История, её предмет и основные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 22:37, лекция

Краткое описание

До становления древнерусского государства у восточных славян существовало 14 племенных объединений, 7 из которых проживали на территории современной Украины: поляне, древляне, северяне, волыняне, уличи, тиверцы, хорваты. В VI –VII веках происходил процесс формирования племенных союзов, крупнейшие из которых – союзы полян и волынян. В VIII - IX веках в Среднем Поднепровье сформировалось объединение Русская земля (Киевское княжество), в состав которого вошли поляне, древляне, северяне. Киевское княжество стало территориальным, политическим, этнокультурным ядром, вокруг которого впоследствии сформировалась Киевская Русь.

Вложенные файлы: 1 файл

Tema_1.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Древнерусское государство в контексте  мировой истории (IX- XII века).

 

План:

1. Формирование древнерусского раннефеодального государства. Концепции

    происхождения Киевской Руси.        

2. Характеристика политического  и социального строя.

3. Хозяйственная деятельность.

4. Культура и религия Киевской  Руси.

 

1. Формирование древнерусского  раннефеодального государства. Концепции

    происхождения Киевской Руси.

 

До становления древнерусского государства у восточных славян существовало 14 племенных объединений, 7 из которых проживали на территории современной Украины: поляне, древляне, северяне, волыняне, уличи, тиверцы, хорваты. В VI –VII веках происходил процесс формирования племенных союзов, крупнейшие из которых – союзы полян и волынян. В VIII - IX веках в Среднем Поднепровье сформировалось объединение Русская земля (Киевское княжество), в состав которого вошли поляне, древляне, северяне. Киевское княжество стало территориальным, политическим, этнокультурным ядром, вокруг которого впоследствии сформировалась Киевская Русь.

Причины образования государства у восточных славян:

1) внутренняя – рост  экономики привёл к формированию  социально неоднородного  

                       общества,   то есть общества с    частной    собственностью,

                       имущественным    неравенством,     социальным   расслоением.

                            Следовательно требовалась публичная  власть с мощным аппаратом

                            принуждения,   подкреплённым   идеологической    системой;

2) внешняя – потребность  в организации защиты от внешней  угрозы (хазар, варягов,

                            Византии, Польши);

3) перспектива получения  крупных прибылей от охраны торговых путей («из варяг в

                            греки» и другие).

 

В истории Киевской Руси выделяют три периода:

I период - возникновение и становление Киевской Руси (к.IX- к.X века). В это время правили: Олег (882-912гг.), Игорь (912-945гг.), Ольга (945-964гг), Святослав (964-972гг.). В это время происходит быстрое объединение земель и племён Поднепровья – полян, древлян, северян. Олег, Игорь и Святослав присоединили к Руси княжества уличей, тиверцев, вятечей, Белую Вежу, Тмутаракань. В это время ощутимы пережитки родоплеменного строя, а во внешней политике преобладает экспансия;

II период - развитие и расцвет Киевcкой Руси (к.X-сер.XI в.). Правили Владимир Великий (980-1015г.), Ярослав Мудрый (1019-1054г.). Это период наибольшего могущества Киевского государства. Были присоединены земли волынян, белых хорватов, вятичей, некоторые земли Балтии. Центр внимания переносится на внутренние реформы: -введено христианство, -сломан местный сепаратизм, родовой принцип управления сменился государственным, -формировались феодальные отношения, которые были юридично закреплены  в своде законов «Русская правда».

III период - феодальная раздробленность Киевской Руси (к.XII-сер.XIII в.). Время правления Ярославичей и их наследников – Владимира Мономаха (1113-1125г.) и Мстислава (1125-1132г.). Особенности периода: - формирование великого землевладения, - прогресс в сельском хозяйстве, - рост городов, - развитие восточнославянской культуры, - рост центробежных тенденций, - утрата государственного единства, - княжеские междоусобицы, - ослабление государства. В XII в. образовалось 15 княжеств, а в начале XIII в. – уже 50.

 

Причины феодальной раздробленности: 1) большая территория и этническая неоднородность населения; 2) рост крупного феодального землевладения; 3)отсутствие четкого механизма передачи княжеской власти; 4) смена торговых путей, частичный упадок Киева как торгового центра; 5) усиление экспансии степных кочевников.

