Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 12:27, доклад
история огузов и кимаков
СРСП№6
Тема: Огузы, кимаки.
Краткие сведения: Государство Огузов (IX – начало XI вв.) Длительная борьба с племенами печенегов способствовала консолидации огузского союза племён в IX – X веках. Огузы делились на бузуков и учуков и в каждую из этих групп входило 12 племён. В конце IX - начале XI вв. огузы занимали территорию от Сырдарьи до низовьев Волги. В Х веке столицей Огузов стал город Янгикент. Глава Огузов носил титул джабгу.
Огузское государство. К северо- западу от Карлукского каганатав в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и в примыкавших к ней степях Западного Казахстана в IX-X вв. сложилось раннефеодальное государство огузских племен. В истории формирования огузских племен на территории Средней Азии и Казахстана много неясного. Очевидно, исходным ареалом расселения огузов были юго-восточные области Средней Азии, а начало становления раннеогузской группировки связано с Западным Жетису. В преданиях отмечено, что ставка одного из первых предков огузов находилась у озера Иссык-Куль. Должно быть, здесь отразилось воспоминание о семиречинских (протоогузских) родоплеменных делениях, вошедших в состав сформировавшегося позднее огузского союза племен. В исторических сказаниях о завоевании легендарным Огуз-ханом земель от Таласа до Едиля говорится, что в его войске имелось несколько тысяч семейств, именовавшихся “октугра-огуз”. В этом названии обращает на себя внимание термин “ок”, который означал “стрела”, “ род”, ” племя”. Характерно, что в более позднее время знак в виде стрелы служил эмблемой учуков - одной из фратрий, которая относилась к левому крылу огузского войска.
В состав формировавшегося огузского этноса вошли также тюркоязычные компоненты жетисусского происхождения. Прежде всего это были группы карлуков, ушедшие вместе с огузами на среднее течение Сырдарьи, а также халаджи и др. западнотюркские племена, в их числе подразделения джагра (шагра) и чаруков, обитавших в VIII в. в долине Шу и Таласа.
В формировании огузов приняли участие и отдельные группы восточнотюркских племен. Немаловажную роль при этом сыграли подразделения имако-кимакских и других племен - баяндуры, имуры и кан, основная масса которых обитала в междуречье Оби и Ертиса. Формирование огузской этнической общности, таким образом, было сложным и длительным процессом. В состав огузов вошел как древний (в основном тюркизированный) этнический компонент долины Сырдарьи и арало-каспийских степей, так и полукочевые и кочевые ру и племена Жетису и Сибири. Первоначально ядро огузской группировки формировалось в Жетису, однако в процессе своего движения на запад оно значительно пополнилось за счет кочевого и полуоседлого населения территории Южного и Западного Казахстана.
Огузы
делились на ряд племен с
множеством родовых
На терртиории Казахстана племена огузов занимали обширную территорию по Иргизу, Жайыку, Жему, Ойылу, по правому берегу озера Аралсор, на востоке отдельные группы огузов достигали южного берега озера Балхаш. Часть их населяла Приаралье, долину Сырдарьи, Шу, предгорья Каратау. Наиболее компактно они проживали в Приаралье, Северном Прикаспии, в нижнем течении Сырдарьи.
В IX в. после длительной борьбы огузские вожди устанавливают политическую гегемонию в степях Приаралья. Позже у границ Мавераннахра, в союзе с карлуками и кимаками они разгромили печенегов (баджна), нукарда и баджагардов, обитавших в долине Сырдарьи и Приаралья. В конце IX в. огузы в союзе с хазарами нанесли жестокое поражение печенегам и овладели также междуречьем Жайыка и Едиля.
Эти политические
события способствовали
Главой государства у огузов IX-XI вв. был верховный правитель, носивший титул “джабгу” (ябгу). У джабгу были соправители, а также советники, носившие титул “коль-эркин”. Власть джабгу передавалась по наследству, хотя формально он считался “избранным” на царство. Выборы правителей производились на советах, представлявших собой трансформированные остатки народных собраний прошлого. Однако народные собрания у огузов проводились весьма редко, и главную роль в повседневной жизни играл совет знати (канкаш).
Джабгу имели своих наследников, носивших титул “инал”, для их воспитания в юные годы назначались специальные опекуны (атабеки). Жены огузских джабгу, как и других тюркских властителей, носили титул “хатун” и играли значительную роль в придворной жизни. Важное место занимал при дворе предводитель огузского войска (сюбаши), опиравшийся на военный совет. Огузское государство по своей политической и социальной природе было раннефеодальным. В нем сохранились институты власти, выросшие из недр военно-демократического строя, а власть джабгу ограничивалась советом крупной военно-племенной аристократии.
