История как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:40, контрольная работа

Краткое описание

История – это наука, которая изучает прошлое человека и человеческого общества во всем многообразии. История как способ самопознания страны, человека существовала с древних времен. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и в какой-то мере предсказать будущее. Все наши сегодняшние проблемы, как правило, имеют корни в более отдаленных временах.
История несет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренчески-воспитывающую функции. Она способствует нравственному развитию человеческой личности, формированию культуры, гражданственности, патриотизма и интернационализма, сохранению, упрочению общечеловеческих ценностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria.docx

— 27.62 Кб (Скачать файл)

1.История как наука

История –  это наука, которая изучает прошлое  человека и человеческого общества во всем многообразии. История как  способ самопознания страны, человека существовала с древних времен. Без  знания прошлого нельзя понять настоящее  и в какой-то мере предсказать  будущее. Все наши сегодняшние проблемы, как правило, имеют корни в  более отдаленных временах.   

История несет  познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренчески-воспитывающую функции. Она способствует нравственному развитию человеческой личности, формированию культуры, гражданственности, патриотизма и интернационализма, сохранению, упрочению общечеловеческих ценностей.

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

 

   Считают, что праславяне выделились из индоевропейской группы народов к 1 тысячелетию до н. э.    Восточные славяне – это предки русских, украинцев и белорусов, которые расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Становление государства(политогенез)у них значительно затянулся, что было связано главным образом с тем, что восточные славяне были значительно удалены от тогдашних центров мировой цивилизации.    Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен.    У восточных славян действовала примитивная форма демократии:   

1) все наиболее важные вопросы должны были решаться на родовых или племенных собраниях (вечах);    

2) большой вес имело при принятии тех или иных решений мнение пожилых сородичей – старейшин.    Территориально союзы племен восточных славян расселились следующим образом:    

1) племена полян, древлян, дреговичей и северян занимали территорию среднего Приднепровья и Полесья;    

2) волыняне и бужане заселили западную оконечность Русской равнины;   

3) радимичи и вятичи проживали на востоке равнины;   

4) уличи и тиверцы поселились на юге;   

5) союз племен кривичей осваивал нечерноземную зону;    

6) ильменские славяне размещались в северо-западных регионах.   

Хозяйство было еще слабо развито. В основе хозяйства  находилось земледелие, которое отличалось примитивным характером, велось без  соблюдения севооборота. Вместе со скотоводством у восточных славян в VII–IX II вв. были развиты промыслы. В особенности были развиты рыболовство и бортничество (собирательство меда диких пчел). Внутренняя торговля в этот период только зарождалась, хотя уже получила развитие внешняя торговля. Так, например, восточные славяне вели активную торговлю с Византией, древними скандинавами (варягами), народами Востока. Продавали они меха, мед, воск, рабов, а покупали оружие, вина, ткани. Самыми знаменитыми были торговые пути, которые назывались «из варяг в греки» (шел из Балтийского моря в Черное по Днепру) и «из варяг в арабы» (из Балтийского море в Каспийское по Волге).

Древние славяне поклонялись  стихиям, верили в родство людей  с различными животными, приносили  жертвы божествам, населяющим всё вокруг. Каждое славянское племя молилось своим  богам. Единых для всего славянского  мира представлений о богах никогда  не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время  не имели единого государства, они  не были едины и в верованиях. Древние славяне были люди ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильней было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово "веды" - созвучно современоому русскому «ведать», «знать». Это мирная религия высококультурного народа, родственная другим религиям ведического корня - Древней Индии и Ирана, Древней Греции.

3. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КИЕВСКАЯ РУСЬ

 

   На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:   

1) общественное разделение труда;   

2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;    

3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.   

Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают  возникновение древнерусского государства  с объединением политических центров  в Новгороде и Киеве под  единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.   

В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:    

1) норманнская теория;   

2) антинорманнская теория.

Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское  государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых  на Руси называли варягами). Ее суть заключается  в следующем: русское государство  было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. При Владимире Святославиче (980-1015)    

Киевская  Русь уже приобрела черты раннефеодальной  монархии.   

Политический  строй древнерусского государства  сочетал в себе как институты  феодальной формации, так и первобытно-общинного строя. Позднее при Ярославе Владимировиче (1019–1054) феодальные черты получили дальнейшее развитие. Во главе государства стоял князь, который правил в Киеве. Он являлся старейшим в роде Рюриковичей, ему должны были подчиняться князья племенных союзов. Это, как правило, были сыновья и племянники великого князя.   

В 1023 г. князь Ярослав Владимирович поделил со своим братом Мстиславом области влияния. Таким образом, к Ярославу отошел запад Руси с Киевом, а Мстиславу – юго-восток Руси с городом Черниговом. В 1030–1031 гг. братья вместе совершили поход против Польши. В 1036 г. после смерти Мстислава Ярослав стал единым правителем Руси. В дальнейшем Ярослав принимает решение разделить подчиненную ему территорию между сыновьями: Святославу достался Чернигов, Изяс-лаву он отдает Новгород, а Всеволоду – Переславль.    

Социально-политический строй древнерусского государства  Ярославу принадлежит редакция законодательного сборника «Русская правда», в котором: 1)были приняты все меры по защите представителей высшего социального  слоя Киевской Руси; штраф, вводимый за убийство боярина, составлял 80 гривен, что было в 2 раза больше, чем за убийство простого общинника; 2)происходила также  дальнейшая дифференциация социальной структуры раннефеодальной монархии.    