 

В исторической науке  существует несколько концепций  происхождения 

Киевской Руси:

1. норманнская. Авторы  немецкие ученые XVIII в. Миллер, Байер,  Шлёцер, утверждавшие, что Древнерусское государство основали скандинавские племена норманнов (викингов, варягов). При этом учёные ссылались на «Повесть временных лет». Сторонником данной концепции был украинский историк Дорошенко;

2.  антинорманнская.  Автор русский учёный М.Ломоносов (XVIII в.), поддержали М.Грушевский, Н.Костомаров, считавшие, что восточные славяне задолго до прихода варягов достигли высокого уровня культурного развития, создали ряд государственных объединений.

3.  компромиссная. Автор  В.Ключевский, поддержали А.Ефименко, И.Крипьякевич. Считали, что государство у восточных славян возникло благодаря объединению многих элементов, как славянских, так и неславянских.

4.  социальная. Автор  Прицак (Гарвард, XX в.), который считает,  что Древнерусское государство  образовала особая подвижная полиэтничная социальная группа, состоявшая из профессиональных воинов-купцов. При этом он утверждает, что Киев изначально был хазарским городом.

 

 

2.  Характеристика политического и социального строя.

 

Киевская Русь была крупнейшей политической формацией средневековой Европы с территорией 300 тыс. км./2 и населением от 3 до 12 млн. человек. Основными элементами политической власти были: князь, боярская дума, вече.

Киевский князь был главным  гарантом государства. В его руках  сосредоточилась вся полнота законодательной. Исполнительной, судебной и военной власти. В своей деятельности князь опирался на военную поддержку дружины и идеологическую – церкви.

Боярская дума представляла собой  совещательный орган при князе. Сюда входили: старшие дружинники, городская элита, высшее духовенство. Дума использовала право «вета», но её решения не были обязательными для князя. Зависимость от князя привела к тому, что Дума не была юридически оформлена и не стала полноценным государственным институтом.

Вече – народное собрание взрослого мужского населения, которое решало важные общественные и государственные дела. Его могли собирать князь, митрополит, сами горожане. Вече имело широкие права: объявлять войну, заключать мир, приглашать князя, контролировать финансы, земельные ресурсы и т.д. Однако вече имело ограниченную самостоятельность и редко выступало с законодательной инициативой.

 

На протяжении IX-XIII веков власть частично менялась:

I. В период становления Киевской Руси (к.IX-к.Xв.)  сложилась дружинная форма государственности. На базе дружины образован примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Дружина выполняет роль не только войска, но и советника.

II.  В период расцвета Киевской Руси (к.X-сер.XI в.) существовала централизованная монархия. Вся полнота власти сосредоточена в руках киевского князя. Эта власть наследственная.

III. В период феодальной раздробленности (к.XI-сер.XIII в.) единоличная монархия переросла в федеративную монархию, когда судьбу Киевской Руси решал не князь киевский, а группа влиятельных князей.

Таким образом, развитие государственности происходило  в двух направлениях: 1) от военных  форм к гражданским; 2) от усиления централизации  к децентрализации.

 

Общественный строй

Киевская Русь была раннефеодальным государством. Становление феодальных отношений происходило в общеевропейском русле: от государственных форм до вотчинных. Этот процесс происходил поэтапно: I этап - в IX в. сформировалась система эксплуатации всего свободного населения князьями и их дружинами через сбор дани; II этап – в X в.князья захватывали часть общинных земель на которых возникло вотчинное землевладение князя; III этап – в XI в. образовалась земельная собственность у бояр и церкви. С развитием феодальных отношений происходило становление социального строя древнерусского общества.

 

Социальный строй

 

Великий князь киевский

удельные князья, бояре, дружинники, духовенство

члены княжеской администрации, купцы

мелкие торговцы, ремесленники, смерды

чернь, закупы, рядовичи

челядь, холопы

 

отдельный слой - изгои

3.  Хозяйственная деятельность

 

Основой экономики было сельское хозяйство. Основу его составляло земледелие. Орудия труда: плуг, рало, соха, борона, серп, коса. Известны различные  системы обработки земли: вырубная, переложная, паровая с двухпольным и трёхпольным севооборотом. Сеяли: рожь, пшеницу, ячмень, овёс. Скотоводство носило приусадебный характер; разводили лошадей, овец, кур, гусей.

