Земская реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 06:18, контрольная работа

Краткое описание

В России дворянам издавна было предоставлено право управлять своими местными делами в каждой губернии самостоятельно, через выборных людей. У них был свой опыт самоуправления и для них было ясно, что править местными делами всех губерний из Петербурга одинаково нельзя, что чиновники не в состоянии знать все местные условия, что эти условия могут хорошо знать только местные люди и только им можно поручить общественные дела. А выбор этот могут сделать сами жители каждой губернии и каждого уезда.

Содержание

Содержание Введение……………………………………………………………………………...3 1 Основные положения и особенности Земской реформы…..……………….…5 2 Историческое значение Земской реформы…………………………………….11 Заключение…………………………………………………………………………14 Список использованной литературы……………………………………………...16
Тесты……………………………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

мояработа-земская реформа.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание                                                                                                                                                        Введение……………………………………………………………………………...3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      1 Основные положения и особенности Земской реформы…..……………….…5                                                                                             2 Историческое значение Земской реформы…………………………………….11                                                                                                          Заключение…………………………………………………………………………14                                                                                                                                                  Список использованной литературы……………………………………………...16

Тесты……………………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В России дворянам издавна  было предоставлено право управлять  своими местными делами в каждой губернии самостоятельно, через выборных людей. У них был свой опыт самоуправления и для них было ясно, что править местными делами всех губерний из Петербурга одинаково нельзя, что чиновники не в состоянии знать все местные условия, что эти условия могут хорошо знать только местные люди и только им можно поручить общественные дела. А выбор этот могут сделать сами жители каждой губернии и каждого уезда.

Но не только опыт сословного самоуправления «голосовал» за введение самоуправления. На решение правительства  оказал решающее влияние налоговый  фактор, который и был одной из основных причин введения местного самоуправления.

Основанием для размера  налогообложения была принята ценность и доходность имущества. Главным  же, можно сказать - конечным результатом  было осознание населением одной  непреложной истины: недвижимость - земля, дом, фабрика или что-то иное - должна «работать» и приносить прибыль.

Именно это и есть главные результаты самостоятельной  и под свою ответственность деятельности населения по решению местных  вопросов. Самостоятельная деятельность заключалась в том, что земские учреждения сами зарабатывали средства для решения своих - местных дел. Такая деятельность была не только самостоятельной, но и «под свою ответственность». С 1864 года земство постепенно вводится в 34 губерниях европейской части России из 78 губерний.

Вопрос о причинах, вызвавших создание земских учреждений, долгое время не ставился как отдельная  проблема. Общее признание в русской  буржуазной науке получила мысль  о том, что земская реформа  была естественным следствием отмены крепостного права и что те условия, которые привели к крестьянской реформе, в конечном счете определили и необходимость реформы земской. Высказывалась и другая мысль, признававшая основной причиной введения земства сознание необходимости коренного переустройства совершенно неудовлетворительной системы управления земскими повинностями.

При написании данной работы была поставлена цель - проанализировать сущность и значимость Земской  реформы 1864 года.                                                               Исходя из общей цели, были выделены конкретные задачи, на основании которых строится содержание работы. К ним относятся:                                                                              1) анализ содержания Земской реформы 1864 г.;                                                                       2) определение исторической значимости Земской реформы для России;                                            4) итоги Земской реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные  положения и особенности Земской реформы

1 января 1864 года было  принято «Положение о губернских  и уездных земских учреждениях». Земства вводились только в  великорусских губерниях, в которых  преобладало русское дворянство. Из 78 губерний России «Положение»  распространилось на 34 губернии. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, в которых не было или почти не было дворянского землевладения, и на национальные окраины России: остзейские губернии (здесь было свое местное управление, подчиненное немецким баронам), Литву, Польшу, Белоруссию, Правобережную Украину (в этих регионах среди землевладельцев преобладало польское дворянство), на Кавказ, Казахстан и Среднюю Азию. Но и в тех 34 губерниях, на которые распространился закон о земствах, земские учреждения вводились не сразу.

Все места, ведавшие до 1864 года делами о земских повинностях, общественном призрении, народном продовольствии (квартирные комитеты, дорожные комиссии, комиссии народного продовольствия, больничные советы), упразднялись. Из ведения дворянского самоуправления изымались все дела, относящиеся к местному хозяйству губерний и уездов.

В систему земских  учреждений входили:

    • Земские избирательные съезды, задача которых ограничивалась избранием один раз в три года земских гласных (т.е. выборных членов городских собраний;
    • Земские собрания;
    • Земские управы.                                                                                                                           

Земские избирательные  съезды являлись первым элементом системы земских учреждений. Система земского представительства основывалась на принципе всесословности. Выборы в земские учреждения проводились на трех избирательных съездах - от трех избирательных курий. Курии были следующие:

    • курия уездных землевладельцев - состояла в основном из дворян-помещиков. Право голоса на съезде уездных землевладельцев получали обладатели земельного ценза, ценза недвижимости или определенного годового оборота капитала. Земельный ценз устанавливался отдельно для каждой губернии в зависимости от состояния помещичьего землевладения. Например, во Владимирской губернии он составлял 250 десятин, в Вологодской - 250-800 десятин, в Московской - 200 десятин. Ценз недвижимости и годовой оборот капитала устанавливались размером в 15 и 6 тысяч соответственно. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;
    • городская курия - в ней участвовали лица с купеческими свидетельствами, владельцы торгово-промышленных заведений с оборотом не менее 6 тысяч рублей в год и определенным объемом недвижимости;
    • сельская курия - в ней не был установлен имущественный ценз, но была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, назначали своих выборщиков и посылали их на собрание, которое избирало земских гласных (в уездное земское собрание).

