История ислама в Осетии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:00, реферат

Краткое описание

Осетины-прямые потомки скифо-сарматского племени алан - выходцы из Среднего Востока и принадлежат к иранской группе индоевропейских народов. Осетинский (аланский) язык относится к восточно-иранской группе языков, в которую входят таджикский, фарсикабул (дари), афганский (пушту), белуджийский, талышский, ягнобский и памирские языки. Самоназвание осетин-"ирон" практически сходно со словом "иран"- наименование огромной территории на Среднем Востоке. Название самого крупного социального слоя осетин- "фарсаг", также сходно с самоназванием иранцев - "фарси".

Вложенные файлы: 1 файл

История Ислама в Осетии.docx

— 33.46 Кб (Скачать файл)

История Ислама в Осетии 
 
Осетины-прямые потомки скифо-сарматского племени алан - выходцы из Среднего Востока и принадлежат к иранской группе индоевропейских народов. Осетинский (аланский) язык относится к восточно-иранской группе языков, в которую входят таджикский, фарсикабул (дари), афганский (пушту), белуджийский, талышский, ягнобский и памирские языки. Самоназвание осетин-"ирон" практически сходно со словом "иран"- наименование огромной территории на Среднем Востоке. Название самого крупного социального слоя осетин- "фарсаг", также сходно с самоназванием иранцев - "фарси".  
С исламом аланы начали знакомиться рано, еще с 8 века, когда Арабский халифат вел продолжительную войну на Северном Кавказе. Особого распространения тогда Ислам среди алан не получил.  
В 1278г. монголо-татары вместе с союзными им русскими дружинами разрушают аланский город Верхний Джулат (территория нынешнего сел.Эльхотово и ст.Змейская (РСО-Алания)), в том числе и церковный собор, располагавшийся там. Еще раньше в 1239 г., ими был разрушен аланский город Магас. Впоследствии, в 1312-1344гг., подавляющая часть равнинных алан принимает Ислам. Примечательно, что большей частью это совершалось добровольно. "Археологическими исследованиями на территории Северной Осетии, проводившейся в 1953-1962 г.г. на месте аланского города Верхний Джулат (Татартуп) было обнаружено несколько мечетей и мусульманское кладбище" (О.В.Милорадович. "Средневековые памятники осетин". стр.66-68).  
 
