История населения Евразии в эпоху раннего бронзового века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 17:10, лекция

Краткое описание

1. Теории происхождения индоевропейского единства, прародины и праязыка.
а) балканская теория происхождения индоевропейцев;
б) переднеазиатская теория происхождения индоевропейцев;
в) точка зрения о восточноевропейской степной прародине индоевропейцев.
2. Циркумпонтийская металлургическая провинция.
2. Майкопская культура.
3. Афанасьевская культура.

Вложенные файлы: 1 файл

arkheologia_na_1_aprelya.docx

— 44.96 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 2.  ИСТОРИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЕВРАЗИИ В ЭПОХУ РАННЕГО БРОНЗОВОГО ВЕКА (РБВ)

(2 часа)

 

План:

              1. Теории происхождения индоевропейского единства, прародины и праязыка.

а) балканская теория происхождения индоевропейцев;

б) переднеазиатская теория происхождения индоевропейцев;

в) точка зрения о восточноевропейской степной прародине индоевропейцев.

              1. Циркумпонтийская металлургическая провинция.
  1. Майкопская культура.
  2. Афанасьевская культура.

 

Обязательная литература:

        1. Археология. Ранняя и средняя бронза Кавказа. М., 1994.
        2. Рындина Н.В., Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век: Учеб. пособие. М., 2002.

 

1а)Балканская гипо́теза — oдна из гипотез происхождения индоевропейцев, которая предполагает, что праиндоевропейский язык возник на Балканском полуострове в рамках культур Балканского неолита. С точки зрения археологии это область культуры ленточно-линейной керамики, распространенной в обширном ареале Европы от атлантического побережья до Украины и демонстрирующей удивительную однородность, которая могла бы свидетельствовать о наличии языковой общности. Со временем в Подунавье и на Балканах отмечаются все более поздние культурные элементы, которые восстанавливаются для индоевропейского праязыка к IV тыс. до н. э. Что касается проблемы индоевропейской прародины, данный принцип приводил к выводу, что центр языковой дисперсии должен был располагаться где-то в Юго-Восточной Европе, поскольку в этой области представлено наибольшее число индоевропейских языковых групп.

Древнейшими индоевропейцами В. А. Алекшин считает носителей земледельческой культуры линейно-ленточной керамики, которая возникла в середине V тыс. до н. э. в Центральной Европе.

Б. В. Горнунг (1963, 1964) помещал очаг зарождения индоевропейцев несколько южнее — среднее и нижнее течение Дуная и северная часть Балканского полуострова.

Данная гипотеза с более расширенным ареалом (включая Северную Европу) была предложена Мейером (Мейер, 1948) на основании и.е. топонимики этого региона, его экологических характеристик (бук, пчела, медведь, бобер), однако археологически он опирался на культуру шнуровых керамик и не связанную с ней ни хронологически, ни генетически более раннюю культуру линейно-ленточной керамики. Однако такой ареал был слишком обширен и древнейшие варианты тяготеют к Подунавью.

1-й недостаток гипотезы— она не в состоянии описать индоевропейские языки Азии и вообще неудовлетворительно отражает продвижение индоевропейских народов на восток от Днепра, если только не будет включать в себя фрагменты других гипотезы, что также будет необоснованно по хронологическим и археологическим соображениям.

2-й недостаток гипотезы— хотя гипотеза удобна для большей части Северной и Западной Европы, она не работает (ничего не объясняет) относительно придунайских или балканских культур. То есть гипотеза полностью несовместима с Анатолийской гипотезой, что само по себе проблематично, так как исключает наиболее существенные аргументы анатолийской гипотезы, а именно — культурные и лингвистические связи Анатолии и Балкан.

Б) Анатолийская гипотеза — одна из основных гипотез о формировании протоиндоевропейцев. Локализует индоевропейскую прародину в западной Анатолии (современная Турция). Конкурирует с курганной гипотезой. Выдвинута в 1987 году британским археологом Колином Ренфрю, соотносившим прародину индоевропейцев с поселением Чатал-Хююк. Согласно Ренфрю, индоевропейцы на 3 тысячи лет старше, чем это предполагают сторонники курганной гипотезы.

