Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:17, доклад
Иосифля́не (Осифля́не) — последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.
Главным оппонентом иосифлян в церкви было возглавляемое Нилом Сорским движение Нестяжателей — под этим термином обычно понимается монашеское движение в России в конце XV — первой половине XVI веков, выступавшее против монастырского землевладения. Отличие во взглядах между нестяжателями и иосифлянами не исчерпывается вопросами о монастырском имуществе.
Раннее Средневековье— период европейской истории, начавшийся
после падения Западной Римской империи.
Длился около пяти веков, приблизительно
с 476 по 900 гг. В эпоху раннего Средневековья
произошло Великое переселение народов,
появились викинги, возникли королевства
остготов в Италии и вестготов в Аквитании
и на Пиренейском полуострове и образовалось
Франкское государство, в период своего
расцвета занимавшее большую часть Европы.
Северная Африка и Испания вошли в состав
арабского Халифата, на Британских островах
существовало множество небольших государств
англов, саксов и кельтов, появились государства
в Скандинавии, а также в центральной и
восточной Европе: Великая Моравия и Древнерусское
государство.
Великое переселение народов
— условное название совокупности этнических
перемещений в Европе в IV—VII веках, главным
образом с периферии Римской империи на
её территорию. Великое переселение можно
рассматривать в качестве составной части
глобальных миграционных процессов, охватывающих
семь-восемь веков. Характерной особенностью
переселения был тот факт, что ядро Западной
Римской империи (включая в первую очередь
Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию),
куда направилась в конечном счёте масса
германских переселенцев, к началу V века
нашей эры уже было достаточно плотно
заселено самими римлянами и романизированными
кельтскими народами. Поэтому великое
переселение народов сопровождалось культурными,
языковыми, а затем и религиозными конфликтами
между германским и романизированным
населениями. Великие переселения заложили
основу противостояния между германскими
и романскими народами, в каком-то смысле
дошедшего и до наших дней. В переселении
активно участвовали славянские народы,
тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские
племена.
Священная Римская империя—
государственное образование, существовавшее
с 962 по 1806 годы и объединявшее многие территории
Европы. В период наивысшего расцвета
в состав империи входили Германия, являвшаяся
её ядром, северная и средняя Италия, Нидерланды,
Чехия, а также некоторые регионы Франции.Империя была основана
в 962 году восточно-франкским королём Оттоном I Великим и рассматривалась
как прямое продолжение античной Римской империи и франкской
империи Карла Великого. Процессы
становления единого государства в империи
за всю историю её существования так и
не были завершены, и она оставалась децентрализованным
образованием со сложной феодальной иерархической
структурой, объединявшей несколько сотен
территориально-государственных образований.
Во главе империи стоял император. Императорский
титул не был наследственным, а присваивался
по итогам избрания коллегией курфюрстов.
Власть императора никогда не была абсолютной
и ограничивалась высшей аристократией
Германии, а с конца XV века — рейхстагом, представлявшим
интересы основных сословий империи. В
ранний период своего существования империя
имела характер феодально-теократического
государства. Усиление папского престола
и многовековая борьба за обладание Италией
ослабили центральную власть в империи.
В период позднего Средневековья возобладали
тенденции дезинтеграции, угрожающие
превратить Священную Римскую империю
в конгломерат полунезависимых образований.
Однако осуществлённая в конце XV — начале
XVI века «имперская реформа» позволила
укрепить единство страны и сформировать
новый баланс власти между императором
и сословиями, позволившей империи относительно
успешно конкурировать с национальными
государствами Западной Европы. Кризис Реформации и Тридцатилетней
войны был преодолён ценой дальнейшего
ограничения власти императора и превращением
общесословного рейхстага в главный элемент
имперской конструкции. Развитие крупных
немецких княжеств по пути внутренней
консолидации и становления собственной
государственности входило в противоречие
с застывшей имперской структурой, что
в XVIII веке привело к параличу центральных
институтов и развалу имперской системы.
Священная Римская империя просуществовала
до 1806 года и была ликвидирована в ходе
наполеоновских войн, когда был сформирован
Рейнский союз, а последний император
Франц II отрёкся от престола.
Высокое средневековье — период европейской истории, продлившийся
приблизительно с 11 по 14 век. Эпоха высокого
средневековья сменила раннее средневековье
и предшествовала позднему средневековью.
Основной характеризующей тенденцией
этого периода стало быстрое увеличение
численности населения Европы, что привело
к резким изменениям в социальной, политической
и других сферах жизни.
Раскол церкви в 1054 гг. привел к образованию двух основных ветвей
христианской церкви — Римско-католической
церкви в Западной Европе и православной
церкви в Восточной. Раскол произошел
в результате конфликта между римским
легатом кардиналом Гумбертом и патриархом
Константинопольским Михаилом Кируларием,
во время которого церковники предали
друг друга анафеме(проклятие).
а протяжении XII — XIII веков в Европе произошел
резкий подъем развития технологий и увеличилось
число нововведений в средствах производства,
что способствовало экономическому росту
региона. Менее чем за столетие было сделано
больше изобретений, чем за предыдущую
тысячу лет.
