История как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

История – наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, пытаясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса. Функции исторической науки: 1. познавательная (изучение исторического пути обобщением фактов и событий) 2. практически-рекомендательная 3. воспитательная. Основные части исторической науки: факты и толкование фактов. Факты по подлинности делятся на общепризнанные (абсолютные), предполагаемые (гипотетические) и ложные (несуществовавшие). В историческом процессе действуют как объективные, так и субъективные факторы; в событиях присутствует элемент случайности

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 15.95 Кб (Скачать файл)

1. История как наука  и учебная дисциплина

История – наука, которая  изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, пытаясь выявить  причины и следствия происходивших  событий, понять и оценить ход  исторического процесса. Функции  исторической науки: 1. познавательная (изучение исторического пути обобщением фактов и событий) 2. практически-рекомендательная 3. воспитательная. Основные части исторической науки: факты и толкование фактов. Факты по подлинности делятся  на общепризнанные (абсолютные), предполагаемые (гипотетические) и ложные (несуществовавшие). В историческом процессе действуют как объективные, так и субъективные факторы; в событиях присутствует элемент случайности. Проблема альтернативности истории: событие в данный момент определяется взаимодействием всех объективных и субъективных факторов. Принципы изучения истории: историзм мышления (рассматривать любое историческое явление в координатах его времени); объективность (совокупность плюсов и минусов события); социальный подход (учитывать проявление социальных и классовых интересов, социальную психологию, традиции и т.д.); альтернативность (многовариантность исторического процесса). Методы изучения истории: историко-генетический (изучаются исторические явления в процессе их развития), историко-сравнительный (сравнение исторических объектов), историко-типологический и т.д.Вспомогательные и специальные дисциплины истории: археология, археография (работа с документальными памятниками), краеведение, генеалогия, геральдика, нумизматика, униформоведение, историография (развитие самой исторической науки), Источниковедение (теория, методика и техника изучения источников) и т.д.

 

 Первым учебником русской  истории был "Синопсис" Иннокентия  Гизеля, который вышел в 1674 г. Потом ещё был монументальный труд Карамзина "История государства Российского". Ещё у Соловьёва была умная книжка "История России с древнейших времён". В середине XIX в., согласно лекции, была какая-то "гос. школа Б.Н. Чичерина", но что она из себя представляла, конспект умалчивает. На рубеже XIX-XX вв. бурную деятельность развил выдающийся историк Василий Осипович Ключевский. А с 1917 г. началась советская историография. О её концепции истории можно, в принципе, догадаться интуитивно. А сейчас учебники и прочие научные труды по истории пишут все, кому не лень.

 

2. Сущность, формы, функции  исторического знания.

 

    В ходе изучения  истории формируется историческое  знание, которое является одной  из важных сторон общественного  сознания. Под историческим знанием  в науке понимается совокупность  представлений общества в целом  и его социальных групп в  отдельности о своем прошлом  и всего человечества. Под сущностью  исторического знания понимается  выявление на основе теоретического  осмысления исторических фактов закономерностей развития общества.

    Каждая национальная  и социальная общность обладает  определенным кругом исторических  представлений о своем происхождении,  важнейших событиях в своей  истории, деятелях прошлого, о  соотношении своей истории с  историей других народов и  всего человеческого общества. Благодаря  этому данная общность людей  осознает себя как народ на  основе знаний своего места  в мировом историческом процессе.

    Важнейшие формы  исторического знания:

    Знания, основанные  на непосредственном жизненном  опыте, когда человек на протяжении  своей жизни, наблюдает какие-то события или даже является их участником. Как правило, эти знания бессистемны, не связанные с ходом исторического процесса. Чаще всего они выступают в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных.

    Следующая форма  (ступень) исторического знания  может формироваться под влиянием  художественной литературы, кино, радио,  телевидения, театра, живописи, знакомства  с историческими памятниками.  На этом уровне историческое  знание также еще не является  систематизированным. Исторические  представления еще отрывочны,  хаотичны, не упорядочены в хронологическом  отношении. Но отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатлительностью.

    Третий уровень  исторического знания формируется  на уроках истории в школе,  где учащиеся впервые получают  представления о прошлом в  систематизированном виде. К сожалению,  для большинства людей изучение  истории завершается на школьном  уровне. Возможно пополнение знаний  на любительском уровне, однако  такого рода интерес проявляется  не так часто, да и популярных  книг по отечественной истории  немного. 

    Четвертая форма  - научное знание, которое формируется  на основе всестороннего теоретического  осмысления прошлого, выявления  тенденций исторического развития, обобщения исторического опыта,  выявления исторических закономерностей.  Оно проявляется в более-менее  четком представлении о природе  и движущих силах развития  человеческого общества, в понимании  смысла истории, моделей исторического  развития, его периодизаци. На этом уровне предпринимаются попытки объяснить человеческое прошлое во всей противоречивости и сложности. Формирование исторического знания на теоретическом уровне помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в диалектическом развитии, в изменении, осмысливать исторический процесс в динамике, в хронологической взаимосвязи времен. Носителем этого уровня исторического знания является историческая наука.

    Таким образом,  историческое знание как элемент  общественного сознания нужно  воспринимать системно, во всех  его формах и уровнях. 

    Исторические знания  становятся научными (т.е. отражающими  действительность) при строгом соблюдении  следующих основных принципов: 

    Принцип объективности.  Он предусматривает в первую  очередь опору на исторические  факты в их объективном изложении  без искажений, с научной проверкой  достоверности факта и учетом  степени этой достоверности. Принцип  объективности требует также  рассмотрения всей суммы фактов, относящихся к данному явлению,  без какого-либо исключения. К  этому принципу нужно отнести  также и признание объективного  характера закономерностей общественного  развития 

    Принцип историзма.  Предусматривает изучение общественных  явлений в их развитии: как  явление зародилось, какие этапы  развития оно проходило и чем  стало в данный исторический  момент. Другим требованием принципа  историзма является изучение  общественного явления не изолированно, а в связи с другими, тоже  меняющимися во времени, учитывая  взаимовлияние и взаимозависимость  явлений. Третьим требованием  принципа историзма является  оценка факта, личности, исходя  из конкретных исторических условий  того времени, а не абстрактных  вневременных (или современных) позиций. Главное при этом определить, что нового это явление (или личность) принесло в общественное развитие, и как оно повлияло на последующий его ход. Принцип историзма позволяет мысленно вживаться в историческое время, понять мотивы поступков и характер деятельности исторических личностей в конкретной исторической ситуации и адекватно оценить их вклад в историю.

    Принцип социального  подхода к исследованию исторического  процесса. Исследование общественной  жизни предусматривает изучение  социальной структуры общества, противоречивых социально-классовых  интересов и всей суммы социально-политических  отношений: в экономической области,  в политической борьбе, в противоречиях  социальной психологии и традиций. Социальный анализ позволяет  понять сущность общественных  процессов и мотивы действий  субъектов истории. К функциям  исторического познания относятся: 

    1. Познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути и в объективно-истинном отражении исторических явлений и процессов.

    2. Практически-политическая: на основе теоретического осмысления исторических фактов, выявления закономерностей развития общества помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

    3. Мировоззренческая:  история способствует выработке  научного мировоззрения, является  фундаментом, на котором зиждется  наука об обществе.

    4. Воспитательная: формирует гражданские качества: патриотизм и интернационализм, позволяет познать моральные  и нравственные ценности,! выработанные человечеством, понять такие категории как честь, долг перед J обществом, видеть пороки общества и людей.

    5. Изучение истории  приучает мыслить историческими  категориями. видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому.


Информация о работе История как наука и учебная дисциплина