1. История как наука
и учебная дисциплина
История – наука, которая
изучает прошлое во всей совокупности
конкретных фактов, пытаясь выявить
причины и следствия происходивших
событий, понять и оценить ход
исторического процесса. Функции
исторической науки: 1. познавательная
(изучение исторического пути обобщением
фактов и событий) 2. практически-рекомендательная
3. воспитательная. Основные части исторической
науки: факты и толкование фактов.
Факты по подлинности делятся
на общепризнанные (абсолютные), предполагаемые
(гипотетические) и ложные (несуществовавшие).
В историческом процессе действуют как
объективные, так и субъективные факторы;
в событиях присутствует элемент случайности.
Проблема альтернативности истории: событие
в данный момент определяется взаимодействием
всех объективных и субъективных факторов.
Принципы изучения истории: историзм мышления
(рассматривать любое историческое явление
в координатах его времени); объективность
(совокупность плюсов и минусов события);
социальный подход (учитывать проявление
социальных и классовых интересов, социальную
психологию, традиции и т.д.); альтернативность
(многовариантность исторического процесса).
Методы изучения истории: историко-генетический
(изучаются исторические явления в процессе
их развития), историко-сравнительный
(сравнение исторических объектов), историко-типологический
и т.д.Вспомогательные и специальные дисциплины
истории: археология, археография (работа
с документальными памятниками), краеведение,
генеалогия, геральдика, нумизматика,
униформоведение, историография (развитие
самой исторической науки), Источниковедение
(теория, методика и техника изучения источников)
и т.д.
Первым учебником русской
истории был "Синопсис" Иннокентия
Гизеля, который вышел в 1674 г. Потом ещё
был монументальный труд Карамзина "История
государства Российского". Ещё у Соловьёва
была умная книжка "История России с
древнейших времён". В середине XIX в.,
согласно лекции, была какая-то "гос.
школа Б.Н. Чичерина", но что она из себя
представляла, конспект умалчивает. На
рубеже XIX-XX вв. бурную деятельность развил
выдающийся историк Василий Осипович
Ключевский. А с 1917 г. началась советская
историография. О её концепции истории
можно, в принципе, догадаться интуитивно.
А сейчас учебники и прочие научные труды
по истории пишут все, кому не лень.
2. Сущность, формы, функции
исторического знания.
В ходе изучения
истории формируется историческое
знание, которое является одной
из важных сторон общественного
сознания. Под историческим знанием
в науке понимается совокупность
представлений общества в целом
и его социальных групп в
отдельности о своем прошлом
и всего человечества. Под сущностью
исторического знания понимается
выявление на основе теоретического
осмысления исторических фактов закономерностей
развития общества.
Каждая национальная
и социальная общность обладает
определенным кругом исторических
представлений о своем происхождении,
важнейших событиях в своей
истории, деятелях прошлого, о
соотношении своей истории с
историей других народов и
всего человеческого общества. Благодаря
этому данная общность людей
осознает себя как народ на
основе знаний своего места
в мировом историческом процессе.
Важнейшие формы
исторического знания:
Знания, основанные
на непосредственном жизненном
опыте, когда человек на протяжении
своей жизни, наблюдает какие-то
события или даже является их участником.
Как правило, эти знания бессистемны, не
связанные с ходом исторического процесса.
Чаще всего они выступают в расплывчатых,
эмоционально окрашенных воспоминаниях,
зачастую неполных, неточных, субъективных.
Следующая форма
(ступень) исторического знания
может формироваться под влиянием
художественной литературы, кино, радио,
телевидения, театра, живописи, знакомства
с историческими памятниками.
На этом уровне историческое
знание также еще не является
систематизированным. Исторические
представления еще отрывочны,
хаотичны, не упорядочены в хронологическом
отношении. Но отличаются яркостью,
большой эмоциональностью, впечатлительностью.