Важную роль в хозяйстве  играли ремёсла. Известно 60 видов ремёсел, важнейшие из которых – обработка железа, гончарное, ювелирное, ткацкое производство. Существовало 3 категории ремесленников: сельские, вотчинные, городские.

Дополнительными отраслями  хозяйства были промыслы – охота, рыболовство, пчеловодство.

В целом хозяйство носило натуральный характер. Однако рост общественного разделения труда и развитие ремесла способствовали развитию торговли. Через Киевскую Русь проходили важные торговые пути: - «греческий» (через Днепр связывал Прибалтику и Причерноморье), - «шёлковый» (через Надднепрянщину связывал Центральную Европу и Среднюю Азию, Китай), - «соляной» и «железный» (связывали Кавказ и Прикарпатье). Вывозили из страны мех, мёд, воск, лён, рабов; ввозили предметы роскоши, пряности, оружие. Внутренняя торговля развивалась медленнее.

Торговля способствовала становлению денежной системы (куны, гривны, карбованцы, золотники, серебряники).

 

4. Культура и религия  Киевской Руси

 

Религия. На этапе становления  Киевская Русь оставалась языческим  государством, население поклонялось силам природы. Придя к власти Владимир Святославович в 980 году пробовал провести религиозную реформу, суть которой в модернизации язычества, утверждении на Руси культа единого бога – громовержца Перуна. Однако старая религия уже не отвечала требованиям времени: 1) тормозила процесс государственного строительства, 2) затрудняла развитие связей с христианскими странами. Необходима была новая государственная монотеистическая религия.

В 988-989 годах Владимир официально ввёл христианство в византийском варианте. Значение принятия христианства:

1) новая религия сплотила  все народы государства единой  идеологией;

2) христианское единобожие  стало идеологической базой утверждения  личной 

     власти  верховного правителя;

3) возрос международный  авторитет Киевской Руси;

4) религия повлияла  на мораль общества;

5) способствовала развитию  культуры.

 

 

 

 

 

Культура. Самобытная культура Киевской Руси сложилась на местной  восточнославянской основе и достигла высокого уровня. Взлёт культуры был обусловлен   существенными  сдвигами  в  разных  сферах  общественной  жизни :    -  развитием феодальных отношений; - становлением древнерусской государственности; - ростом международных контактов;  - принятием христианства; - строительством городов; - отделением ремесла от сельского хозяйства.

Особенности развития культуры:

1) большое влияние  на развитие материальной и  духовной культуры оказала 

    христианская  религия; церковь была центром  культуры;

2) заимствование и  творческое преобразование византийских  традиций, знаний 

     и канонов;

3) существование языческой  культуры и её переплетение  с христианской;

4) форсированный подъём  культуры, появление новых культурных  явлений.

Основные направления культуры.

Образование. Уже со времен Владимира Великого и Ярослава Мудрого  школьное образование стало важной сферой общегосударственной и церковной политики. Существовало 3 типа школ: - дворцовая школа высокого уровня, - школа «книжного изучения» для подготовки священников, - светская школа домашнего обучения.

Письменность пришла с введением христианства, славянский алфавит изобрели священники Кирилл и Мефодий. Библиотеки создавались при храмах, монастырях, княжеских дворах. Крупнейшие собрания были у Ярослава Мудрого, его правнука Николая Святоши, в Святой Софии, в Киево-Печерской лавре, в Чернигове, в Новгороде. Книжный фонд составлял 130-140 тысяч томов.

Литература представлена повестями, летописями, поучениями, изборниками: «Повесть временных лет»(Нестор,1113), «Слово о законе и благодати»(Илларион, первая половина XI в.), «Поучение детям»(Владимир Мономах), «Изборник»(Илларион,1073).

Архитектура. Влияние  византийского стиля отражают: Десятинная церковь в Киеве (XIв.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1031-1036), Софийский собор в Киеве (1037). С XII в. появляется западноевропейский романский стиль. Постепенно формируются отечественные архитектурные школы – киевская, Галицкая, переяславская. Среди них: Кирилловская церковь в Киеве (1146), Васильевская церковь в Киеве (1183), Борисоглебский собор в Чернигове (1128), церковь святого Пантелеймона в Галиче (1200).

Информация о работе История, её предмет и основные функции