Досуг в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:33, реферат

Краткое описание

Работа о том, как развлекались в древней Руси.

Вложенные файлы: 1 файл

Досуг в Древней Руси.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

Досуг в Древней  Руси.

Ходарева Ольга

Группа №126

 

1.01 - 6.01 - Стужня - Велесовы Дни.

Велесовы дни – иное название этих празднеств Волосовы дни. Вполне можно предположить, что служение славянскому богу Велесу не имело  ограничительных рамок, заключенных  только днем самих зимних святок , скорее всего начинались служения в новый год и длились все первые шесть дней января, а дни эти, как известно, отмечены особым «разгулом нежити и нечисти». В пользу такого предположения может говорить и болгарский новогодний обряд, при котором участие принимали 12 старцев, которые одевались  в звериные маски или маски с изображением морд скота, старцы обвешивались  по всемц поясу боталами - коровьими бубенцами. Называли старцев этих – сурвакары (иначе могли именовать «медведями»). Медведи собирались вместе под покровом ночи перед самым  новым годом, приходя в назначенное место из близлежащих  деревень в село и производили свое удивительное, долгое и многообразное действо поклонения и проведения самого обряда. Действа заключались в заклинательных обрядах и сражениях двух соперствующих партий ряженых. Среди масок здесь можно было увидеть маски медведей и быков. На следующий день после обряда и перехода  в новый год - второго января болгары устраивали особенные «воловий праздник», при котором прежние сурвакары и колядники перевоплощались в очистителей стойл и хлевов.

 

Последний день святок у болгарских славян был 7 января. В этот день главный  среди колядников давал угощения своей дружине, люди в которое  обязательно должны были приходить к нему в масках, среди которых должна была в первую очередь присутствовать маска медведя. Скорее всего предполагается, что святки были разделены на две части: первая (в том числе и новогодняя ночь) посвящались уготованному в новом году урожаю и гаданиям о браке, а вторая (после новогодней ночи) полностью имела связь со зверьем и скотом, это и были  «велесовы дни».

 

6.01 - 6 Стужня - Турицы Зимние

 Посвещены Туру, сыну Велеса  и Мокоши, покровителю игрищ, веселья,  гаданья, пляса, буйности и  страсти. В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-ый день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Вообще числа 6 и 12 посвещены Велесу, Мокоши — число 5. Поэтому гадают ещё и 5 стужня (5.01). Собирают снег для отбеливания холстины (Мокошь — покровительница ткачества и рукоделия). Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец (Мокошь покровительница святых колодцев и источников), м ожет сохранить воду на весь год.

 

18.01 - 18 Стужня - Интра

 Интра (Змиулан, Индрик-зверь), брат-противник Змея Ящера, бог  источников, колодцев, отец зверей, змей, бог-тучеводитель. Ночью колдуны  заговаривали от него трубы  (то же самое потом проделывали  от злых ведьм), по которым Змиулан  проникал в дом. В “Коло Свароже” (годовом круге) ночь Интры-Змиулана приходится напротив Дня Перуна. За доказательства существования подземных стад Интры принимали останки мамонтов и других вымерших животных. Возможно, что и сам образ Интры-Единорога сложился ещё в те времена, когда наши предки воочию наблюдали живых чудищ: мамонтов и шерстистых носорогов. Эти времена отстоят от нас не более, чем на 500 поколений. Тем паче, что человек жил в их окружении десятки тысячелетий и это не могло не отложиться в родовой памяти.

 

 

 

19.03 - 18 березня - Навий День

 Праздник воскрешения мёртвых  (вообще, с наступлением березня,  у славян начинаются обрядовые  посещения могил с приношением  треб). В этот день давно умершим  людям приносятся требы в воду.

В воду бросают скорлупу освещённого красного яйца. Считается, что скорлупа доплывёт до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) к Русальному дню. В ночь перед Навьим днём навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.

 

24.03 - 23 березня - Комоедицы (Масленница)

 23 березня день, когда ночи  становится короче дня, в этот период начинается  пробуждение природы, а солнце-дитя Хорс перерастается в юношу Ярило (наступает этот период 20 березня) , тогда-то всеми славянами празднуются Комоедицы. Ранним утром все люди приходят на капище, так называется высокое место, где уже успела подсохнуть земля. Близ  капища, а также на всех перекрестках дорог рассыпается зерно. Данный обряд проводится для того, чтобы навьи, которые приняли образ сорок, съедали это зерно и не мешали проводить празднование.

На столы, которые покрывались  скатертями, ставилось печенье, конечно  же, горячие блины и пироги, кроме  того, здесь можно было увидеть мед, овсяный кисель, квас  и прочие закуски. Все угощение делились на пять равных частей, последнюю из частей помещали на открытое пустое место рядом со священным Огнем.

Масленица, так сегодня называют комоедицы, выезжала на «семидесяти  семи санях», чтобы погостить у «честного Семика» (так называли бога Огня Симаргла, а число его священное было 7).  Славяне верили, что все должны почитать богиню, с которой рано или поздно каждому из них хотя бы один раз в жизни  придётся повидаться.

 

В начале празднования все начинали друг друга  угощать блинами. И сегодня в масленицу говорят, что первый блин комом, а в старину его клали в чащу и относили в лес, косолапому его хозяину.

На Масленицу  обязательно подается сурья, ее жрица  Марены подносит к жертвеннику. Другая  жрица Живы выбивает данную чашу, так чтобы ни одна капля из не попала на сам жертвенник, потому как в противном случае вернутся холода, придет Марена.