Среди других известных археологов к сторонникам данной гипотезы относится Барри Канлифф.

Предполагает, что праиндоевропейский язык возник на Армянском нагорье. Аргументируется в трудах академиков Т. В. Гамкрелидзе иВ. В. Иванова (1995), а также В. А. Сафронова и Н. А. Николаевой.


Гипотеза о двух прародинах для индоевропейцев на территории Армянского нагорья и в степях Восточной Европы была сформулирована Миллером еще в 1873 году на основании близости индоевропейского праязыка с семито-хамитскими и кавказскими языками.  Мысль об общей индоевропейской прародине на территории Армянского нагорья и прилегающих к нему регионах и вторичной прародине древнеевропейских индоевропейцев в черноморско-каспийских степях. 
Согласно гипотезе Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванова ранее всего из индоевропейской общности выделился анатолийский праязык. Произошло это не позднее IV тыс. до н. э. где-то в районе Армянского нагорья. Отсюда предки анатолийцев начали движение на запад. Дальнейшему разделению индоевропейской общности предшествовало ее членение на группы диалектов. В одну из таких групп входили предки италийских, кельтских и тохарских языков, во вторую — предки арийского, армянского и греческого языков, а также балтийского, славянского и германского. Потом вторая группа распалась еще на две группы, в одну из которых вошли арийский, армянский и греческий праязыки, а во вторую — германский, балтийский и славянский праязыки. Носители арийского праязыка двинулись на восток и заселили степи Евразии, но, возможно, часть арийцев двигалась в степи через Кавказ. Предки италийских, кельтских, славянских, германских и балтийских языков, т. н. древнеевропейцы, двигаясь восточнее Каспия, расселились в степи, образовав там ямную культуру. Затем произошла экспансия носителей ямной культуры в лесную зону Европы и индоевропеизация Европы, как это и предполагает гипотеза Гимбутас. Армяне же были единственным народом, который далеко от индоевропейской прародины не уходил, а, совершив ряд коротких миграций, впоследствии вновь заселил Армянское нагорье.

Учёные разных стран подвергли критике локализацию индоевропейской прародины на Армянском нагорье. В качестве наиболее слабых мест теории указывается на некорректные сопоставления праиндоевропейских корней с семитскими и картвельскими, которые являются ключевым основанием для такой локализации, на явную отдаленность армянского языка от реконструированного праиндоевропейского, и на полное несоответствие предложенной схемы миграций индоевропейцев имеющимся археологическим данным. Кроме того, на территории Армянского нагорья нет почти половины животных, деревьев и растений, указанных в списке флоры и фауны, приведенном Гамкрелидзе и Ивановым, реконструируемых в общеиндоевропейском языке (осина, граб, тис, липа, вереск, бобр, рысь, тетерев, лосось, слон, обезьяна, краб). Вместе с этим И. М. Дьяконов не отвергал безоговорочно анатолийскую гипотезу.

С целью устранения критических замечаний были предложены изменения гипотезы Гамкрелидзе и Иванова. Суть их состоит в том, что после отделения анатолийского праязыка, остальные диалекты индоевропейской общности мигрировали в Закавказье, а позднее и на Северный Кавказ. Именно на Кавказе есть все растения и животные, названия которых являются общими для большинства индоевропейских языков: осина, берёза, сосна, граб, ясень, бук, барс, лев, бобр и тетерев. Названия же обезьяны, а также слона или верблюда, было усвоено индоевропейцами еще в период пребывания в Передней Азии, где также имели место контакты с семитским и другими переднеазиатскими языками. Затем произошел выход индоевропейцев в степь и формирование здесь ямной культуры. Именно так в языке индоевропейцев могли сохраниться названия деревьев и животных, которые есть на Кавказе и в лесостепной полосе на север от евразийских степей, но которых нет в степи.