Ислам в Дигории 
До присоединения Дигории к России в 1771г. абсолютное большинство дигорцев исповедовало Ислам, о чем свидетельствует мусульманское кладбище в ауле Дзинага. Еще в 1750г. представители дигорских фамилий Абисаловых, Битуевых и Мистуловых принимают христианство по примеру малокабардинских князей (Гиляксанов, Атажукин и др.) исповедовавших христианство. Но уже в 1830-40гг. большинство дигорцев вновь принимают Ислам. В аулах Махческ, Стур-Дигора, Ахсау, Фаснал появились многочисленные мусульманские общины.  
Первыми из дигорцев Ислам приняли донифарсцы в 16 веке. Принятие Ислама не сделало дигорцев слабыми из-за зависимости от Кабарды. К примеру, когда в 18 веке кабардинский князь Арсланбек Кайтукин (мусульманин) напал на мусульманский аул Донифарс, те дали ему отпор, а возглавлявший донифарсцев Есе Кануков чуть не убил самого князя. Но следует заметить, что в основном отношения осетин и кабардинцев были братскими и союзными. Так, напрмер, в 1752г. кабардинский князь К.Кайсынов уступил землю и помог С.Туганову переселиться на равнину и основать аул Дур-Дур. Б.А.Калоев в своей книге "Осетины" (стр.2) пишет: "По свидетельству Штедера, во 2-ой половине 18 века все фамилии дигорских баделят (феодалов) уже прочно придерживались Ислама". То есть Тугановы, Абисаловы, Каражаевы, Битуевы, Кануковы, Кабановы, Карабугаевы и др.  
В 1859г. архимандрит Иосиф (Чипиловский)- составитель русско-осетинского словаря, писал: "Дигорские алдары открыто проповедовали между осетинами Ислам. Они приглашали имамов из Кабарды и Дагестана". ("Осетины", стр.291). А в 1866 г. священник Аладжиков писал:"Христианство в Дигории потеряло доверие и повсюду вытеснялось Исламом, что требует немедленного вмешательства со стороны гражданского и военного управлений". (ук.соч.стр.291). И как будто откликом на это звучит заявление начальника осетинского горного управления от 6.11.1869г.: "Нам было дано право выслать из края с семьями тех, которые были замечены кроме вероотступничества еще и в совращении других в мусульманство".  
Царская администрация пыталась оградить мусульман-осетин от остальной части населения. Делалось это административно-военными методами. Так, в 1952г. комиссия во главе с князем М.С. Воронцовым насильно выселила дигорцев мусульман из аулов Стур-Дигора, Ахсау, Махческ, Галиат, Фаснал, Дур-Дур и поселила в неудобном месте, где они в том же году основали с.Магаметановкое (Чикола).  
В 60-ех годах минувшего столетия экспедиция СО НИИ взяла интерьвю у 100-летнего Паги Дзагоева из с.Махческ и 76-летнего Пацу Чегоева из с.Куссу. Они рассказали, что, не имея своих мечетей, махчесцы, куссовцы и стурдигорцы ходили по пятницам в Донифарскую мечеть, а на праздники вызывали имамов из Чиколы.  
Мечети были в с.Кумбулта, Дур-Дур, Лезгор, Кора-Урсдон, Новый Урух, Лескен, Донифарс, Дзагебпарз,Шекер, в Чиколе же было 4 мечети.  
В 19 веке в Осетии появились свои образованные муллы. Так, например, мулла с.Чикола Елмурза Марзоев был осетином-дигорцем (1890г.р.), он учился в адыгском ауле Атажукай. Еще раньше, в 1866г., мулла с.Вольно-Магометановское (Чикола) Елбасдуко Марзоев (тоже осетин) возглавил сельскую комиссию по переписи.  
В 1859г., когда началось массовое переселение горцев Северного Кавказа в Турцию, уехали туда и семьи Тугановых и Абисаловых. В сентябре 1859г. часть жителей Вольно-Магометановское покинули Дигорию и переселились в Турцию. В 1860г. уехало еще 350 семей, с ними уехали А.Цаликов и Д.Кануков. Только в 1859-60гг. из Осетии в Турцию переселились 3 тыс. человек. В период с 1861 по 1865гг. Родину покинули еще около 200 семей. Итого из Осетии в Турцию переселились более 5 тыс. мусульман.  
До октябрьской революции Ислам в Дигории был господствующей религией. В горной Дигории, в с.Донифарс и близлежащих селах было несколько больших и малых мечетей. В равнинной Дигории самые большие мечети были в Чиколе.  
 
