Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 00:48, практическая работа
Основу традиционного хозяйства чувашей Среднего Поволжья, составляло земледелие в сочетании с животноводством. Пашенными земледелием в середине I тысячелетия нашей эры первыми в Среднем Поволжье начали заниматься так называемые именьковские племена и племена Городецкой культуры, обитавшие в зоне степей и лесостепей.
Чуваши пахали простейшим бесподочвенным ралом, его вытеснило затем рало с полозом. Из последнего сформировалась пахотное орудие нового типа - тяжелый плуг, переворачивающий почву. Плуг имел преимущество перед ралом: переворачивал верхний пласт и взрыхлял почву. Он предназначался для работы на залежах и лесных перелогах. По мере расширения старопахотных земель для их обработки было изобретено более легкое орудие - соха двузубая с перекладной палицей.
История культура Чувашии 2 практическое занятие
1.Земледелие и животноводство.
Основу традиционного хозяйства чувашей Среднего Поволжья, составляло земледелие в сочетании с животноводством. Пашенными земледелием в середине I тысячелетия нашей эры первыми в Среднем Поволжье начали заниматься так называемые именьковские племена и племена Городецкой культуры, обитавшие в зоне степей и лесостепей.
Чуваши пахали простейшим бесподочвенным ралом, его вытеснило затем рало с полозом. Из последнего сформировалась пахотное орудие нового типа - тяжелый плуг, переворачивающий почву. Плуг имел преимущество перед ралом: переворачивал верхний пласт и взрыхлял почву. Он предназначался для работы на залежах и лесных перелогах. По мере расширения старопахотных земель для их обработки было изобретено более легкое орудие - соха двузубая с перекладной палицей.
Уборка хлеба начиналась и завершалась обрядовыми действиями - это зажин, дожинки. Почин в жатве делали обычно самые удачливые в труде, легкие на руку жнец или жница. С завершением жатвы на загоне оставлялась полоска несжатой ржи. По объяснению чувашских крестьян, это делалось для того, чтобы на другой годы был хороший урожай.
Для обмолота ржаные снопы в северных районах часто приходилось подсушивать. Чуваши и их соседи для этого использовали овин-шиш. Наиболее древними способами молотьбы были хлестание и выбивание зерен палками. Молотьбу в хорошую погоду производили на открытых токах. В сырую погоду или зимой молотили в мякиницах. После обмолота солому убирали, зерно хранилось в сусеках амбаров и клетей.
С заботой об урожае были связаны народные знания и приметы о погоде. В каждой чувашской деревне были старики-знатоки погоды, умевшие предсказывать ее по разным приметам. Многие приметы связанны с предсказанием урожая. «Если зимой снег глубокий, будет хлеб, и дождь будет. Если зимой очень много снега и он лежит ступеньками, как у лесенки, летом хлеб будет очень хороший». Приметы предсказывали и плохой урожай. Урожайность прогнозировали по поведению птиц, насекомых, рыб.
Мельницы. А вот ветряную мельницу чуваши стали использовать 6-7 веков назад, а водяную мельницу еще раньше, в начале нашей эры. Чувашские крестьяне в XIX веке применяли ручную мельницу, водяную мельницу, ветряную мельницу, конную крупорушку. Ручная мельница имелась почти в каждом доме и хозяйстве. Ветряная мельница распространилась в ХVII веке, а в XIX веке ее можно было видеть почти у каждого селения на возвышенном месте. Водяная мельница ставилась на речке с достаточной водоносностью. Она имела помещение, где работал мельник и находились инструменты.
Животноводство. Различные виды домашних животных были одомашнены в разное время в разных регионах. В Среднем Поволжье скотоводство представляло самостоятельную отрасль хозяйства, ориентированного на земледелии, обеспечивало население тягловым скотом, мясной или молочной пищей, сырьем для изготовления одежды, обуви, инвентаря. Лошадей содержали зимой в утепленных конюшнях, кормили сеном, соломой, овсом. Летом конский табун жители чувашских деревень пасли поочередно. Зимой скот содержали в скотном загоне, на ночь его закрывали в хлеве. Чуваши держали кур, гусей, уток, индеек.
Пчеловодство. Сбором меда люди занимались издревле. Пчеловод подыскивал в лесу подходящее дерево, вырубал, обстругивал дупло. Пасеки устраивались обычно в лесу в защищенном от сильных ветров месте, на южном сколе реки, на поляне. Меду приписывались целебные свойства.
