История Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:28, доклад

Краткое описание

По истории Китая вы помните, что в Китае сменялись разные династии. Для истории Китая характерна определенная цикличность. Приходит к власти новая династия, проводит реформы, все идет хорошо, процветание. А потом наступает упадок, и смена династии. Последняя китайская династия Цинь.

Вложенные файлы: 1 файл

КИТАЙ По истории Китая вы помните.docx

— 27.91 Кб (Скачать файл)

КИТАЙ По истории Китая вы помните, что в Китае сменялись разные династии. Для истории Китая характерна определенная цикличность. Приходит к власти новая династия, проводит реформы, все идет хорошо, процветание. А потом наступает упадок, и смена династии. Последняя китайская династия Цинь. Она правила с 1644 по 1911 год, почти так же как династия Романовых в России (17,18,19 век и начало 20 века). С начала 17 века Китай находился как раз на завершающем этапе очередного династийного цикла. Увеличение налогового бремени, концентрация земли в руках имущей части деревни, рост эксплуатации торгово-ростовщической, коррупция чиновничества. За счет новая династия приходит к власти? Обычно происходит крупное восстание или крестьянская война. И лидеры победителей основывают новую династию. Предыдущая династия называлась Мин. Она закончила свое существование в огне крестьянской войны 1628-1644 годов. В начале 1640-х годов восстание вступило в фазу подъема. В это время сложилось 2 центра повстанцев. Один на севере, где Пекин, а другой на юго-западе Китая. Вождь северных повстанцев захватил столицу Пекин. В китайской истории было много столиц. Идеология предполагала, что должно быть 5 столиц по сторонам света. Часто при династии было несколько столиц. Одна считалась главной. В одной из древних столиц Китая этот вождь повстанцев объявил себя новым императором, объявил создание новой династии. Захватив Пекин, он продолжил эту линию. Это все известно из китайских источников. Есть династийные истории, написанные после этих событий. Они проверены и выверены профессиональными историками. А в Китае история была тесно связана с политикой и идеологией. Поэтому ручаться за точность трудно. Во всяком случае, нам это все известно из китайских источников. Последний Минский император якобы вышел из города и повесился на дубе. Сейчас экскурсантам показывают этот дуб, на котором повесился последний Минский император. В китайской истории обычно вождь восставших основывал новую династию. Но в данном случае этого не вышло. Видимо, такой поворот событий не окончательно удовлетворял бюрократию, чиновников минских. Один из видных минских военачальников, который охранял проходы в Великой Китайской стене, он пропустил маньчжурское войско к Пекину. А у маньчжуров к тому времени было что-то вроде федерации племен. Они давно тревожили Китай. В китайской истории подробно описано, почему он их пропустил. Причем в китайских династийных историях обычно все четко расписано, кто хороший, кто плохой. Почему-то военачальник, который пропустил маньчжуров, он описан как плохой, он сделал это из личных соображений. Скорее всего и судя по тому, как развивались дальнейшие события, ряд крупных бюрократов, чиновников, представителей минской верхушки, они сочли, что эта династия не очень устроит Китай, и сочли, что лучше воспользоваться силами маньчжур, а может быть казалось, что маньчжуры вычистят Пекин от восставших и потом можно будет новую династию создать. Как бы то ни было, этот крестьянский вождь вынужден был оставить Пекин. Восстание было разгромлено, он был казнен. После вступления в Пекин, маньчжуры провозгласили своего императора. По китайским источникам выходит, что маньчжуры еще у себя в Манчжурии создали эту династию, и он был уже не первый в этой династии. Просто нужно учесть, что эти источники писались уже потом, когда маньчжуры были у власти. Так вот, после вступления в Пекин, маньчжуры провозгласили императором одного из сыновей хана. И так началось установление в Китае династии Цинн. Власть этой династии очень быстро установилась в северном Китае, но очень трудно устанавливалась в Китае южном, потому что это для нам они все одинаковые китайцы. А на самом деле они все разные. Исторически история развития разных территорий Китая сильно