В) Курганная гипотеза была предложена Марией Гимбутас в 1956 году, чтобы соединить данные археологических и лингвистических исследований для определения местонахождения прародины народов носителей праиндоевропейского языка. Альтернативные Анатолийская и Балканская гипотеза В. А. Сафронова. В основе курганной гипотезы лежат взгляды, высказанные ещё в конце XIX века Виктором Геном и Отто Шрадером. Гимбутас, идентифицируют курганы и ямную культуру с ранними протоиндоевропейскими народами, существовавшими в причерноморских степях и юго-восточной Европе с V по III тысячелетие до н. э.

Курганная гипотеза прародины протоиндоевропейцев подразумевает постепенное распространение «курганной культуры», охватившей в конце концов все причерноморские степи. Последующая экспансия за пределы степной зоны привела к появлению смешанных культур, таких, как Культура шаровидных амфор на западе, кочевых индоиранских культур на востоке и переселению протогреков на Балканы примерно в 2500 году до н. э.

Одомашнивание лошади и позднее использование повозок сделало курганную культуру мобильной и расширило её на весь регион «ямной культуры». В курганной гипотезе считается, что все причерноморские степи были прародиной протоиндоевропейцев и по всему региону говорили на поздних диалектах праиндоевропейского языка. Область на Волге обозначает местоположение самых ранних следов коневодства (Самарская культура), и, возможно, относится к ядру ранних протоиндоевропейцев или прото-протоиндоевропейцев в V тысячелетии до н. э..

 

3) Майкопская археологическая культура- Названа в честь "Майкопского кургана", исследованному в 1897 г. археологом Н. И. Веселовским, артефакты этого кургана послужили основой установления уникальности этой культуры. 
Мировая известность и неослабевающий интерес научного сообщества к данной культуре подтвердился на международной конференции «Майкопский феномен в древней истории Кавказа и Восточной Европы», который состоялся в 1991 г. в Новороссийске. 
Начное сообщество обсуждает предоставления "Майкопской культуры" статуса "Майкопско-новосвободненской общности (MHO)". Подразумевается, что это более широкое понятие, позволяющее избежать лишних теоретических рассуждений на тему влияния единого происхождения. 
 
Основные характеристика носителей майкопской культуры : 
1) владея искусством добычи и обработки металлов, изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода крашения, ритуальные фигурки животных.  
2) владея гончарным делом, изготавливали различную посуду и другую утварь.  
3) селились в горных ущельях, в труднодоступные и удобные для обороны места, поселения огороживали мощными каменными стенами (видимо вели множество войн).  
4) на тело умерших вождей посыпали красную краску (охру) и хоронили их в курганах, рядом с умершим вождями клали многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. Вокруг захоронения устанавливали каменный круг - кромлех.  
 
Общественный строй племён Майкопской культуры — предположительно "первобытнообщинный, с далеко зашедшем имущественным неравенством". Майкопцы знали и использовали колесо и гончарный круг, причём производили преимущественно красную, лощёную, иногда орнаментированную керамику. Ведущие формы хозяйства — скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство.), а также земледелие. 
Найдены орудиями труда и оружие : наряду с каменными сверлёными топорами, вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, долота, ножи, кинжалы, вилы, наконечники копий. Культура представлена многочисленными поселениями и курганами, а на позднем этапе каменными гробницами и дольменами. 
 
Датировка культуры: Появление культуры датируется примерно 38 -36 веками до н. э., т.е. (период среднего, позднего Урука в Месопотамии и древнего государства Шумеров). На основе радиоуглеродного анализа, различные памятники майкопской культуры датируются на основе калиброванных дат 14С временем 3950 - 3650 – 3610 - 2980 до н.э. (т.е. вторая четверть IV-го - вторая половина IV-го - начало III-го тысячелетия до н.э.). 
 
