Значимые исторические вехи Тугнуйской долины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 17:14, доклад

Краткое описание

Цель работы: Исследовать и описать наиболее значимые исторические процессы в истории своего края.
Задачи:
- проанализировать некоторые исторические периоды в истории края.
- раскрыть роль отдельных представителей общественности, бурятских ученых в развитие края.
-показать значимость буддийских иерархов и мыслителей в развитии знаний;

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………3
2.Основная часть………………………………………………………………………………..4-10
2.1.Из глубины времен………………………………………………………………………..4
2.2.Поездка хоринских родовых нойонов к Петру I …………………..……….…………..4-6
2.3.Цолгинский дацан - центр просвещения………………………………………………….6-7
2.4.Ринчин Номтоев- просветитель жителей Тугнуйской долины………………………….7-8
2.5.Агван Доржиев - патриот своего народа и веры………………………………………….8-10
3.Заключение……………………………………………………………………………………10-11
4.Литература…………………………………………………………………………………….12
5.Приложение……………………………………………………………………………………13-15

Вложенные файлы: 1 файл

Гусиноозерская гимназия_ Санжицыренов.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Селенгинское Районное Управление Образованием

МБОУ «Гусиноозерская гимназия»

 

 

 

 

 

 

 

Секция: краеведение

 

Тема: Значимые исторические вехи Тугнуйской долины

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Санжицыренов Дамба

 

Научный руководитель: Банзаракцаева Сталина Степановна,

                                              учитель истории

 

Место выполнения работы: МБОУ Гусиноозерская гимназия»,   

                                                  11класс,г.Гусиноозерск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014-2015

 

 

 

 

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………………………3

2.Основная часть………………………………………………………………………………..4-10

2.1.Из глубины времен………………………………………………………………………..4

2.2.Поездка хоринских родовых нойонов к Петру I …………………..……….…………..4-6

2.3.Цолгинский дацан - центр просвещения………………………………………………….6-7 
2.4.Ринчин Номтоев- просветитель жителей Тугнуйской долины………………………….7-8                2.5.Агван Доржиев - патриот своего народа и веры………………………………………….8-10

3.Заключение……………………………………………………………………………………10-11

4.Литература…………………………………………………………………………………….12

5.Приложение……………………………………………………………………………………13-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       

                                                                                  Простор земли моей широкой

                                                                                  Небес высоких синева

                                                                                  Любовью чистой и глубокой

                                                                                  Люблю тебя земля моя

                                                                                  Степные тропы и дороги 

                                                                                  Где дымкой стелется ковыль

                                                                                  Хребтов гранитные отроги

                                                                                  Я с детства сердцем полюбил

                                                                                  Весной в лугах желтеют маки

                                                                                  В степи душистая 

                                                                                  Струится дымкою в овраги

                                                                                   Здесь Цолга - родина моя!

На 40—60-е годы XVII века приходится проникновение русских в Забайкалье. Наиболее многочисленная группа забайкальских бурят — хори — приняла русское подданство мирно. Земли по р. Тугную были «породными землями» лучших бурят, с которыми они вошли в состав Российской Империи. Петровский Указ от 22 марта 1703 г. лишь подтверждал права хоринцев на эти земли. В долине Тугнуя были расселены в основном представители 7 хоринских родов.  Я приглашаю вас познакомится с историей моей малой родины - тоонто. Считаю, что история Тугнуйской долины- это  актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения Забайкалья. Кроме того  практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования можно использовать на уроках по «История Бурятии».

         Цель работы: Исследовать и  описать наиболее значимые исторические процессы в истории своего края.

          Задачи:

- проанализировать  некоторые  исторические периоды в истории  края.

- раскрыть роль отдельных  представителей общественности, бурятских  ученых в развитие края.

-показать значимость  буддийских иерархов и мыслителей  в развитии знаний;

Объект исследования: Село Цолга и жители Тугнуйской долины

Предмет исследования: значимые исторические периоды в истории края и 

роль отдельных представителей общественности, бурятских ученых в развитие края.

Методы исследования: анализ литературы, опрос.

