История инквизиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:05, реферат

Краткое описание

Инквизиция «родилась» в лоне католической церкви и возникла вовсе не как самоцель, но как орудие определённой церковной и светской политики. Сама эта политика – как Церкви, так и государства – диктовалась очень часто материальными интересами, хотя «идеологический покров» носил, конечно, церковный характер. Инквизиция, по сути, была «последним доводом королей залпом из пушки, против которого несогласным с Церковью и королём нечего было возразить. Кроме того, и сами короли тоже боялись инквизиции.

Вложенные файлы: 1 файл

Инквизиция.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Инквизиция

 

 Инквизиция  «родилась» в лоне католической  церкви и возникла вовсе не  как самоцель, но как орудие  определённой церковной и светской  политики. Сама эта политика –  как Церкви, так и государства  – диктовалась очень часто  материальными интересами, хотя «идеологический покров» носил, конечно, церковный характер.

Инквизиция, по сути, была «последним доводом королей  залпом из пушки, против которого несогласным  с Церковью и королём нечего было возразить. Кроме того, и сами короли тоже боялись инквизиции.

Папы римские, соборы и инквизиторы, хотя и не участвовали  непосредственно в вынесении  смертных приговоров, тем не менее  были кровно заинтересованы в казни  еретиков, переданных на расправу светским властям. «Доказано вне всякого  сомнения фактами и документами, – пишет французский аббат, историк инквизиции Е. Вакандар, – что Церковь в лице своих пап использовала все средства, имевшиеся в её распоряжении, включая отлучение, чтобы заставить светские власти казнить еретиков. Отлучения особенно боялись, так как согласно каноническим законам отлучённый, если наказание с него не снималось в течение года, мог быть осуждён на смерть. Поэтому у тогдашних правителей не было другого средства избежать этого наказания, как беспрекословно выполнять приговоры Церкви»

Католицизм – одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом, полностью сформировавшееся после разделения христианской церкви в 1054 году на западную (католическую) и восточную (православную). Само название «католицизм» образовано от греческого слова «katholikos» – «всеобщий».

Католицизм имеет  рад особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации. Католики особенно чтят Пресвятую Деву Марию, признают догматы о Её непорочном зачатии и телесном вознесении на небо. Они также признают догмат о чистилище – промежуточном месте между адом и раем, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощённые смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне.

Католическому богослужению присущ театрализованный культ, широкое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных.

Католическая церковь  строго централизована и имеет в  настоящее время единый всемирный  центр в Ватикане.

Ватикан – название одного из семи холмов Рима, на котором расположен комплекс зданий, включающих храм Святого Петра, апостолический дворец с Сикстинской капеллой, в которой с XV века избирают глав католической церкви – римских пап. С 1870 года Ватикан является официальной папской резиденцией, это город-государство, площадь которого составляет 44 гектара. Официально государство Ватикан возникло в 1929 году в результате договоров папы Пия XI с Муссолини.

Глава Ватикана –  папа римский – обладает неограниченной властью и считается наместником  Иисуса Христа, непогрешимым в делах веры и нравственности. Полное наименование папы: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик Вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикана, раб рабов Божьих.

Ватикан – Папское  государство. Первое же Папское государство  с центром в Риме было основано в Средней Италии в 756 году. Возникло оно в результате дарения этих земель папе Стефану II королём франков Пипином Коротким. Особенностью Папского государства было то, что римский папа являлся одновременно и главой всех католиков. В XII – XIII веках папам удалось существенно расширить территорию своих владений, в число которых стали входить такие крупные итальянские города, как Болонья, Римини, Феррара, Перуджа. Император Рудольф Габсбург официально признал независимость Папского государства от императоров Священной Римской империи. Папское государство просуществовало до 1879 года, когда было присоединено к Италии.

