История Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

До нас дошло несколько легенд о происхождении этого удивительного народа. По одной из них, собственно скифской, у прародителя этноса, сына бога Зевса от дочери реки Борисфен (Днепр), человека по имени Таргитай, было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и младший — Колоксай. В период их царствия на землю упали пышущие жаром золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. В руки это золото далось лишь младшему брату. От него и произошло племя паралатов. От среднего сына — катиаров и траспиев, от старшего — авхатов. Все вместе они составили союз царских скифов — сколотов.

Содержание

1. Скифо – сибирское единство и Тагарская культура 3
2. Декабристы в сибирской ссылке 9
3. Энергетическое строительство в Сибири (вторая половина XX – начало XXI века) 14

Вложенные файлы: 1 файл

готово.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. Скифо – сибирское единство  и Тагарская культура

3

2. Декабристы в сибирской ссылке

9

3. Энергетическое строительство в Сибири (вторая половина XX – начало XXI века)

14


 

 

 

Вопрос №1. Скифо-сибирское единство и Тагарская культура.

В степной Евразии от Дуная на западе и до Ордоса (Китай) на востоке  в  VII-III вв. до нашей эры сложилось  единство культуры, хозяйства, мировоззрения  и искусства. Это проявляется  в распространении одинаковых предметов  вооружения: наконечников стрел, кинжалов скифского типа, металлических предметов  конской сбруи. В степях и горных долинах распространилось искусство "звериного стиля", одинаковые типы сосудов, орудий труда и украшений. Его создали скифы Причерноморья, Синды и Меоты, савроматы, саки Казахстана, Киргизии и Памира, люди, жившие в  Горном Алтае, современной Хакасии  и Туве, Синцзяне и Монголии. Сложению этого единства способствовали многие факторы.

Скифо-сибирский мир - это степная  цивилизация, возникшая к северу от земледельческой цивилизации  Переднего Востока, Южной Европы, Ирана, Индии и Китая.

В середине I тыс. до н.э. впервые в  степях возникли государства скотоводов, создавших свою культуру на базе скотоводства, земледелия при рациональном использовании  природных возможностей степных  просторов, приречных и горных долин.

До нас дошло несколько легенд о происхождении этого удивительного  народа. По одной из них, собственно скифской, у прародителя этноса, сына бога Зевса от дочери реки Борисфен (Днепр), человека по имени Таргитай, было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и младший — Колоксай. В период их царствия на землю упали пышущие  жаром золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. В руки это золото далось лишь младшему брату. От него и  произошло племя паралатов. От среднего сына — катиаров и траспиев, от старшего — авхатов. Все вместе они составили  союз царских скифов — сколотов.

По другой, греческой, легенде, скифы  ведут происхождение от легендарного героя Геракла и полудевы-змеи Гилеи, которая, завладев конями последнего, вынудила сына Зевса вступить с ней в связь. После чего Гилея спросила у Геракла, как ей поступить с будущими сыновьями — воспитать при себе или отправить отцу. Герой передал свой лук и тяжелый пояс с золотыми застежками в виде чаши и велел оставить в этих краях только того из потомков, кто сумеет натянуть тетиву на лук, что до этого под силу было только Гераклу, и надеть тяжелый золотой пояс.

Родилось трое сыновей. Как и  следовало догадаться, только один из них смог справиться с заданием отца — младший, его звали Скиф. Двое старших его братьев —  Гелон и Агафирс — не смогли натянуть тетиву и надеть пояс и  были изгнаны на чужбину. Легенда, по-видимому, отражает представления эллинов  о якобы имевшемся родстве  скифов с соседними народами: гелонами и агафирсами [38].

Впрочем, говоря об этнической принадлежности этого народа, необходимо подчеркнуть, что хотя по языку скифские племена  принадлежали к арийцам, то есть ираноязычным индоевропейцам, в антропологическом  плане они слегка выделялись среди  прочих своих лингвистических родственников.

На обширной территории степей в  раннем железном веке было распространено оружие близких к скифским образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие  на скифские коротколезвийные акинаки  с бабочковидным (в форме расправленных  крыльев бабочки) перекрестием и  валиковым навершием, и многочисленные разновидности трехлопастных и  трехгранных втульчатых и черешковых наконечников стрел. В степях также  были распространены одинаковые или  близкие по устройству удила и  псалии, а из предметов искусства  — бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствует распространение так называемых скифских котлов, отлитых из бронзы на поддоне в виде раструба, с вертикальными массивными ручками и выпуклым двойным пояском по поверхности, имитирующим шнур и круглых бляшек — символов солнца, а также появление обширных погребальных склепов, одинаковых украшений, алтарей и глиняной посуды.

