Искусство XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:13, курсовая работа

Краткое описание

В XVII веке в истории России завершается период средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности – первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия. В это время русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры средневековья.

Содержание

Введение........................................................................................................3
1. Образование................................................................................................4
2. Книгоиздание..............................................................................................5
3. Архитектура и строительство......................................................................6
4. Изобразительное искусство..........................................................................7
5. Заключение...............................................................................................10
6. Литература................................................................................................11

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по истории.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра ______Истории и Культурологии             

 

 

                  • УТВЕРЖДАЮ

 

Зав.каф.___

 

"______"________2011 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

К курсовой работе _     ____История__________________                                                       ________________________________________________________________________________

(наименование учебной  дисциплины)

 

на тему:_                     _Культура России XVIII века_____________________________________

 

Автор работы _____________Бучнев М.Б.____________________________________

 

Специальность                                                                                                                

 

Обозначение курсовой работы ____________________Группа__________________

 

Руководитель проекта____________________  ________Моргачев В.О.___________

(подпись)    (Ф.И.О.)

 

Работа защищена _______________________ _______________________________________

(дата)       (оценка)

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону   2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Содержание

 

 Введение........................................................................................................3

1. Образование................................................................................................4

2. Книгоиздание..............................................................................................5

3. Архитектура и строительство......................................................................6

4. Изобразительное искусство..........................................................................7

5. Заключение...............................................................................................10

6. Литература................................................................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

В XVII веке в  истории России завершается период средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности – первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия. В это время русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры средневековья. Новые тенденции четко обозначились лишь в начале XVIII века.  
Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык. XVIII век характеризуется на Руси поздним феодализмом. Делаются попытки преодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенные перемены во всех областях жизни. Их начало связано с реформами Петра I. В России утверждается самодержавная власть – абсолютная монархия. Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Развиваются внешние экономические и культурные связи России с западными странами, способствующие вхождению её в мировой историко-культурный процесс. Намного продвигается просвещение, что оказывает большое влияние на дальнейшее развитие культуры. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период были формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры – наука, художественная литература, светская живопись, общедоступный театр и др. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Образование. 
     
    Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления задуманных им реформ нужны были образованные люди. В этот период открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей посылали за границу учиться ремеслу – корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству. С 1 января 1700 года указом Петра I было введено новое летоисчисление « от Рождества Христова».  
    В 1701 году открыта школа математических и навигационных наук – навигационная школа – первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ – Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на Уральских заводах – горнозаводские училища. Вначале в школы принимали детей дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.  
    Для мальчиков всех сословий кроме крестьян в первой четверти XVIII века создаются государственные начальные общеобразовательные школы – цифирные школы. Постепенно число этих школ уменьшилось, а затем они прекратили своё существование. В то же время были церковно-приходские училища, в которые принимались дети любых сословий. Существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 г. Был издан Устав народных училищ – первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно- урочная система.  
    К середине XVIII в. уровень образованности был еще не высок, однако она стала модной среди дворян. Стали создаваться закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: в 1731 году – Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров; в конце 50-х годов – Пажеский корпус, где готовили к придворной службе; в 1764 году – Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге для девочек.  
    Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (1724 г.). В неё входили Академия, Университет и гимназия. М. В. Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования. В 1755 году по его инициативе был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В созданной университетской типографии издавалась газета «Московские ведомости», выходившая на протяжении 162 лет. Из стен университета вышли Д.И.Фонвизин, позднее А.С. Грибоедов, П.Я. Чаадаев, будущие декабристы Н.И. Тургенев, И.Д. Якушкин, А.Г. Каховский.  
    Появились профессионально-художественные учебные заведения: в Петербурге – танцевальная школа (ныне Училище имени А.Я. Вагановой); в Москве – Балетное училище и Академия художеств.  
    В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся. 

 

 

 

  1. Книгоиздание. 
    В 1708-1710 была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу, что способствовало увеличению издания светских гражданских книг и учебников.  
    С 1703 года стала выходить первая печатная газета «Ведомости», издававшаяся по указу Петра I. В «Ведомостях» публиковались военные сообщения, известия о состоянии торговли и промышленности, о новых школах, иностранная хроника и др.  
    Большая заслуга развития Российского книгоиздания принадлежит русскому просветителю, писателю, журналисту Н.И. Новикову. В его типографиях печаталось около трети издаваемых в последней четверти XVIII века книг. Он издавал книги по всем отраслям знаний, а также сатирические журналы «Трутень», «Живописец», Кошелёк», в которых выступал ярым противником крепостного права. Новиков – организатор библиотек и школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах России.  
    Литература. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. В это время популярными были стихотворные произведения – сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя А. Кантемира (1708-1744), одного из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.  
    Поэт – филолог В.К. Тредиаковский (1703-1768) стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе « Новый краткий способ к сложению российских стихов» сформулировал принципы силлабо-тонического стихосложения (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.  
    Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.  
    Последняя четверть XVIII века стала временем расцвета творчества Г.Р. Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода. В известной оде « Фелица» показывается образ идеального монарха. Автор призывает «истину царям с улыбкой говорить». Державин сочетает «высокие» и «низкие» стили, вносит элементы живой речи в русский язык.  
    Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизин (1744/45-1792). Его комедии, сатирически изображавшие нравы дворянского сословия, обличавшие невежество, тиранию, крепостное право как корень зла всех бед в стране, положили начало обличительно-реалистическому направлению русской литературы.  
    Н.М. Карамзин – автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь» был основоположником русского сентиментализма. Основное сочинение Карамзина «История Государства Российского» (в 12 томах) – новый этап в развитии русской исторической науке и вместе с тем образец русской прозы. Свой труд автор адресовал всем слоям российского общества. 

