Изучение политической мысли и проблем власти в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:01, реферат

Краткое описание

Русская политическая мысль, история которой начинается с возникновением российского государства, возникла для того, чтобы постичь природу государства, власти, сохранить национальные особенности и укрепить культурно-историческое бытие.

Вложенные файлы: 1 файл

Русская политическая мысль.doc

— 34.00 Кб (Скачать файл)

Русская политическая мысль, история которой начинается с  возникновением российского государства, возникла для того, чтобы постичь  природу государства, власти, сохранить  национальные особенности и укрепить культурно-историческое бытие. 
 
Важно заметить, что политическое развитие России отстает в своем развитии, по сравнению с западноевропейским. Именно поэтому русская политическая мысль в достаточной степени отличается от мысли Запада. Можно заметить, что до XVIII века русская политическая мысль развивалась в религиозной форме, в XVIIIвеке, вследствие реформаторской деятельности Петра I, в ней стали преобладать черты светской и просветительной политической мысли. XIX век разнообразил историю российского государства, в нем появились разнообразные идейно-политические направления, но хочется заметить, что основным направлением остался консерватизм, так как Россия привыкла к своему исторически утвердившемуся порядку.  
 
Считаю, что тема моего реферата является актуальной для данного периода времени, так как многие идеи русских политических мыслителей о соотношении власти имеют огромное значение для современной России, и новые политические ценности могут формироваться только на основе ранее приобретенных и изученных. 
 
Целью моего реферата является детальное изучение отношения к власти в политической мысли на протяжении всего исторического развития России, ведь изучение проблем власти важно не только само по себе, но и для правильного понимания и решения проблем современности. 
 
Задачами курсовой работы являются: изучение политической мысли и проблем власти в Древней Руси, анализ взаимодействий личности, власти и государства в русской политической мысли XVII – XVIII вв., рассмотрение основных моментов политических учений в России XIX – начале XX вв., а также на современном этапе.  
 
Глава 1. Политическая мысль и проблема  
 
власти в Древней Руси 
 
Власть развращает, а абсолютная  
 
власть развращает абсолютно. 
 
Лорд Актон. 
 
Одна из первых попыток осмысления власти и соотносящихся с ней категорий была предложена еще в 8 веке до н. э. Гесиодом. Сегодня существует множество трактовок этого понятия, так как власть – один из главных факторов жизни человека и, несомненно, центральный для политики. Власть – и главная проблема, и средство политики. 
 
С властью связано множество понятий: власть и могущество, власть и влияние, власть и господство, власть и авторитет, власть и убеждение  и даже власть и насилие. В общем виде, власть – социологически «аморфное», т. е. неуточненное понятие, предполагающее способность каким-либо способом или приемом воздействовать на поведение других в самых разных обстоятельствах. [1] 
 
 Летописные документы Древней Руси  раскрывают стремление их авторов обосновать источник авторитета княжеской власти и их представления об идеальном княжении, источник власти идентифицировался с божественным началом. 
 
В древних источниках княжеская власть виделась отцовской, праведной, традиционной. Так, в “Поучениях” Владимира Мономаха говорится об ответственности князя за авторитет власти, проводимую политику, судебное разбирательство, успехи в воинском деле.  
 
Политические идеи этой эпохи отражены в содержании следующих древнерусских летописных памятниках: "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Илариона (XI в.), главной темой которого является обоснование княжеской власти через волю Бога; "Повесть временных лет" монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (XII в.), задуманная как обоснование права киевских князей на власть над всей русской землей; "Поучение Владимира Мономаха" (XII в.); "Слово о полку Игореве" (XII в.). 
 
В XIV-XVI вв. центром объединения русских земель становится Москва. Московское княжество превращается в мощную державу, с которой считаются ее соседи, и соответственно княжеская власть, трансформировавшись в царскую, приобретает неограниченные полномочия. Все это требовало идеологического обоснования. Для укрепления авторитета московских государей широко использовалось теория "Москва - Третий Рим" (после Рима и Константинополя), монаха Филофея. Она доказывала закономерность возвышения власти князя Московского как защитника истинной веры.       
 
С идеей централизации государственной власти выступил идеолог мелкого и среднего дворянства Иван Пересветов. Царь, по его представлению, должен быть "грозен и мудр", способным ограничивать власть бояр. 
 
Идея самовластия получила развитие в переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским. Первый русский царь, чья власть не признавала ни моральных, ни юридических ограничений, указывал на богоустановленность собственной власти и развивал мысль о необходимости беспрекословного подчинения подданных власти государя. Андрей Курбский выступил с критикой деспотизма, беззакония, творимого опричниками, и внесудебных расправ.  
 
Необходимо отметить, что в период царствования Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - Земский собор. Он представлял собой особую форму власти, организацию и представительство основных групп господствующих сословий. 
 
В целом можно сделать вывод, что русская политическая мысль допетровской эпохи развивалась параллельно с государственностью, ориентировалась на православную церковь и на интересы самой власти. 


Информация о работе Изучение политической мысли и проблем власти в Древней Руси