Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа
Цель данной работы – исследование основных идей течений, выявление различий во взглядах на дальнейшее развитие России в философии славянофилов и западников.
Задачи:
Изучить предпосылки зарождения течений;
Проанализировать особенности течений и выявить особенности течений;
На основе проведенного анализа выявить перспективу дальнейшего развития течений.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Возникновение славянофильства и западничества 5
1.1 Предпосылки возникновения течений 5
1.2 Зарождение направлений 9
Глава II. Славянофилы и западники: дискуссия о путях развития России 14
2.1 Программа славянофильства 14
2.2. Основные идеи западничества 21
2.3. Отличительные особенности течений 26
Глава III. Перспективы развития славянофильства и западничества...............29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………............34
Библиография………………………………………………………………….…37
План
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы – «Западничество и славянофильство».
Становление самобытной русской философии началось в XIX веке с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.
На рубеже 30-40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два противоположных течения русской общественно-политической мысли: славянофильство и западничество. Представители этих направлений высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно-историческом сопоставлении с опытом Европы и народов Востока.
Безусловно, знаменитый спор между
«западниками» и «славянофилами
Было бы ошибкой полностью отождествлять сущность и смысл вечного спора между «западничеством» и «славянофильством» вчера и сегодня, поскольку эти понятия наполнились ныне во многом новым содержанием, так как время неумолимо формирует другие условия существования, расставляет иные акценты, ставит свои задачи. Но еще большей ошибкой являлось бы полное игнорирование нашей истории, ее духовного и идейного наследия, ее уроков, – величайшие умы творили нашу национально-историческую и культурную традицию, прокладывая еще в прошлом наши сегодняшние пути в будущее. Чтобы быть достойным этого будущего, надо и сегодня пристально к ним прислушиваться, развивать богатейшее наследие, выделяя в нем главное, актуальное и современное.
Объект исследования – эпоха противостояния западнических и славянофильских идей и взглядов.
Предмет исследования – программы славянофильства и западничества.
В данной работе используется несколько источников, представленные в трудах К.С. Аксакова, Д.В. Валуева, А.И.Герцена, И.В. и П.В. Киреевских, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова, П.Я. Чаадаева. С помощью этих работ мы можем рассмотреть программы течений и выявить основные различия в них. Данные источники – нарративные. К.С. Аксаков, Д.В. Валуев, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков – представители славянофильства, А.И. Герцен и П.Я. Чаадаев – представители западничества.
В работе использовалась различная научная литература. Работа Н.А. Бердяева «Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века)» является ценной в изучении, так как Бердяев в ней раскрывает проблему философских течений начала XIX века. В книге А.В. Богданова «Западничество в России: история и современность» можно проследить историю западничества от истоков до современности. В научном труде доктора исторических наук А. Д. Каплина «Мировоззрение славянофилов: история и будущее России» исследуются зарождение, становление и развитие мировоззрения славянофилов, сформулировавших в своих трудах основы русской идеологии, в течение более чем 1000 лет составлявшей духовный фундамент Государства Российского. В книге А.С. Панарина «Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством)», исследуется проблема Восток-Запад. Наибольшую ценность представляет труд С.Г. Пушкарёва «Россия в XIX веке (1801-1914)», так как в нем изложение основано на источниках.
Цель данной работы – исследование основных идей течений, выявление различий во взглядах на дальнейшее развитие России в философии славянофилов и западников.