 

 

 

  1.    Архитектура и строительство.  
    XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области архитектуры и строительства. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка, рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стране растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.  
    Выдающимся зодчим Москвы того времени был Д.В. Ухтомский (1719-1774), представитель стиля русского барокко. Наиболее значительное его творение – колокольня Троице-Сергиевой лавры, отличающаяся многоярусной композицией и богатством декоративного убранства. В 1749 году Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся русские архитекторы: В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов.  
    Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург, задуманная как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов (Трезини, Растрелли), были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого «прусского образца» т.е. облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45м. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен, строившихся зданий, без существенного снижения прочности. Например, во дворце А. Меншикова на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора или даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производство, как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Все это не замедлило дать результаты. Город был создан в рекордные сроки - временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. К концу царствования Петра I он уже удивлял приезжих иностранцев величием и красотой.  
    Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями, а также Кронштадт и Екатеринбург на Урале. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра, которую он хотел уподобить Версалю, особенно его центр с каскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона.  
    Творения В.П. Баженова отличаются смелостью композиций, разнообразием замыслов, сочетанием западного и русского стилей (дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова – самое красивое здание XVIII века в Москве, Михайловский замок в Петербурге).  
    По проектам М.Ф. Казакова (1738-1812) были построены: Сенат Московского Кремля, Московский Университет, Голицынская больница (ныне Первая градская), Петровский дворец, Дворянское собрание.  
    И.Е. Старов (1745-1808) – автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора, Александро-Невской лавры и Таврического дворца.  
    Архитектура и строительство XVIII века и сегодня являются не только украшениями русских городов, но шедеврами мирового значения. 

 

 

  1.   Изобразительное искусство. 
    Изобразительное искусство. В XVIII веке претерпевает изменения и изобразительное искусство – живопись, скульптура и др. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем, искусство в целом и живопись в частности, на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко выраженный национальный характер.  
    В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин (ок. 1690 – 1742). И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета - общепонятный и вполне неповторимый (портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны, портрет Г.И.Головкина).  
    Портреты А. Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик (Автопортрет с женой).  
    Крупнейший портретист того времени Д.Т. Левицкий (1735-1822) создал великолепную серию парадных портретов – от портрета Екатерины II до портретов московских купцов.  
    Творчество В.Л. Боровиковского (1757-1825) отличает сочетание декоративной тонкости и изящества с верной передачей характера. Он рисует портрет на фоне мягкого пейзажа (портрет М.И. Лопухиной).  
    В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния, появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф.Гордеев, М.Козловский, И.Прокофьев, Ф.Щедрин, Ф.Шубин и другие. Художником одного творения (созданного для России) можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера.  
    В конце XVIII века формируется одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж. В его основе – частное собрание картин западноевропейских мастеров Екатерины II. В Эрмитаже также устраивались спектакли, музыкальные вечера.  
    Театр. Музыка. Балет. В 1702 году по велению Петра был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику. В начале XVIII века продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра I. Петровский официальный театр распался на несколько театров.  
    В середине XVIII века во многих городах выступали иностранные актерские труппы, но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъёмом национального самосознания.  
    В 1780 году в Москве был открыт Петровский театр, где разыгрывались драматические, оперные и балетные спектакли.  
    В конце XVIII века возник крепостной театр – дворянские театры с труппами из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметьевых и Юсуповых). В историю русского театрального искусства вошли имена крепостных актёров П. Жемчуговой, Т. Шлыковой-Гранатовой, М. Щепкин. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.  
    Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные группы. Для подготовки танцоров придворные балетные группы в 1738 был утвержден проект (Собственной Её Величества танцевальной школы). В 1741 году дочь Петра I Елизавета издала указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков. Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком Петербурга, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. Известными артистами балета были И.Еропкин, В.Балашов, Г.Райков. Первые русские балетмейстеры Балашов и Райков ставили в Москве комические балеты и дивертисменты. Ведущей московской танцовщицей была А. Собакина.  
    Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.  
    В XVIII веке начинает широко распространяться светское музыкальное искусство. В последней трети XVIII века формируется русская композиторская школа, появляются первые русские композиторы – авторы оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением стала мелодрама «Орфей» композитора Е.И. Фомина. Ведущим музыкальным жанром становится опера (Д.С Бортянский – «Сокол», «Сын-соперник»).  
    На рубеже XVIII-XIX веков появился жанр камерной лирической песни – русский романс. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский, написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина «Гром победы раздавайся» долгое время был русским национальным гимном.  
    В XVIII веке русская культура сделала большой шаг в своем развитии, появились новые направления - реалистическая бытовая и историческая повесть, стихотворный, драматический, исторический и сатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближение изображения к оригиналу в живописи, появление парсунной живописи; проникновение светских мотивов в музыку и, наконец, появление нового вида искусства – придворного и школьного театра. 

Информация о работе Искусство XVII века