Идеология белорусского государства – предмет и методология изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 15:52, лекция

Краткое описание

В переломные периоды мировой истории одной из важнейших проблем является проблема поиска дальнейших путей развития общества. Ее решение предполагает переосмысление существовавших ранее ценностей, формирования новой системы мировоззренческих ориентиров и приоритетов. Такие ценности и приоритеты должны быть не только адекватны потребностям современной эпохи, но и соответствовать долгосрочным перспективам развития всего общества.

Содержание

1. Понятие идеологии. Актуальность проблемы теоретической разработки идеологических, мировоззренческих приоритетов в современных условиях.
2. Политическая идеология как форма общественного сознания.
3. Структура и функции идеологии. Особенности развития политической идеологии в переходном обществе.
4. Проблема формирования идеологии белорусского государства и ее ос-новные компоненты

Вложенные файлы: 1 файл

лекция 1.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)


Лекция 1

Идеология белорусского государства –

предмет и методология  изучения

 

  1. Понятие идеологии. Актуальность проблемы теоретической разработки идеологических, мировоззренческих приоритетов в современных условиях.
  2. Политическая идеология как форма общественного сознания.
  3. Структура и функции идеологии. Особенности развития политической идеологии в переходном обществе.
  4. Проблема формирования идеологии белорусского государства и ее основные компоненты

Конспект лекции

 

  1. Понятие идеологии. Актуальность проблемы теоретической

разработки идеологических, мировоззренческих  приоритетов в современных условиях.

В переломные периоды  мировой истории одной из важнейших  проблем является проблема поиска дальнейших путей развития общества. Ее решение  предполагает переосмысление существовавших ранее ценностей, формирования новой системы мировоззренческих ориентиров и приоритетов. Такие ценности и приоритеты должны быть не только адекватны  потребностям современной эпохи, но и соответствовать долгосрочным перспективам развития всего общества. Они должны выступать в качестве сплачивающей, объединяющей все общество силы. Комплекс таких идей, ценностей и приоритетов определяется в науке понятием идеология.

Термин «идеология» (от греч. idea – мысль, замысел и logos – слово, учение) ввел в научный обиход в конце XVIII в. французский ученый, философ Дестют де Траси (1754-1830). Он понимал под этим термином теорию идей, то есть учение о их происхождении, взаимодействии и переходе от одних к другим. Первоначально понятие идеологии использовалось для обозначения науки об идеях как самостоятельной области познания, предметом которой являются закономерности возникновения и эволюции идей, а вместе с ними и всей совокупности теорий, изучающих человеческую психику и сознание. Однако указанный смысл за этим понятием не закрепился и в современной научной и общественно-политической литературе данный термин имеет другое значение. Под идеологией принято понимать систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных существующих общественных отношений.

Идеология представляет собой совокупность философских, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и религиозных взглядов. Носителями таких взглядов и идей являются определенные социальные группы и

общности, а содержание отвечает их интересам и устремлениям. Внешними формами выражения идеологии являются социально-политические учения, концепции и доктрины. При этом идеология может быть зафиксирована в виде одного систематизированного учения (например, мировой религии, марксизма) или быть рассеянной по многочисленным и разнородным текстам.

Любая идеология находится в тесной взаимосвязи с интересами различных социальных групп и общностей. В зависимости от основного ее носителя существуют различные виды идеологий: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, пролетарская, мелкобуржуазная и т.п. Они дополняются такими видами, как национальная идеология, государственная, партийная, политическая, официальная, оппозиционная. В последнее время все чаще выделяют виды идеологий по сферам или направлениям социальной жизни: гуманитарная, экономическая, экологическая, идеология прав человека и т.п.

Как общественное явление  идеология развивается вместе с  развитием  общества, претерпевает при этом качественные изменения. Идеология имеет объективные социально-политические корни своего существования, она непосредственно связана с общественным и индивидуальным сознанием, жизнедеятельностью классов, наций, партий, государств. Идеология отвечает мировоззренческим и коммуникативным потребностям людей, является способом осознания и выражения групповых и общественных интересов, социально-политических идеалов и ценностей, средством управления поведением индивидов и различных социально-политических общностей.

 

2. Политическая  идеология как форма общественного  сознания

Политическая идеология, являясь одной из форм общественного сознания, обладает определенной спецификой. Она заключается в функциональной зависимости содержания той или иной идеологической системы от интересов и политических устремлений того социального субъекта, из которого она исходит. Политическая идеология – это упорядоченная система понятий, идей, представлений, в которых различные субъекты политических отношений (индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом) осознают свои политические позиции и интересы и которыми они оправдывают свои политические устремления и действия. В ее содержании синтезируются результаты как научного познания социальной действительности, так и субъективного осознания людьми своих интересов, социально-политических позиций и устремлений.