В отличие от православной церкви, строго подчинённой царской, а позднее – императорской  власти, католическая церковь в Средние  века нередко играла самостоятельную  политическую роль, особенно в условиях феодальной раздроблённости Западной Европы. Церковь пыталась ограничить размер феодальных усобиц, приносящих огромный ущерб обществу, для чего приняла постановление о Мире Божьем и Божьем перемирии – запрет на ведение военных действий в определённые периоды и дни. Организовав Крестовые походы – войны против иноверцев-мусульман, папство способствовало оттоку на Восток из Европы наиболее опасных анархических слоёв общества.

Уже в раннем Средневековье  католическая церковь стала одним  из крупнейших феодалов. Историки говорят, что ей принадлежало около трети всей обрабатываемой земли в Западной Европе.

В XIII веке католическая церковь достигла пика своего могущества, сделав многих европейских монархов папскими вассалами. В это время  именно римские папы определяли политическую ситуацию в Европе. Однако создание сильных государств – прежде всего Франции и Англии – привело к упадку политического могущества пап.

Католическая церковь  сыграла огромную роль в культурном развитии Европы. Почти все известные  деятели науки и искусства  раннего Средневековья были лицами духовного звания. До сих пор мы восхищаемся шедеврами «религиозной» архитектуры – соборами и монастырями, для которых писали картины выдающиеся живописцы того времени. При монастырях были школы и скриптории. В скрипториях – мастерских по переписке рукописей – создавались настоящие произведения искусства – книги, украшенные прекрасными миниатюрами.

Вместе с тем  католическая церковь всеми силами и самыми жестокими методами боролась с инакомыслием. Одним из орудий этой борьбы и стала инквизиция.

Инквизиция –  это церковный трибунал, действовавший во всех католических странах. Само слово «инквизиция» произошло от латинского «inquisitio» – «розыск». Священный трибунал, или «Мировая рука», как иногда называют инквизицию, занимался поиском и судом еретиков – людей, которые отрицали догматы католицизма.

Инквизиция  никогда не была самоцелью, но действенным и жестоким орудием чётко определённой церковной и светской политики. А сама политика Церкви и государства диктовалась, в свою очередь, конкретными и чаще всего материальными интересами, хотя никто не может отрицать того, что внешние «покровы» были из «церковной парчи». Было бы в корне неверно утверждать, что инквизиция – это порождение чьего-то больного воображения. «Мировая рука» возникла в результате взаимодействия реальных сил и условий, и руководили ею, как правило, экономические интересы – и свои собственные, церковные, и интересы светской власти.

Инквизиция  чаще всего играла не демоническую, а громадную политическую роль во всех странах своего существования.

Инквизиторы практиковали тайное следствие, в ходе которого использовали доносы и лжесвидетельства, а также применяли пытки и многочасовые допросы. При осуждении еретиков всё их имущество конфисковалось, а инквизиция затем часто принималась за родственников и потомков осуждённых до третьего поколения включительно.

Осуждённого могли подвергнуть порке, штрафу, публичному покаянию в грехах, тюремному заключению, а также сожжению на костре. Очень часто несчастные и измученные люди оговаривали себя, своих родных и знакомых в состоянии, близком к помешательству, ибо в момент оговора хотели одного – избавления от мучений.

Инквизиция была сильнейшим орудием воздействия  на человека и общество, ибо возбуждала в отдельной личности страх и  стремление любым путём спасти свою жизнь. Инквизиция играла на самых низменных  чувствах и качествах людей –  зависти, подлости, жадности. Она толкала человека на предательство и оговор, которые не только не порицались, но всячески приветствовались. Как сказал однажды папа римский Григорий IX, «в конечном итоге родители будут вынуждены предавать своих детей, дети – родителей, мужья – своих жён, а жёны – мужей».

Однако уже в  это время – практически сразу  с момента возникновения инквизиции – Церковь сталкивается с сопротивлением местного населения. Так, в 1233 году был  убит первый инквизитор Германии Конрад Марбургский, который жестоко расправлялся с катарами и вальденсами на Рейне и в Средней Германии и со штедингами в Ольденбурге[. В результате деятельность инквизиторских трибуналов в Германских землях была практически прекращена.