Ислам в остальной Осетии 
Еще в 16 веке Ислам проник в Тагаурское общество. В 17 веке все одиннадцать тагиатские - "уазданские" (феодальные) фамилии принимают Ислам. (Б.А.Калоев. Осетины. стр.292). Это фамилии:Кундуховы, Шанаевы, Мамсуровы, Джатиевы, Есеновы, Дударовы, Тулатовы, Кануковы,Тхостовы, Алдатовы, Тугановы. Вскоре Ислам начали принимать и простой люд. Вот что пишет по этому поводу "История СОАССР,1987г.":"Если в 17 веке только началась такая тенденция, то в 1-ой половине18 века в Северной Осетии уже существовал ряд населенных пунктов (аул Кобан, и др.) жители которых были приверженцами Ислама"(стр165-166) Еще Б.А.Калоев приводит цитату: "Осетинские старшины все обратились в мусульманство, не имея, однако, имама, отправляя только положенные по обряду молитвы и воздерживаясь от употребления свиного мяса и спиртного, а простой народ, кроме алагирцев, начинает следовать примеру старших своих" (ук. соч.стр.290, цитата по источнику из ЦГВИА).  
В 1785 году Ахмед Дударов, тагаурский уаздан-алдар, владелец с.Чми, способствовал принятию чминцами Ислама, активно распространял Ислам по всей территории и построил в ауле Саниба каменную мечеть (История СО АССР.стр.175)  
В 1825-30гг.повстанческим движением в Тагаурии и Куртатии руководили Беслан Шанаев, Хазби Тулатов, Дзанхот Мамсуров, Кургок Карсанов и др. В 1830г. подразделения царского генерала Абхазова сожгли с. Чми, Кани, Ламардон и другие аулы. Переселенцы из Чми основали с.Карджин, переселенцы из Кани основали Брут. Также тагаурские переселенцы участвовали в основании с.Елхот (Эльхотово), Зилга, Скут-кох и др. В 1840 г., сообщает Калоев, в горной Тагаурии было 3 мечети: одна в Санибе, одна в Чми и еще одна либо в Кобане либо в Кани.  
В 1867 году множество куртатинцев мусульман выселилось на равнину. Им выделили землю недалеко от Ардона, близ поляны Даргардуз, на краю ложбины, по которой оказалось возможным пустить воду из Ардона.  
После выселения осетин мусульман в Турцию, царизм всячески пытался искоренить Ислам в Осетии: "Села же (осетин) с преобладанием мусульманского населения, чаще всего не имели мечетей, что объясняется общей политикой царизма, напрвленной на ограничение этой религии среди осетин". "Однако феодальные фамилии дигорцев и тагаурцев обычно имели свои небольшие мечети, подобно адыгским княжеским фамилиям и дагестанским феодалам" (Б.А.Калоев. Осетины.стр.289-290,292)  
В Алагирском обществе в начале 19 века также появились мусульманские общины, правда, никогда не было мечетей. Например, в с.с.В.Мизур и Быз жили алагирцы-мусульмане Бутаевы. В самом Алагире (Салугардане) среди Цомаевых были мусульмане,- в 1852г. Б.Цомаева вместе с семьей царская администрация выселила из Алагира в Чиколу. В Садоне жили алагирцы-мусульмане Бесоловы,- в 1852 году М.Бесолова с семьей также выселили из Садона в Чиколу. Даже в Туальском обществе (между Северной и Южной Осетиями) был аул, где жили осетины-мусульмане. Это известный аул Зебат в Нарской котловине, который описывал К.Л.Хетагуров в рассказе "Охота за турами". Аул располагался а стыке Куртатинского, Туальского и Тагаурского общества и состоял из 13 дворов.  
Итак, в 19 веке Ислам распространился по всей Осетии, хотя, безусловно "очагами" Ислама были Дигория и Тагаурия. В 1892 г. выходцы из Санибы основали близ Гизельдона село Новая Саниба, где уже к 1917 г. была мечеть и мусульманская школа. В 1852 г. комиссия во главе с князьями Воронцовым и Эристовым выселила осетин мусульман из с.Алагир (Салугардан), Садон, Ахсау, Фаснал, Дур-Дур, Стур-Дигора и поселила их близ р.Урух (Ираф), а в 1859 г. способствовала уезду части их в Турцию. В 1856 г. князь Воронцов официально объявил равнинные села Осетии:Хазнидон, Вольно-Магаметановское (Чикола), Дур-Дур, Кора-Урсдон, Синдзикау, Карца, Заманкул, Тулатово (Беслан), Зилга, Шанаево (Брут), Карджин и Елхот (Эльхотово), отведенными для осетин-мусульман. Основанный в 1839 г.преимущественно осетинами-христианами село Скут-Кох (Раздзог) к 1856 г. стал мусульманским, т.к. все жители его приняли Ислам. В 1867г. между Алагиром и Кадгароном было основано новое село Ногкау (Пысылмонхъау), где поселились мусульмане. Выходцем из Ногкау был и известный осетинский поэт Ахмет Цаликов.  
В 1911г. переселенцы-мусульмане основали с.Майрамадаг и так, как переселенцы были в основном из с.Зилга и Тулатово (Беслан), можно вполне назвать это село мусульманским. Первыми основателями Майрамадага были: Дзантемир Томаев, Ахмед Гумецев, Татаркан Газдаев, Шамиль Хосроев, Ильяс Фидаров, Мусса Кцоев, Ахмад Хадиков, Идрис Тхостов, Ислам Хадарцев, Газа Мисиков, Хаматкан Цомаев, Елкан Бекузаров. Переселенцев из Беслана было всего 34 семьи из Зильги - 4, из Гизели - 16, из Хумалага - 24 семьи. В с.Комсомольское (бывшее Воронцово-Дашково) тоже поселили мусульман из Заманкула. Ими были: Карас Токаев, Асланбек Хуцистов, Аслангирей Дзиов, Сосланбек Таутиев. Переселили в Комсомольское и эльхотовцев Габаца Салбиева, Дзардана Купеева и др. В 1920г. было основано с.Новый Батакаюрт, основателями которого были: Мусса Ходов, Идрис Дзугутов, Магомет Дзуцев, Садулла, Батырбек и Хадзбатр Караевы, Науруз и Бекмурза Кубаловы, Хадзмет Браев, Дзиу и Садулла Хумаровы, АбуБекир и Ислам Кадиевы, Идрис и Исламбек Беркаевы, Альмахет Арчинов, Ахмат Дамзов.  
 