Политическая идеология  является одним из важнейших компонентов политического процесса. Вне идеологии не бывает политической  практики. Именно идейно-политические представления, трансформируясь в систему убеждений и позиций человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства. Без этого не может существовать никакое политическое движение, ни одна политическая партия.

Одним из главных субъектов политических отношений являются народы. Именно они выступают в качестве носителей определенных идеологических (идейно-политических) воззрений, в которых они осознают самих себя как целостность, свое положение в окружающем мире, свои интересы как единого сообщества и которыми они оправдывают свои социально-политические устремления и действия. На протяжении своей истории каждый народ вырабатывает и определенную сумму идей относительно способов своего оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм своих взаимоотношений с другими народами, целей своего исторического развития. Такую совокупность воззрений можно назвать национальной идеологией.

Поскольку выразителем и основным инструментом реализации национальной идеологии является государство, то образующую ее совокупность идей, понятий, представлений, убеждений, верований можно назвать также государственной идеологией. Не существует государственно оформленных сообществ людей, то есть наций или народов, без своей государственной идеологии. Таким образом, понятие «государственная идеология» включает в себя широкий комплекс идей и представлений, выработанных данным народом относительно своего прошлого, особенностей своего становления и развития в качестве социально-политической целостности, о своем месте и роли в мировом сообществе, основных направлениях и задачах своей внутренней и внешней политики, путях и способах их осуществления.

В качестве частного понятия по отношению  к понятию государственной идеологии  выступает понятие идеологии  государственности. Оно означает систематизированную сумму выработанных данным народом идей и представлений о предпосылках и об истории становления и развития своего государства, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими государствами.

 

3. Структура и функции идеологии.  Особенности развития политической  идеологии в переходном обществе.

Политическая идеология  представляет собой духовное образование, предназначенное для идейной и целевой ориентации политического поведения граждан. Выделяют следующие уровни ее функционирования:

  • теоретико-концептуальный – политическая идеология формулирует основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенной социальной группы;
  • программно-политический – социально-философские принципы  и идеалы переводятся в программные лозунги и требования политической элиты; программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы;
  • актуализированный – степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что воплощается в практических делах и поступках. Данный уровень характеризуется довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций до восприятия своих политических привязанностей, как глубинных мировоззренческих ориентиров.

Политическая идеология разрабатывается  особым слоем людей –  теоретиками, представителями интеллектуальной элиты класса, нации, народа. Практическое же воплощение осуществляется через психологический настрой элит и рядовых граждан. Степень претворения политической идеологии в жизнь зависит, прежде всего, от эмоциональной чувствительности индивида (группы) к политическим   нормам и идеалам. Поэтому в конкретной системе в мотивации людей могут доминировать либо общие ценности, либо нормы и требования, сформированные отдельными политическими партиями. Именно от царящих в группе привычек и стереотипов, сложившегося психологического микроклимата зависит определение ведущих политических установок индивида, форм его политического участия. Еще одним фильтром, отбирающим значимые для человека идеологические требования, выступают индивидуальные особенности психики.

Основные функции политической идеологии:

  1. ориентационная – она заключается в формировании основополагающих представлений об обществе, социальном прогрессе, личности и власти;
  2. мобилизационная – политическая идеология настраивает социальные группы на реализацию идеалов более совершенного общества;
  3. интегративная – идеология противостоит частным и корпоративным интересам, наделяя смыслом политическое действие в рамках действующей политической системы;
  4. амортизационная – служит ослаблению социальной напряженности в ситуациях, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения;
  5. охранительная – выражает и защищает интересы определенных социальных групп.

К основным особенностям становления  идеологи в трансформирующихся обществах  относятся следующие:

  • идеология должна объединять, а не разъединять
  • идеология должна быть реалистичной
  • идеология должна быть оптимистичной.

4. Структура идеологии белорусского  государства и ее основные  компоненты

Культурно-историческая составляющая государственной идеологии  Республики Беларусь включает совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и особенностей формирования белорусского этноса, развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа.

Политическая составляющая государственной идеологии РБ –  комплекс идей и представлений белорусского народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности нынешней политической системы страны. Политическая составляющая  государственной идеологии включает представление о характере социально-политического строя Республики Беларусь в целом, о путях его модернизации. Она охватывает также и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности белорусского народа, совокупность идей относительно места и роли белорусов в мировом политическом процессе.

Экономическая составляющая включает комплекс реализуемых государством и отвечающих интересам народа идей относительно формирования и развития национальной экономики.

Социогуманитарная составляющая –  комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Человек рассматривается как высшая  ценность и цель общества и государства.

Глоссарий

 

Государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью.

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных существующих общественных отношений.

Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.

Политическая идеология – упорядоченная система представлений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимости и путях ее изменений с точки зрения группы или общности, интересы и действия которых она обслуживает.


Информация о работе Идеология белорусского государства – предмет и методология изучения