Зарождение театрального движения в 1920-1930-ые гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:50, доклад

Краткое описание

В дореволюционное время известен лишь один случай театрального представления на марийском языке (1910). После Великой Октябрьской социалистической революции большое развитие получила театральная самодеятельность, подготовившая почву для создания профессионального театра. Днем рождения марийского театра принято считать 29 ноября 1919 года - день показа первой постановки созданного первого ноября 1919 г. советского Передвижного театра народа мари спектакля по пьесе Тыныш Осыпа (Борисов И.А. 1893 - 1971) "Закон шумлык" (Из-за закона), осуществленной учителями-энтузиастами А.Д. Белковым (1899 - 1981) и И.П. Беляевым (Ошламучаш Йыван 1891 - 1937).

Вложенные файлы: 1 файл

Зарождение театрального движения в 1920-30 гг.docx

— 13.57 Кб (Скачать файл)

Зарождение  театрального движения в 1920-1930-ые гг.

Возникновение и развитие национального театрального искусства  тесно связаны с освоением  богатств народного творчества, использованием реалистических традиций русского театра и драматургии.

В дореволюционное время  известен лишь один случай театрального представления на марийском языке (1910). После Великой Октябрьской  социалистической революции большое  развитие получила театральная самодеятельность, подготовившая почву для создания профессионального театра. Днем рождения марийского театра принято считать 29 ноября 1919 года - день показа первой постановки созданного первого ноября 1919 г. советского Передвижного театра народа мари спектакля по пьесе Тыныш Осыпа (Борисов И.А. 1893 - 1971) "Закон шумлык" (Из-за закона), осуществленной учителями-энтузиастами А.Д. Белковым (1899 - 1981) и И.П. Беляевым (Ошламучаш Йыван 1891 - 1937).

История марийского театра как вида профессионального искусства  делится на два периода: любительский период, связанный с деятельностью  Передвижного марийского театра (1919 - 1929) и профессиональный, который начался в октябре 1929 г. и продолжается по настоящее время. 23 октября 1929 г. состоялся первый выпуск Марийской студии музыкально-драматического искусства, художественным руководителем ее был режиссер Нуам Календр. 15 человек, получив квалификацию профессиональных актеров, составили костяк созданного в октябре 1929 г. Марийского государственного драматического театра. Среди первых профессиональных марийских актеров следует отметить А.Страусову, Г.Пушкина, А.Филиппову, В.Якшова, П.Смирнову, П.Тойдемара, а также А.Маюк-Егорова, ставшего позднее первым режиссером-профессионалом из мари.

Ярким вехами истории театра стали  спектакли Н.Календера по пьесам С.Г.Чавайна "Мyкш отар" (Пасека, 1928) и "Илыше вyд" (Живая вода, 1929). Летом 1930 коллектив театра участвовал в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР и был удостоен Дипломом I степени; общение с мастерами русского театра, с представителями других братских республик было плодотворным для деятелей марийского театра.

Начало 30-х годов для  театра стало временным отступлением к любительскому уровню: ушел из театра Н.Календер, уехали на учебу в столичные учебные заведения ведущие актеры, сказывались и финансовые трудности.

В 1934 г. Маргостеатр возглавил режиссер Н.Д. Станиславский (1905 - 1970). Для творческого сплочения опытный режиссер-профессионал выбрал драму А.Островского "Гроза", ее перевод на марийский язык был выполнен С.Чавайном. Этот спектакль стал первым серьезным опытом освоения русской драматургической классики. Тесная творческая дружба связывала Н.Станиславского и С.Чавайна. В 1935 г. свет рампы увидела народно-героическая драма "Акпатыр", а годом позже - первый национальный водевиль "Окса тул" (Блеск монет).


Информация о работе Зарождение театрального движения в 1920-1930-ые гг