История возникновения деревянного зодчества. Факторы, повлиявшие на создание музея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 00:03, реферат

Краткое описание

Раньше на этом месте стояло село, названное в честь его владельца Витослава. Село существовало на этом месте с начала XII или даже с XI в. Его название естественно перешло и на окружающую территорию. Около 1187 г. с разрешения новгородцев оно было передано новгородским князем Изяславом Мстиславичем своему брату. Грамота Изяслава упоминает и Пантелеймонов монастырь, построенный к этому времени. В 1207 г. деревянную церковь заменили каменной. Село стало монастырской слободой. Характер этой территории и застройки менялся не один раз. Исчезли многие малые монастыри (Пантелеймонов, Благовещенский, Аркажский), стоявшие рядом с селом. Название места на какое-то время забылось, а теперь возродилось в новом качестве.

Содержание

Введение...........................................................................................................

История возникновения деревянного зодчества. Факторы, повлиявшие на создание музея....................................
Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровического района..........................................................................................................
Церковь Николы из деревни Высокий Остров..........................................
Церковь Успения из села Курицко..............................................................
Изба.
Основные принципы создания музея.......................................................
Заключение......................................................................................................
Список использованной литературы.............................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Витославлицы.docx

— 33.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение...........................................................................................................

 

    1. История возникновения деревянного зодчества. Факторы, повлиявшие на создание музея....................................
    2. Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровического района..........................................................................................................
    3. Церковь Николы из деревни Высокий Остров..........................................
    4. Церковь Успения из села Курицко..............................................................
    5. Изба.
    6. Основные принципы создания музея.......................................................

Заключение......................................................................................................

Список использованной литературы.............................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В четырех километрах от Новгорода в живописной местности  у озера Мячино и реки Волхов стоит  чудесная деревня. В ней никто  не живет. Это музей деревянного  зодчества "Витославлицы".

Раньше на этом месте стояло село, названное в честь его  владельца Витослава. Село существовало на этом месте с начала XII или даже с XI в. Его название естественно перешло и на окружающую территорию. Около 1187 г. с разрешения новгородцев оно было передано новгородским князем Изяславом Мстиславичем своему брату. Грамота Изяслава упоминает и Пантелеймонов монастырь, построенный к этому времени. В 1207 г. деревянную церковь заменили каменной. Село стало монастырской слободой. Характер этой территории и застройки менялся не один раз. Исчезли многие малые монастыри (Пантелеймонов, Благовещенский, Аркажский), стоявшие рядом с селом. Название места на какое-то время забылось, а теперь возродилось в новом качестве.

Основанием современных  Витославлиц - Новгородского музея народного  деревянного зодчества принято  считать 5 июня 1964 года. Сюда с территории всей области свозили находившиеся в плачевном состоянии постройки. В XIX в. покровительница Юрьева монастыря, графиня А.А. Орлова поставила здесь свою резиденцию - двухэтажный особняк ее сохранился по сей день.

Витославлицы представляют собой  архитектурный и природный заповедник, в котором собраны разные типы сохранившихся деревянных церквей: шатровая “восьмерик на четверике” –  церковь Успения из Курицка (1595), крестчатая на подклете с тремя престолами – Рождества Богородицы из с. Передки (1531), ярусный храм Николы из Высокого Острова (1767) и клетский из деревни  Тухоля (1688).

Всего на территории в 30 га размещается 22 памятника. В перспективе планируется создание в музее четырех архитектурно-этнографических секторов, погоста и мельничного комплекса. В них будет представлено около 70 различных построек. Они дадут представление о различных районах Новгородской области, отличающихся друг от друга природными условиями, хозяйственной деятельностью, строительной традицией, некоторыми элементами духовной культуры.

 

 

История возникновения  деревянного зодчества.

 Факторы, повлиявшие на создание музея.                                 

Искусство строить из дерева зародилось на Руси в глубокой древности  и накопило богатые традиции. Весь Великий Новгород был созданием  рук безвестных народных плотников. В этом богатом лесами краю дерево было самым дешевым материалом. Создание крупных общественных построек - храмов - было по плечу лишь жителям округи ("миру"), или монастырям, или богатым помещикам. Для их строительства приглашали профессиональных мастеров-плотников. При найме обязательно составлялся официальный юридический документ - "порядная запись", или "роспись на строительство церкви", где очень подробно оговаривалось, каким должен быть храм, и определялся срок окончания строительства. Это были своего рода словесные чертежи, где в качестве образца обычно приводилась аналогичная постройка. Вместе с этим, создавая храмы, народные мастера давали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности.

Органическая связь построек с природой - одна из главных особенностей русского зодчества. Выбору места для  храмов народные мастера придавали  большое значение. Их ставили обычно в центре селения или на лучшем, видном месте.