Государство огузов играло важную роль в политической и военной истории Евразии. В 965 году между огузским джабгу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, направленный против хазар. Благодаря ему был разгромлен Хазарский каганат. А в 915 году огузский джабгу вместе с русскими князьями нанес поражение Волжской Булгарии. На рубеже X-XI вв. огузское государство стало приходить в упадок. Учащаются восстания огузских племен, недовольных хищническим сбором налогов. Недовольство фискальной политикой джабгу было использовано вождями сельджуков, расселившимися близ Дженда еще в середине X в.
В дальнейшем государство огузов пало под ударами кыпчакских племен. Значительные группы огузов под напором кыпчаков ушли в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая их часть перешла под власть Караханидов Мавераннахра и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпчаками в середине XI в. огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака.
Кимакский каганат (IX – начало XI вв.)
Краткие сведения: Яньмо или кимак в начале VII века жили в северо-западной Монголии. Во второй половине VIII – начале IX вв .кимаки передвигаются на территорию Казахстана. В Х веке рубежи кимакского государства стабилизировались, кимаки укрепились на территории от среднего Иртыша до Джунгарии Самым сильным и крупным племенем были кыпчаки. Во главе кимаков стоял каган.
Объединение кимаков (IX- начало XI вв.). Об этом объединении племен в различных источниках содержатся отличающиеся друг от друга сведения. Казахстанские авторы в последнее время значительное внимание уделяют данным китайских источников, связанных с событиями VII в. в западно тюркской среде. В них они называются как племена яньмо, йемек (имек). Яньмо - одно из телесских племен - в начале VII в. обитало в северо-западной Монголии, а к середине VII в. имеки (кимеки) откочевали в районы севернее Алтайских гор и в побережье Ертиса.
В VIII-нач. IX в. кимеки продолжают продвижение в трех направлениях: на северо-запад, к Южному Уралу (в основном кыпчаки), на юго-запад к бассейну Сырдарьи и Южному Казахстану и на юг, в пределы северо-восточного Жетису. Приблизительно в 766-840 гг. кимеки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины, дойдя до северных пределова по Жонгарскому хребту.
После распада в 840 г. уйгурского каганата в Центральной Монголии часть входивших в него племен (эймур, баяндур, татар) присоединились к кимекскому объединению. В эти же годы складывается объединение кимаков в составе семи племен: эймур, имек, кыпчак, татар, баяндур, ланиказ и аджлар. Глава кимекских племен стал носить традиционный титул предыдущих тюркоязычных объединений - байгу (ябгу).
Значительная часть исследователей склонны к выводу о том, что кимеки представляли собой полиэтническое образование, вобравшее в себя помимо тюркоязычных племен и тюркизированные группировки татар, объединение которых (токуз-татар) в предшествующее время было связано тесными политическими и культурными узами с токуз-огузами Центральной Азии. Первое по времени упоминание этнонима “кимек” в письменных источниках относится к событиям VIII века и связано со списком политически и социально значимых тюркских народов по данным арабского географа Ибн Хордадбеха (IX в.). Единственным источником, сохранившим, хотя и в неполном, искаженном, переаботанном виде, легенду о происхождении кимеков, является труд персидского историка IX в. Гардизи. Согласно этой легенде, кимеки происходят от татар, родственниками татар названы также кипчаки, баяндуры.
Первое
упоминание о государстве
Каган кимеков обладал реальной властью: в пределах своего государства из племенной знати назначал правителей. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и племенной знати. Так, уделы 11 правителей кимекского кагана передавались по наследству детям их управителей. В кимекском обществе прослеживается социальная дифференциация, функционировала налоговая система, по тому времени была письменность, основанная на древнетюркском алфавите. У кимеков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам. Распространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков исповедовали манихейство - религию христианского толка. Ряд исследователей полагают, что ислам вначале получил распространение только среди имущих и знатных слоев населения.
Кимекское государство имело отношения с соседними объединениями и землями. В частности, они совершали походы в земли токуз-огузов, Восточный Туркестан, страну енисейских кыргызов. В начале X в. через кимекское государство проходят многочисленные торговые пути, пролегавшие из Булгарии в Поволжье, Саманидов из Средней Азии, от огузов, карлуков, токузогузов и кыргызов. От Великого шелкового пути ответвлялась сеть караванных дорог, ведуших к ставке кимекского кагана Кимекия (Имекия) на Ертисе.
В начале XI в. в итоге центробежных тенденции кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению, усиления в каганате междоусобных распрей, и миграцией кочевых племен Центральной Азии Кимекский каганат приходит к упадку.
Литература:
1.Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. : Степные империи древней Евразии. СПб: 2005. 346 с.
2.“История средневекового Казахстана” - Жолдасбаев С., Бабаев Д. (2003 г.)
3.”История Казахстана” - Кан Г. (2002 г.)