Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:41, контрольная работа
Свод законов Хаммурапи является уникальным письменным памятником истории. Он представляет собой один из первых образцов кодифицированного права и рассматривает взаимоотношения в древнем Вавилонском обществе, основные группы преступлений: против личности, против имущества. Хоть в оригинальном написании свод законов Хаммурапи не подразделяется на статьи и записан сплошным текстом, не предусматривая деление на подотрасли права, в нём присутствуют элементы уголовного, семейного, гражданского, трудового, земельного и других прав.
Введение
История создания законов Хаммурапи
Положение рабов по законам Хаммурапи
Долговые и ростовщические отношения по законам Хаммурапи
Заключение
Список источников и литературы
Контрольная работа по теме:
Долговое рабство
по законам Хаммурапи.
Выполнил:
Студент 1 курса
факультета Истории и социальных
наук Янковский Э.С.
План
работы:
Введение.
Свод законов Хаммурапи является уникальным письменным памятником истории. Он представляет собой один из первых образцов кодифицированного права и рассматривает взаимоотношения в древнем Вавилонском обществе, основные группы преступлений: против личности, против имущества. Хоть в оригинальном написании свод законов Хаммурапи не подразделяется на статьи и записан сплошным текстом, не предусматривая деление на подотрасли права, в нём присутствуют элементы уголовного, семейного, гражданского, трудового, земельного и других прав.
Цель
моей работы – исследовать
долговое рабство
по законам Хаммурапи,
рассмотрев при этом
положение рабов
в целом, отношения
к ним общества. Проанализировать
ростовщические отношения,
характерные для Древнего
Вавилона, рассмотреть
условия попадания в
долговое рабство и
оценить возможность
выхода из него.
История
создания законов
Хаммурапи.
Правление царя Хаммурапи (1792-1750) ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.1
Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья.
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в которой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя, боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения.
Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство.
Законник
Хаммурапи по содержанию
и форме соответствовал
определенному уровню
развития правовой теории
и практики. Применялся
он непродолжительное
время, т.к. Вавилон в
конце XVIII в. до н.э. потерял
политическую независимость.
Положение рабов по законам Хаммурапи.
Основными источниками рабства были долг и военный плен. Рабы в Древнем Вавилоне не считались членами общества, а приравнивались к скотине. Пренебрежительное отношение к рабам просматривается в некоторых законах Хаммурапи:
«Если человек серебро ли, золото ли, раба ли, рабыню ли, быка ли, овцу ли осла ли или что бы то ни было у (несовершеннолетнего) сына человека или у раба человека без свидетелей и договора купил или на хранение принял, человек этот – вор, он должен быть убит»1. – Здесь отчётливо видно, что раб поставлен в один ряд с вещами и скотом. За раба требуется самая низкая плата при обращении к врачу:
«Если пациент – раб человека, хозяин раба должен дать врачу 2 сикля серебра»2, что в 5 раз меньше, чем плата врачу за свободного человека. К тому же, наказания за преступления против рабов и причинение им неумышленного вреда, гораздо мягче, чем наказания за преступления против свободных людей:
«Если врач человеку сделал большой надрез бронзовым ланцетом и (тем) причинил человеку смерть или на виске у человека сделал надрез бронзовым ланцетом и (тем) ослепил глаз (этого) человека, ему должны отрезать руку», но «Если врач большой надрез сделал бронзовым ланцетом рабу мушкенума и (тем) причинил (ему) смерть, он должен отдать раба за раба».3
«Если человек ударил рабыню человека и (тем) причинил ей выкидыш, 2 сикля серебра он должен отвесить. Если эта рабыня умерла, он должен отвесить 1/3 мины серебра»4, что ещё раз подтверждает пренебрежительное отношение к рабам. Человек может причинить непоправимый вред, который может привести и к смерти раба, и при этом откупится лишь штрафом, тогда как
1 Законы Хаммурапи
2,3,4 Там же
причинение вреда свободному человеку ведёт за собой крупный денежный штраф, либо наказание по принципу Талиона:
«Если человек ослепил глаз сыну человека, его глаз должны ослепить. Если он сломал человеку кость, ему должны сломать кость. Если глаз мушкенуму он ослепил или кость мушкенуму сломал. Он должен отвесить 1 мину серебра. Если он ослепил глаз раба человека или сломал кость раба человека, половину его цены он должен отвесить».1
Стоит отметить, что если раб совершал деяние, противоречащее закону, его ждало жестокое наказание:
«Если раб человека кого-либо из людей по щеке ударил, ему должны отрезать ухо».Объяснить такую не совсем справедливую для современного мира систему наказаний можно довольно просто: принцип Талиона действовал только тогда, когда обидчик и жертва были на одном социальном уровне. Оплеуха от простого раба, которого в древности не считали за человека, была очень серьёзным оскорблением, поэтому наказывалась по всей строгости. Однако рабы ценились в хозяйстве, и существуют статьи закона, по которым раб в некоторых инцидентах оставался безнаказанным:
«Если человек раба дворца, рабыню дворца, раба мушкенума, рабыню мушкенума выведет за городские ворота, он должен быть убит. Если человек раба или рабыню беглых, принадлежащих дворцу или мушкенуму в доме своём укрыл, и по объявлению глашатая не выдал, это хозяин дома дома должен быть убит. Если человек раба или рабыню беглых в степи поймал и в дом его господина его привёл, 2 сикля серебра господин раба должен ему отдать. Если раб этот господина своего не назвал, во дворец его надлежит привести, прошлое его надлежит исследовать, и его господину его должны вернуть.
1 Законы Хаммурапи
2 Там же
Если раба этого в своём доме он удержал, а затем у него он будет обнаружен, человек этот должен быть убит.
Если раб от (человека), поймавшего его, убежал, человек этот господину раба (в этом) во имя бога должен поклясться и будет
свободен».1 Примечательно, что за кражу раба предусматривается то же наказание, что и за кражу имущества – смерть.
1 Законы Хаммурапи
Долговые и ростовщические отношения по законам Хаммурапи.
Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками.
Только владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным.Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.
Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству. Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которою входили также земли храмов.
Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями.
Ростовщические отношения в Древнем Вавилоне оформлялись письменно.
Документ составлялся на необожжённой глине, при смачивании которой можно было легко уничтожить прежнюю надпись и сделать другую.Это предусматривалось в особых случаях, например:
«Если за человеком долг в рост имеется, а поле его Адад побил, или наводнение унесло (урожай), или из-за отсутствия воды зерно на поле не имеется, (то) в этом году зерно своему кредитору он может не возвращать, табличку свою он может увлажнить (для внесения изменений), и рост за этот год он может не отдавать».
Получается, что земледелец по закону может избежать долгового рабства в случае неурожая. Проследим, как будет протекать долговое рабство, если у земледельца появляется необходимость в него вступить:
«Если человека одолел долг, и свою жену, своего сына или свою дочь он продал за серебро или в долговое рабство отдал, 3 года (на) хозяйство своего покупателя или своего закабалителя они должны работать, (а) на четвёртый год их освобождение должно быть совершено. Если человека одолел долг, и свою рабыню, которая родила ему сыновей, он продал за серебро, серебро, которое кредитор (ему) отвесил, хозяин рабыни может (кредитору) отвесить и рабыню свою выкупить».
Таким образом, законы Хаммурапи не закрепощают, а, наоборот, выступают на стороне должника и дают реальную возможность выйти из долгового рабства.
Заключение.
Рассмотрев законы Хаммурапи, можно прийти к выводу о том, что положение рабов было бедственным, рабы являлись наименее социально защищённой категорией граждан. Главным источником рабства был военный плен. В случае попадания в рабство за долги, законом предусматривались пути выхода из долгового рабства, в отличии от обычного, долговое рабство было фиксированным (3 года), также человек защищён от попадания в кабалу в случае форс-мажорных обстоятельств: стихийных бедствий, неурожая.
Источники.
1.Законы Хаммурапи.
Литература.
1. Белявский В.А. тайны Вавилона. – М.: Вече, 2001