История проникновения христианства на Северном Кавказе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:56, реферат

Краткое описание

История религии так же долга, как и путь человека. Это тайны нашего внутреннего мира, нашей души, где рядом уживаются счастье и горе, любовь и ненависть, доброта и жестокость. И ещё – вера и надежда, которые не покидают человека в самые трудные, а порой безнадёжные мгновения жизни. Религия-это наш спутник с первой минуты жизни и до конца. Не зная её, даже заядлому атеисту трудно оценить пути, которые прошло в своём развитии человечество. Но всё же горько признавать, что многие люди, считая себя глубоко верующими, абсолютно не знают своей религии. Вот почему для меня так важна исследовательская работа под названием «Становление христианства на Северном Кавказе».

Вложенные файлы: 1 файл

История Христианства на Северном Кавказе.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение.

История религии так же долга, как и путь человека. Это тайны нашего внутреннего мира, нашей души, где рядом уживаются счастье и горе, любовь и ненависть, доброта и жестокость. И ещё – вера и надежда, которые не покидают человека в самые трудные, а порой безнадёжные мгновения жизни. Религия-это наш спутник с первой минуты жизни и до конца. Не зная её, даже заядлому атеисту трудно оценить пути, которые прошло в своём развитии человечество. Но всё же горько признавать, что многие люди, считая себя глубоко верующими, абсолютно не знают своей религии. Вот почему для меня так важна исследовательская работа под названием «Становление христианства на Северном Кавказе». Я желаю, как можно больше узнать о своей религии, как можно лучше понять и глубже прочувствовать религию, которую исповедовали мои родители, мои бабушки и дедушки. Для меня важно понять, почему религия даёт такой мощный толчок человеческой жизни и духовному развитию, потому, что, безусловно, без религии, без веры немыслимы нравственное развитие, укрепление сил добра в борьбе со злом, любовь к своей родине, к своей культуре и истории.

Но есть ещё одна причина, которой обоснован выбор моей темы. В современном мире, за последнее время резко усилился натиск исламской веры, и многие христиане, забыв о своей исконной религии, принимают ислам. Вне всякого сомнения, какой бы странной и чужой не казалась нам та или иная религия, каждая достойна уважения и внимания, но непростительно предавать свою исконную веру. Кроме того, я глубоко убеждена в том, что христианство, за весь исторический ход развития мировых религии, не раз доказало своё идейное и моральное превосходство над исламом. Ведь пройдя за минувшие столетия через множество тяжёлых испытаний, христианство по-прежнему крепко и незыблемо.

 

1. Христианство на Северном Кавказе по письменным источникам.

Северный Кавказ - одна из древнейших колыбелей христианства в России. Первые семена были занесены сюда ещё в первом веке, благодаря апостольской деятельности святых Андрея Первозванного и Симона Кананита в причерноморских греческих колониях Кавказа. Отсюда христианство проникло и в среду заселявших Северный Кавказ адыгов (черкесов). По церковному преданию святой апостол Андрей в сороковом году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов. Апостол Андрей Первозванный также вёл христианскую проповедь в Скифии по северо-восточному и восточному побережью Чёрного моря. Другой автор начала 5 века, пишет: А Симон и Андрей отправились в Соланию (Аланию) и по обращению там многих жителей в христианство они отправились в Севастополис (Сухуми). Оставив там Симона Кананита, Андрей Первозданный ушёл в Зикхию. Зикхи до сих пор наполовину неверующие. Они хотели убить Андрея, но увидя его кротость, убожество и сподвижничество, оставили своё намерение.

Это же сказание имеется и в более поздних трудах Праксейса, а так же в грузинских хрониках. Грузинское «Житие» апостола Андрея сообщает о нём: «Андрей с Симоном отправились в землю осетинцев. Там многих обратили они в христианскую веру и оттуда направил он свои стопы в Абхазию, а затем в Севасте (Сухуми). Блаженный Андрей оставил в сем городе Симона Кананита с прочими учениками, а сам отправился в землю джигетов. Обитатели этой страны джиги не приняли проповеди апостола, а искали всякий случай умертвить его. Апостол Андрей вынужден был удалиться, оставив джигетов в неверии.

Таким образом, по всем указанным источникам, Андрей Первозванный был первым, кто возвестил Слово Божие в горах Кавказа.