отличалась. В Китае северном привыкли ко всяки иноземным династиям. Были целые периоды, когда всем северным Китаем правили династии кочевников. А на юге такой привычки не было. Когда Китай разбивался на несколько государств, там правили местные династии. Монголы правили всем Китаем, но их власть посильнее была в северном Китае. Это в частности позволяет китайцам считать, что был момент, когда китайцы правили Россией. Они почему-то считают, что Чингисхан китаец, ведь он из монголов, а Монголия теперь китайская. Поэтому все, что он завоевал, принадлежало Китаю. По крайней мере к иноэтничным династиям привычка гораздо больше на севере, а южный Китай завоевывался довольно трудно. Там действовали всевозможные антиманчжурские силы, которые включали и отряды Минской армии, и уцелевшие отряды повстанцев, и вооруженные отряды горожан, отряды местной самообороны. Так что полное подчинение Китая завершилось только к 1660м годам 17 века. Считается, что приход к власти династии Цинн 1644 год. Но после этого еще лет 20 они завоевывали остальную часть Китая. Последним всплеском вооруженной борьбы было Восстание трех вассалов. На юге одним из восставших был тот военачальник, который допустил маньчжур  в Пекин в 1644 году. Это косвенно указывает на то, что были какие-то планы и договоренности, которые впоследствии не удались. На севере Китая этот факт воцарения иноэтничной династии был воспринят достаточно спокойно. А на юге династия вынуждена была пойти на многие уступки, чтобы быть признанной. Для того, чтобы завоевать лояльность местной элиты, центральная власть не слишком вмешивалась в семейные отношения, в раскладку налога. Очень многие вопросы решались на местах местной элитой. Хотя вообще в Китае местная элита многие вопросы решала сама на местах, но на юге этот спектр вопросов, оставшихся в ведении местной элиты, был еще больше. Были приняты традиционные меры, чем обычно занимается пришедшая к власти новая династия: обработка целинных и брошенных земель, отмена обременительных налогов и повинностей. Обычно все династии приходили к власти после довольно длительного периода военных действий. Страна была к приходу новой династии в достаточной степени разорена, много земли было брошенной. Поэтому поначалу династия занималась тем, чтобы облегчить жизнь крестьян. Разрешалось занятие брошенных земель. Конец 17-начало 18 века стали периодом постепенного возрождения Китая. Стали вводиться в оборот заброшенные земли, осваивать пустоши, возрождались традиционные промыслы. Налоги были довольно умеренными. В 1713 году были объявлены ставки поземельного налога неизменными. Произошло слияние поземельного и подушного налогообложения, что имело для Китая далеко идущие последствия. Этот период, конец 17 века, достаточно быстро положение в стране стабилизировалось. Люди стали жить лучше, наметился экономический подъем. Потом обычно считается, что в Китае династийный кризис вызван в частности и тем, что количество земли на душу населения становится меньше во время мирного периода. А потом когда начинается война, катаклизмы, населения становится меньше, земля отдыхает. И после этого происходит экономический подъем, но уже после прихода к власти новой династии. В то время в Китае было 100 миллионов населения. Считается, что на рубеже нашей эры в Китае было 50-60 миллионов населения. Это примерно столько, как в Римской империи.. В Китайской истории есть такое понятие как «демографический взрыв», когда население на конец 17 века было не более 100 миллионов, а к концу 18 века – уже 300 миллионов, а в середине 19 века – более 400 миллионов человек. Т.е. по меркам традиционного общества, когда медицина на низком уровне, большая детская смертность, непонятно, почему такой взрыв произошел. Еще с начала 20 века в качестве причин приводят замораживание налога и слияние поземельного и подушного налога. Тогда император в своем указе сказал, что несправедливо брать налог с количества душ, раз оно растет, а количество земли не растет. Поэтому произошло слияние поземельного и подушного налога, когда налог брался с количества и качества земли. Считается, что подушный налог сдерживал рост населения. Был момент, когда лишних младенцев убивали. Это не воспринималось как человекоубийство. Когда экономическое