Задачи:
Глава I. Возникновение течений славянофильства и западничества
1.1 Предпосылки возникновения течений
В XIX столетие Россия вошла с твердым намерением продолжить социальные, политические и культурные преобразования.1 В начале XIX века к власти приходит Александр I. В первые годы его правления было много сделано для развития России, особенно в образовании. Литература и публицистика пробудились от летаргического сна, в который погрузил ее Павел, и заговорила. Эти годы были годами рождения русской журналистики, которая затем играла столь выдающуюся общественно-культурную роль в течении всего XIX века.2
Правительство в начале XIX века оказывало покровительство науке и литературе. Большинство печатаемых книг были переводами с разных европейских языков. Тогда появились русские переводы сочинений Монтескье, Беккариа, Бентама, Канта. Адама Смита и др.3
Социальными корнями славянофильства стали такие явления русской жизни, как Отечественная война 1812 года, обострившая патриотические чувства.4 Национальное сознание перерождается и растет во время войны. Отечественная война подготовила почву, на которой зародилось славянофильское самосознание, это один из жизненных истоков славянофильства. Перед русскими людьми встал вопрос о национальном самоопределении и национальном призвании, началась переоценка петербургского периода русской истории. Война 1812 г. всколыхнула и заставила передовых людей того времени по-новому взглянуть на его историческую роль.5 Живое знакомство русских людей, в том числе привилегированных слоев народа, с Западной Европой повлекло за собой не только всплеск интереса к иноземной культуре, но вновь возродило тему русской самобытности. В этот период общество с особым вниманием и настойчивостью обращается к проблеме общественного идеала, критически относится к буржуазному укладу. Этот век – век оригинальной мысли, самосознания, настроенного против существующего порядка, против императорской России.6 В значительной мере углублению отечественной философской культуры способствовало распространение немецкого идеализма, увлечение идеями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля.
Второе десятилетие XIX века в России «все проходит под знаком Библейского общества»7, тесно связанного с масонскими ложами. Создаются тайные общества, растет увлечение мистицизмом. В то же время набирает силу и «антимасонская» идеология, во главу которой все более выдвигается А. С. Шишков, а затем архимандрит Фотий (Спасский). Борьба этих тенденций находила отражение в церковных кругах и самом Синоде.8
Уже в конце 20-х годов ослабевает увлечение Шеллингом: философскую мысль все более начинает привлекать идеалистическая система Гегеля. Крепнет и сама русская философия. На смену неясным метафизическим представлениям приходит осмысленная постановка вопросов конкретного познавательно-практического характера. Общественное мнение тяготеет к достоверному знанию о судьбах отечества, движущих силах его истории, о миссии, выпавшей на долю России.
В николаевское время в Москве с начала 1830-х годов забурлила интеллектуальная жизнь. Развитие философии в эту эпоху связано с деятельностью, как духовных школ, так и светских учебных заведений. Университеты «двигали науку», будили общественную жизнь и нравственное сознание. «Руководящую роль в этом отношении играл Московский университет».9 В Московском университете начинают преподавать философию первые русские профессора. Философия возбуждала надежды, нередко выходящие за ее объективные возможности. Стали появляться кружки московских студентов. Во главе одного стоял Николай Станкевич, во главе другого – Александр Герцен. Кружковцы увлекались западной философией, особенно французской, зачитывались трудами социалиста-утописта Сен-Симона. Издания Герцена, особенно «Полярная звезда» и «Колокол», пользовались огромной популярностью в России, формировали там общественное мнение.
Обсуждать политические проблемы на страницах печати и даже в беседах с друзьями в те годы было настоящим самоубийством. Поэтому общественная жизнь, как источник, который засыпали грязью, начинала пробиваться в других местах, находила выражение в иных формах. Несмотря на чугунную тяжесть цензуры, просматривавшей каждое напечатанное слово буквально на свет, в 1830–1850-е годы получила бурное развитие русская художественная литература и литературная критика. У истоков ее стоял великий Пушкин, в 1830-е годы сам начавший издавать журнал «Современник», в котором публиковал рассказы, повести, рецензии. Настоящим кумиром оппозиционной молодежи стал критик В. Г. Белинский. Белинский в своих критических статьях и обзорах русской литературы умел выразить настроения общества, найти самые точные слова, которые отражали думы и волнения людей того времени. И никакие «умственные плотины» не могли удержать движение мысли, великолепно выраженные в статьях Белинского.
В 40-е годы осуществилось
«расщепление» русского духа. В философской
мысли России наметились две линии:
славянофильство и
Такова была историко–культурная ситуация, в которой происходило формирование мировоззрения «западников» и «славянофилов» как двух важнейших направлений философско–исторического самосознания России первой половины XIX–го столетия.