Ещё раньше мнение о распространении евреями христианства на Кавказе высказал П.Услар: «Согласно церковным преданиям апостол Андрей и Симон Кананит проповедовали Слово Божие на Кавказском берегу Чёрного моря, а Ворфоломей и Фаддей - в Армении. Предание это не подлежит историческому разбору, потому, что не возможно доказать, что апостол Андрей посетил Абхазию, как и то, что он посетил Киев. Мы можем остановиться лишь на том убеждении, что уже в первом веке христианской веры много христиан находилось в Грузии и Армении, преимущественно же между тамошними евреями. П.Услар, изучая сведения о судьбах пленных евреев в Палестине, приходит к выводу, что значительна часть их была поселена в Закавказье. Об этом свидетельствует множество появившихся преданий. Этим же объясняется и тот факт, что хазары, кочевавшие вблизи Кавказа, приняли иудейский закон. Кавказские евреи очень тесно поддерживали отношения с Палестиной и очень быстро узнали о пришествии Мессии и Христовом учении. После того, как господь наш Иисус Христос, пострадал на кресте, христианское вероучение стало быстро распространяться среди евреев Закавказья, проникнув затем в коренное население Грузии, Армении, Дагестана. В то время заметную роль в распространении христианства начинает играть Грузия. Впоследствии ей удалось подчинить себе часть адыгов в церковном отношении.

В 858г. император Михаил Третий направил в Хазарию для проповедования Евангелия преподобных Кирилла и Мефодия. Благодаря религиозной веротерпимости хазар, христианство здесь глубоко пустило свои корни. Тут была основана христианская община. Влияние Русской Православной Церкви началось практически сразу же после крещения Руси в 988 году.

Не остались вне влияния христианства и аланы-древние предки осетин. Алан крестил греческий миссионер епископ Евфимии. Кроме греков в распространении христианства у алан занимали и грузинские миссионеры. Особенно значительный вклад в дело христианского просвещения в Осетии внесла царица Тамара.

В восемнадцатом веке Северный Кавказ подвергся монгольскому нашествию. Черкесы, аланы и другие горские народности попали под власть завоевателей, которые пытались насильственно распространить ислам. В конце четырнадцатого века Тамерлан осуществил опустошительное нашествие на Северный Кавказ огнём и мечом расправляясь со всеми, кто отказывался принять мусульманство. Однако горцы долго и упорно защищали свою веру.

Начиная от проповеди апостола Андрея Первозванного в 40-м году от Рождества Христова, христианство в течение многих веков пробивало себе дорогу в ущельях Кавказа. Наряду с письменными источниками, сохранившиеся в большом числе древние христианские археологические памятники Северного Кавказа воссоздают перед нами славные страницы его церковной старины.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Древнехристианские археологические памятники.

В 1829 году командующий войсками Кавказской линии и Черномории генерал Эмануэль снаряжает по своей личной инициативе экспедицию для изучения храмов на Северном Кавказе. Их осмотр и описание он поручает известному архитектору Иосифу Бернардации. К сожалению, ему удаётся осмотреть и зарисовать лишь Сентинский и Хумаринский храмы. Вернувшись, Бернардацци представляет генералу отчёт о своей поездке с чертежами и рисунками церквей. Сам искусный зодчий поражается замечательной архитектурой храмов и их удивительной прочностью. Его восхищают сохранившие живость своих красок фрески Сентинского храма. Он признаёт храм византийским и относит его сооружение ко времени Константина Великого.

Экспедиция 1829 года по изучению христианских археологических памятников была первой. Впрочем, древние храмы начинают привлекать учёных гораздо раньше, и это не удивительно.

В 1829 году, как уже говорилось, снаряжается первая российская экспедиция. Её организатор, генерал Эмануэль начинает думать о возможности открытия храмом в верховьях Кубани. Он первым доносит министру внутренних дел графу Закревскому о хорошей сохранности церквей, полагая необходимым восстановить одну из них, построив для её зашиты военное укрепление. Но к сожалению военная обстановка не позволила преступить к восстановлению церквей. И лишь в 1882 году известный кубанский исследователь Е. Д. Филицин составил археологическую карту Кубани, на которую внёс все известные к тому времени археологические памятники. Особенно много их обнаружил Фелицин в окрестностях станицы Сторожевой. По его мнению, сохранившиеся на Кубани остатки каменных башен, развалины колоний и древнего укрепления у Хумаринской крепости носят следы генуэзского происхождения.

Вместе с Фелициным в 1892 году в этом районе побывал археолог Г. Куликовский. Он разыскал в ущелье реки Большой Зеленчук знаменитую надмогильную плиты с аланской надписью, впервые обнаруженную В. Струковым в 1888 году и расшифрованную затем учёным В. Ф. Миллером.

