Древнегреческая цивилизация Спарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Жажда господства над всей Грецией привела олигархическую Спарту к войне с богатыми и процветающими демократическими Афинами. Война длилась 27 лет (431-404гг. до н.э.). Спарта победила в Пелопонесской войне, но ценой предательства интересов Эллады: получив помощь от Ирана, она превратилась в иранского надсмотрщика для эллинов. Война вывела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и община равных вступила в полосу смут, как и все другие греческие полисы.

Вложенные файлы: 1 файл

спааааааааааааааарта.docx

— 45.23 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социального  страхования, экономики и социологии труда 
 
 
 

Курсовая  работа по истории  на тему:

Древнегреческая цивилизация Спарта. 
 
 
 

                    Выполнила:

                    Студентка 1 курса

                    ЭКН-Д-1-4 (Б)

                    Хромовских Инна

                    Проверил:

                    Печень  Н.А. 
                     
                     

Москва 

2012 г 
 
 

 

 

 

 Введение 

Спарта (Лакония, Лакедемон) - одно из самых известных и могущественных государств Древней Греции.

Основателями Спарты в IX в. до н.э. были дорийцы, вторгшиеся в Лаконию (область южной Греции) и завоевавшие в VIII веке до н.э. соседнюю богатую и плодородную область Мессению, что сделало Спарту одним из крупнейших греческих государств. К началу периода архаики спартанцы торговали с другими греческими государствами и ввозили из-за границы лучшие товары.

События VII в. до н.э. (поражение в войне против Аргоса, длившееся 20 лет, восстание мессенцев против Спарты) убедили спартанцев в необходимости усилить армию. К началу классического периода Спарта стала самым сильным в военном отношении государством в Греции, ее воины славились дисциплиной и храбростью.

Идеальный полис, Спарта, была государством, которое, по преданию древнегреческих историков, не знало  смут и гражданских распрей. Создателем Спартанского государства древние  греки считали законодателя Ликурга. Согласно Плутарху и другим древним  авторам, время жизни Ликурга  приходится примерно на первую половину 7 в. до н.э. Это было время смут и  беззаконий. Изучал законы и мечтал, вернувшись на родину, полностью изменить строй своей общины и установить такие законы, которые навсегда прекратили бы вражду между спартанцами.

Вернувшись в Спарту, Ликург вместе с 30 верными ему знатными гражданами приступил к реформам. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления гражданской  общиной. Античные писатели утверждают, что Ликургом был создан Совет  старейшин (герусия) из 28 человек.

Чтобы добиться согласия и мира, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в государстве. Всю землю, которой владела община, он поделил на примерно равные участки (клеры), 9 тысяч клеров получили спартанцы  по числу семей, 30тысяч было отдано периэкам-жителям окрестных мест

Для сохранения всеобщего  равенства Ликург запретил употреблять  в Спарте золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, и ввел очень тяжелые железные деньги. На эти деньги можно было купить только то, что производилось в самой Спарте

Все спартанцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальные предписания указывали, какие дома строить, какую одежду носить, и даже еда должна быть у  всех одинаковой.

Жажда господства над  всей Грецией привела олигархическую Спарту к войне с богатыми и  процветающими демократическими Афинами. Война длилась 27 лет (431-404гг. до н.э.). Спарта победила в Пелопонесской  войне, но ценой предательства интересов  Эллады: получив помощь от Ирана, она  превратилась в иранского надсмотрщика для эллинов. Война вывела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и община равных вступила в полосу смут, как и все другие греческие  полисы. 

I Возникновение  государства 

Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, возникло в IX веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Самое дорическое из всех государств Древней Греции. Древняя Спарта находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония -- сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемоном, поэтому обитателей этой местности часто именовали "лакедемонянами", что практически равнозначно словам "спартанец" или "спартиат". 

С VIII века до н.э. Спарта начала расширяться за счет покорения соседей - других греческих городов-государств. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов.

Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики завоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров с различными греческими городами-государствами. В качестве главы Пелопоннесского союза (начал возникать около 550 до н.э., оформился около 510-500 до н.э.) Спарта фактически превратилась в мощнейшую военную державу Греции. Тем самым была создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению персов, объединенные усилия Пелопоннесского союза и Афин с их союзниками привели в решительной победе над персами при Саламине и Платеях в 480 и 479 до н.э. 