2.Начионалная одежда чувашей.
Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Кроме утилитарного назначения - защиты тела от воздействий наружной среды - она обладала символическими и ритуальными функциями.
Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также дуб и дерево. Материал для одежды изготовляли в основном в домашних условиях.
Одежда видоизменялась
под влиянием различных факторов,
в частности - географической среды,
традиционных занятий населения, а
также миропонимания народа в
различных исторические эпохи. Издавна
возникло деление одежды на верхнюю
и нижнюю. Традиционный костюм различается
также по полу, возрасту, сезону. На
тело непосредственно одевали
Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: прокрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относятся покрывало невесты.
В чувашский женский
наряд входили поясное и
Девичьи (тухья) уборы сплошь покрывали узорами из бисера. Очень важная была знаковая функция одежды - она показывала отличие по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию. Знаковые различия проявились прежде всего в головных уборах и украшениях. Так, сурпан, масмак, хушпу, головной платок являлись убором замужних женщин. Сугубо девичьим головным убором была тухья.
3.поселения жилища и
В Х
в. основным материалом для строительства
стационарного дома были сосна и
камыш. Археологически зафиксирован тип
наземного дома без подпола с
открытыми очагами, обложенными
известняковыми камнями. Жилища состояли
из двух половин, одна из которых была
жилой (Измерское селище). Вероятно, существовали
и дома с подполом, в нем находились цилиндрические
ямы - кладовки. Можно предполагать наличие
полуземлянок, пол которых был заглублен
в землю, а стенки обложены деревянными
досками.
По свидетельству Ибн-Фадлана
и археологическим данным, существовал
и тип легкой наземной постройки - юрта
. Юрта была в основном летним жилищем.
Это мог быть шалаш с деревянным каркасом,
обтягивающийся шкурами или войлоком.
По данным этнографии и письменным источникам,
вход в юрту был с восточной стороны. Внутреннее
пространство ее делилось на левую "мужскую"
и правую "женскую" сторону. В центре
находился очаг, над которым в потолке
было сделано отверстие.
Около дома располагались
хозяйственные постройки. Это были цилиндрические
ямы с прокаленным дном и стенками, иногда
с песчаной подсыпкой на дне. Сверху они,
скорее всего, имели деревянное перекрытие
или крышку. Служили они для хранения зерновых
продуктов. Имелись и специальные погреба
для хранения скоропортящихся продуктов.
Они были с деревянным перекрытием и нередко
со специальными ступеньками для удобства
у дна. Расположение построек и характер
булгарской усадьбы пока еще остается
неясным. Скорее всего, хозяйственные
постройки не составляли с жилыми единой
системы, хотя ямы-хранилища были упорядоченно
сконцентрированы у края усадьбы в один
ряд в шахматном порядке.
Во дворе были расположены
и открытые очаги или костры для приготовления
горячей пищи.
Интерьер.
В юрте мебели практически
не было. Сидели на коврах, войлоке или
шкурах, разостланных на полу. Для еды
могли использоваться маленькие деревянные
столики (Руденко С.И., 1962, С. 31). В стационарном
жилище интерьер дома был достаточно прост.
Лавки, полочки на стенах, вероятно, сундуки
и небольшие ларцы составляли домашнюю
обстановку. Могли использоваться и небольшие
столики для еды на одну персону.
Наличие изделий из войлока
и тканых изделий предполагает наличие
занавесей, теплых покрытий и декоративных
деталей обстановки. Более состоятельные
сельчане могли позволить себе использовать
в хозяйстве металлическую посуду, в частности,
котлы, подвешивавшиеся на металлических
цепях к потолочной балке или на специальных
распорках у очага.
Убранство юрты было несколько
иным. Пол ее застилался войлочным ковром,
стены также украшались коврами, шерстяными
или войлочными. Особой популярностью
пользовались красные армянские ковры.
Стены занавешивались тканью. Из ткани
были сделаны и занавеси, отделявшие "мужскую"
часть от "женской". У состоятельных
и знатных господ ткань была шелковой
- китайской или византийской. Определенные
отличия, скорее всего, были в размерах
и оформлении жилой юрты и той, что предназначалась
для приемов.
