Исторический факт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Исторический факт - это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: ограниченностью во времени и пространстве; объективностью и субъективностью.
Научно-исторический факт - это исторический факт, который стал объектом деятельности историка учёного. Эти факты всегда субъективны, отражают позицию учёного, уровень его квалификации, образования.

Вложенные файлы: 1 файл

история.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2

Федеральное агентство  по образованию 

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Сибирская академия государственной  службы»

 

Институт переподготовки специалистов

 

_____________________________________

(кафедра)

 

История

(дисциплина)

 

 

Письменное  контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

 

                                                        Студент:

                                                        Группа:

                                                        Дата:

                                  Преподаватель:

 

 

 

Кызыл 2011 

                                                  Протокол проверки:

Дата проверки                      _______________________________________

Оценка                                  _______________________________________

                                              _______________________________________

Комментарии                       _______________________________________

преподавателя                     ________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?

 

Исторический  факт - это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: ограниченностью во времени и пространстве; объективностью и субъективностью.

Научно-исторический факт - это исторический факт, который стал объектом деятельности историка учёного. Эти факты всегда субъективны, отражают позицию учёного, уровень его квалификации, образования. 

       Историческая наука имеет дело  с фактами, которые составляют  основу всякого исторического  знания. Именно на фактах базируются  все представления и концепции.  От достоверности фактов зависят  восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса. 
  В исторической науке факт рассматривается в двух смыслах: 1) как явление, имевшее место в истории;  2)  как его отражение в исторической науке (факт — знание). Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого.

Сами по себе «голые факты» могут ничего не говорить. Только историк дает факту известный  смысл, который зависит от его  общенаучных и идейно-теоретических  взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Таким образом, между историческим фактом  и соответствующим ему научно - историческим фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки. Поэтому могут меняться наши представления об истине. Движение науки идет от неполной, относительной истины к более полной. Но абсолютной истины не существует, поэтому, пока живет общество, не будет окончательно написана история.

 

 

ЗАДАНИЕ 2. Объясните, чем были вызваны реформы Петра I?  Как Вы оцениваете результаты этих реформ?

 

       Петр I приступал к реформам, преследуя  главную цель: создание мощного  обороноспособного государства  с высоким международным престижем.  Реализация его идеи предполагала решение двух основных проблем: развитие рыночных отношений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня людей, и  дальнейшее  тотальное огосударствление общества.

Предпосылки  петровских реформ:

1. К концу  XVII в. выявилось прогрессивное  отставание России от передовых Европейских государств, что представляло серьезную опасность для национальной независимости русского народа.

2. Промышленность  по своей структуре была крепостнической,  по объему и  техническому  оснащению уступала промышленности западных стран.

3. Сельское хозяйство  отличалось рутинными способами  земледелия и было основано  на подневольном труде крепостного  крестьянина,

4. Русское войско  в значительной своей части  состояло из отсталого дворянского  ополчения и стрельцов, плохо  обученных и вооруженных.

5. Существовал  сложный государственный аппарат.

6. Отставала  Россия и в области духовной  культуры.

        Оценивая реформы Петра I нужно отметить, что они сократили отставание России от передовых стран Запада и превратили её в великую державу Европы. Создание регулярной армии и флота, проведение активной внешней политики способствовали выходу России на прибалтийское морское побережье, а рост мануфактурной промышленности, развитие внутренней и внешней торговли вели к быстрому развитию экономики.    Произошла унификация, централизация и дифференциация  аппарата государственного управления.

 

 

ЗАДАНИЕ 3. Объясните содержание двух первых декретов советской власти («О мире», «О земле») и их историческое значение.

 

        Декрет о земле - один из первых декретов Советской власти, принятый 26 октября (8 ноября) - 27 октября (9 ноября) 1917 Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. Проект декрета был подготовлен В. И. Лениным. Декрет отменял помещичью собственность на землю  и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарём и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Декрет определил новые принципы землевладения и землепользования: право частной собственности на землю отменялось, запрещались продажа, аренда и залог земли, вся земля объявлялась всенародным достоянием, что означало национализацию земли; право пользования землёй получили все граждане при условии обработки её своим трудом. По декрету крестьяне России получили бесплатно 150 млн. десятин земли, они были освобождены от уплаты за аренду земли и от долгов за землю. Осуществление Декрета о земле обеспечило поддержку Советской власти со стороны трудового крестьянства, ликвидацию помещичьего землевладения и класса помещиков и создало «... земельный строй, наиболее гибкий в смысле перехода к социализму» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 37, с. 326).  