Поселения: Культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками.  
В конце 50-х - 60-х годах была открыта большая группа поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа, в том числе : 
- Мешоко (наиболее изучено), расположенное на окраине пос. Каменномостского, на высоком плато правого берега р. Белой при впадении в нее р. Мешоко. Поселение было укреплено мощной каменной стеною, толщиной в 4 м. - Скала, - навесы Хаджох, - Каменномостская пещера, - хут. Веселый, - Ясенева Поляна на р. Фарс близ поселка Колосовки, также имеет 4 метровой толщины стены. - в 1981 г. было открыто и затем исследовано поселение майкопской культуры в равнинной части - расположено на левой террасе р. Кубани (в настоящее время русло р. Кубани стоит к северу почти на 4 км), между сел. Красногвардейским и хут. Свободный, по которому поселение и получило свое название - "свободное".  
Планировка этих поселений восстанавливается "как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью - загоном для скота в центре" (исследователь А. А. Формозов). 
Жилища майкопцев представляли собой легкие каркасные постройки, обмазанные глиной, которые опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12x4 м, как на поселении Ясеневой Поляны. 
На поселении Майкопской культуры - "Ясеновая поляна" археологи обнаружили : 
- керамику с сюжетными композициями;  
- костяная пектораль (нагрудное украшение);  
- антропоморфная пластика из глины (свидетельство наличия религии).  
 
Древнейший -- Майкопский звериный стиль - Ещё в начале 20 века, в найденых украшениях, учёные установили наличие местного, майкопского звериного стиля в найденных артефактах, который возможно послужил эталоном создания изделий звериного стиля для более поздних археологических культур, то есть следует иметь ввиду что майкопский звериный стиль более чем на две тысячи лет старше скифского, сарматского и кельтского, меотского звериных стилей. 
 
Символизм культуры и культы: Русский учёный С.Н. Коренвский установил нижеследующие виды символизма и культы майкопской культуры, а именно .:Военно-охотничья символика.Военно - бигменская символика. Символика могильного пространства и места в нем погребенного. Символизм очистительных обрядов. Комплекс страха перед умершим.Символика гробниц новосвободненской группы. Символика гробниц на Терке долинского варианта. Охра в обрядах и отражение магии отдельных частей тела. Символика курганной насыпи Особое ритуальное отношение к отдельным предметам. Символика благородных металлов и полудрагоценных камней. Символика ритуальной сцены медведь и дерево на серебряном кубке. Символика изображений на сосуде из Сунженского могильника. 
Основные занятия: Ведущие формы хозяйства — скотоводство и земледелие. Основными орудиями труда и оружием наряду с каменными сверлёными топорами, плоские полированные топоры, кремневые вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, полированные узкие долота, ножи, кинжалы, вилы, наконечники копий, зернотерки и др. 
Хозяйственно - культурный тип племен майкопской культуры был главным образом связан с подвижно-оседлым образом жизни, сочетающим стационар и миграцию. Он базировался на поверхностном мотыжном земледелии и собирательстве, придомном содержании скота. Ведущее место принадлежало крупному и мелкому рогатому скоту, менее свинье и лошади. По сравнению с энеолитом резко снизилась доля мяса диких животных и прежде всего оленя. 
По всей видимости, большую роль в экономике майкопцев играл дарообмен внутри общности и с инокультурным населением. В рамках племен MHO производились эффективные и высоко престижные вещи из металла, а также круговая керамика. Это создавало основу для развития экономического «бигменства». 
 
1-ый феномен. Производство бронзы на местном сырье. Сопоставлением металлов майкопской и куро-аракской культуры установлено : 
— обе культуры близки по главным показателям двум основным группам металла в Закавказье, таким же мышьяковым и мышьяково-никелевым бронзам и вместе они характеризуют кавказский металл эпохи ранней бронзы. - майкопский металл более близок грузинским изделиям , чем к армянским. Армянские выделяются большим содержанием микропримесей олова.  
Картографирование групп металла позволило учёным предполагать кавказский характер не только для мышьяковых бронз, как отмечалось ранее, но и для мышьяково-никелевых бронз, причем наибольшая концентрация находок из этого металла обнаружена в майкопских памятниках Кабардино-Балкарии. Итоговый вывод ученых : «кузнецы племен майкопской культуры работали на кавказском сырье ». 
Топоры. Наряду с изделиями из бронзы, майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремневыми наконечниками. Чайлд Гордон Вир сближал топор из Майкопского кургана с топором из Ашшура. С. Н. Кореневский также связывает топоры I майкопской группы общей производственной традицией с южными образцами — топорами Ирака. В начале III тыс. до н. э. производство проушных топоров было организовано в широких границах Иракско-Месопотамско-Кавказского культурного мира. Их проникновение в Северное Причерноморье может быть поставлено в прямую связь с феноменом майкопской культуры и проходило через кавказские транзитные пути. Топоры находки из хутора Гричаники, деревни Гнидино отнесены С. Н. Кореневским к III группе майкопских топоров, характеризуемых сильным изгибом брюшка у лезвия и ассимметричной лопастью. 
 
