Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:35, реферат
Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Русская культура во время ВОВ 4
2. 50-е годы 9
3. Вторая половина 40-х годов 10
4. Советские фильмы 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Русская культура во время ВОВ 4
2. 50-е годы 9
3. Вторая половина 40-х годов 10
4. Советские фильмы 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14
ВВЕДЕНИЕ
Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству.
1. Русская культура во время ВОВ.
Великая Отечественная
война – одна из самых ярких
и трагичных страниц в истории
России. Выстоять в противоборстве
с мощнейшей из развитых стран
того времени – фашистской
Германией стало возможным
Важнейшей задачей
советского правительства
Дополнительные инвестиции
шли и в науку. В короткий
срок была восстановлена
Великая Отечественная
война, ставшая величайшим
По-прежнему закрывались
возможности для развития
Собственные теоретические построения Лысенко, обещавшего быстрое увеличение урожайности сельхозкультур в короткие сроки, не подтверждались экспериментами, но руководство страны было на его стороне. В результате на сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 г., генетика была объявлена «буржуазной лженаукой». Это означало полное прекращение исследований в этой области. Государство цинично эксплуатировало труд ученых, осужденных за якобы антисоветскую деятельность. Их содержали в специальных зонах, «шарашках», где они отбывали свои сроки и бесплатно работали над на научными проблемами, решение которых имело важное оборонное значение.
Еще более губительным
оказалось давление партийно-
Партия и правительство
грубо вмешивались в
В 1946—1948 гг. ЦК ВКП (б) принял ряд важных постановлений: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба». ЦК ВКП (б) в этих постановлениях указал, что советская литература и искусство должны руководствоваться в своей творческой работе политикой партии, составляющей жизненную основу Советской страны, должны повышать свою организующую и воспитательную роль в борьбе за построение коммунизма в нашей стране. ЦК ВКП (б) призвал литераторов, драматургов, работников театра и кино создавать яркие, волнующие, полноценные в художественном отношении, близкие и понятные широким народным массам произведения о жизни советского общества, о советском человеке, которые должны отвечать на культурные запросы советских людей, воспитывать их в духе коммунизма, в духе горячей любви к Родине.
Вместе с тем в этих постановлениях содержались отдельные несправедливые оценки творчества ряда талантливых композиторов. Эти оценки были исправлены постановлением ЦК ВКП (б) от 28 мая 1958 г.
Сплочению художественной интеллигенции вокруг Коммунистической партии, повышению идейности ее творчества способствовали всесоюзные форумы творческих союзов: Второй Всесоюзный съезд советских писателей (декабрь 1954 г.), Первый Всесоюзный съезд советских художников (февраль—март 1957 г.), Второй Всесоюзный съезд советских композиторов (март—апрель 1957 г.). ЦК КПСС в своих приветствиях этим съездам призвал деятелей советской культуры правдиво отображать великие деяния советского народа, воспитывать советских людей в духе коммунизма и коммунистической морали, способствовать всестороннему и гармоничному развитию трудящихся, воспитывать молодежь в духе любви к труду, бесстрашия, уверенности в победе нашего дела. По инициативе ЦК КПСС в эти годы был создан ряд новых творческих союзов: Союз работников кинематографии СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР.
В послевоенные годы в ряды советской литературы пришло новое пополнение талантливых писателей и поэтов: В. Ажаев, О. Гончар, Н. Грибачев, Э. Казакевич, Г. Николаева, В. Панова, А. Рыбаков и многие другие, произведения которых получили признание советского читателя. Одной из центральных тем в послевоенной советской литературе второй половины 40-х годов явился героизм советских людей на фронте и в тылу в годы войны. На эту тему написано много ярких произведений. В их ряду: «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Весна на Одере» и «Звезда» Э. Казакевича, «Знаменосцы» О. Гончара, «Белая береза» М. Бубеннова, «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Спутники» В. Пановой. Героические подвиги советского народа в тылу врага получили яркое отражение в романе А. Фадеева «Молодая гвардия», в произведениях руководителей и участников партизанского движения: С. Ковпака—«От Путивля до Карпат», А. Федорова — «Подпольный обком действует», П. Вершигора—«Люди с чистой совестью», А. Медведева—«Это было под Ровно». Ряд произведений советской литературы был посвящен художественному раскрытию темы послевоенного мирного строительства, таковы романы «Жатва» Г. Николаевой, «Журбины» В. Кочетова, «Искатели» Д. Гранина, «Апшерон» М. Гусейна, поэмы А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», Н. Грибачева «Колхоз «Большевик» и «Весна в «Победе» и многие другие.
