Древнеегипетская религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:11, доклад

Краткое описание

В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая[1]. Просуществовал также недолго культ атонизма, который можно рассматривать как монотеистический. Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали монотеистические тенденции.

Вложенные файлы: 1 файл

Религия Древнего Египта.docx

— 34.16 Кб (Скачать файл)

 

Доклад

на тему:

Древнеегипетская  религия

 

 

 

 

 

Студентки 2 Д курса

Плотниковой Дарьи 

 

 

Древнеегипетская религия  — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

В Древнем  Египте существовало подобие одной  общей религии, а также было большое  разнообразие местных культов, посвящённых  определённым божествам. Большинство  из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая[1]. Просуществовал также недолго культ атонизма, который можно рассматривать как монотеистический. Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали монотеистические тенденции.

Христианство, которое сменило египетскую религию, характеризовало её как одну из форм язычества. Таким же термином её называют последователи кеметизма.

Древнейшие верования:

Доисторические  племена долины Нила, как и представители  других первобытных культур, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии  для них являлись фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения  от кочевничества к осёдлому образу жизни. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.

В значительной степени на верования первобытных  египтян, как и на всю их жизнь, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную  почву, что позволяло собирать хорошие  урожаи (олицетворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения (олицетворение  сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и  наблюдение за звёздным небом, позволило  с достаточной точностью создать  древнеегипетский календарь, благодаря  этому египтяне рано овладели основами астрономии, что также отразилось на их верованиях. В возникающих  первых поселениях-городах египтян  имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, обычно в форме материального  фетиша, но значительно чаще в виде животного — тотема.

Культ животных

Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, восходя к доисторическому тотемизму, с которым в ряде случаев было сильно сближено, фактически составляя  явления одного порядка. Номы и города часто сопоставлялись и были связаны  со своими богами-животными, что отражалось в их названиях (см. список номов  Древнего Египта), также многие иероглифы  египетского письма представляли собой  символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств:

Идеограмма 

Животные утка собака гриф крокодил «зверь Сета» ибис кобра заяц сокол

Божества Геб Инпу Мут Себек Сетх Тот Уаджит  Унут Хор

Быки и коровы

Богиня-небо в виде коровы: Божества-быки: Нут Мер-Ур ХепКрупный рогатый скот обожествлялся, выступая как символ благоденствия, изобилия и плодородия. Постепенно культ скота трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, с которыми существовали разнообразные связи быка (коровы) и соответствующего ему мифологического образа бога: 1) полное тождество 2) бык (корова) как земное воплощение божества 3) как атрибут божества. Основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет, где египтяне больше занимались скотоводством, в связи с большим количеством пастбищ, центры культа были в городах Инбу-хедж (Мемфис), Иуну (Гелиополь), и также в Верхнем Египте — в городе Иуни (Гетмонтис)

боги принимавшие образы быков — Атум, Осирис;

богини-коровы — Ихет, Метуэр, Нут, Хесат, Хатор;

божества-быки — Бех (Бухис), Ка-Кау (Каихос), Мер-Ур (Мневис), Хеп (Апис);

боги слияния  культов с быком Хепом (Аписом) — Апис-Атум, Апис-Осирис, Серапис;

Гиппопотам  в некоторых мифах враги Ра, слуги Сета, могли выступать в виде гиппопотамов;

Змея

Амаунет (Амонет) — в египетской мифологии женская форма бога Амона (впоследствии вытеснена в качестве пары Амона богиней Мут). Амаунет изображалась с головой змеи или в образе змеи. Под землей бога Ра подстерегает бог тьмы Апоп. Его египтяне представляли в виде змея.

Крокодил

Весь период истории Древнего Египта в различных  областях почитались обожествлённые крокодилы. Выбирались отдельные, «верховные», особи, становившиеся местными божествами, которых окружали почётом, им возносились  молитвы и приносились жертвы в храмах, где они содержались.

Основные  центры культа в Верхнем Египте — I ном: город Небут (греч. Омбой, рим. Омбос), IV ном: город Уасет (греко-рим. Фивы), XXI ном: город Шена-хен (греч. Крокодилополь, греко-рим. Арсиноя).

с формированием  культа антропоморфных богов, некоторые  из них сохранили зооморфные черты  крокодила и он считался их воплощением на земле — Себек, Себектет; зооморфные черты крокодила были у чудовища Амат; в некоторых мифах враги Ра, слуги Сета, могли выступать в виде крокодилов;

Сокол (или ястреб)

Божества-соколы почитались под разными именами  во многих областях Египта и Нубии, но все они, как правило, были связаны  с небом и солнцем. Постепенно их культ трансформировлся от тотемических верований к антропоморфным богам, поклонение которым между разными областями переплеталось и объединялось, иногда, наоборот, ещё больше дифференциируясь на ипостаси.

