История России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

В XV в. церковь была важным фактором в процессе объединение русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место.
Сложилась система органов церковного управления – епископаты, епархии, приходы. В 1589 г. В России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем (конец XVII В.) а на более широком уровне- в раскол, столкновение старых и новых политических и идеологических позиций церкви.
Высший церковный орган- «Освященный Собор»- в полном составе входил в верхнюю палату Земского собора.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 31.37 Кб (Скачать файл)

В  XV  в. церковь была важным фактором в процессе объединение русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место.

Сложилась система органов  церковного управления – епископаты, епархии, приходы. В 1589 г. В России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем (конец XVII В.) а на более широком уровне- в раскол, столкновение старых и новых политических и идеологических позиций церкви.

Высший церковный орган- «Освященный Собор»- в полном составе входил в верхнюю палату Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, повинностей и телесных наказаний.

По вопросу о земельной собственности церкви уже с XVI в. Велась серьёзная дискуссия. На Стоглавом соборе (1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. С 1580 г. Монастырям запрещалось покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на « помин души». Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном « Уложении» 1649 г. Ликвидация «белых» монастырских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах.

Власть патриарха опиралась  на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления.

Свою судебную власть церковь осуществляла через суды епископов, своих наместников и монастырские суды во главе с иегуменом. Епископом назначался митрополитом или царем.

С середины XVI в. Церковные органы своими предписаниями запрещают светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие .

Идея о «двух властях» (духовной и светской) делала церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявилось стремление церкви встать над государством.

В 1653 г. Под руководством патриарха Никона началась церковная реформа, направленная на унификацию норм церковной жизни и православной церкви. В соответствии с греческими образцами проводилось исправление обрядов богослужебных книг. Нарушение традиционных обрядов церковных форм вызвало недовольство ортодоксальной части прихожан и церковнослужителей. Сторонников «старого обряда» возглавил протопоп Аввакум, ставший основным оппонентом патриарха Никона, которого он обвинил в ереси, отступлении от канонов и антихристианстве. Выступление старообрядцев в расколе было поддержано широкими слоями крестьянского и посадского населения, придавшего внутрицерковному конфликту социальную окраску. Сторонники официальной церковной доктрины в борьбе со старообрядчеством использовали государственный аппарат и репрессивные  органы (армию, тайную полицию). Произошло своеобразное «огосударствление» церкви. С этим связан тот факт, что Соборное «Уложение» в первые включает преступления против религии в состав светской кодификации (до этого они регламентировались церковными уставами). Сближение церкви с государством подготовило реформу в начале XVIII в., в результате которой церковь была окончательно включена в систему государственных организаций, потеряв свою независимость.

 

После Смутного времени страна в течении нескольких десятилетий восстанавливала разрушенное хозяйство. Расчищались и распахивались заброшенные поля, осваивались южные окраины, Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь. Чернозёмный центр и Среднее Поволжье превращались в районы, производившие товарный хлеб.

Главной тенденцией социально- экономического развития России стало дальнейшее укрепление феодально- крепостнической системы. В 1649 году на Земском соборе был принят новый свод законов- Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1645-1676 г.г). Согласно ему устанавливалась потомственная зависимость крестьянина и его семьи от феодала и бессрочный сыск беглых крестьян. Основой отношений феодалов и крепостных крестьян стала барщинная система. Барщинное хозяйство составляло основу экономики аграрной России XVII века. Основными чертами такого хозяйства были следующие:

  1. Господство натурального хозяйства;
  2. Наделение крестьян землёй, собственником которой считался феодал, за что они работали на полях барина(барщина) и отдавали ему часть собственного урожая (оброк), кроме того они несли повинности перед государством и платили налоги;
  3. Крестьяне находились в личной зависимости от феодала и были прикреплены к земле (крепостное право);
  4. Крестьяне владели примитивными орудиями труда, использовали старые методы производства, что вело к низким урожаям и не обеспечивало рынок.

В условиях барщинной системы  феодалы увеличивали запашку (экстенсивный метод), ужесточали барщину, повышали оброк.

Соборное уложение 1649 года законодательно признало право наследственной передачи дворянством своего поместья, при условии, что сыновья продолжат  службу своих отцов. Таким образом, различия между вотчиной поместной  формами земельной собственности  стирались. В 1682 году было отмечено местничество, что так же способствовало стиранию граней между сословными группами внутри класса земельных собственников, консолидации дворянства.