 

Основная часть

 

Из глубины времен

        Согласно  устным преданиям, Тугнуйские степи  и реку Тугнуи в древности  называли Борбо, тогда жили в  этих степях монголы. Со времени  прихода сюда бурят, примерно 300 лет  назад, эти степи стали называться  Тугнын тала – Тугнуйские степи. 
В этих местах осели по преданиям блуждающие племена, преследуемые войсками монгольского хана. Тугнуйскую степь издавна населяли буряты хоринских родов Харгана, Кубдут,Батанай, Цаган, Худай и небольшое количество шарайт, хальбит и гучит. Кроме того, среди цолгинских бурят есть представители рода даха, переселившиеся, согласно родовому преданию с острова Ольхон. Тугнуйские буряты занимались скотоводством, а с 1808 года – земледелием. Земли тугнуйских бурят считались лучшими среди всех земель забайкальских бурят, что способствовало распространению земледелия. Название Цолга на карте Забайкальского края, времен царской власти, уже присутствует. [8]. Топонимика названия, по словам сторожила нашего села  Дамдина Тогошеевича Тогошеева  (1907 года рождения), есть 2 предложения, почему оно было названо Цолгой.

 «По легенде, когда  Чингисхан со своим войском  проходил гору. У подножия, которого  позже основалось село, он остановился  на ночлег. Достав таган, по-бурятски  «hyyлга». Он начал готовить еду, готовиться к ночлегу. Чингисхан сказал, чтоб это место назвали «hyyлга», но так как эти земли заселяли монголы, не умевшие выговаривать букву «h» Село стало называться «Cyyлга». Отсюда и произошло название села.»

« В далекие суровые времена люди предполагали, что под землёй вечная мерзлота.  Единственным источником питья, воды была протекающая близь села речка Сулхара. Так как цолгинцы воду набирали в речке, на ней образовалось множество прорубей,Которые назывались «соолго». Отсюда село и получило такое название.»   [5].

 

Поездка делегации хоринских родовых нойонов в 1703 г. в столицу России

Москву к царю Петру I .

 

Среди пятидесяти двух членов делегации, отправившейся в Москву была  единственная женщина- шаманка Абжа из улуса Уляангир-тын Булак Мухор-Шибирского аймака, которая сыграла немаловажную роль в подготовке и организации похода и в дипломатических переговорах хоринцев с главой российского самодержавия. Из поколения в поколение передавались рассказы стариков о родовой гордости барун-кубдутов шаманке Абжа удаган, как о не по годам дальновидной, умной и красивой девушке, пожертвовавшей собой ради родного народа. В преданиях подчеркивается красноречие шаманки, благодаря чему она сумела привлечь внимание царя к проблемам своего народа, именно из-за этого глава делегации затаил на нее злобу. Родные понимали, что Абжа трудно будет выдержать тяготы и опасности дороги, но хоринское общество

свой выбор остановило именно на ней, и та решила помочь своему народу. Включению Абжа в состав делегации могли содействовать ее земляки-тугнуйцы, участники исторической поездки, братья Даскги и Тозе Бодороевы из хухэнэт-харганатов, зайсан Абундай и есаул Харандай из сагановского рода и представители барун-кубдутов. В родовых преданиях барун-кубдутов говорится, что в погожий сентябрьский день 1702 г.

Абжа удаган отправилась на общехоринский сбор с летнего кочевья Намхи.

Алексей Эрдынеев, старейшина рода барун-хубдут (откуда родом и Абжа), вспоминает, что, по рассказам старожилов, отец, зарин бөө Лойлонго, был против поездки дочери в составе делегации к Петру Первому, сама же шаманка предрекала успех поездки и якобы знала, что не вернется домой, но ради благополучия своего племени решила участвовать в депутации [2].

Амитаниие аргагуй аршалха хэрэгтэйдэ              В деле защиты народа

Ами бэеэ γгэхэ Сагни хγрөө,                                     Время пришло жизнь отдать

Замытнай заатагγй                                                 Дорогу вашу непременно

Залгуулха хэрэгтэйб [2].                                           Освящать я должна .

Так признается Эреэхэн, принимая на себя возложенную народом трудную миссию. Она определила свое призвание - оберегать соплеменников на всем протяжении долгого изнурительного пути, поддерживая связь с небесными покровителями.

