Идеальное государство Платона, средневековые ереси
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 02:37, контрольная работа
Краткое описание
В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению его
Содержание
Идеальное государство Платона (Диалог «Государство»……… Средневековые ереси …………………………………………….. «Чистая теория права Г. Кельзена……………………………….. Список литературы …………
Идеальное государство Платона
(Диалог «Государство»………
Средневековые ереси ……………………………………………..
«Чистая теория права Г. Кельзена………………………………..
Список литературы ……………………………………………….
Идеальное государство
Платона (диалог «ГОСУДАРСТВО»)
В мировоззрении Платона важное
место принадлежит его взглядам на общество
и государство. Его чрезвычайно занимал
вопрос о том, каким должно быть совершенное
общежитие и каким воспитанием люди должны
быть подготовлены к устройству и сохранению
его.
Учение Платона о государстве
и праве в общих чертах впервые изложено
им в известном диалоге - “Политик”. Этот
диалог относится к раннему периоду деятельности
Платона и представляет собой несовершенное
развитие тех мыслей, которые впоследствии
легли в основание более знаменитого диалога
Платона - “Государство”. Этот диалог
принадлежит к более зрелой эпохе Платона
и заключает в себе учение о государстве
в его самой совершенной форме.Идеальное
государство трактуется Платоном как
реализация идей в максимально возможное
воплощение мира идей в земной общественно
- политической жизни - в полисе. В «Государстве»
Платон, создавая идеальное справедливое
государство, исходит из соответствия
между космосом в целом, государством
и отдельной человеческой душой. Подобно
тому, как в душе человека есть три начала,
так и в государстве должно быть три сословия.
В человеческой душе - разумному, яростному
и вожделеющему - аналогичны три основных
начала государства - совещательное, защитное
и деловое. Последним же соответствуют
три сословия - правителей-философов, воинов
(стражей) и производителей (ремесленников
и землевладельцев). Сословное деление
общества Платон объявляет условием прочности
государства. Справедливость состоит
в том, что каждый должен заниматься тем
делом, которому он предназначен от природы
и не вмешиваться в чужие. Самовольный
переход из низшего сословия в высшие
является величайшим преступлением, так
как нарушается соответствующая иерархическая
соподчинённость этих начал во имя целого.
Вышеуказанные сословия вполне соответствуют
трём сторонам человеческой души, то и
добродетели, свойственные последним,
переносятся у Платона равным образом
на первые. Так, мудрость, есть добродетель
правителей; мужество свойственно более
всего сословию воинов, ограждающих общественную
безопасность и благоденствие; рассудительность
усматривается в подчинении народной
толпы воле правителей и во взаимном согласии
граждан; а справедливость - в том, что
не только согласны между собой граждане,
но и целые сословия их строго исполняют
свои обязанности и, таким образом, каждое
из них всё более утверждается в свойственной
себе добродетели.
Для обоснования вводимой иерархии
сословий Платон большое значение придавал
распространению среди населения идеального
государства “благородного вымысла”
о том, что хотя все они - братья, но бог,
который их вылепил, в тех из них, кто способен
править, примешал при рождении золота,
в их помощников - серебра, а в землевладельцев
и ремесленников - железа и меди. Государство
погибнет, если его будет охранять железный
или медный страж.
Сословию правителей Платон
уделяет значительно больше внимания,
чем двум другим сословиям. Во главе государства,
утверждал Платон, необходимо поставить
философов, причастных к вечному благу
и способных воплотить небесный мир идей
в земной жизни. “Пока в государстве не
будут царствовать философы либо так называемые
нынешние цари и владыки не станут благородно
и основательно философствовать, до тех
пор государство не избавится от зол”.
Именно философы обуславливают благосостояние,
справедливость государства Платона,
ведь им свойственны «...правдивость, решительное
неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть
к ней и любовь к истине». По Платону политический
руководитель таков, что его «страстно
влечёт к познанию», он «стремится ко всему
бытию в целом». Власть философов в государстве
не подвержена каким-либо ограничениям
или контролю. Они не должны стесняться
писаными законами и в каждом отдельном
случае руководствуются своим непосредственным
усмотрением.
В основе государства должны
лежать разделение и кооперация труда.
По мнению Платона, «государство … возникает,
когда каждый из нас не может удовлетворить
сам себя, но нуждается ещё во многом».
Для удовлетворения этих нужд люди собираются
воедино, чтобы обитать сообща и оказывать
друг другу помощь. Это общежитие и есть
государство.енщины и мужчины в «Государстве»
Платона уравнены в их правах и возможностях.
Платон полагал, что «одинаковые природные
свойства встречаются у живых существ
того и другого пола». Не пол, а способности,
как и у мужчин, определяет социально-психологическое
место женщины в структуре общественной
жизни. Между мужчинами и женщинами имеются
различия, но они не имеют отношения к
политике. Наилучшее государство, по Платону,
должно соответствовать следующим трём
свойствам: во-первых, обладать силой собственной
реорганизации и средствами ее защиты,
достаточными для сдерживания и отражения
врагов; во-вторых, контролировать и направлять
развитие духовной деятельности и творчества;
в-третьих, осуществлять систематическое
и достаточное снабжение всех членов общества
необходимыми для них материальными благами.