Материал взят с сайта al-azan.ru 
 
=============================================================== 
 
Историю не перечеркнешь... 
 
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!  
Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!  
Дорогие братья и сестры, хвала Господу миров за то, что Он создал нас мусульманами и объединил нас общей религией.  
У нас в республике во все эпохи и времена к Исламу отношение было враждебное, отрицательное. Даже сейчас, когда наше государство во всеуслышание объявлено демократическим, его недруги плюс еще политики всех рангов пытаются убедить людей в том, что осетины и Ислам - это понятия несовместимые.  
Для того, чтобы доказать обратное необходимо хорошо знать историю Иристона, где по воле Аллаха мы рождены.  
Итак, уже из старого советского учебника "Истории СОАССР", 1959г. на стр.141 мы узнаем, что в 1769 г. мятежные осетины во главе с Бахтангиреем Есиевым разрушили подворье "духовной комиссии" у выхода из Куртатинского ущелья за то, что те хотели крестить их насильно, административно. А в период деятельности шейха Мансура в 1785-1791гг. Ахмед Дударов "распространял мусульманство среди тагаурцев... и даже построил в ауле Саниба мечеть". А вот что пишет о А.Дударове осетинский историк Б.П.Березов... "русское военное командование больше всех в Тагаурии интересовал Ахмед Дударов - самый влиятельный человек не только в Восточной Осетии, но и в Ингушетии". ("Переселение осетин с гор на плоскость", стр.75).  
В середине 19 века в Осетии было не спокойно, как и на всем Кавказе, в то время: "В Восточной части Осетии (Тагаурии) жестокая политика царской власти также вызвала народное недовольство: распространялись слухи о том, что власти собираются устанавливать для горцев насильственную военную службу, ссылать в Сибирь, что мусульманским женщинам запрещено будет носить традиционный костюм и т.п." ("История СОАССР", стр.165).  
В связи со всеми этими обстоятельствами в 1830-1831годах проходили боевые действия в аулах: Чми, Ларс, Саниба, Кани, Даргавс, Кобан, Ламардон, Барзыкау и др. После "усмирения дерзких осетин" - многие семьи были сосланы в Сибирь: Беслан Шанаев, Юнус Шанаев - старшина села Кани, Хазмурза Тулатов; Знаур, Асламбек, Батако Мамсуровы; Бата Кануков и др. А народный герой осетин - Хазби Аликов был убит (Р.С.Бзаров, "Рассказы по истории Северной Осетии", стр.41).  
Поразительно, но дальше в книге "История СОАССР" на стр.173 сказано: "...во время Кавказской войны многие из ранее обращенных в христианство осетин стали возвращаться в мусульманство".  
Итак, раньше религией осетин был Ислам, а не христианство. Были стычки у наших предков с гяурами - казаками уже в 20 веке. "Еще более зверскую расправу казачий отряд полковника Ляхова учинил над осетинами села Магаметановское. После артеллирийского обстрела в этом селении осталось до 40-50 человек раненными и убитыми. Орудийному обстрелу подверглись также Ардон, Ногкау..." (стр.290, "События 1905г.").  
Мое внимание привлекла книга "Сказание о Северной Осетии" В.С.Толстого от 1848г. (издание 1907г.). Вот, что он пишет: "...осетинским приставом был назначен тагаурец Казимагомед Дударов, скрытый истый мюрид... Этот самый Дударов был посредником между Шамилем и Кабардой и привел в 1846г. имама в этот край... Дударов, будучи приставом, не терял времени. В своей деревне Карджин выстроил мечеть и завел школу (т.е. медресе) для обучения мусульман... В начале 1848г. экзарх Исидор пишет князю Воронцову, что с 1845г. по 1848г. только во Владикавказском районе уже 1393 осетина перешли из православия в Ислам, а в Ардонском районе принявших Ислам - более 700 человек... Исидор требовал непременного возвращения "христоотступников" в лоно православной церкви". (В.Толстой, "Сказания о Северной Осетии", стр.39-40).  