Печь или очаг претерпели
существенную эволюцию, связанную с изменениями
образа жизни населения. Изменение формы
очага повлекло и изменения в посуде, что
отмечено даже на этнографическом материале
(Лукина Н.В., 1984, С. 171). Начинает преобладать
плоскодонная посуда. Округлодонность
лепных или подправленных форм керамики
сохраняется, что связано с типом открытого
очага, где удобнее было использовать
посуду с круглым дном. Освещение помещения
осуществлялось с помощью глиняных открытых
светильников, заполненных растопленным
жиром с фитилем. Проветривание помещений
и периодические "генеральные уборки"
были необходимы довольно часто, учитывая
сильную копоть, которую давали как очаги,
так и светильники.
4. Культура питания чувашей.традициооные
блюда
В пище чувашей преобладают
продукты растительного происхождения.
Основными хлебными растениями издавна
являлись рожь, ячмень, полба, овес, просо,
гречиха, Согласно арабским источникам
и археологическим данным, эти
же культуры возделывались в Волжской
Болгарии.
Зерновые хлеба шли на изготовление муки
и различных круп. На муку размалывалась
главным образом рожь. Из ржи пекли хлеб.
В обиходе было выражение: "Если бы не
было ржи, как мы тали бы жить". Пшеницу
сеяли немного, она была редким и дорогим
злаком. Хлеб из пшеничной муки был в употреблении
у -чувашей Закамья и Приуралья, где условия
для выращивания пшеницы были хорошие.
Овес и ячмень являлись широко распространенными
культурами. Из овса изготовляли крупы,
толокно, муку. Ячмень идет на перловую
крупу, приготовление пива. О ячмене говорили,
что он "мягчит и прохлаждает".
Из полбы делали крупу, а также толокно
и муку, которая шла главным образом на
ритуальные печения по тому или иному
случаю.
Важное место в питании занимали бобовые
культуры- горох в чечевица. Из них варили
супы, мука этих культур использовалась
для приготовления киселей и различных
печений.
Гречиха и просо являются крупяными культурами.
Из гречневой и просяной муки пекли также
блины и лепешки. Блюда из проса входили
в обрядовую трапезу-это вир патти (пшенная
каша), мясной бульон, приправленный просом,
икерчё (лепешки) и хуплу (вид пирога) из
теста просяной муки.
Самое важное место среди печений из муки
занимал ржаной хлеб-хура сакар, являвшийся
нередко и единственной едой. Каждая женщина
умела печь хлеб. По вкусовым качествам
хлеба ценились достоинства xозяйки. Любопытно
отметить, что чувашский хлеб в литературе
получил лестную оценку. Князь Курбский
в XVI в. писал, например, что чувашский хлеб
"сладостнейший, паче драгоценных калачей".
Супы (яшка, шўрпе) готовили различного
типа с приправами. Повседневным блюдом
являлся суп (яшка), а шўрпе-бульон из мяса
или рыбы-варили в основном по праздникам.
Свое название суп получил от приправы,
которая была использована, например:
серте яшки-суп со снытью, пултаран яшки-
суп с борщовником, вёлтрен яшки- суп с
крапивой, самах яшки-·суп с клецками,
салма яшки- суп с салмой. В суп клали муку,
крупы, картофель, из овощей - свежую и
квашеную капусту, морковь, лук, реже свеклу,
а также дикорастущие травы. Предпочтением
пользовались супы с мучным полуфабрикатом.
Из кислого или пресного раскатанного
теста готовили салму, нарезая его на квадратики,
ленточки или просто разрывая, и пускали
в кипящий бульон. Самах (клецки) делали
из пресного теста в виде кусочков или
шариков размером до 3-5 см в диаметре. При
забое гусей было в традиции замешивать
тесто на крови, из которого готовили клецки.
Важное значение в питании имели каши. Их варили из пшенной, полбенной, гречневой круп. Рисовая крупа в питании чувашей появилась поздно-в конце ХІХ в. Разновидности каш: кашица-кёрпе шўрпи или кёрпе патти, обычная крутая каша, каша на мясном бульоне и каша с добавлением картофеля. Вероятно, кашица или похлебка с истолченными в ступе или крупномолотыми зернами - это древнейший и наиболее примитив- ный способ приготовления хлеба. Кашицу готовили чаще всего при отсутствии муки. В рационе питания широко были представлены мучные кисели и толокно, нередко заменявшие xлеб. Кислые кисели (кёсел) готовили из овсяной муки или ржаного хлебного теста, пресные кисели (нимёр) - из гороховой либо чечевичной муки.
Воду для питья в
прошлом брали из чистых естественных
водоемов - реки, речки, родника и
из колодцев. Сырая вода была основным
напитком.