положение семьи ухудшается, мужчина из этой семьи теряет возможность жениться. Потому что семью надо содержать. Поэтому, когда экономическое положение семьи ухудшается, дети выросшие из этой семьи не могут дальше жениться, у них не появляются дети. Отсюда уменьшение количества населения. В Европе тоже был механизм уменьшения населения – Крестовые походы. Уход в монастыри. В Европе был майорат, когда младшим сыновьям наследство не достается, они женится не могут, в их семьях уже детей нет… А в Китае другие механизмы. Там всеобщий и полный выход замуж всех женщин в молодом возрасте. А вот холостяки там были. В Китае соблюдался запрет на вторичное замужество вдов. Мужчина мог жениться и второй раз, когда жена умирала. Но он должен был жениться на молодой. Жена была одна, но можно было брать наложниц в дом. Могли быть дети от наложницы Т.е. обязательно нужно было иметь сына. А при условии высокой детской смертности, желательно было иметь побольше детей. Итак, в 18 веке количество населения в Китае стало сильно расти. Частично это связано с отменой подушного налога, со стабилизацией экономического и политического положения. Кроме того, в Китае в этот период широко стали выращивать арахис и батат. Появление новых сельхоз культур – это важно. Их стали выращивать там, где не мог выращиваться рис. Т.е. там, где земля раньше пропадала, там стали выращивать культуры, которые можно было есть. Эти культуры позволили освоить те районы, которые не могли быть освоены традиционным рисом, или пшеницей, которую выращивали на севере. Для Китая есть термин «давление населения на землю». Постепенно это стало превращаться в аграрное перенаселение. В прошлый раз говорили о том, как пришла к власти династия Цинн, какие она начала проводить преобразования. В Китае произошел ряд существенных изменений, значительные изменения в территории государства, потому что империя Цинн провела ряд завоеваний, направленных на соседей Китая, на соседние народы. Раз династия маньчжурская, то понятно, что власть династии распространялась на Маньчжурию. Но Манчжурия в период правления этой династии не осваивалась, она сохранялась в первозданном виде как родина предков династии Цинн. Туда запрещалось переселение этнических китайцев, она существовала в консервированном виде. … Европейцам из Китая было нужно довольно много: чай, шелк, фарфор. Платить приходилось серебром. Что касается 2й половины 17 века – 1й половины 18 века – в Китае считается периодом процветания, экономической мощи, расцвет, стабильность. Это продолжалось до конца 18 века. Но экономический расцвет и стабильность в Китае 18 века не надо себе представлять по налоги со странами запада. В Китае все происходило по-другому. Это не было связано с появлением технических новшеств в виде использования машин, с повышением эффективности труда. Напротив, неуклонно повышалась трудо-интенсивность сельского хозяйства. Население росло, а земли больше не становилось. Территория возросла, стала намного больше, но: это земля, очень небольшая часть которой может быть использована для сельского хозяйства в китайском понимании. В Китае на севере выращивали пшеницу, на юге рис. В Синьдяне (?), Монголии ни пшеницу, ни рис не выращивали. Т.е. пахотных земель не прибавляется. Кроме того, территории были завоеваны огромные, но на военные походы были истрачены огромные средства. Например, подчинение Центральной Азии обошлось империи в круглую сумму, которая равна была всем доходам государства за 2 года. Кроме того, после того как большие территории завоеваны, там же надо держать военные поселения, границу охранять. Это тоже стоит огромных денег. В частности, средства, необходимые для охраны границы ежегодно составляли 2/3 всех налоговых платежей Китая. Т.