Третий уровень
исторического знания формируется
на уроках истории в школе,
где учащиеся впервые получают
представления о прошлом в
систематизированном виде. К сожалению,
для большинства людей изучение
истории завершается на школьном
уровне. Возможно пополнение знаний
на любительском уровне, однако
такого рода интерес проявляется
не так часто, да и популярных
книг по отечественной истории
немного.
Четвертая форма
- научное знание, которое формируется
на основе всестороннего теоретического
осмысления прошлого, выявления
тенденций исторического развития,
обобщения исторического опыта,
выявления исторических закономерностей.
Оно проявляется в более-менее
четком представлении о природе
и движущих силах развития
человеческого общества, в понимании
смысла истории, моделей исторического
развития, его периодизаци. На этом
уровне предпринимаются попытки объяснить
человеческое прошлое во всей противоречивости
и сложности. Формирование исторического
знания на теоретическом уровне помогает
мыслить историческими категориями, видеть
общество в диалектическом развитии, в
изменении, осмысливать исторический
процесс в динамике, в хронологической
взаимосвязи времен. Носителем этого уровня
исторического знания является историческая
наука.
Таким образом,
историческое знание как элемент
общественного сознания нужно
воспринимать системно, во всех
его формах и уровнях.
Исторические знания
становятся научными (т.е. отражающими
действительность) при строгом соблюдении
следующих основных принципов:
Принцип объективности.
Он предусматривает в первую
очередь опору на исторические
факты в их объективном изложении
без искажений, с научной проверкой
достоверности факта и учетом
степени этой достоверности. Принцип
объективности требует также
рассмотрения всей суммы фактов,
относящихся к данному явлению,
без какого-либо исключения. К
этому принципу нужно отнести
также и признание объективного
характера закономерностей общественного
развития
Принцип историзма.
Предусматривает изучение общественных
явлений в их развитии: как
явление зародилось, какие этапы
развития оно проходило и чем
стало в данный исторический
момент. Другим требованием принципа
историзма является изучение
общественного явления не изолированно,
а в связи с другими, тоже
меняющимися во времени, учитывая
взаимовлияние и взаимозависимость
явлений. Третьим требованием
принципа историзма является
оценка факта, личности, исходя
из конкретных исторических условий
того времени, а не абстрактных
вневременных (или современных) позиций.
Главное при этом определить, что нового
это явление (или личность) принесло в
общественное развитие, и как оно повлияло
на последующий его ход. Принцип историзма
позволяет мысленно вживаться в историческое
время, понять мотивы поступков и характер
деятельности исторических личностей
в конкретной исторической ситуации и
адекватно оценить их вклад в историю.
Принцип социального
подхода к исследованию исторического
процесса. Исследование общественной
жизни предусматривает изучение
социальной структуры общества,
противоречивых социально-классовых
интересов и всей суммы социально-политических
отношений: в экономической области,
в политической борьбе, в противоречиях
социальной психологии и традиций.
Социальный анализ позволяет
понять сущность общественных
процессов и мотивы действий
субъектов истории. К функциям
исторического познания относятся:
1. Познавательная,
интеллектуально развивающая, состоящая
в самом изучении исторического пути и
в объективно-истинном отражении исторических
явлений и процессов.
2. Практически-политическая:
на основе теоретического осмысления
исторических фактов, выявления закономерностей
развития общества помогает вырабатывать
научно обоснованный политический курс,
избегать субъективных решений.
3. Мировоззренческая:
история способствует выработке
научного мировоззрения, является
фундаментом, на котором зиждется
наука об обществе.
4. Воспитательная:
формирует гражданские качества:
патриотизм и интернационализм,
позволяет познать моральные
и нравственные ценности,! выработанные
человечеством, понять такие категории
как честь, долг перед J обществом, видеть
пороки общества и людей.
5. Изучение истории
приучает мыслить историческими
категориями. видеть общество в развитии,
оценивать явления общественной жизни
по отношению к их прошлому.