В советской литературе появляется ряд художественных произведений на интернациональную тему: трилогия «Песнь над водами» В. Василевской, романы «Тегеран» Г. Севунца, «Наступит день» М. Ибрагимова, книги стихов: «Два потока» Н. Тихонова «Английские впечатления» М. Бажана, «За синим морем» Л. Малышко, «Индийская баллада» М. Турсун-заде, «Негр говорит» С. Вургуна. Много хороших стихов, посвященных благородной борьбе народов да мир, написали советские поэты М. Танк, И. Бровка, П. Тычина, М. Рыльский, Г. Леонидзе, Г. Абашидзе, Долматовский, Л. Ошанин. Выдающиеся произведения были созданы советскими писателями на исторические и историко-революционные темы: романы «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К. Федина, «Переяславская рада» Н. Рыбака, «Абай» М. Ауэзова, «К новому берегу» В. Лациса и др.
2. 50-е годы
В 50-е годы советская литература обогатилась новыми крупными произведениями, в которых более глубоко и правдиво раскрывались процессы, происходящие в жизни советского общества. Большой отклик у читателей получила замечательная поэма А. Твардовского «За далью—даль», удостоенная Ленинской премии, в которой талантливо нарисована панорама жизни страны, показан созидательный труд народа. Много острых жизненных проблем поставлено в романах Г. Николаевой «Битва в пути», Л. Леонова «Русский лес». Большое место в литературе заняли проблемы деревни. Впервые со всей остротой они были поставлены в очерках В. Овечкина «Районные будни», продолжением которых явились его очерки «Трудная весна» и «На переднем крае». Развернувшаяся борьба за подъем сельского хозяйства нашла отражение в рассказах и повестях В. Тендрякова, в романе Н. Бровки «Когда сливаются реки», в «Повести о директоре и главном агрономе» Г. Николаевой и др. Дальнейшее развитие получила тема Великой Отечественной войны («Судьба человека» М. Шолохова, «Балтийское небо» Н. Чуковского), тема Октябрьской революции и гражданской войны («Кровь людская—не водица» М. Стельмаха, «Перекоп» О. Гончара), тема мира («Середина века» В. Луговского, «Голос Азии» М. Турсун-заде и др.). Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны стал в первые послевоенные годы темой многих спектаклей советских театров («Молодая гвардия» по роману А. Фадеева, «Победители» Б. Чирскова, «Константин Заслонов» А. Мовзона и др.). Все большее внимание театры стали уделять постановке спектаклей, отражающих созидательную деятельность советского народа во всех областях мирного труда («Макар Дубрава», «Калиновая роща» А. Корнейчука, «Кандидат партии» А. Крона, «Великая сила» Б. Ромашова, «Закон чести» А. Штейна, «Поют жаворонки» К. Крапивы, «Начальник станции» П. Мосашвили). Советские театры в ряде сценических постановок срывали маски с поджигателей новой войны, душителей свободы и независимости народов («Голос Америки» Б. Лавренева и др.). Во многих спектаклях был воплощен образ великого Ленина (некая редакция «Кремлевских курантов» и «Третья патетическая» Н. Погодина в МХАТе, «Вечный источник» Д. Зорина в Московском Малом театре, «Грозовой год» А. Каплера в Ленинградском театре им. Пушкина и к Белорусском театре им. Купавы, «Большой Кирилл» П. Сельвинского в театре им. Вахтангова, «Путеводная звезда» К. Яшена в Узбекском театре им. Хамзы, «Ураган» А. Абдулло и Ш. Киямова в Таджикском театре им. Лахути и др.)
3. Вторая половина 40-х годов
Во второй половине 40-х
годов работники кино создали
ряд патриотических фильмов, посвященных
героическому подвигу советского народа
в войне с фашизмом: «Встреча на
Эльбе», «Молодая гвардия», «Повесть о
настоящем человеке», «Подвиг разведчика»
и др. В ряде фильмов советские
киномастера создали
Информация о работе Историческое значение Великой Отечественной войны для русской культуры