е. расширения территории не столько дали, сколько забирали. А раз надо увеличивать налоговое бремя, соответственно растет аренда. Так что, территория, которую можно было бы использовать для сельского хозяйства традиционного типа, она не очень-то увеличилась, а население росло. Это вело к тому, что китайцы были заинтересованы не столько в технических разработках: как бы с меньшим количеством народа обработать большие просторы земли, а скорее в технологических разработках: как бы из этого кусочка земли выжать как можно больше при любом количестве рабочей силы, которая не стоит ничего. Очень многие особенности Китая из этого вытекают. Например, зачем такой стране крепостное право? Кого тут закрепощать? Человек и так будет держаться за любой клочок земли до последней возможности. Если человек теряет этот клочок земли, он теряет всё. Там нет земли, куда пойти. Поэтому ценность имела земля, а не рабочие руки. Соответственно очень редуцировалось использование тяглового скота. Зачем держать быка, чтобы он пахал поле? Поле может вспахать и человек потихонечку. А быка кормить надо. Поэтому в 18 веке в ряде районов переходили к ручному труду, к примитивным орудиям труда. Использовалась деревянная соха с железным лемехом. Поэтому не сравнивайте Китай с Европой. В городах тоже происходили некоторые изменения, возрастала ситуация общей стабильности, экономического подъема, возрождалась городская жизнь после периода упадка в конце Мин и крестьянского восстания. Восстанавливались торговые связи. Происходил подъем частного ремесленного производства. Конечно, единого рынка в Китае не было в тот момент. Его и в 19 веке не было. Но в общем Китай экономически был довольно объединен и взаимозависим, хотя бы потому что основная часть налога зерном и рисом собиралась на юге, и там существовал великий канал для перевозки зерна. Зерно из южного Китая везли в северный. Там оно использовалось. Т.е. некоторым образом существовало единое экономическое пространство. КУЛЬТУРА Конец 17-1я половина 18 века. Культура была специфического характера. При Циннах очень много собирали и синтезировали китайское наследие литературное и историческое. Но с другой стороны его очень сильно «причесали» в этот период. Есть даже такое понятие как «литературная инквизиция». Составлялись огромные энциклопедии, словари, все это собиралось, классифицировалось. Но при этом выбрасывалось и уничтожалось многое, например те, где негативно об айджурах (?) отзывались, или вообще о каких-то северных кочевых народах, северных династия, что можно было счесть намеком на теперешнюю династию. В 18 веке от движения процветания появилось движение к кризису. Возможности экономического роста потихоньку исчерпывались, так как возрастало количество населения, а земли не очень. Были и другие признаки кризиса, в частности росла коррупция. А коррупция говорит о том, что административный аппарат не очень эффективен. Т.е. когда это существует в разумных рамках, то из центра можно управлять всей страной, потому что этот административный аппарат все-таки выполняет указы. К концу 18 века эффективность управления стала теряться. В определенные периоды большое значение при дворе приобретали евнухи. Евнухи не занимали внешних постов, но при дворе они имели очень большое влияние на императора. Был один такой евнух _____ , который был фаворитом одного императора, очень долго правившего, почти 60 лет. После того как император скончался, и пришел к власти другой, то этот евнух был обвинен в казнокрадстве, и его имущество было конфисковано. Так вот, у него имущества было больше, чем у императорского двора. Имущество это равнялось доходам казны за 8 лет. (Меньшиков отдыхает). Он один украл больше, чем было потрачено на все … А остальные чиновники ведь тоже воровали по мере возможности. В Китае чиновников было не очень много, но если человек становился чиновником, это воспринималось как то, что его семья обогатиться. В Китае традиционно считалось, что если раскрали менее половины средств, выделенных например на ирригационные работы, это еще вполне в разумных пределах, много чего сделано. Так вот во 2й половине 18 века стали превышать разумную норму и стали разворовывать больше половины средств. Считается, что налог, который собирался реально, в 4 раза превышал сумму налога, которая была назначена и которая приходила в Пекин. Все остальное оседало в карманах чиновников. О чем это говорит? О том, что власть ослабевала и не имела возможности держать чиновников в узде. Причем в Китае существовали разные методики предотвращения воровства чиновников, доплата за честность. В целом в социально-экономических отношениях Китай при династии Цинн больших изменений не претерпел. Страна делилась на провинции. Обратите внимание, что большое отличие от Японии, Индии. В Индии были княжества (до англичан), в Японии тоже были княжества. А в Китае этого давно ничего не было. В Китае были провинции, куда назначались губернаторы.  