Также он пишет, что в горном ауле В.Какадур встретил очень почитаемого 90-летнего мусульманина Цопана Джантиева, который предлагал ему послушать историю света от сотворения мира". Однако В.Толстой - будучи православным миссионером, отказался и сказал: "Лучше поясните, как в таких годах можно обходиться без всякой религии, ибо вы не знаете языков, на котором пояснено учение Магомета". Цопан с негодованием отвечал, что у него в доме есть Аль-Къуран, и вынес печатную книгу... на татарском языке (см.Указ соч.стр.82-83).  
В.Толстой неправдиво и предвзято пишет об Исламе: "...воздвигли мечеть, учредили школу, где осетинские дети образовываются и приготовляются к духовному сану и к проповеди злодейского иступленного Щариата" (стр.84).  
Как лицемерны его слова, ведь известно, что где действует Шариат, там практически нет: прелюбодеяний, убийств, воровства, пьянства, азартных игр и т.д., а если он считал наказание за эти поступки "злодеянием", то он просто несведущий клеветник, ибо практически такие же наказания предусмотрены Библией (см.Таурат; Левит 20 гл.): "Если мужчина нарушит супружескую верность с женой другого, то изменника и изменницу нужно предать смерти...". В конце книги В.Толстого есть его письмо князю Воронцову - наместнику царя на Кавказе. Вот что он пишет: "Брак христианки с мусульманином должен непременно быть вовсе воспрещен. После года от рождения, если дети не окрещены, штраф с родителей в пользу церкви 5 рублей серебром... При браках у осетин наблюдается обычай мусульманский... В Дигории, владетели которой все мусульмане, я говорил, что простой народ с тех пор, как стал переходить в Ислам, сделался непокорный им баделятам (т.е. осетинским дворянам), последуя учению равенства всех людей..."(стр.112-114).  
Также мне попались известные книги "Под российскими знаменами" Г.Т.Дзагуровой, где ясно сказано, что кроме Муссы Кундухова еще 9 осетин - мусульман были генералами ( по послужным спискам). Это:  
Магамед Дударов - 1823г.рождения, из осетинского племени, вероисповедание мусульманское. Жена - Сахарят Кундухова. Дети: Кургоко, Темирболат, Мурад, Ханби, Фатимат.  
Казбулат Есиев - 1865г.рождения, с.Суадаг, отец - Асламурза Есиев - майор, мусульманин. Убит в бою.  
Адильгерей Джантиев - 1873г. рождения, из дварян, мусульманин. Жена - Саида-Султан-ханым Ширинская, имеет детей: Диляру (дочь) и Дивлет-гирея (сына).  
Эльмурза Кусов - 1839г. рождения, с.Заманкул, мусульманин.  
Инал Кусов - 1847г. рождения, с.Заманкул, мусульманин.  
Эльмурза Мистулов - 1869г. Моздокский отдел Терской обл. Отец: командир первой сотни Горско-моздокского полка - Асламбек Мистулов, мусульманин.  
Заурбек Тургиев - 1859г. Моздокский отдел Терской области, мусульманин.  
Афака Фидаров - 1859г., с.Зильги Терской обл., мусульманин. Работал в Средней Азии и Персии. Из книги о нем: "Весной 1918г. между осетинами и ингушами произошел инцидент и Гаппо Баев, мер города Владикавказ, обратился с просьбой к Афако силой своего авторитета предотвратить конфликт. Вот что он пишет в ответе Г.Баеву: "Гаппо! Я уже обратился в прошлую пятницу к кантышевцам двумя письмами - одно на русском языке к старшине, другое на арабском к мулле, прося обоих передать мою просьбу о прекращении кровавых выступлений против ольгинцев:от муллы получил ответ на арабском языке, и он уверяет, что селение не причем... От души шлю вам привет и пускай даст Всевышний успех в желании примирить стороны! Прошу передать ольгинцам, только не вашему племяннику Тибилову и другим подстрекателям, мое сердечное пожелание сделать примирение и жить добрососедски с ингушами..." (Письмо А.Фидарова 22.05.1918г., с.Зильги).  