 Археологический материал отражает  то новое историческое явление,  которое возникло в степях  Евразии, на северных окраинах  древних цивилизаций, Древней  Греции, ахеменидской Персии, Китая,  а позднее — государств эллинистического  мира. Это была сила, сдерживавшая  экспансию этих цивилизаций на  север. Это был принципиально  иной мир, отличавшийся по своей  хозяйственной, культурно-исторической  и идеологической направленности. Культурно-историческое единство  возникло как результат воздействия  нескольких факторов, а именно: природно-географического,  экономического, этнического, идеологического,  внешнеполитического и социального.

На вопрос: куда ж девались Скифы? Мы указываем сперва на историю. История  отвечает нам на этот вопрос обычною  эпитафиею: со 150 года до Р. X. имя скифов исчезло в истории. Но, каким образом  оно исчезло? Истребились ли все  Скифы, или переселились куда в Азию? Видно, что этот вопрос кидался и  прежде каждому в глаза, а потому возникли толковники: одни говорили, что  Сарматы, переселенные на Дон, истребили  Скифов, а другие, заметив, что это  невозможное дело, объявили, что  Скифы выселились. Рассмотрим оба  эти предположения:

1. Скифы истреблены Сарматами.

Скифы, это, по Фукидиду, многочисленнейшее  племя в мире, и притом воинственное, никак не могло быть уничтожено их же, не более как придонскою, колониею; смешно даже и подумать что-нибудь подобное.

Эта колония могла сделать то же, что сделали Сарматы лимиганты; допустим даже, что она могла истребить  Скифов придонских, ей соседних; но чтоб она могла сделать невозможное  — истребить всех Скифов, на пространстве 16 000 000 квадратных стадий, или 640 000 квадратных вёрст, в том мы не только сомневаемся, но объявляем это мнение ничтожным. Один только недостаток соображения  обнаруживается в этом предположении.

2. Скифы выселились в Азию.

Но народ не может исчезать, как  туман, ни двигаться, как шашки. Могли  ли бы два огромные скифские царства  двинуться всею своею массою, не оставя следов за собою, на изглажение которых нужна жизнь целой  генерации. При движении такой массы  путь не мог быть тропинкою, или ездовою  дорогою; для их пути нужно было в  ширину целое царство; а такому громадному действию надлежало бы отозваться у  всех соседних народов. Но ни греки, ни персы, ни арабы ничего не говорят  о таком исполинском движении, которого, в сущности, и быть не могло.

По какой же причине Скифов вдруг  не стало, и на их местах очутились  одни Сарматы? Всё это произошло  оттого, что народ остался на том  же месте, но явился только под другим именем; новое имя его Сарматы. Всё дело объясняется тем, что  колония Сармато-Скифов была ближайшим  скифским поселением к грекам, а  греки, начав, по какой-то неведомой  причине, называть ближайших Скифов Сарматами, распространили впоследствии это же название и на всех Скифов. Римляне последовали грекам.

Первое в истории Сибири государство  было создано оседлым населением тагарской культуры Минусинской  котловины и лесостепной части  Южной Сибири. На западе оно простиралось до Кии.

Тагарская культура широко известна по многочисленным курганам, поселениям, горным выработкам, оросительным системам, каменоломням и наскальным изображениям. Памятники этой культуры найдены  на северо-востоке Кемеровской области, в Хакасии и на юге Красноярского  края. Их оставило европеоидное население, вероятно, древние индо-иранцы.

В Кемеровской области исследованы  курганные могильники Ягуня, Серебряковский, Тисульский в Тисульском районе, Чумайские, Алчедатские курганы в Чебулинском  районе. Много курганов расположено  на юге Красноярского края. За последние  годы открыты тагарские поселения. Основными постройками были деревянные рубленые четырехугольные дома и полуземлянки и юртообразные жилища. Вокруг находились загоны для скота.

Хозяйство тагарской культуры было комплексным, основанным на рациональном использовании природных условий  степей, горных и приречных долин. Основу его составляло оседлое скотоводство и приречное, орошаемое с помощью  каналов земледелие. Развито было горнорудное дело, металлургия, обработка  камня, строительное дело, ювелирное  искусство. Из дерева и камня возводили  огромные усыпальницы - курганы, строили  дома из сруба, проводили на многие километры оросительные каналы. На сооружение курганов средних размеров уходили десятки тысяч кубометров земли, камня, сотни бревен. А такие  грандиозные курганы как Салбык, Аржан - настоящие степные пирамиды.

Исключительно высокого развития достигло искусство звериного стиля - феномен  степной цивилизации Евразии. Оно  представлено бронзовыми барельефными фигурами стилизованных летящих  оленей с откинутыми назад рогами, сценами борьбы хищных и травоядных животных.

