Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 18:28, лекция
Реформирование сельского хозяйства страны было первоочередной задачей, вставшей перед Правительством ИНК. На различных этапах модернизации деревни применялись различные методы. В к. 40 - нач. 50 гг. в качестве метода определенной разрядки социальной напряженности в крестьянской среде были инспирированы движения "бхудан" и "грамдан" (дарение земли ее крупными владельцами и пожертвование земли деревенской общиной). Передача в ходе этих кампаний более 5 млн. га худших земель безземельным крестьянам могла в лучшем случае стать временным социальным громоотводом.
6. Аграрная политика Индии
Реформирование сельского хозяйства страны было первоочередной задачей, вставшей перед Правительством ИНК. На различных этапах модернизации деревни применялись различные методы. В к. 40 - нач. 50 гг. в качестве метода определенной разрядки социальной напряженности в крестьянской среде были инспирированы движения "бхудан" и "грамдан" (дарение земли ее крупными владельцами и пожертвование земли деревенской общиной). Передача в ходе этих кампаний более 5 млн. га худших земель безземельным крестьянам могла в лучшем случае стать временным социальным громоотводом.
В 50 гг. земельные преобразования затронули систему заминдари, охватывавшую 43% с/х угодий, 40% которых перешло к крестьянству с выплатой при помощи государства выкупа на основании той заниженной стоимости земель, которая ранее указывалась самими заминдарами в налоговых декларациях. Таким образом, реформа 50 гг. затрагивала не всех земельных собственников, а только паразитическую их феодальную прослойку. Реформа именно поэтому прошла без потрясений.
В 60 гг. аграрные преобразования
распространяются на зону
В начале 70 гг. Правительством И. Ганди была предпринята попытка разрядки социальной напряженности и расширения базы ИНК в деревне установлением в законодательном порядке земельного максимума в размере от 4,5 га орошаемых до 22,5 богарных земель, что встретило ожесточенное сопротивление деревенской верхушки и местных буржуазных властей. Только КПИ полностью поддержала намерения И. Ганди. В результате в настоящее время для индийской деревни характерна сильная поляризация: в руках 4% земельных собственников-кулаков находится 31% площади с/х угодий, в то время как у 51% беднейшего крестьянства всего 8% земель, причем ни одна политическая партия не желает ссориться с экономически могущественной деревенской верхушкой, кроме коммунистов.
За годы независимого развития объем с/х производства удвоился, но при этом и население выросло вдвое (к XXI веку численность населения Индии ожидается в 975 млн. чел.) при росте продуктивности 1 га с 60 до 100 ц/га, но и средняя продолжительность жизни выросла с 32 до 44 лет. По статистике производство зерновых на душу в день увеличилось с 395 гр. до 435 граммов, однако за этим среднедушевым показателем скрывается сохранение полуголодного существования большинства населения, т. к. увеличением валовых сборов смогла воспользоваться только деревенская элита и обеспеченные городские слои.
Удельный вес с/х в экономике страны за годы независимого развития сократился с 65% до 45% параллельно соответствующему росту доли промышленности в народном хозяйстве. Однако доля крестьянства в населении страны при этом уменьшилась незначительно (с 85% до 75%). По подсчетам специалистов, до 40% населения индийской деревни с экономической точки зрения "лишние" даже по индийским стандартам.
7. Промышленное развитие Индии
С начала 50 гг. Правительство ИНК взяло курс на индустриализацию страны с целью ликвидации общей отсталости и достижения экономической независимости. Построенный на средства федерального бюджета и иностранных займов, госсектор взял на себя наиболее трудные задачи создания металлургии, энергетики, машиностроения и других современных отраслей. Параллельно развитию госсектора росла мощь частного сектора, достигшего к настоящему времени монополистической стадии развития. Однако суммарная мощь монополистических группировок (Тата, Бирла, Мафатлала, Волчанда, Махиндра) в 2-3 раза уступает активам госсектора.
Политика госкапитализма,
проводимая ИНК, имеет целью
не только регулирование и
контроль частного сектора, но
и его стимулирование. Целенаправленная
поддержка мелкого
Результаты 45 лет независимого
промышленного развития
Хотя страна развивалась достаточно быстро, остальной мир развивался еще быстрее. В результате удельный вес Индии в мире уменьшился практически по всем направлениям (по ВНП с 2,1% до 1,3%, по промышленности с 1% до 0,6%, в мировой торговле с 2% до 1%, по доходу на душу с 1/8 среднемирового уровня до 1/12, по производительности труда Индия в три раза отстает от средних показателей РС и в 15 раз от среднемирового уровня. Реальное личное потребление за 45 лет увеличилось всего на 15% в среднем (за счет потребления элиты). Индия могла бы, по крайней мере, сохранить свои позиции в мире, но:
- три ее пятилетки были сорваны войнами с Пакистаном и Китаем
- две пятилетки были недовыполнены из-за отказа в обещанной иностранной помощи и из-за повышения мировых цен на нефть
- постоянным фактором
снижения общей эффективности
экономики является быстрый
- отрицательные последствия
для индийской экономики имел
также распад СССР, с которым
Индия поддерживала тесные
Информация о работе Индия в новое время: промышленная и аграрная политика