Древнеримский и Древнегреческий флот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 15:33, реферат

Краткое описание

Римский флот стал вершиной развития античных военно-морских сил. Не изобретая ничего принципиально нового, он вобрал в себя лучшие достижения покорённых народов, логически завершил и подытожил развитие морского дела в античности. История боевых традиций римского флота начинается в пятом веке до нашей эры. Первый случай применения римлянами боевых кораблей описывается Титом Ливием (IV. 35. 6-7) и относится к 426 году до н. э. — времена войны с Вейями. Имеется в виду битва у Фаден. Сам Ливий считает, что речь здесь шла о нескольких суденышках — но это первое четкое упоминание о боевых действиях римских кораблей. Конструктивно римские корабли практически не отличаются от финикийских и греческих.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Документ Microsoft Word (10).docx

— 1.17 Мб (Скачать файл)

 

     Древнеримский и Древнегреческий флот

       Римский флот стал вершиной развития античных военно-морских сил. Не изобретая ничего принципиально нового, он вобрал в себя лучшие достижения покорённых народов, логически завершил и подытожил развитие морского дела в античности.  История боевых традиций римского флота начинается в пятом веке до нашей эры. Первый случай применения римлянами боевых кораблей описывается Титом Ливием (IV. 35. 6-7) и относится к 426 году до н. э. — времена войны с Вейями. Имеется в виду битва у Фаден. Сам Ливий считает, что речь здесь шла о нескольких суденышках — но это первое четкое упоминание о боевых действиях римских кораблей. Конструктивно римские корабли практически не отличаются от финикийских и греческих. Но появляются и изменения. Корабли становятся больше, на них устанавливается артиллерия (лат. tormenta), штурмовые трапы-«вороны» (corvus), боевые башни и постоянный отряд морской пехоты (лат. manipularii или лат. liburnarii).

    Классификация:

— Боевые корабли назывались naves longae, «длинные корабли», за счет своих сравнительно узких корпусов, выдерживающих пропорцию ширины к длине 1:6 и больше. Боевые корабли делились по признаку наличия/отсутствия тарана на naves rostrae (с тараном) и все прочие, «просто» корабли.

— Транспортные (naves rotundae, «круглые корабли»).

По наличию  палубы существовало разделение на корабли:  1)Открытые, naves apertae (у греков — афракты) 2) Закрытые, naves constratae (у греков — катафракты καταφράκτων…νεων, «крытые палубные суда»).

Основной, наиболее точной и распространенной классификацией является деление античных боевых кораблей в зависимости от количества рядов весел: - монеры (moneris) или униремы — корабли с одним рядом весел (по вертикали); -биремы или либурны — с двумя(Рис. 1); -триеры или триремы — с тремя; -тетреры или квадриремы — с четырьмя; -пентеры или квинкверемы — с пятью; - гексеры — с шестью.

      Особенности конструкции:

Римские корабли  были в среднем больше аналогичных по классу греческих или карфагенских. Большие корабли иногда бронировались бронзовыми пластинами. Они имели съемные мачты (до трех на квинкверемах и гексерах), которые устанавливались при попутном ветре. Перед боем мачты убирались, а паруса скатывались и складывались в чехлы, также по бортам вывешивались мокрые воловьи шкуры для защиты от зажигательных снарядов.

 

(Рис. 1)  Либурна.

Корабли строились  быстро (правда материалы для них заготавливались заранее, древесину необходимо было просушить). За 40-60 дней римляне могли построить квинкверему и полностью ввести ее в строй. Этим объясняются внушительные размеры римских флотов во время Пунических войн. По приблизительным подсчетам А.Зорича во время Первой Пунической войны (264—241 гг. до н. э.) римляне ввели в строй более тысячи боевых кораблей первого класса: от триремы до квинкверемы. (То есть не считая унирем и бирем). При соблюдении всех технологий корабли служили довольно долго, 25-40 лет.

Либурны делаются главным образом из кипариса, из домашней и дикой сосны и из ели; лучше соединять их медными, чем железными гвоздями. Хотя расход при этом будет несколько значительнее, но так как это прочнее, то это выгодно; ведь железные гвозди быстро разъедает ржавчина от тепла и влаги, медные же и в воде сохраняют свою основную металлическую основу. 35. Особенно нужно обращать внимание на то, чтобы деревья, из которых должны быть выстроены либурны, были срублены между 15 и 22-м числом месяца. Только дерево, срубленное за эти 8 дней, остается нетронутым гниением и трухлявостью, срубленное же в другие дни дерево еще в том же году, источенное изнутри червями, обращается в пыль; это отметили и само искусство кораблестроения и

ежедневная практика строителей; это мы познаем из наблюдений над самой религией, так как только в эти дни угодно было навсегда установить праздники. Самое полезное рубить деревья после летнего солнцеповорота, то есть в месяцы июль и август, и во время осеннего равноденствия, (то есть) до январских календ (1 января), ибо в эти месяцы засыхают соки и потому дерево становится более сухим и крепким. Вот чего нужно остерегаться: не распиливать ствол на доски тотчас же после того, как дерево будет срублено, а как только оно будет распилено, не посылать досок на постройку корабля, так как и толстые стволы и уже распиленные доски требуют для большей сухости большого срока времени. Ведь если пускаются в работу сырые материалы, то, когда выходит природный их сок, они ссыхаются и дают очень широкие щели; нет ничего опаснее для плавающих [чем когда доски начинают давать трещины]. ( Флавий Вегеций Ренат)

