История государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 11:52, контрольная работа

Краткое описание

Из большого числа княжеств, на которые распалось Древнерусское государство, наиболее крупными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля. Развиваясь как феодальные государства, эти образования представляли по сути своей разные виды государственности, возникшие на обломках

Вложенные файлы: 1 файл

история.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

 

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

Кафедра гуманитарных основ государственной службы

 

 

История государственного управления

(дисциплина)

 

 

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

 

 

   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

Новосибирск 2013 г.

 

 

 

Протокол проверки:

   

Дата проверки

 

Оценка

 
   

Комментарии

преподавателя

 
   
   
   
   
   
   
   

 

 

Задание 1. Покажите, чем отличалось управление в Новгородской земле от управления в остальных русских княжествах в удельный период?

Из большого числа княжеств, на которые распалось Древнерусское государство, наиболее крупными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля. Развиваясь как феодальные государства, эти образования представляли по сути своей разные виды государственности, возникшие на обломках Киевской Руси. Для Владимиро-Суздальского княжества стала характерной сильная княжеская власть, генетически связанная с утвердившимся позднее на северо-востоке самодержавием. Для Галицко-Волынского княжества было свойственно противостояние традиционно сильного боярства и княжеской власти. 

Новгородская земля пошла совершенно по иному пути. Изгнав в 1136 году князя Всеволода Мстиславича, Новгородцы провозгласили образование Новгородского государства  с высшим органом власти – Новгородское Вече. В состав вече входили 300-350 человек, что соответствовало числу владельцев дворовой недвижимости. Таким образом, вече было собранием домовладельцев, собственников земли, а не всего народа.

На вече избирались должностные лица для текущего управления государством:

Посадник -  глава исполнительной власти, а также главнокомандующий вооруженными силами

Тысяцкий – глава налоговой службы, а также судья по торговым делам.

Архиепископ -  глава новгородской епархии.

Новгородцы нередко приглашали себе князя. Но функции его были ограничены: он не мог объявлять войну и заключать мир, не мог жаловать и конфисковать земли, принимать участие во внешне торговых операциях, не мог приводить с собой дружину, а также не имел права приобретать в Новгороде землю.

Таким образом, основное отличие Новгородской земли заключается в том, что это было унитарное государство с демократической формой правления.

 

Задание 2. Составьте схему местного управления в России во второй половине  XVI в., покажите, что изменилось  в местном управлении?

 

До  реформы система местного самоуправления выглядела так: Земли, находившиеся под юрисдикцией великого князя, управлялись через наместников и волостителей, их основная функция – суд. За службу наместники получали право «кормления», т.е. сбора доходов с государственных земель для своих нужд. Сбор доходов в пользу великого князя осуществляется данщиками, мытниками, таможенниками. В городах административное управление возглавляли городовые приказчики.

В середине XVI века была проведена реформа местного управления. Система кормления была заменена органами губного и земского самоуправления, в которых решающую роль играли дворяне и верхи посадского населения.  
 
По мере укрепления государственной власти и перерастания ее в абсолютистскую с середины XVII в. были учреждены должности воевод, которых подбирал Разрядный приказ из числа бояр и дворян с последующим их утверждением царем и Боярской думой. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.  
 
Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков во всех хозяйствах. Собирали государственные налоги выборные старосты и целовальники под надзором воевод.  
 
Важной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял соответствующие списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованию Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на место службы. Он командовал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.  
 
Во главе губы были губные старосты, которые следили за порядком на территории городов и уездов, вели делопроизводство. На территории города в управленческую администрацию входили городовые приказчики. Различные мелкие административные поручения выполняли целовальники, т.е чиновники, целовавшие крест.

Губные старосты должны были избираться, основное требование этой должности – грамотность. Обычно старостами становились отставные служилые люди или пожилые горожане. Губные старосты подчинялись Разбойному приказу, по избрании принимали присягу в Москве. Администрация старосты состояла из подьячих, тюремных сторожей и палачей, которые принимали присягу на месте. В Москве городская стража набиралась на год из городских тягловых людей, палачи нанимались из вольных людей по рекомендации. В провинциальных городах и уездах стража набиралась из крестьян и тягловых людей. Работники местной администрации получали денежную компенсацию за время нахождения на службе.

Задание 3. Назовите виды службы отечеству, которые установила Табель о рангах. Объясните, какой из видов службы считался главным и почему?

 

«Табель о рангах» - закон о порядке государственной службы, утвержденный Петром I в 1722 году.

В основу "Табели" были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. При разработке закона также учитывались чины, уже имевшиеся в России. "Табель о рангах" устранила назначение на государственную службу по степени родовитости и ставила на первый план заслуги перед Отечеством.

Табель предусматривала три вида службы: военная, гражданская, придворная  и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Это подкреплялось тем, что на военной службе уже 14 класс (фендик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство:  каждый вместе со своими потомками становился дворянином. На гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8 класса (колежский асессор), а чин 14 класса (коллежский регистратор)  давал лишь право на личное дворянство. Такое разделение мотивировало многих избирать для себя военную службу, таким образом армия постоянно пополнялась профессиональными военными и мощь государства должна была возрастать. 

 

Задание 4. Покажите, какие  изменения  в управлении государством предусматривал манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»?

 

 

17 (30) октября 1905 г. император Николай II подписал Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».  Манифест провозглашал «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Расширялись избирательные права граждан, учреждался новый представительный орган  власти с законодательными правами — Государственная Дума. Манифест утверждал новое правило принятие законов – ни один закон не может вступить в силу без одобрения Парламента. Таким образом, манифест наметил тенденцию снижения единоличной власти номарха и ослаблению абсолютизма.

 

Задание 5. Объясните, какую роль сыграли в управлении страной совнархозы? Почему они не дали того эффекта, на который рассчитывало руководство СССР?

В 1957 году отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов.

В каждом из них Совет министров союзной республики создавал Совет народного хозяйства, который руководил предприятиями и стройками. Совнархозы сыграли определенную положительную роль: сблизили управление к производству; способствовали кооперированию производства в пределах экономических районов.

 Однако недостатком  этой системы было то, что: управление отраслью промышленности было раздроблено; стали нарушаться производственные связи между предприятиями. Сама по себе идея совнархозов могла бы принести пользу при сохранении

министерств, хотя бы и сокращенных, если бы эти совнархозы были тесно связаны с территориальными, республиканскими и областными центрами и имели определенный круг предприятий, которые полностью им подчинялись.

Организация совнархозов дала некоторый эффект, выражающийся в том, что сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрылась масса мелких предприятий из различных министерств дублировавших друг друга. Высвободившиеся площади и средства были использованы для организации новых производств. Ускорился процесс технической реконструкции предприятий: за 1956-1960 год было введено в строй в 3 раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку. Произошло существенно сокращение административного аппарата на предприятиях.

Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло.

Экономическая самостоятельность совнархозов сочеталась с отсутствием таковой у предприятий, а ориентация на сугубо региональные интересы приводила к деформациям технической политики в ряде ключевых отраслей. Расформированные министерства воспроизводились уже как подразделения Госплана или научно-технических комитетов. Центр пошел на увеличение числа контрольных органов (не приведшее к более высокому уровню подконтрольности совнархозов) и на укрупнение совнархозов с сокращением их числа до 48 в 1962 г.

 


Информация о работе История государственного управления