Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 23:21, реферат
Днестровско-Карпатские земли после разрушительного нашествия гуннов почти полностью опустели. В конце V-начале VI в. эти земли интенсивно начинают заселяться славянами. Славяне, исконные земледельцы, хотя и продвигались относительно медленно, но зато прочно осваивали заселенную территорию и приносили в район своей колонизации экономическую и социальную стабилизацию, необходимую для существования оседлого земледельческого хозяйства. К концу VI-началу VII в., заселив значительную часть территории Днестровско-Карпатских земель, славяне, сломив границу Византийской империи на Дунае, заселили значительную часть территории Балканского полуострова.
Днестровско-Карпатские земли после разрушительного нашествия гуннов почти полностью опустели. В конце V-начале VI в. эти земли интенсивно начинают заселяться славянами. Славяне, исконные земледельцы, хотя и продвигались относительно медленно, но зато прочно осваивали заселенную территорию и приносили в район своей колонизации экономическую и социальную стабилизацию, необходимую для существования оседлого земледельческого хозяйства. К концу VI-началу VII в., заселив значительную часть территории Днестровско-Карпатских земель, славяне, сломив границу Византийской империи на Дунае, заселили значительную часть территории Балканского полуострова.
Письменные источники указывают, что земли к северу от Дуная были заселены славянскими племенами склавинов и антов. Готский историк VI в. Иордан писал: «Склавины живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на севере - до Вислы; вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшие из обоих -- распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину...» Из этого сообщения ясно, что в VI в. владения склавинов и антов между собой соприкасались и пограничной рекой между ними был Днестр.
В иных византийских источниках этого времени анты неоднократно упоминаются на землях, расположенных западнее Днестра. Так, византийский историк Прокопий сообщает: «...славяне и анты... имеют свои жилища по ту сторону реки Дуная, недалеко от его берега» или в другом месте: «... жившие по Истру варвары -- гунны, анты и славяне... наносили римлянам неисцелимый вред...». Таким образом, Прокопий указывает, что места соприкосновения склавинов и антов располагались в нижнем течении Дуная. Он четко различает склавинов и антов, но уже ничего не сообщает о Днестре как о пограничной реке между двумя союзами племен.
Таким образом, по имеющимся данным, Днестровско-Карпатские земли в VI-VII вв. были заселены представителями двух военнополитических объединений славянских племен - антами и склавинами. Причем Днестровско-Прутское междуречье было заселено в значительной степени антами, хотя нередки здесь и склавинские поселения, а в южной части междуречья проживали и, очевидно, контактировали со славянами кочевники. К западу от Прута значительнее распространены склавинские поселения.
После расселения славяне занимали большую территорию в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Со временем во многом единая славянская культура претерпела определенные изменения, и славянские племена разделились на восточных, западных и южных славян. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» при перечислении и локализации восточнославянских племен на юго-западе восточнославянского ареала размещает тиверцев и уличей. О тиверцах говорится, что они «седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множество их: седяху бо по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне...». О размещении тиверцев на этой территории во второй половине IX в. говорит и анонимный баварский географ.
Уличи первоначально до X в. проживали в Поднепровье. Племенные союзы тиверцев и уличей долго сохраняли свою независимость от Киева. В летописи под 885 г. сообщается, что Олег подчинил полян, древлян, северян и радимичей, а «с уличи и тиверци имяше рать». Со временем тиверцы признали верховную власть Киева, но еще не были включены в состав государства.
Так, во время похода 907 г. на Царьград тиверцы принимали участие в качестве союзников киевского князя, тогда как остальные древнерусские племена были в составе киевского войска. Тиверцы вошли в состав Древнерусского государства до начала 40-х гг. X в., так как летопись во время похода на Царьград в 944 г. упоминает их уже в составе войска киевского князя. По данным «Повести временных лет», еще в 940 г. киевский князь Игорь «с уличи и древляне имяше рать». И лишь после взятия воеводой Игоря Свенельдом их главного города Пересечена, уличи переселились на территорию между Бугом и Днестром. «И бяше седяше уличи по Днепру вниз, и по семь перейдоша межью Буг и Днестр, и седоша тамо».
На территории Днестровско-Прутского междуречья известно значительное количество восточнославянских тиверских поселений. Большинство из них являлись неукрепленными селищами, но к концу IХ - X в. у тиверцев появляются и укрепленные поселения - городища.
Они располагались среди неукрепленных поселений и являлись убежищами для населения последних (Алчедар, Екимоуцы, Царевка, Рудь и т.д.). Тиверские поселения значительнее были распространены в северной и центральной лесостепной частях Молдавии. На юге Днестровско- Карпатского региона в IX-X вв. находились поселения южных славян, которые по облику материальной культуры были близки культуре Первого Болгарского царства, занимавшей северо-восточную Болгарию и Нижнее Подунавье. Южнославянские памятники в Днестровско-Прутском междуречье представлены в основном неукрепленными поселениями. Наряду со значительными славянскими традициями в южнославянской культуре заметны тюрко-болгарские культурные черты. Несмотря на это, южнославянская культура, как и восточнославянская, имеет общеславянский облик.