основное божество-сокол — Хор (греч. соответствие по Геродоту — Аполлон);

основные  ипостаси Хора — Хор Бехдетский, Хор-са-Исет; менее значительные ипостаси — Хор-па-херд (греч. Гарпократ), Хор-Сематауи, Хор-ур (греч. Хароерис), Хор Хекенский, Хор Хенти-Хети;

отождествления  Хора —

+ Ра → Ра-Харахути, Хор-эм-ахет, Хор-па-Ра;

+ Амон + Ра  → Амон-Ра-Харахути

+ Монту + Ра → Монту-Ра-Харахути

прочие божества-соколы (иногда отождествлялись с Хором) — Монту, Немти, Сопду;

Пантеон

Древнеегипетская  религия, со всем присущим ей разнообразием  богов, являлась результатом слияния  независимых племенных культов.

Внешний вид

Египетские  боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано  с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели  аспекты, а некоторые сливались  друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего  египетская мифология насчитывает  около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.

Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых  об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

Сотворение мира

В египетской мифологии не существовало единых представлений  о сотворении мира. Главные религиозные  центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Ещё одна версия творения появилась в Мемфисе  и ставила в центр мифа о  сотворении Птаха, бога-покровителя  ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается  с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Убийство Осириса

Четвёртое поколение  эннеады стало в то же время героями одного из наиболее ярких египетских мифов. Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Все гости пробовали лечь в саркофаг, но он подошёл только Осирису. Как только он лег, Сет захлопнул крышку саркофага и залил её свинцом, а затем утопил его в Ниле.

Жена Осириса  Исида, будучи беременной, не могла  сражаться с Сетом, и он присвоил себе власть над всем миром.

Исида разыскивала тело своего мужа. Дети рассказали ей о злодеянии Сета. Исида шла по следу саркофага  до самого Библоса, где нашла его укрытым в стволе дерева, из которого была сделана колонна дворца царя Мелькарта. Исида нанялась при дворе служанкой и завоевала доверие царицы. После того как Исида открылась ей, царица убедила своего мужа освободить саркофаг. После этого Исида доставила тело Осириса обратно в Египет и возродила его к жизни великими заклинаниями.

Для Сета не прошло незамеченным воскресение Осириса. Со всей новообретенной мощью он обрушился на него, убил, расчленил труп и разбросал куски по всей стране. Исида собрала их, чтобы вновь воскресить мужа, но обнаружила, что крокодил сожрал его фаллос, и заменила его деревянным.

Осирис не воскрес, но стал правителем загробного мира; Сет укреплял свою власть над  Египтом и всем миром.

Война богов

Гор, выросший среди людей, узнал о своем  божественном происхождении и о  родителях. Он решил отомстить Сету и начал борьбу против него. У  него появились многочисленные союзники, такие, как бывшая супруга Сета Нефтида, Тот, Анубис и, разумеется, его мать Исида. Однако, когда Исида освободила пленника, принадлежащего Гору, тот так разгневался, что отрубил ей голову. К счастью, Тоту удалось предотвратить её смерть, но все остальные боги отвернулись от Гора.

Особенно  дорого война стоила людям, потому что  именно они были в армиях, которые  Гор и Сет бросили друг против друга. Гор напал на Нубию, в которой  правил Сет, и одержал практически  полную победу над его войском. Тогда  Сет сам вступил в бой. Его  битва с Гором не принесла никому победы, однако Нубия отошла к Гору.

Глаз Гора

Во время  войны с Сетом Гор лишился  левого глаза, но Исида исцелила ранение  сына; иногда также спасителем считают  Тота. Лунный глаз Гора (т. н. Уаджет) стал символом исцеления и защиты от опасности и со времен Древнего Царства использовался как амулет. В наши дни глаз Гора изображается по обе стороны носа судов, курсирующих по Нилу.

Объединение страны

Ра, видевший, что мир пустеет, потому что никто  не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы  решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились  во мнениях, и в конце концов воззвали за советом к Нейт(так же её называют Маат) богине мудрости. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром, и заставил богов принять совет Нейт. Мир был разделен: Гору досталась чёрная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни.

Уничтожение человечества

Было время, когда боги жили на земле среди  людей, а Ра был фараоном и в  царстве богов, и в загробном  мире. Но со временем он стал дряхлым  и слабым, и не одни боги решили воспользоваться  этим. Люди тоже заметили слабость Ра и  объединились против него. Но Ра знал о  заговоре против него и созвал богов  на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел  раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сехмет, чтобы покарать их.

Для этой цели была выбрана Хатор, и после превращения в злобную львицу Сехмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню. Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось сострадания к людям, и он решил прекратить свою кару. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред.

Настолько все  это огорчило Ра, что он решил  уйти из мира. Он забрался на спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за её живот, и превратились на пути к небу в звезды. С тех пор небо с землей разделены, как и боги с людьми, и с тех пор ведется нынешняя история. Этот миф известен из «Книги священной коровы», впервые записанной полностью в эпоху Нового царства; одна такая книга была найдена в гробнице Сети I.

Информация о работе Древнеегипетская религия