История создания собора, структура и состав, легенды собора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:27, реферат

Краткое описание

Актуальность выбора данной темы заключается в необходимости исследования русской культуры наследия. Выбор темы обусловлен большим интересом к данному архитектурному объекту с исторической и декоративной точки зрения.
Этот собор является одним из самых знаменитых памятников древнерусского зодчества, уже в XVI веке он восхищал путешественников из Европы и гостей Москвы, а для россиян является символом национального характера и отечественной истории.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………….2
1.История создания……………………………………………………………..3
2.Структура и состав собора Покрова Богородицы……………...10
3.Легенды собора……………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

История русского исскуства.docx

— 381.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………….2

 

1.История создания……………………………………………………………..3

 

2.Структура и состав  собора Покрова Богородицы……………...10

 

3.Легенды собора……………………………………………………………….12

 

Заключение……………………………………………………………………….15

 

Список литературы…………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбора данной темы заключается в необходимости  исследования русской культуры наследия. Выбор темы обусловлен большим интересом  к данному архитектурному объекту  с исторической и декоративной точки  зрения. 

Этот собор является одним  из самых знаменитых памятников древнерусского зодчества, уже в XVI веке он восхищал путешественников из Европы и гостей Москвы, а для россиян является символом национального характера  и отечественной истории.

Официально сооружение носит  совсем иное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, однако более известен под именем храма Василия Блаженного, которое было дано строению обычными москвичами сразу после возведения. Это православный собор, расположенный на Красной площади в Китай-городе, в Москве, его яркие купола можно увидеть не только на многочисленных открытках и фотографиях, но и в некоторых фильмах, действие которых происходит в российской столице, в частности «Елки-2», «Тариф Новогодний», «Фантом», а в киноленте «Жизнь после людей» показано, как выглядел бы Василий Блаженный через 125 лет после исчезновения человеческой цивилизации.

Именно Покровский собор  в Москве стал образцом при возведении Храма Воскресения Христова (более  известен как Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. Этот собор был достроен в 1907 году в память об императоре Александре Втором и имеет много общего с московским.

Собор Спас на Крови, Санкт-Петербург

1.История создания.

История собора насчитывает  уже более 450 лет — решение о его возведении было принято Иваном Грозным в 1554 году. Первоначально, в 1552 на месте собора была возведена церковь в честь победы русских войск в долгой войне за покорение Астраханского и Казанского ханства. Этот храм был освящен в честь Святой Троицы, именно поэтому еще в XVII веке новый собор назывался Троицким.

Через два года Иван Грозный  повелел возвести на месте небольшого храма более крупный собор, в  честь Покрова Богородицы с приделами, каждый из которых прославлял бы победу над татарами. Среди горожан он именовался как Покрова на Рву, так как был построен рядом с довольно глубоким рвом, который проходил вдоль всей восточной стены Кремля.

Строительство собора велось с 1555 по 1561 годы, а в 1588 году к основному  сооружению была пристроена церковь  Василия Блаженного, для ее устройства в северо-восточной части храма  были заложены высокие арочные проемы. Эта новая церковь в архитектурном  отношении представляла собой самостоятельный  храм со своим отдельным входом и  крыльцом.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым  днем, и грядущее Царствие Небесное - Царство "осьмого века" (или "осьмое царство"), которое наступит после Второго Пришествия Христа - после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость  и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его  четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного  Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют  проповедь Евангелий на четыре стороны  света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, - символизирует  всю христианскую Церковь как  путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой  Богородицы - Владычицы Церкви и  Царицы Небесной: в православной иконографии  Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова.

Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в  основу архитектурного собора - главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.

При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор  совсем небольшой. Во время службы там  могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время  больших церковных праздников совершались  богослужения, она вся заполнялась  народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного  Храма под открытым небом. Идейная  композиция Красной площади, где  храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной  проблемы - создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет  храма, а "есть только Престол Его"). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном - Лобное место, наосом - само пространство площади, входом - Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.

В конце XVI века были оформлены  уникальные фигурные главы собора — первоначально использовалось золотое покрытие, сильно пострадавшее во время очередного московского пожара.

Гравюра XVI века, изображающая службу у храма Василия Блаженного

Уже во второй половине XVII века во внешний облик собора были внесены  существенные изменения, так, окружавшая верхние церкви открытая галерея-гульбище была перекрыта сводом, а над широкими белокаменными лестницами возвели  крыльца, главным украшение которых  стали шатры.

Тогда же внутренняя и внешняя  галереи, парапеты и площадки крылец были расписаны растительным, вернее, травным орнаментом. Все эти изменения  были завершены только в 1683 году, информация об этом содержится в керамических изразцах, украсивших фасад храма.

