Истоки и сущность дуализма внутренней политики Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:10, реферат

Краткое описание

Екатерина II (1762-1796) была немецкой принцессой. В качестве жены наследника русского престола она хорошо усвоила «правила игры» русской политической элиты. Будучи широко образованной, энергичной и умелой правительницей она не решилась на кардинальные реформы. В начале правления она планировала превратить Россию в государство «всеобщего блага» с мудрыми законами, просвещенными гражданами, но абсолютным монархом во главе. Ее время называют просвещенным абсолютизмом.
Для подготовки нового государственного законодательства (Уложения) в 1767 году было избрано 572 депутата от разных сословий (кроме помещичьих крестьян и духовенства). Работа Уложенной комиссии выявила острые социальные противоречия, столкновения интересов.

Вложенные файлы: 1 файл

история Екатерина2.docx

— 39.41 Кб (Скачать файл)

 

 Контрольная работа

по дисциплине Отечественная  история

Тема Истоки и сущность дуализма внутренней политики Екатерины II.

Студент

Руководитель 

Оглавление

Истоки и сущность дуализма внутренней политики Екатерины II

Просвещенный абсолютизм

Истоки и сущность дуализма внутренней политики Екатерины II

Екатерина II (1762-1796) была немецкой принцессой. В качестве жены наследника русского престола она хорошо усвоила «правила игры» русской политической элиты. Будучи широко образованной, энергичной и умелой правительницей она не решилась на кардинальные реформы. В начале правления  она планировала превратить Россию в государство «всеобщего блага» с мудрыми законами, просвещенными  гражданами, но абсолютным монархом во главе. Ее время называют просвещенным абсолютизмом.

Для подготовки нового государственного законодательства (Уложения) в 1767 году было избрано 572 депутата от разных сословий (кроме помещичьих крестьян и духовенства). Работа Уложенной комиссии выявила  острые социальные противоречия, столкновения интересов. Комиссию Екатерина II под  предлогом начавшейся русско-турецкой войны (1768-1774) распустила. Но впоследствии учла материалы комиссии при проведении ряда преобразований. Отказу от реформаторских идей, усилению консервативных настроений у императрицы способствовали народные выступления, крупнейшим среди которых  стало восстание под предводительством  Емельяна Пугачева (1773-1775).Для внутриполитической сферы наиболее важной была областная (губернская) реформа 1775 года. Страна была разделена на 50 губерний по 300-400 тыс. жителей в каждой. Возглавлял губернию губернатор. Территорию из нескольких губерний возглавлял генерал-губернатор или наместник. Эти лица назначались  императрицей и обладали огромными  полномочиями. Губернии делились на десяток  уездов по 20-30 тыс. жителей. Властью  в уезде были нижний земский суд  с капитаном-исправником во главе. В работе губернских и уездных  органов управления, в соответствующих  судебных инстанциях участвовали выборные от дворянства. По Жалованной грамоте  городам (1785) были созданы городские  органы самоуправления. Общероссийское законодательство было распространено на Правобережную Украину и на Дон. Запорожская сечь была ликвидирована, казаки переселены на Кубань, их вольности  были ограничены.

В социально-экономической сфере  огромные усилия тратились на освоение новых территорий. Появились Севастополь, Одесса и другие города. На новых  землях устанавливались крепостные порядки. До 800 тыс. государственных крестьян Екатерина раздарила своим фаворитам. Была проведена секуляризация (переход в руки государства) монастырского (церковного) землевладения. Расходы на содержание церкви были сокращены в 5 раз.

Для внутренней политики Екатерины II был характерен своеобразный дуализм (двойственность). Она пыталась создать  о себе представление, как о просвещенной монархине. Запретила дворянам обращаться к ней со словами «Я, холоп, твой…». Но в отношении крестьянства, всего  простого люда все «гайки» были закручены.

«Просвещенный абсолютизм». Под просвещенным абсолютизмом понимается политика, которая  проводилась во второй половине XVIII в. в ряде монархических стран Европы. Эта политика была направлена на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Просвещенные монархи декларировали свое стремление править в интересах общего блага, на разумных основах, не только в соответствии со своими огромными правами, но и помня об обязанностях. Своей первейшей обязанностью просвещенные монархи считали просвещение народа, покровительство искусствам, работники которых в свою очередь прославляли монархов, создавали блестящий фасад абсолютистских режимов.