Провинции делились на области, области на уезды. Земли в соответствии с традицией делились на 2 категории: народные земли и чиновничьи, государственные. Основой экономической и социальной жизни была крестьянская община, часто клановая, в рамках которой существовало и совместное владение землей, совместная обработка земли. Часть земли могла сдаваться в аренду жителям соседних деревень. Эта клановая собственность и коллективная собственность большую роль играла на юге Китая. А на севере было больше мелких частных землевладельцев. На юге клан мог объединять несколько деревень. А на севере напротив, в одной деревне могло жить несколько кланов. Там, где было много мелких землевладельцев, права общины защищались обычным правом. Например, продавая землю, землевладелец сначала должен был предложить ее родственникам, соседям, а потом уже, если они ее не покупают, тогда продать вовне. Что касается сельской верхушки, то она состояла из основных групп: были разбогатевшие общинники, которые сдавали землю в аренду. По статусу это были те же крестьяне, но более богатые. Вторая часть – это землевладельцы, которые составляли образованную часть общества. Они получили образование, сдали экзамены. Они могли быть чиновниками, могли и не получить чиновничьей должности. Но они сдали экзамены, поэтому их статус был не сравним с простыми крестьянами. Вообще в Китае чиновников было не так много. В конце 18 века, когда в Китае жило примерно 300 миллионов человек, чиновников было 27 тысяч. Из них 20 тысяч гражданских и 7 тысяч военных. Не так много народу, даже сдав экзамены, проходили в чиновники. Потому что очень большую работу на местах проводили представители местной элиты, образованные землевладельцы, которые сдали экзамены, но не получили чиновничьей должности. В деревне они занимались организацией ирригационных работ, создавали отряды ополчения, самообороны, занимались раскладкой налогов. Т.е. целый ряд работ делался местной элитой, без участия даже чиновников самого низшего уровня. Кто-то из этих людей становились учителями в местных школах, и или учили детей богатых людей, готовили их к сдаче экзаменов. Все без исключения землевладельцы платили налоги. Подушно-поземельный налог рассчитывался в зависимости от количества … Значительная часть земли сдавалась в аренду. Арендная плата в разных районах земли была разной, от 30 до 70% урожая. Самостоятельное крестьянство владело более половины пахотных земель и более половины сельского населения. Арендные отношения были более распространены на юге, а самостоятельные мелкие землевладельцы – на севере. Часть пахотной земли принадлежала непосредственно императорской фамилии, и маньчжурской аристократии, офицерам и солдатам маньчжурских войск. Эти маньчжурские войска, когда пришли в Китай, была 8-ми знамённая армия. Каждое знамя это федерация племен. Знамя передавалось по наследству. Эти восьми-знаменники тоже владели землями. Но они не могли продавать землю, закладывать. Чтобы сохранить маньчжурскую идентичность тоже были предприняты меры. Вспомните китайскую прическу – косичка. Так вот, эта коса это маньчжурская прическа, а не китайская. Косы стали носить все мужчины-китайцы по указу, когда маньчжуры пришли к власти. Когда свергли династию Цинн, китайцы срезали эти косы как знак подчиненности иноэтничной династии. Маньчжуры были обязаны жениться на маньчжурках, чтобы не ассимилироваться с китайцами. Земли, принадлежащие маньчжурским офицерам и солдатам, располагались вокруг важных стратегических пунктов, вокруг столицы и других важных городов. Существовала еще одна важная форма землевладения в Циннском Китае, также как она существовала и до того – это военные поселения. Военные поселенцы там же охраняли границу, и обрабатывали землю. Положение о городе в Китае ни в коем случае не надо представлять исходя из своих знаний о городах европейских. Напротив, в Китае традиционно считалось, что сельское население – это корень, ствол, опора всего государства. А торговля, ремесло – это второстепенные занятия. И города никогда не обладали никакой самостоятельностью. И главное в городе было наличие управы. Там сидел уездный или областной начальник. Город не был свободным центром ремесла и торговли. Частично это было связано с тем, что императорский двор не очень нуждался в товарах, производимых свободными ремесленниками, потому что существовал большой казенный ремесленный сектор. И все, что нужно было двору, все там делалось. Торговое и ремесленное население в городах объединялось в корпоративные организации, при образовании которых играли большую роль большие клановые связи. Если место подмастерье освобождалось, то из своей же деревни вызывался родственник и брался в подмастерье. Т.