Понимая изменение и смену различных общественно-государственных
форм как круговращение внутри определённого
цикла, Платон говорит о соответствии
пяти видов государственного устройства
(аристократия, теократия, олигархия, демократия
и тирания) пяти видам душевного склада
людей. По Платону, государственное устройство
зависит от нравов людей, их душевного
склада или характера. Государство является
таковым, каковы составляющие его люди.
Между складом характера и формой государственного
устройства он усматривает прямое соответствие.
(1)
Платон считал, что устройство
совершенного государства может быть
только одно. Все возможное же различие
сводится лишь к числу правящих мудрецов
(философов): если мудрец один -- это царская
власть, если несколько правителей -- аристократия.
Аристократическому государственному
устройству (идеальному государству) как
правильному и хорошему виду Платон противопоставляет
четыре ошибочных и порочных вида, характеризуя
последние в порядке их прогрессирующей
порче и очередности перехода от одного
к другому.
Первая форма, ближайшая к идеальному
образцу, есть теократия - форма, где власть,
основана на господстве честолюбцев.
Здесь господствует яростное начало. Она
является самой близкой к совершенной
из несовершенных форм правления, потому
что в ней правят, хотя и не мудрейшие,
но все-таки стражи государства.
Накопление имущества в руках
немногих производит чрезмерное обогащение
одних, рядом с обеднением других. Деньги
становятся мерилом почестей и влияния
на общественные дела; бедные исключатся
из участия в политических правах, вводится
ценз, и правление из теократии превращается
в олигархию, где властвуют богатые. Олигархическое
государство, раздираемое враждой богатых
и бедных, будет постоянно воевать само
с собой. В результате победы бедных устанавливается
демократия. В целом демократию Платон
считал как приятный и разнообразный строй,
но не имеющий должного правления, так
как общественные должности замещаются
и вследствие этого наступает чрезмерная
свобода. Равенство при демократии уравнивает
равных и неравных. Эта свобода обращается
в свою противоположность - тиранию. «Тирания
-- наихудший вид государственного устройства,
где царят беззаконие, уничтожение более
или менее выдающихся людей -- потенциальных
противников, постоянное инспирирование
нужды в предводителе (войны, нехватка
и т.п.), подозрения в вольных мыслях и многочисленные
казни под надуманным предлогом предательств,
«очищение» государства от всех тех, кто
мужествен, великодушен, разумен или богат»
(2).
Субъектом свободы и высшего
совершенства оказывается у Платона не
отдельная личность и даже не класс, а
все общество, все государство в целом.
Платон приносит в жертву своему государству
человека, его счастье, его свободу и моральное
совершенство.
Начертанный проект наилучшей
организации государства и общества философ
считает осуществимым только для греков:
для других народов он неприменим в силу
их будто бы полной неспособности к устройству
разумного общественного порядка. Более
того, с течением времени Платон и сам
охладевает к своей модели идеального
государства после неудачной попытки
реализовать ее на практике.
Средневековые ереси
В христианской религии, как
и в других монотеистических религиях,
существовало много еретических (несогласных
с официальной догматикой) учений. Они
начали появляться с того времени, как
христианство стало официально признанной
государственной религией, и сопровождали
его на всем протяжении истории. Возникновение
ересей объяснялось тем, что в средневековом
христианстве выражалось религиозное
сознание разных социальных групп, как
феодальных верхов, так и широких народных
масс. Поэтому всякое недовольство феодальным
строем неизбежно облекалось в форму богословской
ереси. Развитие массовых еретических
движений в Западной Европе было связано
с появлением и расцветом городов. Острые
социальные контрасты между горожанами
и феодалами, между разными имущественными
прослойками городского населения, активная
политическая жизнь и организованность
горожан создавали благоприятные условия
для появления еретических учений. Эти
разные по своему характеру учения выражали
протест городских и крестьянских масс
против господствующего феодального строя.
По своему характеру средневековые
ереси делились на бюргерские и крестьянско-плебейские.
Бюргерские ереси выражали протест мелких
городских собственников против феодальных
порядков, и прежде всего против церковных
установлений, мешавших развитию городов
и их экономики. Они требовали ликвидации
привилегий духовенства и лишения его
мирских благ, секуляризации церковной
собственности, упрощения и удешевления
церковных обрядов. Их идеалом была раннехристианская
«апостольская церковь». Это были умеренные
ереси, не отрицавшие в принципе существующего
феодального строя. Поэтому идеи бюргерской
ереси находили нередко поддержку у отдельных
групп феодалов, заинтересованных в секуляризации
церковной собственности и ограничении
влияния духовенства и папской курии.