Вывод:

Время описываемых событий приходится на 1802-1807 гг., когда по принуждению российских властей бурятские земли вокруг реки Ингида отошли переселенцам, хотя изначально по решению собрания им должны были отвести Тугнуйскую долину.  В бурят-монгольских летописях дана высокая оценка царскому указу. Летописец писал: «В указе сказано, чтоб наш хоринский народ свободно кочевал от южной стороны Байкала по любым местам до монгольской границы, селился там и разводил скот. Царь приказал снести возведенные в этих местах селения казаков и крестьян, запретил в будущем притеснять наш хоринский народ и творить беззаконие».Таким образом, поездка делегации 11 хоринских родов в Москву явилась важным историческим событием. Облеченные всенародным доверием делегаты во имя лучшей жизни народа проявили мужество и отвагу, прозорливость и гибкость в своих действиях, тем самым отстоять свободу честь соплеменников, принести мир и спокойствие на бурятскую землю. Их имена навсегда вошли в анналы истории.

В благодарной памяти потомков Эреэхэн (Абжа удаган) осталась символом бесконечной преданности человека своему народу. Осенью 2005 г. общественность Республики Бурятия отметила 325-летие со дня рождения Эреэхэн. В честь единственной женщины в составе хоринской делегации прошел молебен (тайлган) в местах ее родового кочевья, узким каньоном простирающегося от хребта Цаган Дабан к Тугнуйской степи Мухоршибирского района. В этом месте  еще по возвращении из поездки спутники возвели ей шаманскую арангу на тыльной стороне скалы среди молодого сосняка вблизи родовой горы Оглогор.  А в 1979 г. потомки  ее младшего брата после проведения родового тайлгана установили гранитную плиту в память о предках, в том числе и в честь Абжа удаган,  на склоне горы Зэргэлэ, где находится родовое кладбище.[4]

В поисках лучшей доли для народа

Собрались сыновья.

В край, где не ступал и конь,

Направляемся к царю.

Из далекого странствия

Возвратимся когда мы с радостью,

Встречайте нас весело те, кто здесь остается,

И будьте здравы и спокойны.

 

 
Цолгинский дацан - центр просвещения.

Не все было в порядке в административном устройстве жизни народов Восточной Сибири. Император Александр Павлович был поставлен в известность об этом, и в 1819 году назначил действительного тайного советника графа Сперанского генерал-губернатором Сибири. Ему было поручено подвергнуть всеобщей ревизии все сферы жизни и деятельности, познакомиться с бытом и хозяйством края, определить благосостояние и уровень жизни, правовое положение, перспективу развития. В 1822 в Сибири появились губернии, области и округа. Появились степные думы. По новому уложению тайша стал депутатом, шуленга – головой, зайсан – старостой. Голова (гулва) становился выборным. 
В 1830 году по приказу императора Николая Первого в Восточную Сибирь был отправлен барон Шиллинг. Он побывал в Кяхте, в Иркутске, изучал ламаистские законы и порядки. Одним из последствий этой поездки стало обоснование строительства Цолгинского дацана.   [3].   

 Первый букварь старобуряткого  письменного языка и русского  языка для бурятских школ был  издан в 1860 году. Он  был издан в Цолгинском дацане, где печатались не только книги клерикально-буддийского содержания, но и светского характера.    

        Кроме  того, Цолгинский дацан славился  ещё и тем, что в нём впервые  было начато изваяние различных  буддийских божеств из латуни и бронзы. В этом была немалая заслуга цолгинских лам, искусных ваятелей скульптурных изображений бурханов, которые до сих пор сохранились во многих семьях цолгинских бурят. [8].

Начиная с 1773 года по 1830 год сменилось несколько правителей России, была война 1912 года, дипломатические «войны» с Китаем, но, несмотря на это царское правительство думало об обустройстве своих окраин, приближало своих поданных к себе. Цолгинский дацан, вернее руины – яркий пример вандализма большевиков и «Союза воинствующих безбожников» в 30-х годах (Приложение №2), находится в подножье хребта Цагаан-Дабан в Мухоршибирском районе. О былом существовании дацана лишь свидетельствует полуостатки двух каменных белых стен и субурган на территории бывшего дацана. Тишина и безмолвие ковыльной степи скрывают тайны прошедших времен. Сейчас наши сельчане ведут работу по восстановлению этого дацана на прежнем месте.          
(Приложение№1) [1].

Информация о работе Значимые исторические вехи Тугнуйской долины