Историки Древней Греции
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:58, контрольная работа
Краткое описание
Основателем этого литературного жанра является Геродот — уроженец города Геликарнаса. В своей жизни Геродот много путешествовал, и смог побывать во многих местах античного мира. Геродот написал сочинение о истории греко-персидских войн в девяти книгах. Первые четыре книги посвящены истории возникновения Персидской державы, а также даны некоторые сведения о государствах того времени. В следующих книгах он описал Греко-персидские войны до 478 года до н.э. Это произведение написанное Геродотом стало важнейшим источником знаний по античному миру, оно содержит очень большой фактический материал и пересказ многих легенд.
Вложенные файлы: 1 файл
Историки Древней
Греции
Основателем этого литературного
жанра является Геродот — уроженец города Геликарнаса.
В своей жизни Геродот много путешествовал,
и смог побывать во многих местах античного
мира. Геродот написал сочинение о истории греко-персидских войн в девяти книгах. Первые четыре
книги посвящены истории возникновения
Персидской державы, а также даны некоторые
сведения о государствах того времени.
В следующих книгах он описал Греко-персидские
войны до 478 года до н.э. Это произведение
написанное Геродотом стало важнейшим
источником знаний по античному миру,
оно содержит очень большой фактический
материал и пересказ многих легенд.
Фукидид — афинский историк
и стратег (ок. 460-396 г. до н.э.). Фукидид был
отстранен от командования за потерю города
Амфиполя в 422 году до н.э., и будучи в изгнании
написал книгу «История Пелопоннесской
войны». В начале своего произведения,
Фукидид написал краткий очерк о ранней
истории Греции, когда еще только назревало
столкновение между Афинами и Спартой.
Изложение Фукидидом значительно отличалось
от сочинений Геродота — полных легенд
и сказаний, и явилось одной из вершин
античной историографии.
Еще одним историком древней
Греции был афинянин-аристократ Ксенофонт(ок. 445-355 г. до н.э.). Ксенофонт
был довольно враждебно настроен по отношению
к афинской демократии, поэтому он покинул Афины, а позже перешел на
сторону спартанцев. Ксенофонт известен
своим произведением «Анабасис», в котором
он описывает возвращение домой греческих
наемников, сражавшихся на стороне персидского
царевича Кира. Ксенофонт также является
автором «Греческой истории» в семи книгах.
Он превозносит в своих произведениях Спарту, и критикует афинскую
демократию. Его произведения содержат
ряд важнейших сведений по греческой истории
и экономике конца V — начала VI века до
н.э.
Историки Древней Греции и Древнего
Рима
С незапамятных времен человеку
хотелось получить ответ на вопросы: «Что
было на Земле до меня? Какие дела, славные
и дурные, совершили люди былых времен?
Чем может похвалиться мой народ и другие
народы?»
В Древней Греции первыми дали
ответ на эти вопросы слагатели эпических
песен — аэды. Героический эпос, сберегавший
память о стародавних войнах, называвший
имена самых выдающихся участников этих
войн, повествовавший об их подвигах, победах
и гибели, был самой ранней формой греческой
историографии.
Наивно веря отечественным
преданиям, греки нисколько не отличались
от других древних народов. И только потом
они начали делать то, что не делал ни один
из древних народов Ближнего Востока:
они начали подвергать отечественные
предания систематической критике. С этого
и начинается, собственно, история.
Многоопытный политик и путешественник
Гекатей (конец VI в.— начало V в. до н. э.),
уроженец торгового ионийского города
Милета, собравшись пересказывать дела
минувших дней уже не эпическими стихами,
а деловой прозой, предпосылает своему
труду такое заявление: «Гекатей из Милета
говорит так: я пишу это, как мне покажется
правильным, потому что рассказы эллинов
многочисленны, и притом, сдается мне,
смешны...» Для тех времен это было решительно
сказано. Мы слышим голос человека, который
хочет все проверить и говорит от себя
и по-своему, не ссылаясь на авторитет
ходячего мнения или на вдохновение от
божества. Это был очень важный шаг. Гекатей
продолжал пересказывать все те же мифы,
но подвергая их суду здравого смысла.
