Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:35, реферат
Начало периода падает на V тыс. до н. э. Это время расцвета техники в обработке камня. Происходит все большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление: использовались все труднообрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.
АЛМАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра социально-политических дисциплин
РГР № 1
Тема: «Древнейшая история Казахстана. Неолит на
территории Казахстана. »
студент 3-го курса
группы БТЭу-11
Рычков.В.А
№ зачетной книжки 115506
Проверил(а):
.
Тема: Рассмотреть особенности неолита на территории Казахстана, объяснить смысл термина «неолитическая аграрная революция».
План лекции:
1. Особенности хозяйства и культуры эпохи неолита.
2. Стоянки эпохи неолита.
Тезисы лекции:
1. Особенности хозяйства и культуры эпохи неолита.
Начало периода падает на V тыс. до н. э. Это время расцвета техники в обработке камня. Происходит все большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление: использовались все труднообрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.
Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия так называемого производящего хозяйства, пришедшего на смену присвоению готовых продуктов природы, - собирательству и охоте. Возникновение новых видов хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества, расширило область трудовой деятельности человека и в то же время качественно изменило характер. Вся дальнейшая многотысячная история экономической деятельности человека есть в значительной степени история развития, совершенствования двух этих форм хозяйства. Уровень развития производительных сил, достигнутый первобытным населением в эпоху неолита, обусловил появление и других культурно-бытовых новшеств. У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела и ткачества, ему известна уже керамическая посуда.
В социальном отношении эпоха неолита была временем родовых общин, господства коллективного труда и общей собственности на средства производства. Вместе с тем это было время более высоких форм организации общества: образования племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких (большего или меньшего числа) родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.
В настоящее время на территории Казахстана известно свыше 5 неолитических и энеолитических памятников, однако абсолютное большинство исследовано выборочно. Неолитические стоянки по характеру расположения на местности делятся на четыре типа: родниковые, речные, озерные и пещерные. Как правило, на стоянках речного и озерного типов содержится значительное количество находок, что свидетельствует о постоянном или продолжительном пребывании здесь человека. Основной инвентарь таких стоянок - ножевидные пластины и изделия на них.
Наиболее распространены на территории Казахстана родниковые стойбища, чаще всего временные, сезонные местопребывания бродячих охотников. Одна из особенностей неолитических памятников - пустынно-степного Казахстана в том, что большая их часть - стоянки открытого (наземного) типа. На всех стоянках найдены каменные орудия из местных материалов: наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Разнообразие сырья способствовало развитию разных технических приемов его обработки и их совершенствованию. Неолитические памятники Казахстана образуют несколько территориальных групп, возможно соответствующих районам обитания родственных племен, близких друг к другу по культуре.
2. Стоянки эпохи неолита.
Неолитическая стоянка в пещере Караунгур находится на правом берегу одноименной реки, в 1,5 км к северу от с. Караунгур, Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области, или в 43 км к северо-востоку от г. Шымкента. Сама пещера находится на высоте 7 м от русла реки. Ширина у входа 20-25 м, высота около 2-16 м. Пещера состоит из двух залов: передний, длиной 20 м, и дальний - 9 м. В процессе раскопок 1959 г. Х. А. Алпысбаев получил довольно большую коллекцию культурно-бытовых остатков (каменные и костяные изделия, керамика, кости животных и т. д.) древнейших обитателей пещеры.
Объектом охоты были куланы, медведи, олени, джейраны, косули, кабаны, лошади, волки, быки, фазаны, черепахи. Об этом свидетельствуют костные остатки, обнаруженные в пещере.
В Западном Казахстане выделяется лишь один вариант кельте-минарской культуры - западно-казахстанский -предложенный еще С. П. Толстовым. Датируется ксльтеминарская культура концом IV - началом II тыс. до н. э., и охватывает значительную территорию Казахстана и Средней Азии. Каменная индустрия характеризуется заготовками в виде пластин средних размеров и микропластин, обломков пластин и отщепов. В качестве примера можно привести неолитические стоянки и местонахождения, обнаруженные в 1989-1990 гг. в Атырауской области: Шатпаколь, Кульсары I-II, Шандыаул, Кыз-Емшек, Кайнар, Жылан-Кабак, Койкара, Сарыкамыс, Шаянды и др.
