История попечительства и посещения тюрем в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

История посещения тюрем в России восходит к началу XIX века. Тогда по инициативе членов Лондонского тюремного общества, прибывших в Россию, и тогдашнего министра духовных дел и просвещения князя Александра Николаевича Голицына начало создаваться Попечительское о тюрьмах общество. Создание его растянулось на долгих пять лет. Стартовало оно в 1816 году, когда князь Голицын и его лондонские коллеги обследовали два десятка российских тюрем.

Вложенные файлы: 1 файл

0_hfile_199_1.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

История попечительства и посещения тюрем в России

А.Бабушкин

История посещения тюрем в России восходит к началу XIX века. Тогда  по инициативе членов Лондонского тюремного  общества, прибывших в Россию, и  тогдашнего министра духовных дел и  просвещения князя Александра Николаевича Голицына начало создаваться Попечительское о тюрьмах общество. Создание его растянулось на долгих пять лет. Стартовало оно в 1816 году, когда князь Голицын и его лондонские коллеги обследовали два десятка российских тюрем. Окончательно общество сформировалось в 1821 году под эгидой Императора Александра I: высочайшим указом был утвержден устав общества и образованы его руководящие органы.

До  начала XIX века проблемы посещения тюрем, как таковой, в России не существовало. Вплоть до екатерининских времен казенным питанием заключенные не обеспечивались, и находящиеся в следственных тюрьмах и в других видах тюрем просто выводились на площадь, связывались или сковывались по три человека и под присмотром надсмотрщика собирали деньги себе на пропитание. Любой человек имел возможность с ними пообщаться, поговорить, спросить их об условиях отбывания наказания. Такой порядок был запрещен Екатериной. Но окончательно этот вид кормежки узников был ликвидирован при Александре I.

В момент создания Попечительского о тюрьмах общества перед властями стояли примерно те же самые проблемы, что и сегодня: нехватка зданий, переполнение, антисанитария, жестокость тюремщиков, отсутствие школ, изношенность оборудования, крайняя жестокость применяемых спецсредств. Известно, например, что каждое третье заболевание в тюрьме было связано с воспалительными процессами после использования всевозможных колодок, наручников и прочего. Естественно, перед инициаторами создания Общества встал вопрос о гуманизации тюремной системы.

Надо  сказать, что Попечительское о тюрьмах  общество по тогдашней традиции носило общественно-государственный характер. Первым президентом этого общества стал сам Александр Голицын, вторым его президентом был оберполицмейстер Петербурга, третьим ? министр юстиции России. Хотя во главе попечительских обществ стояли официальные лица, их членами были лица частные ? крупные предприниматели, священнослужители, писатели, общественные деятели и т.п.

Со  временем попечительские о тюрьмах  общества приобрели достаточно мощную и разветвленную структуру. Просуществовали общества до 1893 года, потом их преобразовали в тюремно-благотворительные комитеты, большинство функций у них было изъято и они стали чем-то вроде сегодняшних попечительских структур. До 1893 года на попечительские о тюрьмах общества были возложены следующие задачи: организация здравоохранения в тюрьмах, организация духовного окормления, распределение гуманитарной помощи, организация материально-вещевого снабжения, организация школ и т.д. По сути дела эти общественно-государственные структуры взяли на себя значительную часть функций тюремной администрации. К слову сказать, сегодня у нас, в 150 миллионной России, Главное управление исполнения наказания имеет штат почти тысячу человек. А в начале ХХ века в 180 миллионной России штат центрального аппарата Главного тюремного управления составлял всего 160 человек. Как мы видим, численность госаппарата была невелика, и помощь общественности была крайне существенна.

Структура попечительских обществ в XIX веке была такой: Председатель (или несколько сопредседателей), директор и члены общества. Директоров обычно было от 20 до 30 человек. Система их назначения была достаточно сложной. Часть директоров назначалась председателем, часть ? Императором (в губерниях ? местным градоначальником или губернатором), часть назначалась местными думами, часть избиралась от сословий. Фактически, в директорате были представлены все слои общества. Членами же Общества становились только те люди, которые вносили деньги. Был статус пожизненного почетного члена, им мог стать человек, который внес не менее тысячи рублей. Те, кто вносил более 500 рублей, становились просто почетными членами, человек, который нашел возможность внести более 10 рублей записывался обыкновенным членом. Правда, через три года ему надо было вносить следующие 10 рублей, иначе членство в Обществе прекращалось.

К 1829 году в Петербурге и Москве Попечительские о тюрьмах общества имели две  автономных структуры. Было Общество как  таковое, и был еще Дамский  Комитет общества, который занимался женщинами-заключенными. Дамский комитет имел совершенно отдельную структуру, и если покровителем Общества являлся Император, то покровителем петербургского Дамского Комитета, например, в 20-е годы ХХ века была Императрица.