Чем тяжелее  корабль, тем медленнее и неповоротливее он был. Оптимальными по показателю скорость-мощь были триеры. Их скорость (по расчетам и испытаниям триремы «Олимпия»  в 1987 году) составляла 9,3 узла при обоих  поднятых или 8,6 узла при полностью  погруженных рулях, что было необходимо для быстрого выполнения различных  маневров (хотя многие источники склоняются к мысли, что скорость триеры выше 7 узлов маловероятна). Квинкверемы развивали крейсерскую скорость в 3-4 узла.

Тактика действий.

Римские боевые корабли (особенно крупные), как и  большинство их современников были приспособлены для ведения прибрежных морских сражений. И плохо были приспособлены для длительных морских  походов (слишком большие экипажи). Вечером флот старался пристать к  берегу, где гребцы и морские пехотинцы  ночевали на берегу в палатках. Это  объясняется как и практическим удобством, так и опасностью кораблекрушений. Корабли того времени довольно часто гибли в штормах, во время той же Первой Пунической войны из-за штормов и бурь римляне потеряли по меньшей мере 200 крупных кораблей. Хотя небольшие суда и особенно торговые, с их прекрасной мореходностью, свободно ходили в открытом море. Так было быстрее и меньше вероятность встретить пиратов. Основной формой морского боя античности долгое время был таранный бой, с последующим абордажем. Римляне дополнили его абордажной схваткой с помощью штурмового мостика — «ворона». Его изобретение приписывают римлянам во время 1-й Пунической войны (Полибий, I, 20. 12). Но первый, кто описывал такие конструкции и сам заявлял, что является их изобретателем (причем давал им невысокую оценку, из за чего они не получили распространения раньше) был Диад Пеллийский — инженер Александра Македонского. Его труды были известны римлянам и они вполне могли развить эту идею.

Изменение в  классический античный морской бой  внесли метательные машины. Впервые  появившись на кораблях во время греко-персидских войн они постепенно стали одним из основных видов вооружения кораблей. Противники сходятся на расстояние дальнобойности метательных машин и, забрасывая друг друга «снарядами», начинают сближение, а затем вступают в абордажный бой (Плутарх «Деметрий», 16). В морских сражениях активно использовались луки, пращи, фустиболы, скорпионы, онагры, которые действуют через бойницы в бортах и башнях на более крупных кораблях. Существовал и ряд любопытных приспособлений и тактических приемов, например: ассеры (стенобитные балки) и шесты с серпами. Ассером называется тонкая и длинная балка, наподобие реи, висящая на канате; оба края ее обиты железом. К неприятельскому кораблю подходят с борта и эту балку с силой приводят в движение, как таран, и она валит с ног неприятельских воинов и матросов и очень часто пробивает самый корабль. Серпы насаживали на очень длинные шесты и с помощью них резали такелаж на кораблях противника. А с помощью топоров во время боя на лодках специальные группы моряков перерубали крепления рулей противника, что приводило к плохой управляемости в бою.

      В Древней Греции о характере военных кораблей нового типа можно судить по описанию одного из таких кораблей-гигантов, построенного Птолемеем Филидельфом.

 По приказу царя был построен сорока вёсельный корабль (тессароконтера) длиной в 280 футов, шириной в 38 футов и вышиной до носа в 48 футов, от вымпела до подводной части 53 фута. Корабль имел два носа и две кормы и восемь таранов. Вёсла были налиты свинцом и легко скользили в уключинах. На корабле помещались 4 тысячи гребцов, 400 человек прислуги, 3 тысячи человек экипажа и большой запас провианта. Примеру Филадельфа последовал его современник сиракузский тиран Гиерон II (269—214 гг.). Гиерон собрал отовсюду корабельных мастеров, поставил во главе их коринфского архитектора Архия и приказал построить корабль по всем правилам тогдашней науки и техники. После больших трудов был построен двадцати- вёсельный многоярусный корабль с тремя коридорами для груза, пассажиров и военной команды. На корабле имелись специальные каюты для мужчин и для женщин, прекрасно оборудованная кухня, столовая, крытые портики, галереи, гимнастические палестры, сараи, погреба и мельницы. Корабль был расписан картинами. На бортах его имелось восемь башен, на брустверахпомещалась боевая машина (катапульта), выбрасывавшая большого веса камни и копья. Вся механическая часть (брустверы, блоки, приборы и рычаги) выполнялась под непосредственным руководством знаменитого сицилийского механика Архимеда.

 

  Метательные машины:

     2.1 Баллиста.

      Балли́ста (лат. balistarum,— «бросать») — античная двухплечевая машина торсионного действия для метания камней. Позднее в первых веках нашей эры под баллистами стали подразумевать стреломёты.

      Общие сведения.