В XVII веке происходил рост ремесленного производства. Оно приобретало товарный характер, работая на рынок. Возникла новая форма организации производства- мануфактура: это одна из ранних форм капиталистической организации промышленности, при которой сохраняется ремесленная техника, но производство уже основано на кооперации и техническом разделении труда среди  работников. К концу XVII века в России возникло до 30 мануфактур. Государству принадлежали мануфактуры по производству пушек, колоколов, оружия; купцам- рыбные промыслы, канатные дворы; крупные бояре заводили предприятия по изготовлению полотна, холста. Основной рабочей силой были крепостные крестьяне.

В стране развивалась специализация  отдельных областей по производству определённых товаров. Крупные купцы скупали и вывозили в другие районы страны из Астрахани икру, рыбу, соль, из Новгорода и Ярославля- лён, холст, кожи, из Казани- кожи, из Сибири- меха. Большую роль в развитии оптовой торговли в стране играли ярмарки: Макарьевская (Н. Новгород), Свенская (Брянск), Ирбитская (Зауральск). Главным пунктом в торговле с Западной Европой был Архангельск, а со странами Востока- Астрахань.

В 1667 году в интересах  русских купцов был принят Новоторговый устав, по которому иностранным купцам запрещалось в России розничная  торговля. Все эти явления свидетельствовали  о развитии товарно- денежных отношений в стране, о начале складывания всероссийского рынка.

Таким образом, социально- экономическое  развитие России в XVII веке характеризовалось, с одной стороны, дальнейшим укреплением феодально- крепостнической системы, а с другой,- появлением отдельных элементов капиталистических отношений.

 

Московское восстание 1648 года было реакцией низших и средних  слоев населения на политику правительства  боярина Бориса Морозова – воспитателя  и, затем, свояка царя Алексея Романова, фактического руководителя государства (вместе с И.Д.Милославским). При Морозове во время проведения экономической  и социальной политики получили развитие коррупция и самоуправство, значительно  возросли налоги. Различные слои общества требовали изменений в политике государства. С целью снять напряжение, возникшее в сложившейся ситуации, правительство Б. И. Морозова решило частично заменить прямые налоги косвенными. Некоторые прямые налоги были снижены  и даже отменены, зато в 1646 году дополнительной пошлиной были обложены активно использующиеся в быту товары. В том числе налогом  была обложена и соль, что вызвало  её подорожание с пяти копеек до двух гривен с пуда, резкое сокращение её потребления и недовольство населения. Причина недовольства в том, что  в тот период соль была основным консервантом. Поэтому в связи  с подорожанием соли срок годности множества продуктов питания  резко сократился, что вызвало  всеобщее возмущение, особенно у крестьян и купцов. В связи с вновь  нараставшим напряжением в 1647 году соляной налог был отменен, но образовавшаяся недоимка продолжала взыскиваться посредством прямых налогов, в том  числе и тех, которые были отменены. Недовольство выражали в первую очередь чернослободчики, которые подвергались (в отличие от жителей белой слободы) наиболее сильному гнету, но не для всех.

Причиной взрыва народного  возмущения был также разгул произвола  чиновников, о чём сообщает Адам Олеарий: «В Москве принято, чтобы, по приказанию великого князя, ежемесячно все царские чиновники и ремесленники получали в срок свое жалованье; некоторым оно даже приносится на дом. Он же заставлял людей ждать целыми месяцами, и когда они, после усиленных просьб, наконец, получали половину, а то и менее еще того, они должны были выдавать расписку в получении всего жалованья. Кроме того, были устроены разные стеснения для торговли и были заведены многие монополии; кто больше всего приносил подарков Борису Ивановичу Морозову, тот, с милостивою грамотою, весёлый возвращался домой. Ещё один [из чиновников] предложил готовить железные аршины с орлом в виде клейма. После этого каждый, кто желал пользоваться аршином, должен был покупать себе за 1 рейхсталер подобный аршин, стоивший на самом деле только 10 «копеек», шиллинг или 5 грошей. Старые же аршины, под угрозой большой пени, были воспрещены. Эта мера, проведенная во всех провинциях, доставила доход во много тысяч талеров»

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г.  (или «Уложение царя Алексея Михайловича») – кодекс русского феодального права  периода зарождения абсолютной монархии. Разработка Соборного уложени была вызвана экономическим разорением страны в результате польско-шведской интервенции начала 17 в., обострением классовых противоречий (крестьянские «бунты», бегство закрепощаемых крестьян от помещиков), усилением политической роли дворян-помещиков внутри феодального класса, необходимостью укрепления государственного аппарата централизованного государства.

Непосредственной причиной разработки нового кодекса была волна  восстаний наиболее угнетённых слоев  городского населения, прокатившаяся  в 1648 г. от Москвы до Западной Сибири. Городские  восстания, носившие антифеодальный характер, сопровождались усиленной подачей  правительству «челобитных» служилыми  и посадскими людьми. Созванный в  сентябре 1648 г. в Москве Земский собор (см.) в течение полугода рассматривал выработанный правительственной комиссией  проект нового кодекса законов, который  и был утверждён Собором в 1649 г.