В Масленицу  прыгали через маленький костёр, сложенный в виде шалашика, при  этом обращались к Симарглу, прося, чтобы он зажёг снег, после этого обязательно умывались снегом, либо талой водой, образованной вокруг костра. Приято было считать, что талая вода способна придать лицу особую красоту. После этого прославляли Ярило, для этого скатывали горящие колёса с небольших гор, как бы привнося честь новому зарождающемуся солнцу.

 

7.04-14.04 - 7-14 кветня - Перунова Неделя

Празднование  Перуновой  недели началось еще в  период язычества, стародавние и  древние времена, в тот период, когда после весеннего равноденствия, проходящего 22 марта, совершались обряды, всецело посвященные приходу  и радости  весны. Примыкала к данным празднованиям и неделя, названная перуновой, посвящалась она, соответственно, одноименному богу. В течение всей этой недели Перуну приносились жертвы, которые призваны были помогать бог в победе над темными силами зимы. Чтобы принести жертвы, строились алтари на возвышенных местах, где  разжигались костры, называемые перуновыми кострами. После того, как на Руси было принято христианство, Перунова неделя в ограничительным мерах была включена в годичный цикл праздников, а все ее обряды приурочили к неделе перед Пасхой (что, по сути, является одними и тем же).  Начиная с понедельника, дома убирались, чистились и мылись, кроме них и иные помещения дома (хлев, баня) подготавливались к встрече весны (в православии этот праздник – праздник  Пасхи). Вторник являлся днем, когда готовили «соченое молоко». Для такого молока брали нежное конопляное или льняное семя, толкли его в ступе, разводя водой. Капельки масла образовывали легкую взвесь, которая  приобретала слегка белесоватый оттенок, похожий на молочный. Было принято считать, что «соченое молоко» способно уберечь от нечистой силы и защитить от всех болезней и недугов. Таким раствором, кроме того, поили животных, чтобы обеспечить его сытую жизнь, здоровье и богатый приплод. В среду производился ритуал обливания домашнего скота «живой водой». Для того, что получить «соченое молоко», по оврагам, где сохранялся чистый снег, его собирали. После того, как он таял уже в избе, в ведро добавлялось немного крупинок «четверговой соли», оставленной с прошлого года. Водой обливалась вся скотину, предварительно выгнанная во двор, а после водой этой обрызгивались углы хлева и курятника.

 

22.04 - 22 кветня - Лельник

 Лельник  — праздник, посвещённый Богине  девической любви — Леле. Наш,  славянский, “женский день”. Девушки в этот день выбирают самую красивую из них, украшают её голову венком из первых цветов и сажают на дерновую скамью. Затем водят вокруг неё хороводы и поют величальные песни.

 

30.04 - 30 кветня - РОДоница

30 кветня (30.04) заканчиваются последние весенние холода. С заходом солнца открывают зачин. В этот день поминают предков, призывая их посетить землю: “Летите, милые деды…”. Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшенную кашу, крашеные яйца-писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе “боряхуся по мертвецы”, показывая свое боевое искусство.

 С высокой  горы катают крашеные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чьё яйцо укатится  дальше, не разбившись. К полуночи  на той же горе раскладывают  дрова для большого костра.

 

01.05 - 1 травня - Живин День

 В ночь  с 30 кветня (30.04) на 1 травня (01.05) начинается  праздник — Живин день. Женщины,  взяв мётлы, совершают обрядовую  пляску вокруг костра, очищая  место от нечисти. Прославляют  Живу, богиню жизни, которая оживляет  природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы. На той же высокой горе затевают веселые игрища и хороводы вокруг костра. Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. Весь наступающий день 1 травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

 

4.06 - 5 червня - Ярилин День

 В начале  червня природа радует глаз  буйством красок. 5 червня (4.06) Ярило  открывает небо, и зеленые травы наливаются волшебной силой. Уходит весна, приходит лето. До восхода солнца умываются целебной росой, обходят нивы с хлебом, освещают дома и ворота. В этот день Ярило-Солнце показывает свою силу. На зачине Огонь горит необычайно жарко. Семаргл-Огнебог помогает своему небесному брату. После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь. После зачина проводят обряд “Постриги” для юношей, посвещение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски.

 

 

23.06 - 24 червня - Купало

 Празднуется  24 червня (23.06). Вечером, когда заходящее  солнце краешком ещё не касается леса, начинается праздник. Всё действие происходит на поляне у речного берега. Заранее приготавливают костёр-купалец с длинным шестом посередине, на который насаживают купальское колесо с шестью спицами. Отдельно сооружают погребальную краду (для куклы) и малый купалец, через который будут прыгать суженые. Он должен гореть неподалёку от большого купальца, но так, чтобы можно было водить хоровод. На зачин торжественно выносят “Ярилу”, куклу из зелёных веток (её делают женщины). Ставят “его” под увитую венками и лентами берёзку и водят хоровод, прославляя Ярилу. Во время хоровода кукла “нечаянно” падает — умирает. Женщины бросаются к “Яриле”, пытаясь “оживить” “усопшего”. Но всё напрасно. Ярило “умер” и “родился” Дажьбог (Солнце-юноша стал Солнцем-мужем). От приготовленного костра-купальца, в поле отправляется “похоронное” шествие — хоронят “Ярилу”. Дойдя до середины поля, вереница людей пятится назад, притворно плача и горюя над “Ярилой”. Кукла кладётся на погребальную краду под поминальные слова “скорбящих” и, после “прощаний” торжественно сжигается. Затем участники праздника собираются на капище, выстроившись в ряд. Начинается второй зачин.

 

Жрец собирает общую требу (хлеб, блины, зерно, горох, пироги) в подол облачения, а затем, выбрав самый большой коровай, проходит вдоль рядов. Каждый должен дотронуться правой рукой до коровая, загадав желание.


Информация о работе Досуг в Древней Руси