Греки именовали  подобные камнемёты «палинтононами», то есть стреляющими по навесной траектории, или «катапелтай петроболос», то есть буквально — камень против щита. Наиболее широко употребляется римское название данного орудия — «баллиста» (лат. ballista). Баллисты по конструкции мало чем отличаются от катапульт, различия возникают из-за метода стрельбы. В то время как катапульты стреляют стрелами (дротиками) почти горизонтально, баллиста предназначена для стрельбы камнями под большим углом возвышения.

Катапульты  появились примерно в 399 до н. э., о применении баллист достоверно известно с времени Александра Македонского. Видимо баллисты появились на 50—60 лет позже катапульт как их модификация. Если катапульты применялись против живой силы противника, то баллиста предназначена прежде всего для разрушения оборонительных или осадных сооружений. В рассказе об осаде Тира Диодор по-гречески так именует баллисту: «Александр установил камнеметные катапульты в соответствующих местах и заставил стены содрогаться от валунов, которые они метали.»

Тяжелые типовые  баллисты метали камни весом в 26 кг (Рис. 2), в то время как вес дротика даже тяжелой катапульты не превышал 2 кг (см. статью Катапульта). Понятно, что баллиста была гораздо массивнее и сложнее катапульты. Однако и эффект от концентрированного применения десятков тяжелых баллист бывал сокрушителен для стен городов. Необходимо отметить, что баллиста использовалась для разрушения оборонительных сооружений по верхнему гребню стен — навесов, башен, метательных машин, защитных зубцов и для уничтожения защитников стены.

Калибр баллисты зависел от веса камня, как правило ограненного по форме ядра. Античными историками упоминаются баллисты, способные метать камни весом в пол-таланта (~13 кг) и талант (~26 кг). Как исключение приводятся сведения о более мощных баллистах под камни в 3 таланта (~78 кг). Древнеримский автор I в. до н. э. Витрувий в своем труде перечисляет калибры баллист, начиная от 0.6 кг и до веса в 3 таланта. В византийском словаре Суде упомянут камнемёт калибром в 2 таланта.

     Устройство и параметры баллисты

Устройство  баллисты мало чем отличается от конструкции  катапульты.

 

(Рис. 2) Баллиста для метания  камней в 1 талант (26 кг).

 Автор трактата IV века о военном деле Вегеций указал, что жилы животных являются наиболее подходящим материалом для изготовления торсионов:

«Следует  с величайшим старанием составлять запас жил, так как онагры, баллисты и остальные метательные орудия не приносят никакой пользы, если их нельзя натянуть канатами или жилами. Также конский волос из грив и  хвостов лошадей очень хорошо подходит для баллист. Несомненно, что  волосы женщин также очень хороши для подобного рода машин, что  доказано на опыте в момент тяжелого положения Рима. Когда Капитолий  был осажден, то вследствие постоянного  и долгого употребления метательные  машины испортились, а запаса жил  не было, тогда римские матроны  срезали свои волосы и дали их своим  сражающимся мужьям; машины были исправлены, и нападение врагов отражено.»

Древнеримский автор Витрувий (I в. до н. э.) приводит технические данные о баллистах:

«Баллиста, способная бросать камни в 0.6 кг, должна иметь размер отверстия для  скрученного жгута шириной в 5 пальцев; для камней 1.1 кг шесть пальцев; для камней 1.7 кг семь пальцев; для  камней 3.3 кг восемь пальцев; для камней 6.5 кг десять пальцев; для камней 13 кг двенадцать пальцев и 9/16-х; для камней 26 кг пятнадцать пальцев...

Закрутка  жгута осуществляется до такой степени, когда жгут после удара по нему рукой издает ровный мелодичный звук по всей длине, такой же звук должен быть в другом жгуте...»

Сведения  о дальнобойности баллист довольно противоречивы. Иосиф Флавий сообщает, что при осаде Иерусалима в I в., римляне имели «громадные» баллисты, кидающие камни весом в 1 талант [26 кг] на расстояние около 360 м. Камни в полёте издавали свист и при падении убивали сразу нескольких человек. А вот древнегреческий инженер Филон Александрийский сомневался в дальнобойности баллист калибра в 1 талант более чем на 170 м (А.73). При осаде Родоса в 305 до н. э. Деметрий разрушал стены города из баллист того же калибра с дистанции примерно в 150 м. Афиней сообщал про баллисту Архимеда, которая могла метать камни в 3 таланта (78 кг) на один стадий, то есть примерно на 170 м.

Современные исследователи достигают значительно  более скромных результатов. Германский артиллерийский офицер Е. Шрамм в начале XX века построил модель баллисты и сумел метнуть свинцовое ядро весом менее чем полкилограмма на 300 м. В одной из образовательных серий BBC «Building the Impossible: The Roman Catapult» за 2000 г. группа энтузиастов за неделю смастерила огромную баллисту с использованием компьютерного моделирования и современной техники. Баллиста весом 8.5 тонны метнула ядро в 26 кг на 85 м, и более того, после нескольких выстрелов их орудие пришло в негодность.

Информация о работе Древнеримский и Древнегреческий флот