В 1185 году в Йоркшире (Англия) была
построена первая ветряная мельница
(самый ранний задокументированный
случай)
В 1270 году в Италии появились бумажные
производства
В XIII веке в Европу пришло (вероятно из
Индии) прядильное колесо
В конце XII века с появлением компаса значительно
упростилась навигация
В 1280-х годах в Италии были изобретены
очки
Из мусульманской Испании в Европу вернулась
астролябия
В 1202 году через книгу Liber Abaci итальянского
математика Фибоначчи европейцы узнали
арабские цифры.
в литературе особым успехом пользуется
христианские Евангелия, религиозные
гимны Амвросия Медиоланского (340—397), работы Августина Блаженного («Исповедь»,
400 год; «О граде Божием», 410—428 годы), перевод
Библии на латинский язык, осуществлённый
Иеронимом (до 410 года) и другие.
Позднее Средневековье
— термин, используемый историками для
описания периода европейской истории
в XIV — XVI веках.
Реформа́ция— массовое
религиозное и общественно-политическое
движение в Западной и Центральной Европе
XVI — начала XVII века, направленное на реформирование
католического христианства в соответствии
с Библией. Её началом принято считать выступление
доктора богословия Виттенбергского университета
Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил
к дверям виттенбергской Замковой церкви
свои «95 тезисов», в которых выступал против
существующих злоупотреблений католической
церкви, в частности против продажи индульгенций.
Концом Реформации историки считают подписание
Вестфальского мира в 1648 году, по итогам
которого религиозный фактор перестал
играть существенную роль в европейской
политике. Протестантизм получил распространение
во всей Европе в вероучениях последователей
Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм),
«цвиккауских пророков» (анабаптизм),
Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также
возникшего особым путём англиканства. Комплекс мер, предпринятых католической
церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией,
получили название Контрреформации.
Иосифля́не (Осифля́не) — последователи Иосифа
Волоцкого, представители церковно-политического
течения в Русском государстве в конце
XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне
консервативную позицию по отношению
к группам и течениям, требовавшим реформирования
официальной церкви. Отстаивали право
монастырей на землевладение и владение
имуществом в целях осуществления монастырями
широкой просветительской и благотворительной
деятельности.
Главным оппонентом иосифлян в церкви
было возглавляемое Нилом Сорским
движение Нестяжателей — под этим термином
обычно понимается монашеское движение
в России в конце XV — первой половине XVI
веков, выступавшее против монастырского
землевладения. Отличие во взглядах между
нестяжателями и иосифлянами не исчерпывается
вопросами о монастырском имуществе. Нестяжательство (произвольная нищета) — один из трёх
монашеских обетов, которые даются при
пострижении. Монах, уповающий на Царство
Небесное, странник в этом мире, поэтому
он отрицается не только земных богатств,
но даже минимального имущества. Гарантии
его безопасного существования не в обильных
запасах, а во Христе. В частности различия
во взглядах касались отношения к раскаявшимся
еретикам, отношении к поместному (национальному)
и общецерковному преданию, ряду других
вопросов. Поэтому ряд авторов высказываются
за условность этого термина. На соборе
1503 года иосифляне выступили с резким
осуждением нестяжателей и временно поддержавшего
их князя Ивана III Васильевича, отстаивая
монастырское землевладение. В результате,
Иван III перешёл на позиции Иосифа Волоцкого
и созвал собор 1504, на котором «жидовствующие»
были осуждены как еретики и преданы анафеме. Иосифляне доминировали
и на Стоглавом соборе 1551 года, на котором
вновь отвергли программу ограничения
церковно-монастырского землевладения,
выдвинутую приближённым к Ивану IV Грозному
протопопом Сильвестром. В дальнейшем
иосифляне инициировали осуждение Матвея
Башкина и Феодосия Косого и гонения на
их последователей, а также поддержали
учреждение опричнины.Иосифляне выступали в
качестве официальных идеологов православной
церкви и монархической власти. Доктрина
иосифлян строилась на теологическом
обосновании возникновения государства
и «божественного происхождения» царской
власти, а также на утверждении преемственности
Русского государства, оставшегося единственным
оплотом православия после падения Константинополя
в 1453. На этом основании иосифляне требовали
предоставления Московской митрополии
статуса патриархии (это произошло только
в 1589).Иосифляне выступали за
открытость монастырей. Главной задачей
монастырей являлась миссионерская деятельность
и обеспечение населения продовольствием
во время неурожая.К иосифлянам принадлежал
псковский монах Филофей, популяризатор
концепции московского митрополита Зосимы
«Москва — Третий Рим», на которой строилась
официальная идеология русских царей.
Возрожде́ние— эпоха в истории культуры Европы, пришедшая
на смену культуре Средних веков и предшествующая
культуре нового времени. Примерные хронологические
рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть
XVI веков и в некоторых случаях — первые
десятилетия XVII века Отличительная черта
эпохи Возрождения —интерес, в первую
очередь, к человеку и его деятельности.
Появляется интерес к античной культуре,
происходит как бы её «возрождение» —
так и появился термин. Леонардо да Винчи(Дама
с горностаем, Мона Лиза, Тайная вечеря, «Витрувианский человек»), Рафаэль(Сикстинская
мадонна, Афинская школа),философы Леонардо Бруни,
Николло Макиавелли(Государь), архитекторы
Андреа Палладио, Филиппо Брунеллески.