Поскольку жалобы на действия трибуналов шли непрерывно, то в XIV веке решениями пап Климента V и Иоанна XXII инквизиторам было предписано согласовывать судебную процедуру (особенно в части применения пыток) и приговоры с местными епископами.

Постепенно инквизиция стала терять своё значение – если ранее и помыслить было невозможно об отзыве судьи и отмене приговора  священного трибунала, то в 1485 году в  Лионе председатель суда был просто арестован властями города.

В XV веке инквизиция в некоторых странах – таких  как Франция и Польша – оказывается  под контролем государства. Именно в это время «Мировая рука»  начинает использоваться монархами (и  самой Церковью) в корыстных целях (вспомним хотя бы разгром тамплиеров, Яна Гуса и Жанну д'Арк, о чём речь пойдёт далее), а затем трибуналы передают свои функции светским судам.

Однако инквизиции не суждено было умереть так просто – в конце XV века она возрождается в Испании.

Испанская инквизиция – совершенно особое явление, потому что она уже не столько церковная, сколько монархическая организация и поставлена на отстаивание интересов не только Церкви, но и монархии.

В Испании инквизиция преследовала не только и не столько  «обычных» еретиков, сколько марранов (крещёных евреев) и морисков (новообращённых мавров-мусульман). Во времена завоевания Америки испанская инквизиция перенесла «свою деятельность» за океан.

Во времена Возрождения  «Мировая рука» взялась и за деятелей культуры, осудив многих из них.

С XV века в разы возрастает борьба инквизиторов с ведьмами. Особенно активно охота на них проходила  в Германии, однако уже в первой половине следующего столетия она сходит на нет благодаря победе Реформации. «Процессы над ведьмами» стали  средством расправы с еретиками, политическими врагами, а также использовались для сведения личных счётов и захвата имущества.

В XVI веке инквизиция возникает в Португалии и её индийских  колониях в связи с преследованиями  «новых христиан» – перешедших в  католицизм иудеев.

Именно в это  время папская власть централизует систему инквизиционных трибуналов и учреждает (в 1542 году) Священную  канцелярию, или Священную конгрегацию  вселенской инквизиции, которая возглавляется  самим папой. В состав канцелярии входят кардиналы-инквизиторы (сначала пять, потом их число увеличили до десяти).

«Вторая волна» инквизиции теряет свою силу с XVIII века, когда права  «Мировой руки» значительно урезаются  светской властью.

Французская революция 1789 года положила конец бесчинствам  инквизиции во Франции, а Наполеон отменил «Мировую руку» во всех завоёванных им странах. После поражения Наполеона инквизиция во многих из них, например в Испании, была восстановлена, но вскоре окончательно упразднена. В Испанской Америке инквизиция была отменена в ходе войны за независимость (1810 – 1826).

Дольше всего  сохранялась папская инквизиция, учреждённая в 1542 году. После ликвидации светской власти пап в 1870 году, когда  Папское государство было присоединено к Италии, папская инквизиция стала  действовать исключительно путём отлучений от Церкви, проклятий и включения опасных с точки зрения католичества книг в список запрещённых изданий. Под названием «Конгрегация Священной канцелярии» инквизиция просуществовала до 7 декабря 1965 года, когда была преобразована в Конгрегацию вероучений, или Конгрегацию доктрины веры.

Со временем католическая церковь пересмотрела своё отношение  к исторической роли инквизиции. Это  сделал папа Иоанн Павел II (1978 – 2005), по инициативе которого в 1992 году был  реабилитирован Галилей, в 1993-м – Коперник, в 1998 году открыты архивы Священной канцелярии, а в марте 2000 года он от имени западнохристианской церкви принёс покаяние за преступления времён Крестовых походов и инквизиции и за «действия, продиктованные нетерпимостью и жестокостью в служении вере».


Информация о работе История инквизиции