      Декрет о мире – один из первых декретов Советской власти, принятый Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 26 октября (8 ноября) 1917. Проект декрета был подготовлен В. И. Лениным и представлен им съезду в докладе о мире. В Декрете о мире содержалось предложение всем народам и правительствам открыть немедленно переговоры о заключении всеобщего мира на условиях отказа от аннексий и контрибуций. На период мирных переговоров Декрет о мире предлагал заключить перемирие сроком на 3 месяца. Декрет о мире явился важнейшим программным внешнеполитическим документом Советской власти, исходившим из возможности длительного мирного сосуществования с капиталистическими странами. Впервые в истории были провозглашены новые принципы международной политики мира и мирного сотрудничества, пролетарского интернационализма, признания полного равноправия всех народов, уважения их национальной и государственной независимости, невмешательства во внутренние дела др. стран. Впервые в истории верховный орган власти признал законность и справедливость освободительной борьбы угнетённых народов. Декрет о мире восторженно встретили народы России и зарубежных стран.  Вопрос о выходе из войны был наиболее важным для сотен миллионов людей.      На фронтах стали заключаться «солдатские миры». В Великобритании, Франции, США прокатилась волна демонстраций, митингов с требованием мира, поддержки Советской России. После отклонения советских мирных предложений правительствами стран Антанты Советское правительство вынуждено было начать мирные переговоры с Германией

 

ЗАДАНИЕ 4. Дайте характеристику НЭПу, покажите, какие задачи были решены в результате проведения этой политики, какие проблемы возникли при её реализации.

 

       НЭП представлял собой политику  советского государства по выходу из военно-мобилизационной модели экономики периода гражданской войны и  восстановлению разрушенного войной народного хозяйства.

1) В феврале  1921 г. создается Госплан. Проводится  разгосударствление промышленности. Частным владельцам передаются мелкие и средние предприятия, но в руках государства остаются крупные фабрики и заводы в добывающей и перерабатывающей отраслях, металлургия, топливно-энергетический комплекс, транспорт.

2) Исключительно  в государственном управлении  находилась внешняя торговля.

3) Уравнительная  оплата труда заменена новой  тарифной сеткой, учитывающей квалификацию  рабочих, качество и количество  производимых продуктов; отменена  карточная система снабжения  продуктами.

4)Отменяются  всеобщая трудовая повинность  и трудовые мобилизации.

5) Развитие товарно-денежных  отношений вело к восстановлению  всероссийского рынка. Воссоздаются  ярмарки, открываются торговые  биржи. 

В 1921-1924 гг. создается  банковская система: Государственный  банк СССР, сеть кооперативных банков и др. Введение твердой валюты - червонца в 1922 г. укрепило "смычку" индустрии с сельским хозяйством в сфере товарооборота, но не смогло устранить противоречий между крупной, централизованной промышленностью и раздробленным сельским хозяйством.

6) По новому  Земельному кодексу РСФСР крестьяне получили право свободного выхода из общины, выбора формы землепользования,  использование наемного труда. Государством поощрялось развитие потребительской и промысловой кооперации. К 1925 г. осуществлен переход к денежному обложению деревни. Легализация рыночных отношений на селе повлекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма.

7) В ходе преобразования  экономики в 21-24 гг. проводятся  реформы управления промышленностью,  торговлей, кооперацией, кредитно-финансовая и денежная реформы и др. Рост национального дохода создал условия для улучшения материального положения населения.

8) Повышение  реальной заработной платы рабочих.

9) Восстановление  сельского хозяйства привело  к росту доходов крестьянства.

       По мере завершения восстановительного периода обострялись присущие нэпу противоречия. Загрузка производственных мощностей потребовала значительных инвестиций для обновления машинного парка, создания новых производств, но жесткая политика в вопросах уплаты дореволюционных долгов, компенсаций за национализированную собственность препятствовали притоку капиталов извне. Перелив внутренних частных накоплений блокировался законодательным путем. Индустриальный рост потребовал увеличения товарности крестьянского хозяйства, однако в деревне тормозилось развитие индивидуальных крупных хозяйств. Усиливалось противоречие между многообразием социальных интересов и большевистским авторитаризмом.

ЗАДАНИЕ 5. Перечислите основные источники победы  СССР в Великой Отечественной войне.

 

1. Духовная мощь  советского народа, вызвавшая массовый  героизм на фронте в тылу. Справедливые  освободительные цели войны сделали  ее поистине Великой, Отечественной,  Народной.

2. Сплоченность  советского общества в борьбе  с врагом.

3. Советский  государственный строй.

Высокая централизация  государственного управления, организованность работы системы государственных  органов и общественных организаций  обеспечивали быструю мобилизацию  всех сил общества на решение важнейших  задач, превращение страны в единый военный лагерь, тесное единство фронта и тыла.

4. Социалистическая  экономика, ее планово-распределительный  хозяйственный механизм и мобилизационные  способности. Исключительно важное значение для Победы имела четкая работа тыла,

Советский тыл  выделил в армию людские ресурсы, необходимые для победы, и обеспечил снабжение фронта без перебоев. Эффективность централизованного управления обеспечила гигантский маневр производительными силами в сложных условиях отступления армии с запада на восток и перестройку производства на военные нужды в кратчайшие сроки.

5. Деятельность  Коммунистической партии.

Партия как  ведущая политическая сила обеспечили эффективную идейно-воспитательную работу, организацию мобилизационной  и производственной деятельности, выполнила  задачу подбора кадров руководителей для ведения войны и организации производства.

6. Советское  военное искусство, искусство  ведения военных действий в  различных масштабах. Важная роль  в достижении победы принадлежит  советской внешней разведке

7. Большую роль  в победе сыграла русская православная церковь в лице митрополита Сергия и его пастырей, сплачивавшая народ и направлявшая его действия в нужном для страны направлении.

 

 

3


Информация о работе Исторический факт