В России Петр Великий стал первым абсолютным монархом, но многое он сделал и в культурной сфере. Его дочь Елизавета Петровна учредила первый профессиональный театр (1754, Ф. Г. Волков), Московский университет (1755, М. В. Ломоносов), Академию художеств (1757)Екатерина II или  «русская Семирамида» также оставила значительный след в развитии русской  культуры. В правление Екатерины II творили выдающиеся архитекторы. При Екатерине II был открыт Горный институт в Петербурге (1773), Большой  театр в Москве, Публичная библиотека в Петербурге. Созданием Смольного  института было положено основание  женскому образованию в России. Впервые  была проведена вакцинация от чумы.

Немка по происхождению Екатерина  Алексеевна заботилась о сохранении русского языка. В 1783 года по инициативе Е. Р. Дашковой была основана Российская академия, которая имела гуманитарную направленность и занималась проблемами русского языка. «Российский язык красотою, изобилием, важностью и разнообразными родами мер в стихотворстве, каких нет в других, превосходит многие европейские языки, а потому и сожалительно, что россияне, пренебрегая столь сильный и выразительный язык, ревностно домогаются говорить и писать несовершенно языком весьма низким для твердости нашего духа и обильных чувствований сердца», - писала президент новой Академии. С целью «возвеличить российское слово, собрать оное в единый состав, показать пространство, обилие и красоту, поставить ему непреложные правила, явить краткость и знаменательность его изречений и изыскать его глубочайшую древность» в кратчайшие сроки, в 1789-1794 годах был выпущен словарь русского языка - «Словарь Академии Российской». Дашкова стала членом Стокгольмской, Дублинской и ряда других академий и обществ. Екатерина II была образованнейшим монархом. Она сама писала не только законы, но и пьесы, мемуары. Но критических замечаний в адрес монархии не терпела, оставаясь, прежде всего, абсолютным монархом.

политический императрица дуализм  абсолютизм

 

 

Преосвященный абсолютизм Екатерины 2

Содержание

Содержание 2

Введение. 3

1. Личность Екатерины II и первые годы правления. 4

2. “Просвещённый абсолютизм”  Екатерины II. 10

Заключение 15

Список используемой литературы 16

Введение.

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.

В наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны, ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как  известно, повторяется, а именно в  деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.

Прежде всего, в первой части хотелось бы рассказать о личности Екатерины II, о её приходе к власти и первых годах правления.

Во второй части рассказать о тех делах Екатерины II, из-за которых время её правления названо “просвещённым абсолютизмом”.

1. Личность Екатерины II и первые годы правления.

Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине. Урожденная Софья Фредерика Августа Ангальт - Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. Её мать была двоюродной сестрой отца Петра III, а брат матери был женихом Елизаветы Петровны, но скончался до бракосочетания. Отец Екатерины, принц Ангальт–Цербстский, был прусским фельдмаршалом, но это звание было пожаловано ему королём Фридрихом II только затем, чтобы доставить удовольствие императрице Елизавете, покровительствовавшей родственникам своего племянника, Петра III.

В Штеттине Екатерина II провела и детство. Воспитание её было поручено случайным гувернанткам и учителям, преподававшим Закон Божий, немецкий язык, чистописание, музыку и танцы. Впоследствии Екатерина с уважением вспоминала учителя немецкого языка Вагнера и гувернантку Кардель, умную и добрую, по словам Екатерины, “знавшую многое, ничему не учившись”. Под влиянием Кардель воспитанница познакомилась с французской литературой.

Несмотря на недостаточное  образование, Екатерина II на многих производила впечатление развитой и многообещающей девочки. Свои богатые природные дарования ей пришлось проявить вскоре по приезде в Россию, и она вполне сумела расположить к себе всех, кому приходилось встречаться с ней.

Когда Елизавета Петровна выбрала Екатерину невестой для  своего племянника Петра Фёдоровича, ей было всего 14 лет. 21 декабря 1743 года её мать получила от Брюммера письмо с приглашением, от имени Елизаветы, приехать с дочерью в Петербург. В письме был намёк и на цель приезда. Вместе с тем на путевые расходы из Петербурга было прислано 10000 рублей. Родители Екатерины были очень обрадованы браком будущего русского императора с их дочерью. Затруднение вызвал вопрос о перемене вероисповедания, но отец Екатерины, сначала убеждавший дочь не менять веры, под конец уступил. Он написал для дочери ряд наставлений, которые и вручил ей перед отъездом. Эти наставления, немного белья, да ещё четыре платья составляли всё приданое Екатерины.