Но беззащитно дерево не могло устоять перед временем, и теперь только по данным археологических исследований можно представить былое великолепие деревянного Новгорода. Исследование Новгородской области, с целью выявления и охраны интересных деревянных сооружений ведется уже более 40 лет. На местах, а это часто отдаленные села и деревни области, нет возможности сохранить деревянные памятники. Поэтому в 1960-е годы стал вопрос об их спасении; исследовании, разборке, перевозке в единое место, реставрации и охране. Душой этого начинания стал талантливый архитектор, лауреат Государственной премии Л.Е. Красноречьев. В настоящее время более 20 интереснейших построек перевезены на территорию музея.

 

 

 

 

 

Церковь Рождества  Богородицы.

Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровического района - не только самая древняя и наиболее значительная постройка музея, но и один из древнейших и интереснейших памятников русского деревянного зодчества, сохранившихся до нашего времени. В Витославлицы она была перевезена в 1967 году. Ученые считают датой создания храма 1531 год. Рождественская церковь была монастырской и принадлежала Передскому монастырю. Во время польско-литовского вторжения Передский монастырь был разорен, а Рождественская церковь, видимо, сильно пострадала. Только в конце XVII столетия появилась возможность отремонтировать главный монастырский храм. Произошло это около 1699 года. Состояние постройки требовало полной ее переборки, при этом были изменены некоторые первоначальные формы и добавлены новые элементы.

Надпись на одном из  колоколов церкви свидетельствует, что он был отлит в 1539 году «в дом пресвятые богородицы». Вполне возможно, что церковь была сооружена еще раньше. Архаичные формы, конструкции и детали подтверждают древность постройки. Это довольно сложное по архитектурному замыслу сооружение, в основе которого лежит распространенная в XVI в. схема - восьмерик на крестообразном основании. Эта конструкция покоится на высоком подклете, что делает ее более величественной. С трех сторон церковь окружена галереей на мощных кронштейнах, поднятой над землей на высоту более четырех метров. Причем галерея не повторяет форму сруба, а скругляет его, и весь план церкви стал чрезвычайно компактным и как бы вписанным в круг.

Большая художественная выразительность достигается сочетанием разновеликих объемов, галереи, крылечка. В древности на галереях-гульбищах собирался народ в ожидании церковной службы.

Кровли храма  крыты двумя слоями теса. Чтобы кровля служила дольше, между слоями прокладывали берестяную кору. Центральный шатер, купола и шейки главок покрыты осиновым лемехом. Сырая осина хорошо поддается обработке, а высыхая, не трескается, не коробится. Новая «чешуя» золотистого цвета, а со временем она приобретает благородный серебристый оттенок. Такой способ покрытия применяли не только в деревянном, но и в каменном древнерусском зодчестве, часто используя дубовую «чешую». Стоящая по соседству с монументальным Рождественским храмом, церковь Успения из деревни Никулино кажется маленькой и скромной. Высота ее всего 11 метров. При разборке храма был найден обломок деревянного креста с записью о его строительстве и освящении, на котором можно разобрать дату - 1599 год. Это клетская постройка (от слова клеть - четырехстенный сруб), состоящая из трех прямоугольных срубов разной высоты. Свое начало клетские церкви ведут от простой избы или амбара, и такой тип храма является одним из наиболее древних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Николы из деревни Высокий Остров.

В середине XVIII в. получили широкое распространение так называемые ярусные церкви, в которых были сильно выражены традиции древнерусской архитектуры. К числу таких церквей относится церковь Николы из деревни Высокий Остров. Это довольно значительное по размерам и форме сооружение, построенное в 1757 году, является лучшим из уцелевших ярусных построек. Храм рублен, как говорили в старину, «кораблем», т.е. все составные части здания расположены строго симметрично по одной линии. Сохранился иконостас каркасной конструкции с иконами XVIII-XIX вв.

Огромное    значение    придавали мастера выбору места для храма. Их ставили обычно в центре деревни, или где-то в стороне, но всегда это было лучшее место - высокий холм или берег реки, извилина дороги или гладь озера. Органическая связь архитектуры с природой - одна из главных особенностей русского зодчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Успения.

На берегу озера Мячино среди заливных лугов стоит церковь Успения (1595 г.), первенец музея, перевезенный в 1964 г. из села Курицко, что в 17 км от Новгорода. Четыреста лет назад церковь стояла на берегу озера Ильмень, и высокий шатер ее долгое время служил маяком для ильменских рыбаков. Церковь производит большое впечатление простым и четким силуэтом, цельностью и четкостью своих форм.

Шатровые постройки  появились на Руси в глубокой древности. Старинные акты свидетельствуют об их существовании еще в XIII в. Тогда высота храма была одним из основных мерил его красоты. Строились такие монументальные сооружения по инициативе крестьян, - ведь храмы были и религиозными, и общественными центрами. На их строительство приглашали     профессиональных плотников.   Собирался   сельский сход и оговаривал с мастерами, что они хотят видеть в своем селе. Создавался своего рода словесный чертеж, где четко было прописано, чего хочет заказчик. А насчет пропорции в одной древней подрядной    грамоте,    составленной плотницкой артелью, сказано: «А рубить высотою, как мера и красота скажут». Вот это чувство меры, вкуса, чувство разновеликих объемов, умение сочетать их и есть главное в постройках народных умельцев, будь то величественный храм или простой амбар.

