Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:43, реферат
ЗЕ́МСКАЯ РЕФО́РМА («Положение о губернских и уездных земских учреждениях»), одна из реформ 1860-х гг. в России. Предусматривала создание органов местного самоуправления — земств.
ЗЕ́МСКАЯ РЕФО́РМА 1864 одна из наиболее важных Великих реформ 1860—70-х гг., наиболее тесно связанная с отменой крепостного права в России. Земская реформа вводила всесословное выборное местное самоуправление в уездах и губерниях.
ЗЕ́МСКАЯ РЕФО́РМА («Положение о губернских и уездных земских учреждениях»), одна из реформ 1860-х гг. в России. Предусматривала создание органов местного самоуправления — земств.
ЗЕ́МСКАЯ РЕФО́РМА 1864 одна
из наиболее важных Великих реформ
1860—70-х гг., наиболее тесно связанная
с отменой крепостного права в России.
Земская реформа вводила всесословное
выборное местное самоуправление в уездах
и губерниях.
Подготовка реформ
Подготовка земской реформы началась
в 1859, когда полным ходом шла работа над
крестьянской реформой 1861. Лидером в этой законодательной
деятельности правительства был Н. А. Милютин. Основные принципы земельной
реформы — выборность, всесословность,
самоуправление в вопросах местных хозяйственных
нужд — были включены в проект еще до отставки
Милютина в апреле 1861. Возглавивший затем
подготовительные работы министр внутренних
дел П. А. Валуев (оппонент Милютина) был вынужден
считаться с этим проектом и принять его
за основу.
Формирование местных органов
«Положение 1 января 1864» предусматривало
создание земства в 34 губерниях Европейской
части России. Земская реформа не распространялась
на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую
и Оренбургскую губернии, где почти не
было дворянского землевладения, а также
на национальные окраины России — Прибалтику,
Польшу, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию.
В 1911—13 земские учреждения, помимо 34 губерний,
были введены еще в 9-ти.
Согласно «Положению» создавались земские
учреждения в уезде и губернии, состоявшие
из земских собраний и земских управ. Избирательная
система строилась на сочетании сословного
и имущественного принципов. Каждые три
года жители уезда разных сословий избирали
от 14 до 100 с лишним гласных — депутатов
уездных земских собраний. Выборы проводились
по куриям (частям), на которые разделялось
все уездное население. Первую курию составляли
землевладельцы, имевшие 200 десятин и более
земли (включая надельное землевладение
крестьян, еще не перешедших на выкуп)
или другое недвижимое имущество стоимостью
15 тыс. руб., или годовой доход в 6 тыс. руб.
Тон в этой курии задавали дворяне (помещики),
однако со временем все большую роль начали
играть представители других сословий
— купцы, скупавшие дворянские земли,
богатые крестьяне, приобретавшие землю
в собственность. Вторую курию составляли
горожане, владевшие купеческими свидетельствами,
торговыми и промышленными предприятиями
с годовым доходом не менее 6 тыс. руб.,
владельцы городских недвижимых имуществ
стоимостью не менее чем 500 руб. — в небольших
и 2 тыс. руб. в крупных городах. Третья
курия главным образом состояла из представителей
сельских обществ, крестьян, для которых
не требовался специальный имущественный
ценз. Создание сословного крестьянского
самоуправления (сельского и волостного)
позволило дать выход крестьянам во всесословные
земские учреждения. В результате первых
земских выборов 1865—66 дворяне составили
42% уездных и 74% губернских гласных, крестьяне
соответственно — 38,5% и 10,6%, купцы — 10,4%
и 11%. Гласные уездных земств избирались
в куриях, а губернских — в уездных земских
собраниях. Председателями уездного и
губернского земских собраний являлись
уездный и губернский предводители дворянства.
Земские собрания являлись распорядительными
органами, они избирали исполнительную
власть — губернские и уездные земские
управы (три, пять человек).
Права земств
Компетенция земства ограничивалась местными
хозяйственными делами (медицина, народное
образование, агрономия, ветеринарная
служба, устройство местных дорог, организация
статистики и др.). Земские сборы обеспечивали
финансовую базу деятельности земских
учреждений. Бюджет утверждался земским
собранием. Он складывался в основном
из налогов на недвижимость, прежде всего
— на землю, при этом главная тяжесть ложилась
на владения крестьян. В пределах своей
компетенции земства обладали относительной
самостоятельностью. Губернатор мог лишь
наблюдать за законностью земских решений.
Он также утверждал председателя уездной
земской управы, членов губернской и уездной
управ. Председателя губернской земской
управы утверждал министр внутренних
дел.
В структуре земских учреждений не было
«мелкой земской единицы», т. е. всесословного
волостного земства, наиболее близкого
к нуждам местного населения, не был предусмотрен
и общероссийский орган, который мог бы
координировать деятельность местных
земств. В результате земства оказались
«зданием без фундамента и крыши». Правительство
препятствовало и общению земств друг
с другом, боясь конституционных веяний.
У земств не было собственных органов
принудительной власти, что вынуждало
их обращаться к администрации и полиции.
Все это поставило земство с первых шагов
в оппозицию к самодержавной власти и
вместе с тем делало его уязвимым, не защищенным
от пресса могучей государственной машины.
Общий пересмотр земской реформы осуществлен
в царствование Александра III. В 1890 принята
земская контрреформа , существенно ограничившая
права земств.
Значение земской реформы
Земская реформа создала в России новый,
современный институт местного самоуправления,
приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно
бесправное крестьянство, она способствовала
развитию местного благоустройства. Описанный
А. П. Чеховым земский интеллигент — врач
и учитель, бескорыстный подвижник и знаток
своего дела — стал олицетворением лучших
черт русской интеллигенции.