Значительно дальше шло крестьянско-плебейское
еретическое движение, выражавшее чаяния
народных низов и требовавшее установления
равенства между людьми. Наиболее радикальные
уравнительские ереси представляли идеологию
народных масс, боровшихся с оружием в
руках против феодального гнета («апостольские
братья», лолларды, табориты). В ранних
еретических движениях сочетались нередко
элементы обоих направлений (например:
альбигойцы).
Между отдельными еретическими
учениями существовали значительные догматические
различия. Тем не менее, всех их объединяло
резко отрицательное отношение к католическому
духовенству во главе с папой и противопоставление
ему библейских пастырей. Особенно резкие
нападки вызывали продажа индульгенций
и неравенство в причащении. Церковь еретики
называли «вавилонской блудницей», а папу
- «наместником сатаны». В противоположность
иерархической церкви они создавали свою
простую религиозную организацию и вводили
упрощенные обряды. Единственным источником
веры еретики признавали Евангелие и совершенно
отвергали «священное предание» (писания
отцов церкви, постановления соборов,
папские буллы). Весьма популярной была
идея «апостольской бедности», переходящая
у некоторых еретиков в строгий аскетизм.
Большое распространение имели мистические
идеи, основанные на особой трактовке
библейских пророчеств, в частности видений
Апокалипсиса. Ересиархи Иоахим Флорский,
Дольчино предрекали неизбежный переворот,
который должен совершиться в ближайшем
будущем. Идеи этого переворота и установления
«тысячелетнего царства божия» на земле
(хилиазм, милленаризм) были очень популярны
среди крестьянско-плебейских масс. Другое
умеренно-бюргерское направление в мистике
утверждало, что «божественная истина»
заключена в самом человеке, и отрицало
тем самым необходимость церкви. В нем
содержались элементы пантеизма. Но этот
мистический индивидуализм уводил в сторону
от активной борьбы, во внутренний мир
человека, пробуждая «видения» и религиозный
экстаз.
Еретические учения подрывали
авторитет церкви, наносили удар по католической
догматике и способствовали распространению
свободомыслия. Тем не менее, сами еретики
оставались фанатиками своих убеждений
и так же, как и католики, враждебно относились
к инаковерию и инакомыслию. К тому же
все умеренные секты ограничивали свою
проповедь только требованиями церковных
преобразований, замены «плохой церкви»,
и «ложной веры» «хорошей церковью» и
«истинной верой», отвлекая массы от активной
борьбы против феодального гнета.
Раньше всего еретические движения
распространились в городах Италии, где
особенно резко проявлялись социальные
антагонизмы.
Во второй половине XI в. в Милане
и других ломбардских городах появилась
патария (по названию квартала в Милане,
где обитали нищие и старьевщики). Патараны
бичевали испорченность нравов духовенства,
призывая к строгому безбрачию и отказу
«служителей бога» от мирских благ. Вместе
с тем они выступали против феодальной
знати и богатого купечества. Но патараны
не создали еще последовательно разработанного
учения.
Особое распространение в Италии
получило такое направление как катаризм
(откуда оно затем проникло в Европу). И,
как ни странно, его распространение выделяет
области наиболее интенсивной религиозной
жизни. Однако, следует отметить, что катаризм,
вследствие принятых церковью мер к
середине XIII в. В Италии пошел на убыль.
Другая секта, основанная Арнольдом
Брешианским (арнольдисты), выдвинула
радикальную программу политических преобразований
- лишение духовенства политической власти
и создание (в частности, в Риме) чисто
светского республиканского правительства.
Это была ранняя бюргерская ересь. По мнению
ряда ученых и исследователей, арнольдисты
определяют и обуславливают чуть ли не
все религиозное развитие Италии XII-XIII
вв.
Наивысшего расцвета еретическое
движение достигло во второй половине
XII-XIII в. Центром его стала Южная Франция
, характеризовавшаяся в те времена высоким
уровнем развития экономики и культуры.
Здесь распространилось два еретических
учения – катарство (приникшее туда, согласно
некоторым источникам, из Италии) и вальденство.
Катарство («катарос» - греч. «чистый»)
принадлежало к дуалистическим ересям
и было связано с распространившимся в
Болгарии богомильством. Оно утверждало,
что в мире происходит вечная борьба добра
со злом и добро должно восторжествовать
над злом. Под добром катары понимали духовное
начало, под злом - физический мир, созданный
сатаной. К злу они причисляли и существующую
церковь во главе с папой. Катары признавали
только Евангелие, совершенно отвергая
Ветхий завет. Они создали свою церковь,
простую, без иерархии духовных чинов.
Единоверцы делились на две категории
- «совершенных» и «верующих». Первые вели
аскетический образ жизни и выполняли
функции пастырей, вторые были обычными
мирянами, ревностно следовавшими предписаниям
своей веры. Катарство распространилось
в странах Южной Европы, нередко в сочетании
с другими ересями, например вальденством.