Люди тагарской культуры поддерживали связи с представителями других территорий скифо-сибирского мира, чем  и обеспечивалось экономическое, культурное и политическое единство степного мира Евразии.

Искусство племен степной и лесостепной  зоны Сибири VI-III вв. до н. э. представлено произведениями так называемого "скифо-сибирского звериного стиля". Образы животных в контурной пластике выражают конкретную сакрализацию важнейших сторон духовной деятельности древнего человека, в  частности, погребального культа. В  то же время, это искусство есть проекция на уровень художественных образов  концепции "трех миров": верхнего, среднего (земного) и нижнего (хтонического).

Особого внимания заслуживают бронзовые  оленные бляшки. Сочетание реалистического  образа и преднамеренной стилизации динамики животного (подогнутые ноги и "крылатость") показывает попытку  художника выразить через привычное  идею сверхестественного, солярного. Со временем классический стиль изображения скифского оленя трансформируется в более условный, схематический. «Летящий» олень - образ верхнего мира. С другой стороны, идея солярности, всемирности могла быть выражена и более схематично, даже абстрактно (бронзовые зеркала, полусферические бляшки, гривны, диадемы и т.д.).

Фигуры баранов, козлов имели исключительно  прикладное назначение, ими украшали различные культовые и бытовые  предметы, а также оружие. Являясь  не только объектом охоты, но и одомашнивания, они представляли повседневную практику, образ среднего (земного) мира, образ  статичный, устойчивый.

Нижний (хтонический) мир представлен  в погребальном инвентаре необычными предметами ритуального назначения: змеевидно изогнутые уплощенные стержни с симметрично-бинарными  композициями из лосиных голов (единичен случай с медвежьими головами, на поздних  образцах они стилизованы под  змеиные головы). Это не идеалистический, а сложный, таинственный и, следовательно, опасный образ, своеобразные весы-коромысло, статичность и динамика одновременно.

Большого совершенства достигли древние  ювелиры. Расплющивая золото до состояния  фольги, они обкладывали им бронзовые  вещи, добиваясь повышенной сакрализации предмета. Часто из золотой фольги вырезались самостоятельные аппликации, которые, по-видимому, наклеивались на органическую основу.

Особую группу представляют украшения  в виде бус. Встречаются как отдельные  бусины, так и целые наборы в  виде ожерелья из металла, камня и  стекловидной массы. Самые разнообразные  по форме, цвету и материалу они  выполняли не только декоративную функцию, но и служили в качестве оберегов.

Орнаментальные мотивы у тагарских  племен связаны с определенными  предметами из бронзы и кости, в значительно  меньшей степени с керамикой. Геометрические в своей основе (зигзаг, треугольник, ромб, сетка, линия) они  украшают ручки некоторых ножей, кинжалов, обушки чеканов. Уникальны находки кожаных чехлов, декорированных скрученными шерстяными нитями. Циркульный орнамент (кружок с точкой по середине) известен на костяных изделиях.

 Петроглифы скифского времени  (изображения на скалах и камнях  могильных оградок) представляют  образы верхнего и хтонического  миров, а также дают яркое  представление о повседневной  жизни тагарского населения (Оглахтинская, Шалаболинская, Большая и Малая  Боярская писаницы).

Тонкое чувство формы и мастерство металлургов, резчиков по кости, специалистов по коже, керамике и т.д. позволяют  видеть в отдельных категориях тагарского инвентаря (скифские бронзовые котлы, ритуальная посуда, предметы вооружения, туалета и др.) не только предметы чисто утилитарного назначения, но и подлинные произведения искусства.

 

 

Вопрос №2 Декабристы в сибирской  ссылке.

История Сибири первой половины XIX в. тесно связана с историей декабризма. Декабристы явились зачинателями открытой революционной борьбы против феодально-крепостнического строя.

Правящие круги увидели опасность, которой им грозили последствия  этого восстания, и поспешили  расправиться с его участниками. Пять человек были казнены, остальные 105 декабристов, разделенные на 11 разрядов, приговорены к ссылке в каторжные  работы сроком от 2 до 20 лет, с последующим  поселением в Сибири, или к бессрочной ссылке на поселение, к разжалованию в солдаты и матросы, а иные к отправке на работы в крепостях, что было хуже каторги.

В Иркутске 30 августа первым прибывшим  было объявлено о назначении к  местам каторжных работ. «Они направлялись на расположенные сравнительно недалеко от Иркутска солеваренный завод в  Усолье (Е. П. Оболенский и А. И. Якубович), и винокуренные заводы Александровский и Николаевский (А. 3. Муравьев, В. Л. Давыдов, С. Г. Волконский, С. П. Трубецкой и братья Борисовы).

Информация о работе История Сибири