Другой крупный археолог - Сысоев - делает в 1895 году подробное описание уже всех храмов этого региона. Сентинский храм он относит к центральному поселению всей округи. На основании византийского стиля его архитектуры. В районе Сентинского храма Сысоев нашел развалины двух других небольших вероучению адыгов, алан, и других древних обитателей Северного Кавказа. Христианство не только прививало им более высокие, христианских часовен. Одна находилась на горе Кала-Сырты, другая же стояла на вершине соседней горы и было разобрана местными жителями на устройство для загонов скота. В стенах одной из них был обнаружен большой камень с высеченным на нём изображением креста. Сысоев составил детальный обзор всех археологических памятников по течению рек Теберды и Кубани. Он первым подвёл итоги археологических исследований в этом районе.

В 1899 году по поручению Археологической комиссии Сентинский храм описал художник И. Владимиров. «Некоторые развалины ещё поныне поражают удивительной правильностью пропорции, прочностью постройки, а также яркостью и стильностью фресок и стенной росписи».

Эти архитектурные особенности храмов, их высокий художественный уровень-несомненный результат греческой культуры. В Сентинском храме было до 50 хорошо сохранившихся фресок с греческими надписями. К сожалению, при его реставрации монахини уничтожили в нём притвор, после чего древний памятник утратил свой колорит.

Для восстановления храмов горцы использовали их как загоны для скота. Стены и потолки были черны от копоти разжигаемых в церквах костров. Реставрированный Сентинский храм был увенчан вызолоченным платом и крестом, внутри церкви поставлен иконостас, а вблизи храма водружена небольшая звонница.

Ещё один уникальный археологический памятник Северного Кавказа – древний город Маджара (на месте которого находится современный город Прикумск). Судьба этого города необычайно интересна. Посетивший его полковник Гербер составил рисунок сохранившихся, правда, в полуразрушенном состоянии, городских строений. Находки на развалинах металлических крестов, употребляемых в православных храмах, надгробных плит с изображением креста, говорят о том, что и здесь некогда пустило корни христианское учение.

Очень богат своими археологическими памятниками Таманский полуостров – один из древнейших очагов христианства на Северном Кавказе. В стенах старинной Покровской церкви в Тамани были вделаны мраморные плиты на греческом языке и крестом. Здесь же был найден знаменитый «тмутараканский камень».

Этот камень – один из памятников княжения в Тмутаракани Глеба. При нём был основан вблизи нынешней станицы Ахтанивовской на высоком выступе, омываемом лиманом, храм в Бориса и Глеба. Таманский полуостров, несомненно, ещё хранит много тайн, связанных с историей его честь святых христианизацией.

Кроме научно - исторической ценности, древние памятники служат блестящим подтверждением огромного культурного и морального христианства, оказанного в древние времена на народы Северного Кавказа. Камни древнехристианских храмов, особенности их архитектурного стиля, фресковая роспись, надписи на надгробиях рассказывают о благотворном влиянии передовой византийской культуры на приобщение к христианскому гуманистические моральные принципы, но и обогащало их более высокой моральной культурой, что находило отражение в архитектуре зданий, живописи, церковной музыке, зарождении зачатков письменности и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Пережитки христианства  в верованиях горцев.

Разгоревшаяся в середине века на Северном Кавказе борьба между исламом и христианством отразилась и на религиозных представлениях горцев. Для них был характерен синкретизм – смешение верований языческих, мусульманских и христианских. Это было особенно распространенно среди горцев северного Кавказа, потому, что Кавказ давно служил «этнической шахматной доской» народов, несущих со своей культурой и свои верования, которые в то время часто служили основным выражением духовной культуры людей. С другой стороны, труднодоступность многих районов также способствовало сохранению прежних верований и последовательному смешению их. Едва одно-два поколения успевали усвоить новую веру, проникнуться её духовными основами, как новая кровопролитная стычка загоняла отдельные племена в глубокие ущелья, где отрезанные потомки этого племени теряли воспринятое их отцами и дедами вероучение, сохраняя только внешние черты обрядов.

В таких условиях угасали черты христианского гуманизма и определялись воинские черты горских народов. Этой постоянной борьбой и объясняется проникновение в среду православных горцев исламизма, заимствованного у их новых завоевателей-магометан. Взамен христианского гуманнейшего света распространялись проповедь фатализма, непримиримости, жесточайшей борьбы с неверными и благославление насилия над ними

Борьба между христианством и исламом привела горцев к возврату к древним суевериям. Они часто приносили богоугодные жертвы под сенью священных деревьев, привязывая к их сучьям кресты. Во время молитвы зажигали свечи, курили ладан и клали земные поклоны, соблюдая воспринятые с христианством обряды. Все без исключения горцы почитали христианских святых.

Информация о работе История проникновения христианства на Северном Кавказе