1.2 Зарождение течений
Начало процесса вызревания идей западников и славянофилов чаще всего связывают с публикацией в 1836 году в журнале «Телескоп» первого «Философического письма» П. Я. Чаадаева.
Временем зарождения славянофильства считается зима 1838-39гг., когда в литературных салонах Москвы произошел обмен посланиями между А.С. Хомяковым («О старом и новом») и И.В. Киреевским («В ответ А.С. Хомякову»). С 1839 г. по 1845 г. складывался славянофильский кружок. Душой кружка был А.С. Хомяков. Большую роль в кружке играли также братья И. В. и П. В. Киреевские. В кружок входили братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. И. Кошелев. Вскоре присоединился к кружку Ю. Самарин. Позднее в него вошли С. Т. Аксаков, отец братьев Аксаковых известный русский писатель, Ф. В. Чижов и Д. А. Валуев.
К 1843-44гг. сложился славянофильский кружок ко времени выпуска трех славянофильских книжек журнала «Москвитянин». Началась дискуссия с западниками, где главным идеологом стал В.Г. Белинский. 11 В разгар споров 1844-45гг. западники и славянофилы разделяли общие принципы раннего российского либерализма, сохраняли не только идейную, но и дружественную близость. Позже острота полемики между западниками и славянофилами все время росла и к середине сороковых годов обострились до такой степени, что личные контакты между представителями враждующих партий почти прекратились.
В 1845-47гг. были предприняты попытки создания своего печатного органа. Дважды (в 1848 и 1855 гг.) славянофилы пытались создать свои политические программы. Термин «славянофилы» случаен. Это название им было дано западниками в пылу дискуссии. Сами славянофилы первоначально не признавали этого названия, считая себя «русолюбами» или «русофилами», подчеркивая, что их интересовали преимущественно судьба России, русского народа, а не славян вообще. Становление завершилось в 1848г., когда события европейских революций, казалось, подтвердили правильность противопоставления России и Запада.
Второй период 1848-1855гг., период наиболее острой оппозиции славянофилов бюрократическому правительству. Цензура запрещает многие статьи славянофилов, в 1848г. был арестован Ю. Самарин за «Письма из Риги» и И. Аксаков «За либеральный образ мыслей». В этот период Самариным, Аксаковым, Кошелевым были сделаны первые шаги к практической разработке программы отмены крепостного права.
Третий этап начался, условно говоря, 19 февраля 1855г., в день смерти Николая I, и продолжался до 19 февраля 1861г. (день отмены крепостного права). Это был период действенного славянофильства, когда они верили в возможность скорого осуществления своих идеалов. Главные их усилия были сосредоточенны на двух направлениях: участие в подготовке крестьянской реформы и завоевание русского общественного мнения. В 1856г. славянофилы получили возможность издавать свой журнал «Русская беседа», где были напечатаны последние и наиболее значительные философские работы И.В. Киреевского и А.С. Хомякова. Этим этапом заканчивается ранее славянофильство.12
Четвертый этап охватывает 1861-75гг. Из ранних славянофилов только Ю.Ф. Самарин продолжал развивать философские воззрения А.С. Хомякова. К середине 70х годов разногласия в кружке относительно роли православия в обновлении общества, а также разногласия по польскому вопросу привели к распаду кружка. Споры велись вокруг основной проблемы: правит ли миром свободно творящая воля или же закон необходимости. Обсуждались также вопросы о том, в чем разница между русским и западноевропейским Просвещением – в одной лишь степени развития или в самом характере просветительских начал, а потому предстоит ли России заимствовать эти начала у Запада или же искать их в православно-русском быте. Важной темой споров был и вопрос об отношении православной церкви к латинству и протестантству: есть ли православие лишь первобытная среда, призванная стать почвой для более высоких форм религиозного миросозерцания, или же оно есть неповрежденная полнота откровения, которая в западном мире под влиянием латино-германских представлений пришла к раздвоению на противоположные полюсы. Славянофильство перестало существовать как особое направление русского идеализма.