Как письменные источники, так и археологические данные свидетельствуют о том, что славяне являлись оседлым земледельческим народом. Их хозяйство было основано на пахотном земледелии и приселищном скотоводстве. Поселения, как правило, располагались рядом с плодородными участками, удобными для земледелия, и с заливными лугами, пригодными для выпаса скота и заготовки сена на зиму. К концу VI в. византийские авторы стали говорить о землях задунайских славян как о богатом земледельческом крае. Так, псевдо-Маврикий отмечал у них «...большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы». Славяне выращивали пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес, горох, лен, коноплю. Известно им было овощеводство и садоводство. Второй важнейшей отраслью производственной деятельности славян Днестровско- Карпатских земель было скотоводство с преобладающим разведением крупного рогатого скота, свойственным, как правило, именно оседлому населению. Об этом свидетельствуют как византийские авторы, так и анализ костных остатков из славянских поселений Днестровско-Прутского междуречья. В стаде преобладал крупный рогатый скот, служивший, очевидно, и тягловой силой при пахотном земледелии. Меньше разводили свиней, затем шли мелкий рогатый скот и лошади. Охота, рыболовство и бортничество занимали в хозяйстве древних славян хотя и важное, но второстепенное место.
В VI--VII вв. славяне жили семейными родовыми общинами, достигавшими нескольких десятков человек. Такая община представляла собой небольшое поселение, состоящее из 15--20 жилищ. Хозяйственные и производственные постройки были общими для всей общины. Со временем родовая община славян в Днестровско-Карпатских землях начинает распадаться. Совершается переход от родовой к соседской общине, в которую входили семьи, не связанные родством. Эта община состояла из семей-соседей, живших на одной земле и владевших ею сообща, хотя каждая семья обрабатывала свой участок и собирала урожай с него только для себя. Развитие общественных отношений у славян в VIII-IX вв. и переход к соседской территориальной общине привели к появлению больших поселений. Начиная с IX в. у восточных славян в Днестровско- Карпатском регионе зарождаются феодальные отношения. В соседской общине выделяются со временем зажиточные семьи, составившие общинную знать. Из ее среды избирают военных вождей - князей, наделенных властью над остальными общинниками. Значительная часть лучшей земли со временем попадает в руки старейшин и князей. Все более заметной становится имущественная и социальная дифференциация. Возникают первые предгосударственные объединения племен, которые в русской летописи названы княжениями.
В 837 г. венгры впервые появились на нижнем Дунае. На несколько десятилетий они обосновались в степи между Днестром и Дунаем. В 898 г. в результате войны с болгарским царем Симеоном и под натиском печенегов они были вытеснены с нижнего Дуная и поселились на Среднедунайской низменности в Паннонии. В конце Х-начале XI в. значительная часть Днестровско-Карпатских земель была заселена печенегами. В степной и лесостепной частях региона они уничтожили многие южнославянские и восточнославянские поселения и контролировали эту территорию. В первой половине XI в. печенегов начинают теснить другие тюркоязычные кочевники - торки (узы). Торки вытеснили значительную часть печенегов из Днестровско-Карпатских земель за Дунай, в пределы Византийской империи. Это произошло в 1048 г., когда часть печенегов под предводительством кагана Тираха вторглась в пределы Византии. Вскорости торков постигла участь печенегов. Они были также вытеснены за Дунай на территорию Византии другими, более сильными кочевниками - половцами. Часть торгов из Днестровское-Карпатских земель переселилась в Венгерское королевство. Появившись впервые в Северном Причерноморье, половцы (кыпчаки, куманы) господствовали там вплоть до монгольского нашествия. На территории между Днестром и Дунаем, куда входила значительная часть и Днестровско-Прутского междуречья, половцы образовали так называемую Черную Куманию. Отсюда они совершали свои походы в Византию, Венгрию и другие земли. Постоянное присутствие кочевников в южной части Днестровско-Карпатских земель в X-XII вв. и их разорительные походы на соседние территории привели к разрушению значительного числа славянских поселений и уничтожению большого количества древнерусского населения. Из опасной зоны многие жители ушли в пределы Галицкого княжества, под его защиту. Часть оседлого населения продолжала жить в глухих лесистых местах, но запустение региона и упадок материальной культуры жителей, изолированных от основных центров Древнерусского государства, наблюдается довольно ясно. С распадом единого Древнерусского государства Днестровско-Карпатские земли в определенные периоды входили в сферу влияния Галицко-Волынского княжества. Из Галицкого княжества сюда время от времени также двигалось население. С XII в., а может и несколько ранее, в горные и предгорные лесистые места Восточных Карпат проникает восточнороманское население - волохи. Основным регионом формирования этнической общности волохов явились Карпато-Балканские земли, временем формирования - заря средневековья.