Источниками Соборного  уложения  были судебники 1497 г. и 1550 г., дополнительные указы, «боярские приговоры» (постановления  Боярской думы), т. и. указные книги  приказов, Литовский статут (см.) и, что  явилось особенно важным, – новые  «челобитные», поданные и до Собора, и членами Собора от дворян и посадских  людей.

Соборное уложение  состоит  из 967 статей, объединённых в 25 глав. По характеру своему  Соборное уложение  являлось кодексом крепостничества. Оно удовлетворило крепостнические требования дворянства: установило штрафы за укрывательство беглых крепостных крестьян, отменило полностью «урочные лета»  (ограничения срока сыска беглых) и тем самым окончательно закрепило крестьян за дворянами, на землях которых они оказались по «писцовым книгам» 1626 г. Устанавливалось закрепощение тех свободных, которые вступали в брак с крепостными: «по рабе холоп и по холопе раба». Дворяне добились также разрешения передавать по наследству своё поместье при условии, что наследник будет служить на отцовском месте. Это подготовило устранение в дальнейшем различия в правовом положении поместий и вотчин . Соборное уложение  удовлетворило и требования посадских «челобитных», установив конфискацию «белых слобод», принадлежавших феодалам, и приписку их к посадам, присоединение населения «белых слобод» также к посаду и распространение на это население посадского «тягла».

 Торговля на посаде  стала монополией посадских людей,  крестьянам разрешалась лишь  мелкая торговля с возов и  с судов. Всё это вело к  экономическому обособлению посада  и к усилению влияния посадских  «верхов». Посадские люди прикреплялись  к своему посадскому тяглу,  как крестьяне прикреплялись  к земле. Церковные феодалы,  ещё более чем боярство, вынуждены  были поступиться своими привилегиями. Пригородные слободы и земли,  принадлежавшие церкви, были приписаны  к посадам. 

Соборное  уложение, создав наряду с крепостной зависимостью крестьян и наследственную посадскую крепость, укрепив положение дворян-помещиков и посадских «верхов», т. е. нарождавшегося купечества, за счёт крестьянских масс и беднейших городских слоев, вынуждено было усилить меры государственного принуждения для подавления усиливавшегося недовольства угнетённых классов. Первые главы Соборного уложения были посвящены вопросам укрепления государственного аппарата и государственным преступлениям. Соборное уложение  устанавливало повышенные санкции за преступления против царя и против опоры феодальной монархии – церкви. За эти преступления Соборное уложение  предписывало «казнити смертию безо всякой пощады». К государственным преступлениям относились также измена («скоп или заговор или иной умысел»). Уголовно-правовые нормы Соборное уложение  были направлены на охрану существующего общественного порядка. Являясь типичным для феодализма памятником права-привилегии, Соборное уложение  . устанавливало более высокие санкции за преступления против бояр и служилых людей. Например, за бесчестие их (оскорбление словом) взимался штраф в размере годового оклада; за бесчестье «гостей» (купцов) – 50 руб., за бесчестье посадских «лучших» людей – 7 руб., а крестьян «государевых волостей» только 1 руб. Наказания по Соборному уложению ставили своей задачей не только возмездие и увеличение доходов государства, но и устрашение: «чтоб иным, на то смотря, не повадно было так делать». Жестокие наказания назначались за преступления против частной собственности. Имущество вора отдавалось истцам. Хищение, сопровождавшееся убийством ограбленного, каралось смертной казнью. Виновные в поджоге наказывались сожжением, в чём сказывался древний принцип талиона. Соборное уложение  знает ряд новых видов преступлений: мошенничество отличается от кражи; нанесение ранения, тяжёлых побоев, причинение увечья – от преступлений против чести и имущества.

 Из гражданско-правовых  норм подробно разработаны в Соборном уложении  нормы вещного права. Соборное уложение  разрешало обмен не только поместья на поместье, но и поместья на вотчину, но лишь с согласия правительства! Получило развитие залоговое право.  Нормы обязательственного права отражали процесс  складывания всероссийского рынка и развитие товарно-денежных отношений.

 Развитие получила  письменная, в том числе крепостная, форма договоров. Регламентированы  были сроки найма в личное  услужение. Усилены права родителей  в отношении детей. 

 Соборное уложение  внесло изменения в организацию суда и судебный процесс.  Интересы охраны существующего общественного и государственного строя потребовали усиления судебного аппарата, организации «сыскного дела», широкого поощрения изветов (доносов), использования пыток в судебном процессе, приобретавшем ярко выраженный инквизиционный характер.

Информация о работе История России