2-ой феномен. Коневодство. Одним из феноменов майкопской культуры является установленный факт, того, что уже в те времена представители выделявшейся майкопской знати пользовались конем для верховой езды. Так как появление майкопской культуры датируется началом 4 тыс. до н. э., то этот факт может служить указатем на определенной приоритет в коневодстве и возможно в использовании лошадей в военном деле. При этом следует отметить, что майкопцы жили оседлой жизнью, а в выращиваемых ими стадах, лошади составляли очень невысокий процент, а большую часть составляли свиньи и крупно рогатый скот. Археологи обнаружили уникальной формы бронзовые псалии майкопской культуры, которые представляют собой бронзовый стержень с закрученной петлей в середине с продетым через неё узлом, которым заканчивались мягкие удила, повод и ремень оголовья. Насечки и выпуклости на краях псалии служили, очевидно, для закрепления наносного и подгубного ремней. 
 
3-ий феномен. Террасное земледелие. Строительство племенами майкопской культуры рукотворных террасовых комплексов в горах есть доказательство их оседлости, высокой плотности населения, высокого уровня сельскохозяйственных и инженерных навыков. Террасы, майкопской культуры, строились примерно начиная с IV тыс. до н. э., а все последующие культуры использовали их для сельскохозяйственных нужд. Подавляющее большинство керамики (найденные в террасовых полотнах) — посуда майкопского периода, а остатков скифской и аланской керамики меньше. В искусственных подсыпных (опорных) слоях, имеет место факт находки исключительно майкопской керамики. Террасы майкопской культуры являющиеся одними из самых древних в мире, при этом они мало исследованы. Долгожительство террас (возраст более 5 тысяч лет) позволяет считать строителей этих террас непревзойденными инженерами и мастерами. 
Приемы древнего террасирования ещё предстоит изучить, поскольку для горных и предгорных местностей альтернативы террасовому земледелию нет. 
 
4-ый феномен. Письменность. В Майкопе и его окрестностях найдено три памятника древнего письма : известная Майкопская плита, Петроглифы Махошкушха (рисунки на гальках), и пуантильная надпись золотого колпачка из Курджипского кургана. (Расшифровка Майкопской плиты, т.н. Ашуйского письма" - произведена Турчаниновым). 
 
5-ый феномен. Картография. Присутствующий на одном из серебряных сосудов горный пейзаж, схожий с очертаниями Кавказского хребта, считается древнейшим картографическим рисунком. 
 
Локальные варианты Майкопской культуры. 
Керамика — сделанная частично на гончарном круге, преимущественно красная, лощёная, иногда орнаментированная. Выделено керамическое производство майкопцев, установлено 80 типов форм майкопской посуды, большая часть которых связано с формами круговой керамики. 
 
Последовавшие археологические культуры : 
На южной части ореала, со временем майкопская культура сменилась дольменной культурой, а в северной части северокавказской культурой. 
Влиянии майкопской культуры на соседние регионы. 
Есть обсуждаемая гипотеза, что часть носителей майкопской культуры мигрировали на южные склоны Кавказа (ныне Азербайджан), где они и оставили памятники Лейлатепинской культуры. 
 