В структуре тюремного управления в России был так называемый смотритель, в 1813 году его заменили на директора, который фактически выполнял функции нынешнего начальника тюрьмы. Это был человек, который руководил всей режимной и оперативной деятельностью. И были попечители ? люди, на которых лежали воспитательные, духовные, культурно-просветительские и отчасти финансово-хозяйственные функции. Уже после смерти Александра I, в 1835 году, функции попечительских обществ были еще более расширены. Один из попечителей назначался главой местной власти (как правило, губернатором), второго попечителя назначало Попечительское о тюрьмах общество.

С самых первых дней своего существования  основным направлением деятельности Общества было посещение тюрем. Именно после  первого отчета о посещении тюрем в 1819 году Александр I окончательно запретил сбор денег на содержание заключенных на площадях городов. Результатом отчета о посещении тюрем 1825 года было запрещение передачи спиртных напитков (до этого в тюрьмы можно было передавать спиртное ? вино и водку). Также по результатам посещений в 1829 году было принято решение о том, что вся гуманитарная помощь, предназначенная не для конкретного заключенного, а для помощи всем в целом, будет распределяться только через Попечительское о тюрьмах общество, а не через администрацию. Теперь частные лица не могли просто так передать свои пожертвования в тюрьму, они могли это делать только через Общество.

В 1865 году благодаря усилиям Общества было запрещено пеше-маятниковое  этапирование. Главная смертность была тогда не в тюрьмах, а на этапах. Самыми массовыми (около половины всего тюремного населения) пенитенциарными учреждениями в России были исправительно-арестантские отделения, позже преобразованные в исправительно-арестантские роты. Смертность в этих учреждениях была не очень большой, потому что этапирование производилось на 500-700 верст. Из тех же, кто шел в каторжные тюрьмы, каждый четвертый умирал в этапе. Почему? Потому что они шли три дня подряд, ночевали, где придется. Только на третий день был нормальный ночлег. Каторжники во время этапа были скованы друг с другом: в шеренгах колонны ? по три человека, левоидущие в строю ? по пять человек. Если кто-то из них умирал, у начальника этапной партии не было даже ключа от замка, чтобы умершего убрать. Так они этого умершего и тащили с собой. Эта система просуществовала до 1865 года и благодаря усилиям попечительского общества была прекращена.

Следует заметить, что российское государство  в тот момент переживало сложный  экономический период: после отмены крепостного права начались массовые разорения. Но под очень мощным давлением общественности государство, увеличив в 25 раз расходы на этапирование, нашло возможным перевозить заключенных по железным дорогам и по водным путям. Например, каторжников, отправляемых в Сибирь, переправляли по Каме. Одними из первых пассажиров железных дорог, в тот момент довольно привилегированного вида транспорта, стали именно заключенные.

Между Попечительским о тюрьмах обществом  и властью было очень много  конфликтов, что отчасти связано с полугосударственным характером самого Общества. Из-за подобных конфликтов был снят в 1824 году князь Александр Голицын. Пришел на заседание общества в Петербурге обер-полицмейстер Петербурга и занял место председательствующего. Вот таким мощным было давление полицейского лобби, что император вынужден был освободить Голицына от этой должности, и хотя он остался почетным Председателем общества, его фактическим руководителем стал обер-полицмейстер Санкт-Петербурга.

До 1879 года в России не было единого тюремного управления, было 15 ведомств, которым подчинялись тюрьмы. Например, у Сената, который имел право осудить человека, была собственная тюрьма прямо в подвале. Осужденный там сидел, и никто, кроме самого Сената, не мог пересмотреть этот приговор. Местные тюрьмы были подчинены губернаторам. В 1879 году создается главное тюремное управление, большинство тюрем переходит в его ведение, и с этого времени деятельность Попечительских о тюрьмах обществ постепенно сворачивается. И это несмотря на все то, что эти Общества сделали. Например, именно Попечительские о тюрьмах общества создали школы в тюрьмах. Это был несомненный успех, за 80 лет деятельности обществ школы удалось создать повсюду.

Тем не менее, деятельность Обществ  была оценена негативно, и в 1893 году они были преобразованы в Тюремные благотворительные комитеты. Точнее, Попечительские общества формально сохранились, но лишились большинства своих полномочий. Тюремно-благотворительные комитеты занимались только вопросами материальной помощи заключенным. И все же, в России до 1917 года тюрьмы были открыты для общественности. К осужденному всегда мог прийти представитель сельской общины, городского или местного сообщества, к которому он относился, так же как и священник или представитель его прихода. Почему? Потому что одним из видов освобождения в тот момент было освобождение под поручительство прихода или общины. Например, член общины отбывал наказание где-нибудь в Канской тюрьме, но по ходатайству общин перед Императором этого осужденного освобождали и передавали на поруки общине. И до 1917 года посещение тюрем носило самый массовый и широкий характер.