Данилбек Цаликов - 1838г. рождения, аул. Даллагкау, Терской обл., мусульманин - дворянин. В своем завещании он написал: "500 рублей с тем, чтобы... была устроена вокруг мусульманского кладбища в с.Ногкау ограда, после чего... на нужды мечети этого селения..." (стр.95).  
В введении этой книги написано: "Ахмет Цаликов из с.Пысылмон хъау в те годы проживал в Питербурге и был председателем российского мусульманского комитета".  
Да, действительно, наши предки любили свою родину и свою религию, а что мы видим сейчас. В селах Ногкау, Брут, Дур-Дур, Н.Саниба, Хазнидон, Раздог и др. нет мечетей. В Эльхотово и Заманкуле мечети полуразрушенные, в Беслане мечеть закрыта, в Карджине совершили провокацию, в результате чего местные стали настороженно относиться к мечети, а после варварства в начале сентября в Беслане недруги Ислама в Осетии, да и вообще в России, еще больше ополчились на мусульманские храмы.  
Я каждый день молю Аллаха простить мой заблудший осетинский народ, так как мне больно смотреть на стариков (мусульман), пьющих араку и верящих в Уастырджи и Уацилла. Сколько же можно идти на пути безверия? Но с другой стороны, хвала Милосердному и Любящему Аллаху за все мечети, что уже есть и за всех людей, которые приходят сюда.  
Мечеть - это место поклонения и приобретения исламского знания, чего нам сейчас не хватает. Но если будет желание, то и знание придет. Кстати, недавно я узнал, что в августе 2004г. мусульмане дур-дурцы решили построить мечеть, но у них нет средств.  
Я думаю, пока народ основательно не возьмется за религию, будут звучать такие заявления: "В Осетии мусульманская религия не имела большого влияния" (Б.Калоев).  
Это неправда, достаточно прочитать вот эту цитату из дореволюционной газеты: "Какой-то мулла ходит в год два-три раза по горным аулам православной Осетии. Пользуясь большой популярностью, все ответы он черпает из Корана" (А.Цаллагов, Алагир, газета "Казбек", 1905г., №2255). И я даже знаю имя этого муллы (из книги "Список репрессированных по Северной Осетии) - это Али Умарбекович Кубатиев, 1857г.рождения, уроженец горного Алагирского аула Холст. Когда ему было 73 года ОГПУ Северного Кавказа дало ему 5 лет условно.  
В книге "Периодическая печать Кавказа об осетинах" помещена статья В.Цаголова "Эпизод бунта в Осетии в 1804г." и вот цитата из него: "в ауле Чми отец сказал сыну: "прощай Муса, я иду воевать с гяурами. На чьей стороне будет перевес, знает лишь только Аллах".  
Многие незнающие недруги Ислама кричат о том, что Ислам - это религия насажденная Кабардой, а осетины даже своих мулл не имели и т.п. А вот и нет. Доказательство: "местный мулла перевел смысл Корана на дигорский язык" (газета "Терские ведомости", 1912г. №121, село Магаметановское).  
Что интересно, так то, что даже Коста Хетагуров интересовался отношением христиан и мусульман - осетин и в 1901 году писал: "сыну Иосифа Дзусова (единственного православного в с.Зильги) зильгинцы сделали обрезание" и наконец прежний митрополит Владикавказский и Ставропольский Гедеон в газете Социалистическая Осетия, за №137 от 10.07.1991г. ясно сказал: "В период 15-19 веков народ Осетии в своем большинстве уклонился в мусульманство".  
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!  
 
Материал взят с сайта al-azan.ru


Информация о работе История ислама в Осетии