках препинания и на некоторые описки, а также привел к единству уставы и наложил строгие церковные наказания на тех, кто нарушает правила святых апостолов, противится совершению службы по церковному уставу и нарушает обряды и предания св. Церкви.

Взаимоотношения церкви и государства

      Одна  из попыток урегулировать взаимоотношения  между государством и церковью в  середине XVI века была сделана на Стоглавом  соборе, названному так по сборнику его постановлений, состоящему из ста  глав («Стоглав»), на котором воинствующим церковникам – «иосифлянам» удалось  отстоять свои огромные земельные богатства  от секуляризационных устремлений царя Ивана IV. В дальнейшем, в ходе церковных соборов 50-х годов, разногласия ослабели, поскольку церковь и государство рука об руку выступали против общих классовых противников. Стоглавый собор был подготовлен событиями в истории церкви, имевшими место в предшествующее ему десятилетие. Правительство Ивана IV провело судебную, финансовую и военную реформы, призванные способствовать централизации Русского государства, укреплению государственного аппарата. Целям проникновения государственной власти в церковные дела должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель, необходимых для обеспечения энергично создававшегося дворянского войска.

      На  первый план в работе Стоглавого собора были выдвинуты вопросы внутрицерковного порядка, и прежде всего связанные с жизнью и бытом низшего духовенства, с отправлением им церковной службы. По словам царя, «попы и церковные причетники в церкви всегда пьяны и без страха стоят и бранятся, и всякие речи неподобные всегда исходят из уст их, и миряне, зря на их бесчиние, гибнут, такоже творят». Вопиющие пороки духовенства, небрежное выполнение церковных обрядов, к тому же лишенных какого-либо единообразия, - все это вызывало в народе отрицательное отношение к служителям церкви, порождало вольномыслие.

      Собор вводил некий род цензуры. Протопопы, поповские старосты и десятские  священники должны были следить за перепиской книг, в которые писцами  иногда вносилась отсебятина, подчас, по мнению церковных властей, еретическая. Только после просмотра переписанные книги могли быть использованы в церковном богослужении.

      Собор унифицировал церковные обряды. Собор  пытался принять в расчет и  настроения простых верующих, обираемых  священниками. Например, устанавливалась  твердая пошлина за совершение обряда бракосочетания.

      С особой силой Иван IV в своих вопросах собору обрушивался на монашество. Царь отмечал, что монахи раздают  деньги в рост под высокие проценты, что крестьяне бегут из их вотчин и монастырские села пустеют, бесчинства монашествующей братии вызывают удивление  и порицание в народе, а также  у иноземцев, чем подрывается  престиж Русского государства.

      В ответ на эти обличения Стоглавый  собор принял ряд решений, направленных на укрепление дисциплины и усиление аскетического начала среди монашества. Совместное проживание монахов и  монахинь в одних монастырях не допускалось. Пить монахам разрешалось квасы  и «фрязские вина», если где раздобудут, притом в меру, во славу божию, а не для пьянства.

      Все же на соборе был достигнут известный  компромисс. Сохраняя свои основные позиции, церковь пошла на некоторые уступки: рост церковных земель несколько  ограничивался, положения царского Судебника 1550 года распространялись и  на «святительский» суд, отнимались денежные пожалования из царской  казны монастырям, имевшим значительные земельные владения. Монастыри получили право приобретать новые земли  лишь с «доклада» Ивану VI; те же земли, которые отошли к церкви во время  боярского правления, отписывались на царя. В основе этого компромисса  лежала обоюдная боязнь антифеодального  движения, против которого государство  и церковь стремились объединить свои силы.

Причины и цели церковной  реформы

Централизация Русского государства требовала  унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный  общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 40-х гг. XVII в. в Москве кружка "ревнителей древнего благочестия", состоявшего из видных представителей духовенства. Он стремился также к исправлению нравов священнослужителей.

 Распространение  книгопечатания позволяло установить  единообразие текстов, но прежде  требовалось решить, по каким  образцам вести исправления.

 Определяющую  роль в решении этого вопроса  сыграли политические соображения.  Стремление сделать Москву ("Третий  Рим") центром мирового православия  требовало сближения с греческим  православием. Однако греческое  духовенство настаивало на исправлениие русских церковных книг и обрядов по греческому образцу.

 Греческая  церковь со времен введения  православия на Руси пережила  ряд реформ и значительно отличалась  от древних византийских и  русских образцов. Поэтому часть  русского духовенства во главе  с "ревнителями древнего благочестия"  выступила против предложенных  преобразований. Однако патриарх  Никон, опираясь на поддержку  Алексея Михайловича решительно провел намеченные реформы в жизнь.

Содержание  церковной реформы

 Важнейшими  обрядовыми изменениями явились:  крещение не двумя, а тремя  перстами, замена земных поклонов  поясными, троекратное пение "аллилуйя" вместо двукратного, движение  верующих в церкви мимо алтаря  не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя  Христа - "Иисус" вместо "Иисус". Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.

Цели реформы, учитывая, что она логически укладываются в цепочку событий, приведших в конечном результате к появлению в конце XIX века в России новой священной книги. Нужно понимать, что хотя глобальное знахарство и было заинтересовано в расколе православной церкви, сам раскол не мог обладать высшим приоритетом в векторе целей знахарства. За реформой вероучения и церкви стояло нечто более серьёзное, что осталось скрытым, невидимым тем, кто не справился со своим эмоциональным возбуждением, вызванным действиями патриарха Никона. И это возбуждение до сих пор не может примирить расколовшиеся стороны и увидеть истинную причину и цели реформы.

В чем смысл конфликта  патриарха Никона и протопопа Аввакума

Патриарх  Никон и протопоп Аввакум были главными идеологами двух течений в  рамках русской православной церкви — никонианства и старообрядчества, возникших в середине XVII в. и ознаменовавших собой церковный раскол — одно из самых главных событий русской  истории указанного столетия, во многом предопределившее последующую историческую судьбу России.

Непосредственной  причиной раскола русской церкви на никониан и старообрядцев стала  осуществленная патриархом Никоном  в 50-х гг. XVII в. реформа церковных обрядов и исправление богослужебных книг. Протопоп Аввакум и его сторонники выступили против данной реформы, т.е. за старые обряды и книги, оттого и были названы "старообрядцы". Расхождение по поводу церковных обрядов и богослужебной литературы составляло, однако, лишь внешнюю сторону церковного раскола. Если бы причина раскола заключалась только в разногласиях относительно обрядов и книг, он не был бы таким глубоким, не привел бы к трагическому разлому русской церкви, от последствий которого она никогда не сможет оправиться, не вылился бы в настоящую гражданскую войну внутри православного русского общества.

Информация о работе Государство и церковь