Чай готовили разными способами: из поджаренной
муки, липового цвета, листьев плодовых
кустарников, а также огородных и лесных
трав - мяты, зверобоя, душицы и других.
Настоящий чай ("фамильный") пили
редко, однако в начале ХХ в., когда стало
престижным иметь самовар, его употребление
стало для семей состоятельных и средней
зажиточности обычным. В районах Закамья,
Приуралья и Сибири чаепитие укоренилось
раньше, этому способствовали контакты
с другими этносами - русскими, татарами
и т. д.
Кофе и какао были большой редкостью.
Для приготовления окрошки (из черного
хлеба и зеленого лука), запивания киселя,
толокна, картофеля готовился квас (кавас).
Его делали из ржаного солода, ржаной муки
и ячменного солода (в пропорции 3:1:3). Эту
смесь заливали в кадку. Полученную тестообразную
смесь (салат патти) ставили в большом
чугуне в печь. Сваренный солод и 2-3 ведра
кипяченой воды переливали в кадку с дыркой
на дне. Сусло через постланную на дно
кадки солому стекало по корытцу в кадку
(квашню). Здесь сусло держали одну ночь,
а затем его перелнвали в другую посуду.
У чувашей бытовал древний ритуальный
напиток шерпет- медовая сыта. Способ его
приготовления был прост: в 5-6 частях кипяченой
воды растворяли мед. Шерпет употреблялся
с киселем во время жертвоприношений,
в обычное время его пили редко. Приятный
вкус воды какого-либо йсточника часто
сравнивают с медовой сытой.
Весьма популярным пародным напитком
являлось пиво (сара). без которого обходился
редкнй обряд. Солода (ячменного или ржаного)
для пива старались готовить как можно
больше, для его каждое селение имело одно
или несколько солодовых овинов (салат
аванё). Вначале зерно ссыпалось для разбухания
в корыто с водой. Через трое суток его
высыпали в кучу, и зерно проращивалось.
Время от времени кучу разбрасывали и
вновь собирали. Затем его долго сушили
на лавках жарко натопленного овина. Всего
на приготовление солода уходило 9-12 дней.
Сухой солод размалывался на мельнице.
Не менее трудоемким был процесс пивоварения.
Для этого почти каждый крестьянский двор
имел лачугу (лас), в летнюю пору пиво нередко
варилось на берегу речки. При соотношении
один пуд солода на шесть ведер кипяченой
воды солод тщательно перемешивался в
кадке. Потом кадку закрывали пологом,
чтобы солод подластился. Через пять-шесть
часов в кадку снова наливали кипяченую
воду, и после этого сусло (асла) в кадке
настаивалось. Чистую часть сусла отливали
в другую кадку, а гущу процеживали через
солому в корыте. С корыта процеженное
сусло вытекало в кадку. Его кипятили в
котле и снова процеживали.
Закваска (кулавкка) делалась из хорошего
солода, дрожжей и муки. Все это перемешивалось,
затем смесь кисла. Когда начиналось активное
брожение, закваску отливали в кадку с
суслом, приговаривая при этом: "Час
йус, сурхи шыв епле шавлать, саван пек
шавла. Чысла, чысла ханасем килнё, ёсес
тессе, час йўс. Шур кайака хавалассё, шура
лаша утланса, шура кёссе хурса, саван
сикки сик" ("Скорей броди, шуми, как
шумит весенняя вода. Почетные гости приехали,
пить хотят, скорее броди. За белым зайцем
гонятся. оседлав белого коня, постелив
на него белый войлок, так же поспешай").
Вместе с закваской в сусло выливали отвар
хмеля. Все компоненты перемешивались,
кадка тщательно закрывалась пологом.
Сусло бродило сутки. Затем готовое к употреблению
пиво процеживалось через сито. Для повседневного
потребления готовилось некрепкое пиво,
а для праздников - густое, крепкое. Употребление
пива как обязательного ритуального напитка
на всех праздниках и угощениях нашло
отражение в названиях некоторых из них,
в том числе: автан сари - петушиное пиво
(по завершении полевых работ), кантар
сари (после уборки конопли- угощение помочан),
хёр сари - девичье пиво и т. п.
Из хмельных напитков известны также симпыл
- медовое вино, карчама-медовая брага,
эрех-вино из березового сока, камас - кумыс.
Употребление самогона вошло в быт чувашей
довольно поздно-в конце ХІХ - начале ХХ
вв. Пьянства в современном его понимании
не существовало.