Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 19:40, курсовая работа
Жажда господства над всей Грецией привела олигархическую Спарту к войне с богатыми и процветающими демократическими Афинами. Война длилась 27 лет (431-404гг. до н.э.). Спарта победила в Пелопонесской войне, но ценой предательства интересов Эллады: получив помощь от Ирана, она превратилась в иранского надсмотрщика для эллинов. Война вывела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и община равных вступила в полосу смут, как и все другие греческие полисы.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социального
страхования, экономики и социологии
труда
Курсовая работа по истории на тему:
Древнегреческая
цивилизация Спарта.
Выполнила:
Студентка 1 курса
ЭКН-Д-1-4 (Б)
Хромовских Инна
Проверил:
Печень
Н.А.
Москва
2012 г
Введение
Спарта (Лакония, Лакедемон) - одно из самых известных и могущественных государств Древней Греции.
Основателями Спарты в IX в. до н.э. были дорийцы, вторгшиеся в Лаконию (область южной Греции) и завоевавшие в VIII веке до н.э. соседнюю богатую и плодородную область Мессению, что сделало Спарту одним из крупнейших греческих государств. К началу периода архаики спартанцы торговали с другими греческими государствами и ввозили из-за границы лучшие товары.
События VII в. до н.э. (поражение в войне против Аргоса, длившееся 20 лет, восстание мессенцев против Спарты) убедили спартанцев в необходимости усилить армию. К началу классического периода Спарта стала самым сильным в военном отношении государством в Греции, ее воины славились дисциплиной и храбростью.
Идеальный полис, Спарта, была государством, которое, по преданию древнегреческих историков, не знало смут и гражданских распрей. Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга. Согласно Плутарху и другим древним авторам, время жизни Ликурга приходится примерно на первую половину 7 в. до н.э. Это было время смут и беззаконий. Изучал законы и мечтал, вернувшись на родину, полностью изменить строй своей общины и установить такие законы, которые навсегда прекратили бы вражду между спартанцами.
Вернувшись в Спарту, Ликург вместе с 30 верными ему знатными гражданами приступил к реформам. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления гражданской общиной. Античные писатели утверждают, что Ликургом был создан Совет старейшин (герусия) из 28 человек.
Чтобы добиться согласия
и мира, Ликург решил навсегда искоренить
богатство и бедность в государстве.
Всю землю, которой владела община,
он поделил на примерно равные участки
(клеры), 9 тысяч клеров получили спартанцы
по числу семей, 30тысяч было отдано
периэкам-жителям окрестных
Для сохранения всеобщего равенства Ликург запретил употреблять в Спарте золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, и ввел очень тяжелые железные деньги. На эти деньги можно было купить только то, что производилось в самой Спарте
Все спартанцы, от царя
до простого гражданина, должны были жить
в совершенно одинаковых условиях.
Специальные предписания
Жажда господства над
всей Грецией привела олигархическую
Спарту к войне с богатыми и
процветающими демократическими Афинами.
Война длилась 27 лет (431-404гг. до н.э.).
Спарта победила в Пелопонесской
войне, но ценой предательства интересов
Эллады: получив помощь от Ирана, она
превратилась в иранского надсмотрщика
для эллинов. Война вывела Спарту
из состояния искусственной
I Возникновение
государства
Спарта, или Лакедемон,
- древнегреческий полис, город-государство,
возникло в IX веке до н.э. Спарта была примером
рабовладельческой аристократии. Самое
дорическое из всех государств Древней
Греции. Древняя Спарта находилась на
западном берегу реки Эврот и простиралась
на север от современного города Спарта.
Лакония -- сокращенное название области,
которая полностью звалась Лакедемоном,
поэтому обитателей этой местности часто
именовали "лакедемонянами", что
практически равнозначно словам "спартанец"
или "спартиат".
С VIII века до н.э. Спарта начала расширяться за счет покорения соседей - других греческих городов-государств. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов.
Отвоевав еще часть
территории у Аргоса и Аркадии, Спарта
перешла от политики завоеваний к наращиванию
своего могущества через заключение договоров
с различными греческими городами-государствами.
В качестве главы Пелопоннесского союза
(начал возникать около 550 до н.э., оформился
около 510-500 до н.э.) Спарта фактически превратилась
в мощнейшую военную державу Греции. Тем
самым была создана сила, ставшая противовесом
надвигавшемуся вторжению персов, объединенные
усилия Пелопоннесского союза и Афин с
их союзниками привели в решительной победе
над персами при Саламине и Платеях в 480
и 479 до н.э.
Древняя Спарта представляла
собой рабовладельческое
II Общественный строй
1. Население Спарты
Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы:
· спартиаты;
· гипомейены;
· периэки;
· илоты.
Политическими правами
пользовались только спартиаты. Вся
земля в Спарте считалась собственностью
государства и была поделена на участки
(клеры), переданные полноправным гражданам
- спартиатам в наследственное пользование
без права отчуждения и дробления.
Земельные наделы передавались вместе
с обрабатывающими землю
Представители побежденных
племен становились государственными
рабами - илотами. Они не имели своей земли,
работали на участке, предоставленном
спартиату государством. Однако у илотов
были свое хозяйство и свои орудия производства.
Илоты платили господину оброк, равный
50% урожая, полученного с земли. Илоты также
несли военную службу. Свое господство
над илотами спартиаты поддерживали методами
террора. Илоты могли быть отпущены на
волю государством.
2. Спартанское воспитание
воспитание в
возрасте от 7 до 15 лет
Основной задачей в этот период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.
В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по окончании похвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою.
Воспитание детей не вверялось в руки только лишь ограниченного числа людей: вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего класса. И этот так называемый принцип «общественного контроля» являлся одним из основных в общей системе спартанского государственного образования. Аристотель писал: «Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом...Что имеет общий интерес, тем и заниматься следует совместно». Поэтому, на состязания, проводимые в гимнасиях, регулярно приглашали представителей старшего поколения «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков». На этом основании каждый старик мог поощрить или наказать любого из детей. И это считалось не только его правом, но и обязанностью.
Кроме того, на мужские соревнования нередко в качестве зрителей приглашали и девочек, которые своим присутствием стимулировали юношей к достижению больших успехов.
По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали во все более суровых условиях. «С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды, босые и с обнаженной головой; летом и зимой они носили одну и ту же одежду, которой им должно было хватать на целый год. Их волосы были коротко острижены. Им запрещалось мыться и принимать благовония, исключая определенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на камышах», которые приносили себе сами с берегов Еврота, ломая его там руками.
В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены - члена общины с предоставлением определенных гражданских прав.
Кроме того, детям умышленно выдавали слишком скудное питание, чтобы научить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них ловких и сильных людей. Для того, чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавшихся избивали плетью и заставляли голодать. Поэтому дети различными способами стремились скрывать свои преступления.
Таким образом, подобные
“уроки жизни” не только приучали детей
бороться с лишениями, но также и
закаляли в них смелость, самообладание
и выдержку - качества столь необходимые
для будущего воина.
По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и смекалке. Очень многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии.
В определенные дни перед алтарем богини Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначе не только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение.
В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый “испытательный год» своей военной подготовки. Начиная с этого возраста, подростки получали право ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты. Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы. Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались доблестью и благородством, побежденный неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор, который полностью поддерживался законами государства.