е. с улицы туда никто не попадал. Земляческие связи были очень сильны. Как правило ремесленники и являлись продавцами своих изделий. Ремесло от торговли не было отделено. На самом верху сидел император, который являлся обладателем земли, совмещал в своем лице законодательное и административное начало. Было 6 министерств. При императоре Цинн было 2 совещательных органа – императорский секретариат и военный совет. В секретариат должно было входить равное количество китайцев и маньчжур. Когда был создан военный совет во 2й половине 18 века, то там такое правило не действовало. Основные решения, как и раньше, император принимал, опираясь на маньчжурскую аристократию, родственников. Когда говорили о деревне, добавлю, что чиновников было не так уж много. Но эффективность работы достигалась за счет деятельности местной элиты, и кроме того широко использовалось деревенское самоуправление: пяти-дворки, десяти-дворки, основанное на действии клановых институтов. Непосредственно местной администрации не подчинялись. Эта система круговой поруки. Выбирались старосты из группы 10 дворов, потом из группы 10 по 10 дворов (т.е. 100-дворка). В лучшие периоды существования этой системы деревенского самоуправления там контроль был всепроникающий. Как правило, на воротах каждого дома всегда должна была висеть табличка, кто там убыл, прибыл. В случае нарушения законов была круговая порука. В конце 18 века проявились первые признаки кризиса империи Цинн. Ученые по разному рассматривают. Иногда считают это династийным кризисом, а иногда считается, что это системный кризис императорского Китая. Так или иначе, признаки кризиса проявлялись на всех уровнях императорского Китая. Видимо, это стало заметно и по самой жизни. Потому что уже в конце 18 века сельский бандитизм стал настолько распространенным в южном Китае, что почти вокруг всех зажиточных деревень стали появляться отряды самообороны, стали строить укрепления. Откуда брался этот сельский бандитизм? Причин много. И количество народу росло. Все большее количество населения выталкивалось из сферы сельхоз труда, и из возможности применения своего труда. Были временные работы, сезонные работы. Но все большее количество народу попадало в маргинальные слои, попадало в разбойничьи шайки. И такого народа становилось все больше. Это и горючий материал для возникновения крупных протестов. Первые крупные восстания как раз и прошли на рубеже 18-19 веков. В этот период организаторами выступлений протеста были тайные общества, религиозные секты. Они пронизывали в некоторых районах все общество. Вся деревня была членом тайного общества. Большинство составляли малоимущие крестьяне. Но во главе стояли образованные люди, купцы, крупные землевладельцы. Это была целая традиция сложнейшая тайных обществ, со своим языком, со своими знаками в одежде, с постановкой чашек при подаче чая, тайные слова и знаки. В конце 18 века наиболее активным было общество «Белого лотоса». В основе идеологии были идеи наступления справедливого царства. Призывы к свержению Маньчжурской династии. В 1796 году под руководством общества «Белого лотоса» началось одно из крупных крестьянских восстаний. Действие происходило в центральном Китае. В конце 18 века этим войскам удалось нанести целый ряд поражений циннской армии. На рубеже веков произошел перелом, который был связан с тем, что многие влиятельные кланы перешли на сторону циннского двора. И к середине 1804 года выступление было подавлено. Еще одно крупное выступление произошло в 1810 годах. Самое знаменитое крестьянское восстание циннского периода произошло в 1850е годы 19 ве 
 


Информация о работе История Китая