Ситуация меняется после революции, несмотря на то, что тогда были созданы так называемые Распределительные комиссии. Эти Комиссии объединяли в своих рядах начальника тюрьмы, педагога, директора местной школы, руководителя местного клуба, тюремного учителя, руководителя оперативной части и т.д. Сохранилась и общественно-государственная структура, куда входили представители общественных организаций. Но Распределительные комиссии были жестко централизованы и имели очень узкие функции. В основном они решали вопросы по досрочному освобождению осужденного.

Распределительные комиссии просуществовали  до 1924 года, после чего были окончательно ликвидированы. В 1919 году в некоторых  Распределительных комиссиях были созданы Наблюдательные комиссии, функцией которых был контроль за пенитенциарными  учреждениями. До 1917 года Наблюдательные комиссии тоже существовали и являлись одной из структур Попечительских обществ. Члены Комиссии приходили, осматривали заключенных на предмет заболеваний, беседовали с ними, выясняли их намерения с трудоустройством после освобождения, сносились с теми общинами, где эти люди раньше жили. Кроме того, эти комиссии контролировали материальное обеспечение заключенных. Тогда Наблюдательные комиссии не были связаны с властью. Они выбирались из случайных лиц, в основном, из местных дворян, людей, имевших свободное время.

История посещения тюрем в России закончилась в 1918-1919 гг., потому что  ни о каком реальном влиянии общественности на положение заключенных после  этого периода не могло быть и  речи. После революции Наблюдательные комиссии формировались в основном из представителей общественных организаций: профсоюзов, комсомола, партийной организации. Их функции также были изменены. Осталось то же самое название, но они стали заниматься изучением вопросов, связанных со степенью исправления осужденного. Члены Комиссии беседовали с заключенным и давали свою оценку: можно человека освобождать или нет. До 1926 года освобождение осуществлялось самими Наблюдательными комиссиями, даже без участия администрации. С 1919 года Наблюдательные комиссии несколько раз реформировались. Были периоды времени, когда они имели очень широкие полномочия. В 40-е годы, например, они занимались организацией образования, наблюдали за медицинской помощью. В начале 50-х годов Наблюдательные комиссии были фактически ликвидированы.

Мне хотелось бы отметить еще несколько  существенных моментов столетней истории  посещения тюрем в России ? с  начала XIX по начало XX века. Во-первых, огромную роль в тюремных делах, в области  исполнения уголовного наказания играли государственно-общественные структуры. Во-вторых, не было закрытых от общества сфер, любая проблема, даже связанная с охраной заключенных, с режимными вопросами, была открыта для общественности. Третья особенность ? активнейшее участие религиозных деятелей. В состав Попечительских о тюрьмах обществ обязательно входили представители церкви, священники и миряне, которые занимались религиозным просвещением заключенных. Четвертая особенность заключалась в том, что несмотря на свой государственно-общественный характер, попечители не стеснялись критиковать государство. Критика государства была достаточно резкой. Как следует из отчетов главного тюремного управления, только в 80-е годы под давлением общественности, посещающей тюрьмы, было отменено 15 циркуляров. Например, был отменен циркуляр, предусматривающий в качестве иных возможностей наказания телесное воздействие на человека. До 1914 года телесное воздействие в качестве уголовного наказания было в нашей стране разрешено. А в тюрьме телесное воздействие на человека в качестве дисциплинарного наказания было запрещено в 1880-е годы под влиянием общественности.

И еще одна особенность. Тюремная система  учитывала национальную специфику. Например, у казачьего населения  была своя пенитенциарная система, контролируемая государством, но относительно независимая. Кроме того, посещение тюрем разрешалось не только представителям господствующей национальности, господствующей религии, но и иноверцам, инородцам и т.п., то есть демократизм в отношении прав меньшинств был достаточно высоким.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Федеральный закон «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» от 7 июля 1995 г.

 

2.  Комментарии к Федеральному  закону Российской Федерации  «О благотворительной деятельности  и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 г.

 

3.  Полное собрание законов  Российской Империи. Собр. 3. Т. 26. 27469. Например, Декрет СНК от 20. 02. 20 об упразднении Союза инвададов  войны и труда — СУ. 1920. №  11. Ст. 72; Постановление Наркомата  Государственного Призрения от 12.12.1917 г. - СУ. 1917. № 11. Ст. 165; а также СУ. 1918. № 13. ст. 193. № 16. Ст. 28 и 227; № 56. Ст. 688

 

4.  Андреев В.С. Право социального  обеспечения в СССР. М., 1987 г.

 

5.  Антология социальной работы. ТТ.1-3. М. Сварогъ. 1994-95 г.

 

6.  Аронов А.А. Золотой век  русского меценатства. Москва.1995 г.

Информация о работе История попечительства и посещения тюрем в России