Одновременно с Гекатеем и немного
позже жили и другие греческие прозаики,
которые, так же как и он, записывали и
перетолковывали местные предания отдельных
городов и народов; их называют логографами
(от греческого «логос» — мысль, разум
и «графе» — пишу). Это еще не историки
в настоящем смысле слова, скорее летописцы.
Следующий шаг сделал Геродот,
которого римский оратор Цицерон, мастер
крылатых слов, прозвал отцом истории.
Геродот родился около 484 г. до н. э. в малоазиатском
городе Галикарнасе, принимал активное
участие в политической жизни своей родины.
Он много путешествовал, побывал в греческих
колониях Северного Причерноморья, в Египте,
Финикии, Вавилоне и во многих городах
Греции. Его второй родиной стали Афины,
а умер он в одном из греческих городов
южной Италии. Когда Геродот был ребенком,
происходили греко-персидские войны. Позднее
размышления об этом помогли Геродоту
оторваться от узости местных преданий
и выйти к широким горизонтам всеобщей
истории тогдашнего мира. Свой объемистый
труд Геродот назвал историей; это слово
означало «изыскания». Начал он его такими
словами: «Геродот Галикарнасец написал
эти изыскания, дабы дела людей не позабылись
от времени и дабы не потеряли своей славы
великие и удивительные подвиги, совершенные
как эллинами, так и варварами, в особенности
же потому, почему они начали воевать между
собой...»
Сразу же отметим замечательную
черту Геродота. Он относится к славным
делам «варваров», т. е. иноземцев, с не
меньшим уважением, чем к славным делам
греков. Не все греки умели понять эту
благородную широту; позднее его иногда
иронически называли «любителем варваров».
Только к середине своего труда Геродоту
удается добраться до греко-персидских
войн. Перед этим он не спеша рассказывает
об истории и быте различных народов Ближнего
Востока, а также скифов (эта часть сочинения
Геродота — древнейший источник по истории
народов, живших тогда на территории СССР).
Он не только «отец истории»; его можно
назвать и «отцом этнографии» — науки
о быте и нравах народов.
Но Геродот легко смешивает
исторические факты с выдумкой. Он всегда
рад рассказать какую-нибудь красивую
или поучительную, страшную или смешную
легенду, например: о дельфине, вынесшем
из морской пучины певца Ариона; о египетском
воре, который трижды так ловко обманул
фараона, что фараон пришел в восторг и
выдал за него замуж свою дочь.
Лишь одно поколение отделяет
Геродота от Фукидида, родившегося около
460 г. до н. э. Но между обаятельной наивностью
Геродота и строгостью мысли Фукидида,
стремившегося превратить историю в науку,
лежит пропасть. В отличие от своих предшественников
Фукидид не рассказывал о делах былых
времен, а занимался историей современных
ему событий, его тема — Пелопоннесская
война. Его труд начинается так: «Фукидид
Афинянин написал историю войны между
пелопоннесцами и афинянами, как они вели
ее друг против друга; приступил же он
к труду своему тотчас же после начала
войны в уверенности, что война эта будет
войною важною и самою достопримечательною
из всех предшествовавших...»
1260-1.jpg
Геродот.
Фукидид излагает только факты,
в истинности которых он уверен. Если Геродот
— «отец истории», Фукидид — «отец исторической
критики». На раздоры греческих государств
он смотрит с интересом мыслителя, изучающего
природу человека. Он уделяет много внимания
экономическим условиям и социальной
борьбе. Фукидид не верит во вмешательство
богов в дела людей, недаром древние ученые
называют его безбожником. Ему чуждо наивное
желание учить читателя морали; он верит
в поучительность истории, но в другом
смысле — тот, кто понял логику происшедших
событий, лучше поймет грядущие события
и даже сможет их предсказывать. Мысль
Фукидида направлена на то, что мы называем
законами истории.
