Исторический процесс этногенеза славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 18:18, реферат

Краткое описание

Исследовать исторический процесс формирования славянского этноса и изучить работы историков, посвященные данной проблеме.
Актуальность работы.
Несмотря на тот факт, что исследованием проблемы этногенеза славян занимались многие поколения учёных-историков, процесс формирования славянской общности остаётся не достаточно ясным. В то время как для каждого народа история его происхождения является крайне важной. Поскольку история его формирования определяет дальнейшую судьбу народа, его языковые и социальные особенности. Не зная истории своего народа, человек не может полностью осознать положение своей страны в мире и своего этноса в историческом процессе. А осознание своей истории и своих исторических корней играет большую роль для личности.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история.docx

— 44.80 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель работы:

Исследовать исторический процесс формирования славянского этноса и изучить работы историков, посвященные данной проблеме.

Актуальность работы.

Несмотря на тот факт, что исследованием проблемы этногенеза славян занимались многие поколения учёных-историков, процесс формирования славянской общности остаётся не достаточно ясным. В то время как для каждого народа история его происхождения является крайне важной.  Поскольку история его формирования определяет дальнейшую судьбу народа, его языковые и социальные особенности. Не зная истории своего народа, человек не может полностью осознать положение своей страны в мире и своего этноса в историческом процессе. А осознание своей истории и своих исторических корней играет большую роль для личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Исторический процесс этногенеза славян

Один из самых сложных вопросов науки - проблема этногенеза, происхождения народов. Это очень длительный процесс, занимающий не одно тысячелетие.

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянекую языковую общность, занимавшую территории) к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянекая группировка. Во II - IV вв. ее соседями являются два крупных межэтнических объединения, возглавляемых на юге готами и на западе вандалами. Известный петербургский ученый Г.С. Лебедев утверждает, что в составе или в контакте с этими образованиями праславяне прошли важный этап этнической консолидации: к IV в. относятся первые известия о политической активности венедов и актов.

Название «славяне» появится лишь в VI в. Античные авторы упоминали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами (некоторые авторы полагают, что антами славян называли степняки), византийцы - склавинами По мнению И, М. Дьяконова, к IV - V в. праславяне разделились на три группы: венеды - на западе, склавины - на юге, анты - на востоке.1

Великое переселение народов, проходившее с IV пo VII в., существенно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV - V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад, «взламывая границы Римской империи» (Г. С. Лебедев)

В образовавшуюся географическую нишу и устремились праславяне, в ходе мошной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V -VI вв. они фиксируются (и археологически, и письменными источниками) на территории от южного побережья Балтийского моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес и в Малую Азию.

Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви восточную, западную и южную.«Таким образом, в отличие от своих арийских собратьев, например романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное запаздывание способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов».2

Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII - IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского правобережья, тиверцы и уличи - Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи - днепровское левобережье, вятичи - бассейн верхнего течения Оки, кривичи - верховья Днепра, Волги, Западной Двины и Псковщину, ильменскиесловене - территорию вокруг Ильмень-озера.

В VI в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род - группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, пастбищами и т. п., вместе трудились и поровну делили результаты труда. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет веся родичей. 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объединялись в союзы с вождями во главе.

В VII - IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.3

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так.богом неба был Сварог, богом солнца - Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии - Перун, богом ветра - Стрибог, богиня плодородия - Мокошь. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кесарийского, славяне признавали повелителем Вселенной одного бога - Перуна, бога грома, молнии, войны. В то время еще не было общественных богослужения, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах - капищах, богам приносились жертвоприношения - требы. Славяне чтили духов, берегинь и русалок, живших в темных омутах рек и озер, хранителей домашнего очага - домовых, леших. В целом религия восточных славян была политеистической (политеизм - многобожие).

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков - рожь, пшеница, ячмень, просо и огородных культур - репа, капуста, свекла, морковь, редька, огурцы. Выращивались и технические культуры, такие как лен, конопля.

На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.

Основными орудиями труда были: топор-мотыга, заступ и борона-суковатка. Серпами собирали урожай. Зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Здесь было много плодородных земель, и участки земли засевали по два-три года, а потом переходили на новые. Основными орудиям здесь было рало, а позднее - деревянный плуг с железным лемехом. С земледелием было тесно связано и скотоводство. Народ разводил свиней, коров, овец и коз. Занимались охотой, ловили рыбу, собирали грибы, ягоды, орехи, мед диких пчел. Начало появляться ремесло и торговля. Научились плести лапти и делать кожаные сапоги.

С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» же называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч,Новгород, Псков, Полоик, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой - страна городов

Появились первые княжества: Куябия (Куяба - вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде) Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.4

Основные этапы становления государственности у восточных славян.

Первый этап, очевидно, связан с образованием военного союза славян в Карпатах, который в VI веке распался на составлявшие его племена. Второй этап связан с заселением восточными славянами Восточно-Европейской равнины. Племена объединяются в союзы племен во главе с князьями.

Третий этап относится к VIII веку. Происходит образование городов, сначала как торговых центров. Их торговые округа стали их государственными территориями, городовыми областями. Некоторые из них сделались княжествами.

Соединение этих княжеств привело к образованию сначала Великого Княжества Киевского, а затем Новгородского супер-княжества. Во глав первого стояли князья Аскольд и Дир, а во главе второго - Рюрик, В 882 году Новгородский князь Олег (879 - 912) со своей варяго-угорской и славяно-финской ратью захватил Киев, убил Аскольда и Дира, и превратил его в центр объединенного государства.