Находки, относящиеся к неолитическому времени, выявлены в районе заброшенного с. Сатчы-Кыз на второй надпойменной террасе правого берега р. Кызыл-Су, в 2-2,5 км от с. Белокаменки Семипалатинской области. В данном месте террасу прорезают выходы кремнистого сланца и кварца. Стоянка Кызыл Су находится на возвышенном участке, внизу которого находится маленький родник. Рядом, перпендикулярно к пойме реки, проходит глубокий овраг, на дне которого была обнаружена треугольная пластина с ретушью и отщеп из темно-кремнистой породы, что и послужило толчком к обнаружению стоянки. Каменные изделия (а их более 100) собраны на поверхности. Площадь распространения находок 30 х 30 м. В двух местах был заложен шурф, размером 1 х 0,5 м. В шурфе наблюдалась следующая стратиграфия: дерн, мощностью 0,05 м; серо-желтая супесь с мелкой щебенкой, мощностью галечник с мелкими валунчиками и крупнозернистый песок. Коллекцию подъемного материала составляют нуклеусы, наконечники стрел, скребки, ножевидные пластины, микролиты и отходы производства. Нуклеусы призматического скалывания, аморфные, небольшого размера. Большее число орудий составляют концевые скребки на пластинах с овальным рабочим краем. У некоторых ретушированы боковые стороны. Имеются скребки высокой формы. Наконечники стрел двусторонней обработки, небольшие. Встречены и заготовки наконечников. Некоторые изделия представлены пластинками с притупленным краем, которые обработаны с двух или одной из сторон и невелики по размерам. Изделия в основном из яшмы, халцедона, опала.
• Иллюстративный материал.
▪ Литература:
1993г.
2. Какие главные достижения человека в период неолита?
- Назовите основные стоянки эпохи неолита на территории Казахстана
АЛМАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра социально-политических дисциплин
РГР № 2
Тема: «Казахское ханство при хане Жангире. »
студент 3-го курса
группы БТЭу-11
Рычков.В.А
№ зачетной книжки 115506
Проверил(а):
Салкам Жангир хан (годы правления: 1645–1652 гг.)
Жангир-хан (год рождения неизвестен –
умер в 1652 г.) – сын Есим-хана. Он воссел
на ханский престол после смерти своего
старшего брата Жанибек-хана. Жангир был
небольшого роста, но крепкого телосложения.
Поэтому в народе его прозвали «Салкам
Жангир».
В начале второй трети XVII века окончательно
сложилось Джунгарское ханство. Возглавил
его хунтайджи Батур. Казахское ханство
оказалось блокированным джунгарами (ойратами),
которые непрерывно совершали набеги
на казахские земли. Именно в это время
день ото дня происходили вооруженные
столкновения между джунгарами и казахскими
ополченцами. Борьба шла за территории,
предназначенные для кочевья, за торговые
центры вдоль реки Сырдарьи, которые джунгары
хотели прибрать к своим рукам.
Согласно историческим данным, относящимся
к этому периоду, между казахами и джунгарами
произошло три крупных сражения. Первое
сражение имело место в 1653 году, второе
– в 1643–1644 годах, третье – в 1652 году.
В битве 1635 года казахским войскам, возглавляемым
Жангиром, противостояли сильные полчища
под предводительством полководца Батура.
В ходе этого сражения Жангир попал в плен
и провел там некоторое время. По одним
источникам он вскоре бежал, по другим
– был освобожден казахскими ополченцами
при одном из набегов. Оказавшись на свободе,
Жангир был вовлечен в водоворот бурной
политической жизни: казахские феодалы
грызлись между собой, а извне хищно надвигался
Батур.
Усобица султанов завершилась тем, что
ханский престол занял Жангир. Жангир-хан
был ловким политиком. Он снаряжал своих
послов в сопредельные страны с целью
привлечения их на свою сторону. К примеру,
он стремился установить союзнические
взаимоотношения с кыргызами для обеспечения
защиты против джунгарских наступлений.
Его послы побывали даже в ставке злейшего
врага – хуетайджи Батура, хотя этот визит
не принес ощутимых положительных результатов.
Джунгары (ойраты), задавшись целью завладеть
пастбищами и важными торгово-ремесленными
центрами на юге Казахстана и в Средней
Азии, подвергали эти области постоянной
агрессии. Их также интересовали и земли
Прииртышья. Потесненные джунгарами казахи
невольно сталкивались с узбеками, ногайцами,
башкирами, каракалпаками.
Надвигалась еще одна крупная джунгаро-казахская
война, которая продлилась долгих четыре
года. Вторая крупная битва началась зимой
1643 года, с наступления хунтайджи Батура
на казахские земли. Джунгары завоевали
большую часть территории Семиречья, захватили
в плен около десяти тысяч кыргызов. Услышав
об этом, Жангир-хан собрал ополчение из
600 человек, и отправился в поход против
джунгар. На помощь ему пришел правитель
Самарканда Жалантос бахадур с 20-тысячным
войском. В местности Орбулак, в Джунгарском
Алатау, состоялось сражение с 50-тысячным
войском ойратов (джунгар). Жангир, используя
хитроумные маневры, нанес сильный удар
значительно превосходившим силам противника,
и одержал победу. Хунтайджи вынужден
был отступить. Джунгары, потерпев поражение,
потеряли в сражении около 10 тысяч человек.
