Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:33, реферат
Работа о том, как развлекались в древней Руси.
Досуг в Древней Руси.
Ходарева Ольга
Группа №126
1.01 - 6.01 - Стужня - Велесовы Дни.
Велесовы дни – иное название этих празднеств Волосовы дни. Вполне можно предположить, что служение славянскому богу Велесу не имело ограничительных рамок, заключенных только днем самих зимних святок , скорее всего начинались служения в новый год и длились все первые шесть дней января, а дни эти, как известно, отмечены особым «разгулом нежити и нечисти». В пользу такого предположения может говорить и болгарский новогодний обряд, при котором участие принимали 12 старцев, которые одевались в звериные маски или маски с изображением морд скота, старцы обвешивались по всемц поясу боталами - коровьими бубенцами. Называли старцев этих – сурвакары (иначе могли именовать «медведями»). Медведи собирались вместе под покровом ночи перед самым новым годом, приходя в назначенное место из близлежащих деревень в село и производили свое удивительное, долгое и многообразное действо поклонения и проведения самого обряда. Действа заключались в заклинательных обрядах и сражениях двух соперствующих партий ряженых. Среди масок здесь можно было увидеть маски медведей и быков. На следующий день после обряда и перехода в новый год - второго января болгары устраивали особенные «воловий праздник», при котором прежние сурвакары и колядники перевоплощались в очистителей стойл и хлевов.
Последний день святок у болгарских славян был 7 января. В этот день главный среди колядников давал угощения своей дружине, люди в которое обязательно должны были приходить к нему в масках, среди которых должна была в первую очередь присутствовать маска медведя. Скорее всего предполагается, что святки были разделены на две части: первая (в том числе и новогодняя ночь) посвящались уготованному в новом году урожаю и гаданиям о браке, а вторая (после новогодней ночи) полностью имела связь со зверьем и скотом, это и были «велесовы дни».
6.01 - 6 Стужня - Турицы Зимние
Посвещены Туру, сыну Велеса и Мокоши, покровителю игрищ, веселья, гаданья, пляса, буйности и страсти. В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-ый день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Вообще числа 6 и 12 посвещены Велесу, Мокоши — число 5. Поэтому гадают ещё и 5 стужня (5.01). Собирают снег для отбеливания холстины (Мокошь — покровительница ткачества и рукоделия). Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец (Мокошь покровительница святых колодцев и источников), м ожет сохранить воду на весь год.
18.01 - 18 Стужня - Интра
Интра (Змиулан, Индрик-зверь)
19.03 - 18 березня - Навий День
Праздник воскрешения мёртвых (вообще, с наступлением березня, у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб). В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду.
В воду бросают скорлупу освещённого красного яйца. Считается, что скорлупа доплывёт до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) к Русальному дню. В ночь перед Навьим днём навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.
24.03 - 23 березня - Комоедицы (Масленница)
23 березня день, когда ночи становится короче дня, в этот период начинается пробуждение природы, а солнце-дитя Хорс перерастается в юношу Ярило (наступает этот период 20 березня) , тогда-то всеми славянами празднуются Комоедицы. Ранним утром все люди приходят на капище, так называется высокое место, где уже успела подсохнуть земля. Близ капища, а также на всех перекрестках дорог рассыпается зерно. Данный обряд проводится для того, чтобы навьи, которые приняли образ сорок, съедали это зерно и не мешали проводить празднование.
На столы, которые покрывались скатертями, ставилось печенье, конечно же, горячие блины и пироги, кроме того, здесь можно было увидеть мед, овсяный кисель, квас и прочие закуски. Все угощение делились на пять равных частей, последнюю из частей помещали на открытое пустое место рядом со священным Огнем.
Масленица, так сегодня называют комоедицы, выезжала на «семидесяти семи санях», чтобы погостить у «честного Семика» (так называли бога Огня Симаргла, а число его священное было 7). Славяне верили, что все должны почитать богиню, с которой рано или поздно каждому из них хотя бы один раз в жизни придётся повидаться.
В начале празднования все начинали друг друга угощать блинами. И сегодня в масленицу говорят, что первый блин комом, а в старину его клали в чащу и относили в лес, косолапому его хозяину.
На Масленицу обязательно подается сурья, ее жрица Марены подносит к жертвеннику. Другая жрица Живы выбивает данную чашу, так чтобы ни одна капля из не попала на сам жертвенник, потому как в противном случае вернутся холода, придет Марена.
В Масленицу
прыгали через маленький
7.04-14.04 - 7-14 кветня - Перунова Неделя
Празднование
Перуновой недели началось еще в
период язычества, стародавние и
древние времена, в тот период,
когда после весеннего
22.04 - 22 кветня - Лельник
Лельник — праздник, посвещённый Богине девической любви — Леле. Наш, славянский, “женский день”. Девушки в этот день выбирают самую красивую из них, украшают её голову венком из первых цветов и сажают на дерновую скамью. Затем водят вокруг неё хороводы и поют величальные песни.
30.04 - 30 кветня - РОДоница
30 кветня (30.04)
заканчиваются последние
С высокой
горы катают крашеные яйца, соревнуясь.
Побеждает тот, чьё яйцо
01.05 - 1 травня - Живин День
В ночь
с 30 кветня (30.04) на 1 травня (01.05) начинается
праздник — Живин день. Женщины,
взяв мётлы, совершают
4.06 - 5 червня - Ярилин День
В начале червня природа радует глаз буйством красок. 5 червня (4.06) Ярило открывает небо, и зеленые травы наливаются волшебной силой. Уходит весна, приходит лето. До восхода солнца умываются целебной росой, обходят нивы с хлебом, освещают дома и ворота. В этот день Ярило-Солнце показывает свою силу. На зачине Огонь горит необычайно жарко. Семаргл-Огнебог помогает своему небесному брату. После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь. После зачина проводят обряд “Постриги” для юношей, посвещение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски.
23.06 - 24 червня - Купало
Празднуется
24 червня (23.06). Вечером, когда заходящее
солнце краешком ещё не
Жрец собирает общую требу (хлеб, блины, зерно, горох, пироги) в подол облачения, а затем, выбрав самый большой коровай, проходит вдоль рядов. Каждый должен дотронуться правой рукой до коровая, загадав желание.