Образование единого древнерусского государства с центром в Киеве -закономерный процесс, результат социально-экономического и политического развития древнерусского общества. К этому времени рост производительности труда привел к отделению ремесла от сельского хозяйства, образованию городов, усилению торговых связей, появлению частной собственности, обогащению части населения. Родовая и племенная знать прибрала к своим рукам власть и превратилась в привилегированный слой общества. Этому способствовали и религиозная общность и необходимость объединения военных усилий для отпора внешним врагам и организации дальних завоевательных походов. Образовавшееся государство было раннефеодальным: рабство существовало, но оно носило патриархальный характер, а основные средства производства принадлежали знати - феодалам.

В XVIII - XIX вв. многие историки придерживались так называемой норманнской теории, приписывающей скандинавским викингам, на Руси их называли варягами, создание Русского государства. Основанием для этой теории послужил летописный рассказ о призвании на княжение в Новгороде в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Три варианта этого рассказа (ЛаврентьевскиЙ и Ипатьевский списки «Повести временных лет и Новгородская первая летопись) сообщают, что первоначально варяги брали дань с новгородцев, затем были изгнаны, однако между племенами начались междоусобицы, и племена словени, кривичи, чудь и меря обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. порядка) в ней нет. Да пойдете княжить и володети нами». Варяги откликнулись на призыв и выбрали трех братьев: Рюрика - севшего в Новгороде, Синеуса - на Белоозере и Трувора - в Изборске.

В этой легенде многое до сих пор неясно. Если вымышленность Синеуса и Трувора признается большинством историков (в древнешведском языке слова «сине хуструвор» означают «с домом и дружиной»), то историчность Рюрика, хотя и не бесспорная, не отвергается рядом исследователей. И сторонники норманнской теории, и их оппоненты, авторы дореволюционных исследований, исходили из возможности «научить» государству, что, естественно, идеализировало и персонифицировало процесс его создания. Подобный подход был решительно отвергнут в советской исторической науке: возникновение государства рассматривалось как следствие внутреннего развития общества, его разделения на классы и борьбы между ними. При этом вопрос об этническом происхождении княжеской династии отходил как бы на второй план, тем более, что варяжская знать очень быстро ассимилировалась с местным населением, и на Руси внук, согласно летописной генеалогии, Рюрика - Святослав носил уже славянское имя. При таком взгляде важно было другое: государственность - не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа.5

 

2. Мнения авторов XX века о происхождении славян

Этногенез, вопросы происхождения народа, являются важнейшими задачами этнографической науки. Этногенез считается завершенным, когда у общности людей сформированы этническое самосознание и этноним (самоназвание), а также общность  культурных признаков. Этническая история раскрывает историю этноса в процессе его существования, трансформации и может включать отдельные этапы этногенеза. Многовековое существование этноса обеспечивается путем передачи от поколения к поколению языка, характерных черт материальной и духовной культуры, этнической территории, называемой в народе родная земля, отечество, родина. Существенную роль в обеспечении самовоспроизводства этноса играет преимущественное заключение браков внутри его, так называемая эндогамия.

Изучение вопросов этногенеза славян и крупнейшего из славянских этносов – русских чрезвычайно важно в силу той роли, которую эти народы играли и продолжают играть в жизни многоликой Евразии, находясь в эпицентре всех важнейших событий мировой истории. Наше время, даже после более чем вековых целенаправленных исследований, приносит все новые, ценнейшие для науки факты. Однако, несмотря на рост источниковедческих материалов и увеличения количества научной литературы, проблема славянского этногенеза все еще считается дискуссионной. Обычно это объясняется тем, что фактических материалов для твердого решения многих вопросов славянского этногенеза недостаточно. 

Первая попытка осветить вопрос происхождения славян  принадлежит автору «Повести временных лет» (XII) в. Летописец исходит из библейского предания, согласно которому родиной всего человечества была Передняя Азия. Именно с вавилонского столпотворения, в результате которого человечество разделилось на 72 отдельных народа, начали свою историю древние славяне. Этот летописный рассказ стал основой дунайской, или балканской теории происхождения славян, которая была весьма популярной в сочинениях средневековых польских и чешских хронистов, а также разделялась русскими историками XIX в. С.М. Соловьевым, В.И. Ключевским, Н.М. Погодиным. К эпохе средневековья восходит также скифо-сарматская теория происхождения славян, впервые зафиксированная баварской хроникой XIII в. Согласно этой теории, предки славян вышли из Передней Азии, продвинулись вдоль Черноморского побережья и осели в южной части Восточной Европы. Для средневековья в целом было характерно отождествление славян то со скифами, сарматами, аланами, то с кельтами, готами, фракийцами, иллирийцами.6

Собственно научные изыскания начинались с 30-х годов XIX в., когда появилась книга исследователя славянских древностей П.И. Шафарика (М., 1837 г.). В основе исследования автора был положен анализ сведений античных писателей о венедах и этнографические данные готского историка Иордана. Шафарик пытался показать, что славяне исконно заселяли обширные пространства Средней Европы к северу, северо-востоку от Карпат: Галиция, Подолия, Волынь.7.Сформулированная Шафариком прикарпатская теория была популярна в XIX в.

В те же годы лингвист Ф. Бопп (1833 г.) показал, что славянские языки принадлежат к индоевропейской языковой семье, куда входят также индоиранский, армянский, греческий, кельтский, германский, балтский языки. Сравнительное историческое языкознание выявило степень родства и близости между различными индоевропейскими языками. Славянский язык оказался наиболее близким к балтским и германским, обнаруживал следы сходства с ираноязычными соседями. Автор поставил вопрос о славяно-кельтских, славяно-иллирийских, славяно-фракийских взаимоотношениях.8 Впоследствии была предложена схема размещения индоевропейских племен в древности.

Информация о работе Исторический процесс этногенеза славян