При этом появилась  категория экономически зависимых  людей, которых называли закупами. Если закуп в срок не отрабатывал долг, то он мог стать холопом. «Рядовичами» называли тех людей, которые заключали  договор («ряд») о службе феодалу  на каких-либо условиях; 3)дифференциации подвергался и высший слой: зарождается  боярское землевладение. А представители  младшей дружины вошли в бюрократический  аппарат князя, исполняли административные обязанности в мирное время. В  частности, мечниками называли судебных чиновников, мытниками – сборщиков  торговых пошлин. Обособленно стояли тиуны, которые заведовали всем княжеским  хозяйством.   

Князья назначали  посадников, которые являлись их наместниками в городах, воевод и тысяцких.    

Территории, управляемые наместниками киевского  князя, получили название «волость».   

После длительной череды междоусобных войн, когда княжеский  престол передавался по очереди  детям и внукам Ярослава, сравнительное  спокойствие наступило во время  правления Владимира Мономаха (1113–1125). Споры за великое княжение поясняются существовавшим в то время порядком наследования власти, она переходила не от отца к старшему сыну, а по родовому старшинству: правил тот, кто был  старшим в роду Рюриковичей.   

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха был собран княжеский съезд в Любече, где князья разграничили сферу своего политического влияния, что привело позднее к феодальной раздробленности.    

Владимир  Мономах, получив великокняжеский  престол, проводил линию на сглаживание  княжеского сепаратизма и провизантийскую внешнюю политику и активно боролся с печенегами.

5. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

   Датой введения на Руси христианства как государственной религии  считается 988 г., когда крестился великий киевский князь Владимир со своей дружиной. Хотя распространение на Руси христианства началось раньше. В частности, христианство приняла княгиня Ольга. Князь Владимир стремился сменить языческий пантеон монотеистической (единобожие) религией.    

Выбор пал  на христианство, так как:    

1) на Руси было велико влияние Византии;   

2) вера уже получила распространение у славян;   

3) христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство.

Русская церковь  оказывала большое влияние на все сферы жизни славян: политику, экономику, культуру:   

1) церковь стала быстро обретать экономическую независимость. Князь жертвовал ей десятину. Монастыри вели, как правило, обширное хозяйство. Часть продукции они реализовывали на рынке, а часть запасали. Церковь при этом богатела быстрее, чем великие князья, так как ее не затрагивала борьба за власть во время феодальной раздробленности, большого разрушения ее материальных ценностей не было даже в годы монголо-татарского нашествия;   

2) политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере;   

3) христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, так как проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;   

4) важный вклад внесла христианская церковь в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги, братья-монахи Кирилл и Мефо-дий составили славянскую азбуку. Среди населения Руси, прежде всего Киевского княжества, увеличился процент грамотных. Христианство вводило новые нормы поведения, морали для славян, такие как «не укради», «не убий».

5.  Раздробленность Руси

К середине XI в. Древнерусское государство достигло своего расцвета. Но с течением времени единого государства, объединенного властью Киевского князя, уже не стало. На его месте появились десятки вполне самостоятельных государств-княжеств. Распад Киевской Руси начался после смерти в 1054 г. Ярослава Мудрого. Владения князя были разделены между тремя его старшими сыновьями. Вскоре в роду Ярославичей начались конфликты и военные усобицы. В 1097 г. в городе Любече состоялся съезд русских князей. «Пусть каждый держит свою отчину» – таково было решение съезда. На деле это означало закрепление сложившегося порядка разделения Русского государства на владения отдельными землями. Княжеские усобицы, впрочем, съезд не прекратил: напротив, в конце XI – начале XII в. они вспыхнули с новой силой.

Единство государства удалось  на время восстановить княжившему в  Киеве внуку Ярослава Мудрого Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1113–1125). Политику Владимира Мономаха продолжил его сын Мстислав Владимирович (1125–1132). Но после смерти Мстислава период временной централизации закончился. На долгие века страна вступила в эру политической раздробленности. Историки XIX в. называли эту эпоху удельным периодом, а советские – феодальной раздробленностью.

Политическое дробление – закономерный этап в развитии государственности  и феодальных отношений. Его не избежало ни одно раннефеодальное государство  Европы. Повсюду в эту эпоху  власть монарха была слаба, а функции  государства – незначительны. Тенденция  к сплочению и централизации  государств начала проявляться только в XIII–XV вв.

Политическое дробление государства  имело множество объективных  причин. Экономическая причина политической раздробленности заключалась, по мнению историков, в господстве натурального хозяйства. Торговые связи в XI–XII вв. были развиты достаточно слабо и не могли обеспечить экономического единства русских земель. К этому времени некогда могущественная Византийская империя начала приходить в упадок. Византия перестала быть мировым торговым центром, а следовательно, утратил свое значение древний путь «из варяг в греки», который долгие века позволял Киевскому государству осуществлять торговые связи.

Другой причиной политического  распада были пережитки родоплеменных  отношений. Ведь сама Киевская Русь объединила несколько десятков крупных племенных  союзов. Немалую роль сыграли постоянные набеги кочевников на днепровские земли. Спасаясь от набегов, люди уходили жить в малонаселенные земли, расположенные  на северо-востоке Руси. Непрерывная  миграция способствовала расширению территории и ослаблению власти киевского князя. На процесс непрерывного дробления  страны могло повлиять и отсутствие в русском феодальном праве понятия  о майорате. Этот принцип, существовавший во многих государствах Западной Европы, предусматривал, что все земельные  владения того или иного феодала  мог наследовать только старший  из сыновей. На Руси же земельные владения после смерти князя могли делиться между всеми наследниками.

Одним из важнейших факторов, породивших феодальную раздробленность, большинство  современных историков считают развитие крупного частного феодального землевладения. Еще в XI в. идет процесс «оседания дружинников на землю», появления крупных феодальных вотчин – боярских сел. Класс феодалов приобретает экономическое и политическое могущество.

Информация о работе История как наука