В ходе своего передвижения в VI--VII вв. общности волохов славяне селились в Днестровско-Карпатских землях, Карпатах, Подунавье и на Балканах часто рядом или среди романизованного населения, сложившегося в период римского господства. Особенно тесными были контакты славян с романизованным населением в Карпато-Балканских землях, где осела значительная часть славян. Расселение славян в указанном регионе в основном носило мирный характер и сопровождалось тесными контактами и взаимовлиянием культур славянского и романизованного населения. Часто на одних и тех же поселениях проживали представители обеих этнических групп. Культура таких поселений имела смешанный характер. Главным занятием населения было скотоводство и земледелие. Развита была также добыча и обработка железа, ювелирное ремесло и гончарство и т.д. Совместное проживание на протяжении VI--VIII вв. романизованного и славянского населения в Карпато-Балканской регионе, постоянные хозяйственные, культурные и общественные контакты, наличие смешанных романо-славянских поселений способствовали формированию к IX в. новой восточнороманской этнокультурной общности - волохов, обладавшей особыми чертами, социально- экономическим строем и языком. Таким образом, волохи, предки восточнороманских народностей средневековья, в том числе и молдавской народности, появились в результате тесных взаимосвязей романизованного населения со славянами. Славяне стали третьим, наряду с фракийским и романским, компонентом, составившим основу многовекового этногенеза волохов. Вклад славян в материальную, духовную культуру и язык восточнороманских народностей прослеживается довольно четко. Язык волохов, являющийся в основе своей латинским, отличался значительными славянскими заимствованиями в фонетике и в основном словарном фонде, особенно в земледельческой и ремесленной лексике. После распространения среди волохов православной христианской религии была освоена славянская письменность. Духовная культура волохов складывалась из традиционных фракийских, романских и славянских элементов. Восточнороманское население - волохи - свое наименование получило от славян. В славянских языках термин «волох», «влах», означавший горных скотоводов и овцеводов, получает распространение в качестве этнонима, обозначающего восточнороманское население Балкан и Карпат. Через славян и другие народы стали называть восточнороманское население волохами.
У волохов на уровне ремесленного развития стояла обработка продукции животноводства. Они обрабатывали кожи и шерсть, изготовляли меха, сукно, сыр и другие продукты животноводства. Развито у них было также кузнечное и ювелирное дело, гончарство, ткачество и т.д.
Волохи жили общинами, в которых сохранились большие патриархальные семьи (задруги, фрациё) и патронимии. Они, как правило, не были связаны между собой родством и объединялись в соседскую общину, которая вначале была коллективом равных людей. Общинники владели сообща земельными хозяйственными угодьями «по обычаю волохов».
Со временем усиление связи волошского скотоводческого хозяйства с земледелием привело к формированию частной земельной собственности и, как следствие, углублению имущественного и социального неравенства. Начинает выделяться общинная знать (жуде, кнезы, старейшины), в руках которых сосредоточиваются значительные богатства и власть. Рядовые общинники постепенно становятся зависимыми от общинной знати и выполняют в ее пользу повинности и подати, которые ранее выполняли только в пользу общины. Несколько волошских общин соединились в сравнительно небольшие территориальные объединения - кнезаты и более крупные образования - воеводаты. Во главе кнезатов стояли кнезы, воеводаты возглавляли воеводы. Власть воевод и кнезов над простыми общинниками уже часто опиралась на дружину. Воеводаты являлись наиболее высокой формой раннефеодальной общественно-политической организации волохов. В то же время эти образования еще сохранили многие традиционные порядки свободных общин. Волошские кнезаты и воеводаты образовывались вследствие влияния на волохов общественного строя славян, с которыми они долгое время рядом проживали. В источниках имеются указания на существование в X в. в Карпатах волошских и волошско- славянских воеводатов, имевших крупные укрепленные ремесленноторговые и политические центры. Но эти ранние феодальные политические организации не успели превратиться в полноценные государства, так как этому помешала захватническая политика Венгерского королевства. Захват венгерскими феодалами в Х-ХИ вв. общинных угодий и угнетение ими волохов, притеснение католической церкви вызвали переселение волохов с Внутрикарпатского плато и Карпатских гор в другие области, в том числе в значительной мере на восток от Карпат в Днестровско-Карпатские земли.
Ко времени расселения в Днестровско-Карпатские земли волохов этот район вследствие разорении кочевников и проживания их в южной части региона являлся слабозаселенным. Славянское население, пополнявшееся за счет галицких переселенцев, было редким, поэтому волохи, начавшие сюда переселяться, не встретили противодействия со стороны жителей этого региона и оседали на свободных местах. Вслед за переселением волохов на Восточное Прикарпатье пыталось распространить свою власть и Венгерское королевство. В определенной степени ему это удалось. В XII-первой половине XIII в. оно смогло расширить сферу своего политического влияния на южную часть Восточного Прикарпатья, но в середине XIII в. эти земли подверглись нашествию монголо-татар.
Информация о работе Днестровско-Карпатские земли после разрушительного нашествия гуннов