Единственный из трех съездов - крестьянский - носил чисто  сословный характер, что лишало возможности  участия в нем лиц, не входящих в состав сельского общества, прежде всего сельской интеллигенции.

На съездах уездных землевладельцев и городских избирательных съездах могли выбирать гласных только от «своих», в то время как сельским выборщикам разрешалось выбирать от себя в качестве гласных и землевладельцев, не участвовавших в этой курии, и местных священнослужителей. Лишены были избирательного права лица моложе 25 лет; лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; опороченные по суду или общественному приговору; иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

Земские собрания - второй   элемент    системы    земских    учреждений.  Земские собрания    формировались    на       избирательных      съездах.    Земское     собрание избиралось   один раз в три года, собиралось регулярно раз в  год, но если возникали чрезвычайные     обстоятельства,    то чаще.    Председателем земского собрания, как правило,     становился    предводитель  дворянства.     Уездные    земские    собрания находились  в определенной зависимости от губернских  и самостоятельно  решали следующие вопросы:

    • раскладка внутри уезда государственных и губернских сборов, которая была возложена законом или распоряжением правительства на уездные учреждения;
    • составление предварительных предположений для губернских смет о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, отнесенных к разряду губернских, представление означенных предположений в губернское земское собрание;
    • предоставление губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйства;
    • разрешение на открытие торгов и базаров;
    • отнесение проселочных и полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных, изменение направления уездных земских дорог;
    • содержание бечевников, представление через начальника губернии ходатайств об отнесении по уважительным причинам содержания бечевников за счет казны;
    • местные распоряжения и надзор по указаниям губернской управы в пределах уезда по устройству губернских путей сообщения, по исполнению потребностей сообщения и взаимному страхованию; представление губернскому земскому собранию отчета о соответствующих действиях.

К исключительной компетенции  губернских земских учреждений относилось:

    • разделение на уездные и губернские: земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественного призрения, а также изменения в этом разделении;
    • дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков существующих;
    • дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении уже существующих;
    • представление через начальника губернии ходатайств о перенесении по уважительным причинам земских дорожных сооружений в разряд государственных;
    • дела по взаимному земскому страхованию имущества от огня;
    • раскладка между уездами сумм государственных сборов, возложенная на земские учреждения по закону или особому высочайшей властью утвержденному распоряжению правительства;
    • рассмотрение и разрешение затруднений, могущих встретиться в утверждении смет и раскладок уездных сборов;
    • рассмотрение жалоб на действия земских управ.

Положение 1864 года не содержало  четкого определения функций  земств. Основной их  задачей  считалось  упорядочение  выполнения  земских повинностей. В статье 2 Положения  содержался перечень занятий для земств, в принципе возможных, но не всегда обязательных. К ним относились:

    • заведование имуществом, капиталами и денежными сборами земства, земскими благотворительными заведениями;
    • попечение «о развитии народного продовольствия», местной торговли и промышленности;
    • управление взаимным земским страхованием имущества;
    • участие в попечении о народном образовании и народном здравии (в хозяйственном отношении);
    • раскладка государственных денежных сборов, разверстка которых возложена на земство;
    • взимание и расходование местных сборов.

Земские управы были исполнительными  органами земских учреждений. Их личный состав избирался на первом заседании земского собрания нового созыва. Чиновники местных казенных палат, уездных казначейств, лица духовного звания были лишены этого права.

Губернская управа состояла из 6 членов и председателя, выбиралась на три  года. Кандидатура председателя губернской управы утверждалась министром внутренних дел.

Уездная управа состояла из председателя и двух членов, кандидатура председателя утверждалась губернатором.

В обязанность управ входило  выполнение распоряжений земских собраний. Кроме того их обязанности включали:

    • составление губернских смет, раскладок и отчетов;
    • подготовка нужных собранию сведений и заключений;
    • надзор за поступлением земских доходов и расходованием земских сумм;
    • представление в суде интересов земства по имущественным делам;
    • распоряжение с разрешения губернатора о своевременном созыве и об открытии земских собраний.

В обязанности губернских управ входило еще и рассмотрение жалоб на уездные управы, а также  образование канцелярий при них.

Важным принципом деятельности управ была гласность. Положение 1864 года предусматривало, что все сметы, раскладки, отчеты управ, а также результаты ревизий печатаются для всеобщего сведения в «Губернских ведомостях». До 1866 года материалы собраний и управ печатались без предварительной цензуры, за исключением постановлений, нуждавшихся в утверждении губернатора.

Информация о работе Земская реформа