Согласно сохранившимся историческим
сведениям, в этой битве со всей полнотой
проявился полководческий талант и военное
мастерство Жангир-хана. Именно после
этой битвы он получил прозвище Салкам
— Внушительный и завоевал горячую любовь
народа.
В своей борьбе против джунгарских завоевателей
Жангир-хан приложил определенные усилия
для получения поддержки со стороны моголов.
В целях установления с ними добрососедских
отношений Жангир-хан посылал к ним две
делегации. Эти дипломатические миссии,
между 1638–1652 годами, возглавляли сыновья
Жангир-хана – султаны Апак и Тауке. Джунгары,
не потерпевшие окончательного поражения
в битве 1643–1644 гг., также вели активную
подготовку к будущей войне. Хунтайджи,
объединив свои владения, распавшиеся
после поражения в предыдущей войне, в
один кулак, покупает оружие и боеприпасы
в русских городах Сибири.
В 1652 году состоялась третья крупная битва
между казахами и джунгарами. В ней казахские
войска потерпели поражение. В одном из
сражений погиб и сам Жангир-хан. Может,
кольчугу пробила стрела или панцирь был
проткнут копьем, а, может, шлем не выдержал
удара кривой сабли. Может, несколько копий
и сабель поразили одновременно, кто знает…
В смертельной схватке, когда глаза озверевших
и обезумевших людей застилают пот и кровь,
бессмысленно выяснять, кто кем убит. Батыр
гибнет от руки врага, говорят казахи.
Жангир пал от руки врага.
Сражение, в котором пал Салкам Жангир,
закончилось победой его армии. Тело легендарного
хана его воины вынесли с поля боя, перевезли
в Туркестан и с соответствующими почестями
предали земле. Его похоронили возле мавзолея
Ходжи Ахмеда Ясауи. Спустя время над могилой
Салкама Жангира был построен мавзолей.
К сожалению, до наших дней он не сохранился.
Лучшим памятником Жангир-хану является
народная память, сохранившая светлый
облик этого даровитого правителя, дипломата
и воина.
Последние тридцать лет после гибели Салкам
Жангир-хана, с 1652 по 1681 год, — самый темный
период в истории Казахского ханства.
В 1676–1680 годы казахи участвовали в междоусобной
войне братьев Абдул-Азиз-хана и Субханкулы-хана
за бухарский трон. В 1653 году умер основатель
Джунгарского ханства хунтайджи Батур,
который способствовал принятию всем
народом закона «Великий бичиг» и открыл
дорогу к единству, силе, новой жизни. Власть
перешла к его сыновьям и Джунгария набирала
мощь и укреплялась. Но и ойратский народ
раздирали внутренние противоречия. В
результате междоусобных войн к 1661 году
Джунгария разделилась надвое. Отдельные
племена стали покидать Джунгарию и в
1663 году около двадцати тысяч семей вышли
из Ойратского Союза и направились к волжским
торгаутам. В последующие годы, несмотря
на огромные расстояния, не прекращались
войны между волжскими и джунгарскими
племенами, которые мстили друг другу,
и захватывали друг у друга добро, стремясь
нажиться на этом.
Именно в этот период Казахское ханство
могло бы окончательно разгромить Джунгарию
и обеспечить мир на восточных границах.
К сожалению, лидеры улуса не думали об
этом. Полностью заглохло доброе начинание
– оснащение армии европейским огнестрельным
оружием, — у истоков которого стоял Есим-хан,
бурное развитие которого получило при
Салкам Жангире.
В это же время Россия, ставшая полновластным
хозяином громадного пространства от
Уральских гор до Тихого океана, усиленно
строила крепостные укрепления вдоль
всей протяженной границы с Казахским
ханством.
Сменились поколения, стали тускнеть древние
боевые традиции воинственных казахов.
В такую пору спокойствия, всеобщего благоденствия
на арену общественно-политической жизни
выдвинулись не полководцы-султаны или
отважные батыры как раньше, а стоявшие
у власти бии и баи – владельцы тучных
стад скота, табунов лошадей.
Таким образом, в течение мирных тридцати
лет внешне цветущее, самодовольное Казахское
ханство превратилось в рыхлую, слабеющую
структуру. В эту смутную пору ханом Казахского
ханства стал Тауке. Народ назвал его Аз-Тауке,
то есть Мудрый Тауке, так он и вошел
в историю.
▪ Литература:
1993г.
Информация о работе Древнейшая история Казахстана. Неолит на территории Казахстана