Древняя Спарта представляла собой рабовладельческое государство, но с сильными пережитками общинного  быта. Основой экономики здесь  было сельское хозяйство. Ремесло было развито крайне слабо. Необходимость  держать в постоянном страхе и  повиновении рабов, число которых  в несколько десятков раз превышало  число свободных, заставляла рабовладельцев всеми силами поддерживать дисциплину и единство в своей среде. Отсюда - стремление коллектива рабовладельцев искусственными мерами задержать рост частной собственности, предупредить накопление движимых богатств в одних  руках, тенденция соблюдать уравнительность  в среде этой организованной по военному ассоциации рабовладельцев. По этой причине в Спарте очень долго сохраняет свой авторитет наследственная аристократия, тогда как в Афинах родовой власти был нанесен сокрушительный удар еще в VI в. до н.э. (реформы Солона и Клисфена). В Спарте самым многочисленным классом были рабы (илоты), которых насчитывалось приблизительно около 220 000 чел. Положение илотов в Спарте значительно отличается от положения рабов в других античных государствах. Считают, что илоты - это завоеванное население, обращенное в рабство. Это государственные рабы, сидящие на земле, т. е. прикрепленные к ней и отдающие половину урожая государству. Следовательно, Спарта не знала частной собственности на рабов. Спартанцы сообща владели всеми рабами и всей землей. По существу, класс спартиатов был небольшой группой правящего класса, эксплуатировавшей рабов. Чтобы держать этих рабов в повиновении и беспощадно расправляться с рабскими восстаниями, нужна была определенная военная организация. Спартанцы уделяли огромное внимание созданию сильного и боеспособного войска. Вся система воспитания спартанцев была подчинена одной цели: сделать из граждан хороших воинов. Вся полнота государственной власти находилась в руках представителей наиболее знатных родов.  

II Общественный строй 

1. Население Спарты 

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие  социальные группы:

· спартиаты;

· гипомейены;

· периэки;

· илоты.

Политическими правами  пользовались только спартиаты. Вся  земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование  без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами. Поскольку первоначально  эти наделы были равными, то община спартиатов обычно именовалась "общиной  равных". Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной  дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны  были с семилетнего возраста почти  до старости целиком отдаваться военному делу. Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Граждане, которые не могли делать взносы для  организации общественных трапез, исключались  из числа равных и переходили в  разряд гипомейенов. Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.  

Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.  

2. Спартанское воспитание

 воспитание в  возрасте от 7 до 15 лет 

Основной задачей  в этот период было развитие способности  самостоятельно преодолевать жизненные  трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.

В семь лет мальчиков  отнимали у родителей и, объединив  их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по окончании похвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою.

Воспитание детей  не вверялось в руки только лишь ограниченного числа людей: вопросы  воспитания подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего класса. И этот так называемый принцип «общественного контроля» являлся одним из основных в общей системе спартанского государственного образования. Аристотель писал: «Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом...Что имеет общий интерес, тем и заниматься следует совместно». Поэтому, на состязания, проводимые в гимнасиях, регулярно приглашали представителей старшего поколения «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков». На этом основании каждый старик мог поощрить или наказать любого из детей. И это считалось не только его правом, но и обязанностью.

Кроме того, на мужские  соревнования нередко в качестве зрителей приглашали и девочек, которые  своим присутствием стимулировали  юношей к достижению больших успехов.

По мере того, как  мальчики подрастали, их воспитывали  во все более суровых условиях. «С двенадцатилетнего возраста молодые  люди ходили почти без одежды, босые  и с обнаженной головой; летом и зимой они носили одну и ту же одежду, которой им должно было хватать на целый год. Их волосы были коротко острижены. Им запрещалось мыться и принимать благовония, исключая определенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на камышах», которые приносили себе сами с берегов Еврота, ломая его там руками.

В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены - члена общины с предоставлением определенных гражданских прав.

Кроме того, детям  умышленно выдавали слишком скудное  питание, чтобы научить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них ловких и сильных людей. Для того, чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавшихся избивали плетью и заставляли голодать. Поэтому дети различными способами стремились скрывать свои преступления.

Таким образом, подобные “уроки жизни” не только приучали детей  бороться с лишениями, но также и  закаляли в них смелость, самообладание  и выдержку - качества столь необходимые  для будущего воина.  

По исполнении 15 лет  мальчики должны были выдержать несколько  своеобразных экзаменов, для того, чтобы  перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное  сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и смекалке. Очень многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии.

 В определенные дни перед алтарем богини Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначе не только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение.

В возрасте 15 лет  юноши вступали в так называемый “испытательный год» своей военной  подготовки. Начиная с этого возраста, подростки получали право ношения  оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь  Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты. Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы. Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались доблестью и благородством, побежденный неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор, который полностью поддерживался законами государства.

Информация о работе Древнегреческая цивилизация Спарта