Любимый строительный материал - сосна и ель, реже применяли дуб и лиственные породы. А любимый инструмент - топор и долото. С давних пор была известна новгородцам и пила (при раскопках в слоях Х-ХШ вв. найдены ножовки, лучковые пилы), но ее использовали в столярном деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изба.

Жилую избу и другие хозяйственные постройки крестьянин обычно  рубил  для  себя  сам.  В «Витославлицы» перевезены пять жилых изб XIX в. Все они принадлежали крестьянам-середнякам и построены по одному принципу. Это небольшие, но высокие, как бы двухэтажные постройки. Первый этаж - подклет - хозяйственное помещение. В нем хранили съестные припасы, иногда хозяин устраивал мастерскую. Второй этаж - жилой - находится довольно высоко, чтоб сохранить тепло и было сухо. Интересной   деталью   некоторых изб является галерея (прикролек). Она и украшает избу и защищает нижние бревна от дождя. А верх избы оберегает вынесенная вперед крыша - характерная особенность северного жилища. Крыши, сделанные «по старине», очень живописны, а главное, прочны - они выдерживали любые снега и ураганы. «Под единой крышей» находятся и жилое, и хозяйственное помещения, причем жилье занимает меньшую часть избы. Первый этаж с хлевами отведен под скотный двор. Наверху - просторный сарай, где хранилось сено, солома, а так же хозяйственная утварь. Летом сюда выносили кровати под пологом. Жилое помещение очень небольшое, и здесь рационально использовали каждый сантиметр площади. Мебель, в основном, встроенная в сруб: полки, лавки, полати. По обычаю, в красном углу под божницей стоял обеденный стол. Особой гордостью хозяек были точеные, резные и расписные прялки. Их обычно ставили на видное место - это не только орудие труда, но и украшение жилища. Нарядную прялку дарил муж - жене, жених - невесте, отец - дочери.

Важное место в избе занимает печь. Возле нее - «бабий кут» (кухня), место, куда мужчины, как правило, не заходили. Здесь все, что нужно для приготовления пищи: глиняная, деревянная и плетеная посуда, чугуны. Треснувшие горшки экономные хозяева не выбрасывали, а оплетали их для прочности берестяной корой. Этот обычай, по данным археологических раскопок, пришел из глубины веков.

Все хозяйственные предметы: соха, борона, конская упряжь, мебель и посуда и сама изба полностью выполнены из природных материалов. Как в старину говорили: «Лес - он не только волка, он и мужика прокормит».

Испокон веков люди стремились обставить' свою жизнь как можно красивее, затейливее. Избы обязательно украшали резьбой, покрывавшей ворота, колонны крылечек, карнизы крыш, наличники окон, причелины. И все, что требовалось для домашнего обихода, должно было радовать глаз.

 

Основные принципы создания музея: 

- спасение ценных деревянных построек;

- строить музей как архитектурно-этнографический, где основную функцию берут на себя деревянные сооружения;

- в музее должны отразиться характерные планировочные структуры старых новгородских деревень;

- путем создания секторов отразить главные архитектурные особенности регионов области;

- основа музея - секторы крестьянских усадеб с возможно полным набором всех построек;

- в музей свозятся памятники народного зодчества эпохи феодализма. - постройки с сильным влиянием городской культуры исключаются;

- постройки отбираются не по времени их возведения, а по содержанию в них народных традиций;

- позднейшие, малоценные и искажающие памятник наслоения удаляются; памятник наиболее полно реставрируется. Восполнение утраченных частей должно быть научно обосновано;

- музей не должен быть мертвым организмом. Его территория и некоторые постройки должны быть оживлены не только толпами туристов, но и ремесленной, торговой, игровой, фольклорной деятельностью, праздниками, огородами, садами и прочим;

- композиционными центрами сектора должны стать культовые постройки, главным центром всего музея - группа культовых сооружений, с административными и хозяйственными постройками, т.е. погост, амбар и т. д.

 

 

 

 

Список рекомендованной  литературы.

Заключение.

Сотрудники музея тщательно  охраняют не только истоки народной архитектуры, воспроизводят традиционные интерьеры с набором крестьянского быта и орудий труда. Здесь по традиции в начале лета проводятся фольклорные праздники. В такие дни зеленые лужайки музея, галереи и крылечки построек расцвечиваются яркими праздничными костюмами фольклорных и народных коллективов, приезжающих сюда не только из сел и деревень Новгородской области, но и из-за рубежа. Весело и задорно звучат раздольные русские песни и частушки, плывут в хороводе певицы в длинных цветастых сарафанах, лихо отплясывают «русскую» парни в ярких косоворотках.  Летом в деревне действуют разные выставки, в том числе и выставка новгородских мастериц. 
    За деревней стоят амбары, кузница, мельница. Все здесь, будто из сказки про Василису Прекрасную, Ивана-царевича и Змея Горыныча. Так одновременно можно побывать в старине и в собственном детстве.

Информация о работе История возникновения деревянного зодчества. Факторы, повлиявшие на создание музея