30 декабря 1743 года Екатерина  выехала, вместе с матерью,  из Цербста. С этого дня она больше никогда не видела ни родины, ни отца и братьев. 3 февраля они прибыли в Петербург, а 6-го выехали в Москву, где в это время жила Елизавета вместе с двором; в Москве они были 9-го вечером. Тотчас же по приезду, их посетил сам Пётр Фёдорович, а вслед за ним явился камергер, передавший от имени императрицы, что чем скорее они будут у Её Величества, тем приятнее для неё. Миловидная принцесса всем при дворе очень понравилась, а сама Елизавета Петровна, по словам одного очевидца этой встречи, была от Екатерины в восхищении. Обе стороны остались довольны друг другом, и вопрос о бракосочетании принцессы с Петром Фёдоровичем скоро был решён. Уже через 9 дней после приезда в Москву, мать Екатерины писала мужу, что отныне их дочь – невеста будущего русского царя.

День бракосочетания не был  назначен, поскольку Елизавета решила сначала перевоспитать невесту  для жизни в России. К принцессе  назначили двух учителей: по русскому языку Ададурова, по Закону Божьему Симона Тодорского. Екатерина проявила исключительное прилежание в усвоении учебных предметов. Русский язык был для неё очень труден, и она настойчиво употребляла всё свободное время на заучивание русских слов и фраз; просыпаясь ночью, она повторяла то, что учила днём. 15-ти летняя девушка твёрдо поставила себе цель сделаться вполне русской и забыть своё немецкое происхождение. Хотя, как говорят, она до конца жизни говорила с акцентом. В этом у Екатерины нельзя не видеть удивительное для таких юных лет понимание своего положения и глубокую проницательность.

При каждом удобном случае Екатерина старалась показать свою любовь к русскому языку, русским  обычаям и православной вере. Особенно расположил всех следующий случай. В марте 1744 года она простудилась и опасно заболела. Когда её положение  казалось безнадёжным, мать предложила ей пригласить лютеранского пастора. Но Екатерина пожелала видеть только своего православного законоучителя, с  которым и беседовала. После выздоровления  она стала брать уроки Закона Божия почти ежедневно, и 28 июня 1745 года было совершено её присоединение  к православию, при чём она без малейшей запинки наизусть прочла православный символ веры. 29-го она была обручена с Петром Фёдоровичем и получила титул Императорского Высочества. Предстояло бракосочетание. Но в начале 1745 года великий князь захворал оспой. Когда после выздоровления Екатерина увидела его, то едва узнала своего жениха: так его изменила болезнь, и физически и духовно. 21 августа 1745 года состоялось бракосочетание, отпразднованное с небывалой пышностью.

Екатерина II была довольно сложной  и безусловно незаурядной личностью. С одной стороны она - приятная и любвеобильная женщина, с другой - крупнейший государственный деятель. С раннего детства ею был усвоен житейский урок - хитрить и притворяться. Но при всех способностях приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки со стороны императрицы Елизаветы Петровны и пренебрежение со стороны мужа Петра Фёдоровича. Самолюбие её страдало. Тогда Екатерина обратилась к литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием, изучила русский язык, много читала, приобрела обширные познания. Она прочитала много книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей. В итоге Екатерина IIусвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.

В 1754 году у Екатерины родился  сын Павел Петрович, будущий наследник  русского престола. Но ребёнка взяли  от матери в апартаменты императрицы.

В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Пётр III.

Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремлённостью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоёвывать общие симпатии.

Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. Вскоре после воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его.

28 июня 1762 года от лица  Екатерины был составлен манифест, говорящий о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности  отечества. 29 июня Петр III подписал  манифест о своем отречении.  Новой императрице с готовностью  присягнули не только полки  гвардии, но и Сенат и Синод.  Несмотря на то, что Россия  устала от издевательского правления  Петра III, начали раздаваться голоса, что власть должна принадлежать законному наследнику Петра, Павлу, а его мать может быть только регентшей. Понимая, что воцарение Павла приведёт к повторению того, что было при его отце, Екатерина решила сохранить власть за собой, во что бы то ни стало. И как мне кажется, именно больше по этой причине, а не из-за жажды власти, как утверждают некоторые историки. Потому что Екатерина, не являясь по происхождению русской, относилась к стране, которой правит так, как можно было пожелать некоторым русским. Чтобы придать своему правлению полную законность, она хотела даже вступить в брак с бывшим императором Иоанном VI, освобождённым по её повелению из Шлиссельбургской крепости. Но, повидав его, отказалась от этого намерения, и решила предоставить будущее естественному ходу событий. Её мудрое управление государством скоро заставило умолкнуть голоса всех недовольных переходом престола к ней.

Информация о работе Истоки и сущность дуализма внутренней политики Екатерины II