Совсем другой тип подхода к
истории дал Плутарх (около 46 — около 127
н. э.). Он жил во времена, когда Греция входила
в состав Римской империи и сами римляне
утратили свою республиканскую свободу.
Ему хотелось среди серости императорского
режима напомнить читателям, как прекрасны
были великие люди свободной Эллады и
свободного Рима. С этой целью он написал
«Параллельные жизнеописания» — серию
парных биографий, в которых для каждого
греческого исторического деятеля подобран
в «параллель» похожий на него характером
или судьбой римлянин (например, ораторы
Демосфен и Цицерон или борцы против тирании
Дион и Брут). Плутарх — в первую очередь
писатель; его интересует прежде всего
историческая личность, пафос и лиризм
истории.
1260-2.jpg
Фукидид.
«Изучая историю, — пишет он,
— мы приучаем себя постоянно сохранять
в душе память о лучших и достославнейших
людях, а если общение с окружающими по
необходимости заставит нас столкнуться
с чем-нибудь мерзким, порочным, низким,
— отбрасывать и отвергать это, сосредоточивая
радостное и умиротворенное размышление
на достойнейших образцах». Нельзя не
восхищаться умением Плутарха схватывать
цельный облик человека. Недаром его изложение
биографии Цезаря легло в основу трагедии
Шекспира «Юлий Цезарь».
Римская историография развивалась
под влиянием греческой. Виднейший политический
и военный деятель Рима Гай Юлий Цезарь
(100— 44 до н. э.) был историком своего времени
и своих дел: он написал «Записки о галльской
войне» (древнейший источник по истории
Франции!) и «Записки о гражданской войне».
Оба сочинения отличаются ясностью, четкостью
и строгой красотой стиля.
Современник и сторонник Цезаря
— Гай Саллюстий Крисп (около 86—35 до н.
э.) поставил себе задачу выявить пороки
современного ему общества. Это был мастер
драматического изложения и психологической
характеристики. Вот как он описывает
Луция Сергия Катилину, организовавшего
в 63 г. заговор с целью захвата власти в
Риме: «Тело его было выносливо в гладе,
хладе и бдении сверх всякого вероятия;
дух его был дерзок, коварен, переменчив;
в любом деле лицемер и притворщик, жадный
до чужого, своего расточитель, страстный
во всех желаниях; красноречия вдоволь,
благоразумия мало. Ненасытный, вечно
его дух жаждал безмерного, невероятного,
недосягаемого...»
В I в. при императорах Тиберии,
Калигуле, Нероне, Домициане и других,
когда в Риме царил ужасающий массовый
террор и обычными стали казни без суда
и следствия, для правдивой историографии
не оставалось места. Но когда волна зверств
схлынула и стало возможно говорить и
писать правду, лучшие люди. Рима не могли
не задуматься: что, собственно, случилось
и как это могло случиться? На этот вопрос
попытался ответить Публий Корнелий Тацит
(около 55—120 н. э.), величайший историк Римской
империи. Его «Анналы» («Летописи») дают
потрясающую картину двуличия и предательства,
произвола и лицемерия, отметивших царствование
Тиберия (14—37 н. э.). В других сочинениях
он говорит о деспотизме и преступлениях
императора Домициана (81—96 н. э.). Обращаясь
к современникам, Тацит как бы возлагает
на них ответственность за судьбу писателей,
казненных при Домициане, за их высказывания,
неугодные императору. Он пишет: «Это наши
руки тащили Гельвидия в темницу, нашим
предстали глазам Маврик и Рустик, на нас
запеклась невинная кровь Сенециона».
Стиль Тацита соответствует избранной
им теме. Его сжатый, сосредоточенный,
суровый язык достигает большой силы и
выразительности.
Сочинения греческих и римских
историков открыли долгий ряд попыток
человечества взглянуть на себя со стороны,
понять собственный путь и познать логику
своих судеб.
Информация о работе Историки Древней Греции