Значение майкопской культуры для Курганной гипетезы и теории индоевропейцев  
В соответсвии с Курганной гипетезой (разработанной Марии Гимбутас) - имело место три волны распространения курганной культуры. Из которых II волна, в середина IV тыс. до н. э. началась с майкопской культуры и распрострнилась на северную Европу около 3000 года до н. э. (культура шаровидных амфор, баденская культура, культура шнуровой керамики) и т.д., причем это стало первым появлением индоевропейских языков в западной и северной Европе. 
В своих последних работах Марии Гимбутас) предложила совершенно новую трактовку древностей майкопской культуры, интерпретируя их как северо-понтийскую майкопскую культуру (The North Pontic Maikop Culture) (последнее предложение пока не поддерживается). 
Также, Т.Гамкрелидзе и В.В. Иванов видят в майкопской культуре ступень развития протоиндоевропейского общества. 
Уникальные (сенсационные) находки 
Международная научная общественность считает Майкопскую культуру археологическим феноменом вот уже более ста лет, то есть с момента первых публикаций о ней, однако определенную интригу добавляют последние, несколько сенсационные заявления о новейших находках сделанных к.и.н. А. Д. Резепкиным, а именно : 
Древнейший бронзовый меч. Он сообщил, что в каменной гробнице «Клады» (Новосвободная) найден самый древний бронзовый меч, который уже экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Общая длина 63 см, длина рукояти 11 см — датируется второй третью 4-го тыс. до н. э. 
Древнейшая колонна. Он сообщил, что «самую древнюю колонну придумали не древние греки, а древние жители Северного Кавказа (носители дольменной культуры в 3 тыс. до н. э.)». 
Самый древний музыкальный инструмент, струнный смычковый. Он сообщил, что обнаруженный в каменной гробнице на Северном Кавказе, музыкальный инструмент (по виду напоминающий гусли), датируется концом 4 тыс. до н. э. и являеется самым древним струнно-смычковым музыкальным инструментом. Позже, инструмент получил своё имя «Шичепшин», от адыгских реставраторов, так как в общем соотвествует старинному адыгейскому народному струнно-смычковому инструменту. По сообщению А.Резепкина, в настоящее время инструмент хранится в Государственном Эрмитаже.

4) Афана́сьевская культу́ра — южносибирская археологическая культура бронзового века (III—II тысячелетия до н. э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ с. Батени в Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры.

Помимо основного района — Алтая (Ело 1-2, Бике 1, Пещеркин Лог и др.) и Хакасско-Минусинской котловины, ареал памятников включает Восточный Казахстан, Западную Монголию и Синьцзян.

Афанасьевская культура — первый этап эпохи палеометалла в степях Южной Сибири, являющийся отправной точкой в понимании развития историческо-культурных процессов в жизни древнего населения этой территории. В основном представлена древними могильниками, поселения встречаются значительно реже.

Медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Афанасьевские мастера ещё не знали литья, медные предметы обрабатывались ковкой. Керамика афанасьевской культуры разнообразна по размерам и форме. Преобладали высокие остродонные сосуды с ёлочным орнаментом. Узор наносился затупленной палочкой или гребенчатым штампом. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с традиционными для неолитической Сибири сетевым рыболовством и охотой, получили развитие скотоводство и в меньшей степени земледелие. Находки костей домашних животных в могилах и культурном слое поселений свидетельствуют, что афанасьевцы разводили коров, лошадей, овец. Комплексное хозяйство позволило им жить оседло, в постоянных жилищах.

Несмотря на наличие металлических украшений, орудия были каменными. Посуду делали из глины и дерева. Глиняная посуда разнообразная: в основном, это яйцевидные горшки ёмкостью от 1,5 до 3 литров. Горшки зарывали в землю, и пища варилась жаром костра. Среди сосудов встречаются и большие, ёмкостью до 200 литров. Покойников хоронили вкурганах. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.

Происхождение и этническая принадлежность: Предположительно культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями древнеямной культуры, ассимилировавшими местное население. Сменилась карасукской и окуневской культурами. Наследниками афанасьевцев были племена тагарской культуры, дожившей до III в. до н. э.[3], по другой версии, тагарцы были скифами, а потомки афанасьевцев — тохарами, которых именно скифы-тагарцы вытеснили в Синьцзян. Большинство исследователей ассоциируют афанасьевскую культуру с (прото-)тохарами.


 


Информация о работе История населения Евразии в эпоху раннего бронзового века