Пожары, столь часто становившиеся  настоящим бедствием в деревянной Москве, причиняли большой вред и  собору Покрова Богородицы, потому уже с конца XVI века в нем регулярно  проводились ремонтные работы. В 1737 году архитектор Иван Мичурин проводил работы по восстановлению храма после  сильнейшего «Троицкого пожара», по велению Екатерины Второй в 1784-1786 годах под руководством Ивана Яковлева снова была осуществлена реконструкция интерьеров и фасадов собора. Затем в 1900-1912 года новую реставрацию храма провел архитектор Соловьев.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского  беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. "А если бы его - р-раз!.." - и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: "Лазарь! Поставь на место!.."

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского - мученика и подвижника русской культуры. Когда  ему приказали готовить храм к  сносу, он наотрез отказался и  пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о  том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал  перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это  подействовало. Сталина действительно  что-то остановило - решение о сносе  было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

В ноябре 1990 года в храме  прошло первое всенощное бдение и  литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В  престольный праздник Покрова 13-14 октября  здесь совершается служба. Потрясающее  впечатление от горящих в нем  свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей...

 

В 1918 году московский собор  Покрова Богородицы стал одним из первых памятников культуры, которые  были взяты под государственную  охрану, в качестве памятника мирового и национального значения. Именно с этого момента прерывается история Василия Блаженного как православного храма — он постепенно становится одним из самых известных музеев столицы.

В 20-е годы собор находился  в самом плачевном состоянии — текла крыша, были выбиты окна, многие ценные иконы оказались утеряны. В 1923 году было решено создать в храме историко-архитектурный музей, его первым заведующим стал Е.И. Силин, тогда же начал комплектоваться музейный фонд.

В 1928 году «Покровский собор» (уже в качестве обычного исторического  и архитектурного памятника) стал одним  из филиалов Государственного исторического  музея. В следующем году были сняты  колокола собора и полностью запрещены  богослужения. Интересно, что реставрационные  работы в храме ведутся с 20-х  годов практически непрерывно — обновляется интерьер или фасад то одного, то другого предела, однако он всегда открыт для посетителей. Единственный раз, когда музей закрыли полностью — во время Великой Отечественной войны. В 1947 году, к празднованию 800-летия Москвы собор снова распахнул опять двери перед москвичами и гостями столицы.

В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В 1991 году храм Василия Блаженного снова был возвращен Русской православной церкви и хотя он остается филиалом Государственного исторического музея, а также входит в Список объектов Всемирного наследия, составленный ЮНЕСКО, в нем, как и сотни лет назад, проводятся богослужения, а Музей и православная церковь совместно осуществляют управление комплексом.

Воссозданную фасадную икону "Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными" на южной стене колокольни Покровского собора сегодня презентовали сотрудники храма-музея. Окончание работ приурочено к 450-летнему юбилею завершения строительства комплекса, больше известного как храм Василия Блаженного.

Уникальный образ, написанный на деревянной доске в  технике масляной живописи, находился  под открытым небом более 200 лет, с 1780 года. Как рассказала заведующая филиалом Исторического музея Покровский храм Татьяна Сарычева, после последней  реставрации 2007 года специалисты решили, что икона не может больше находиться на улице. Долгое миг на стене колокольни был белый квадрат внутри лепной рамы, которая ещё датируется концом ХVШ века. После реставрации икону в целях сохранности поместили в экспозицию музея.

"Мы продолжительно  думали, каким образом воссоздать  образ, воссоздающий исторический  вид колокольни. Было много предложений,  мы пытались изготовить это  и на баннере, и шелкографией", - рассказала Сарычева, слова которой приводит ИТАР-ТАСС. Решение пришло, когда в прошлом году были открыты иконы на Спасской и Никольской башнях. "Мы последовали их примеру и с помощью сетки рабицы отступили от стены колокольни, нанесли на нее штукатурный слой и выполнили копию фасадной иконы современными акриловыми красками", - сообщила Сарычева. Практически вчера были завершены работы над иконой и демонтированы леса.

"Воссозданная  икона "Покров Пресвятой Богородицы  с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными" не только возвращает неподдельный исторический облик колокольни, мы также получили ещё один святой образ, связанный с покровительством нашего собора. Для сотрудников собора это очень важно", - заключила она.

13 октября первый  викарий Патриарха Московского  и всея Руси архиепископ Арсений  освятит икону. На торжественном  чине освящении будут кроме  того присутствовать руководство  компании "РЖД" и благотворительного  фонда "Транссоюз", при содействии которых были осуществлены работы.

Покровский собор - это  действующие музей и церковь, выдающийся монумент русской истории  и культуры, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

2.Структура и состав собора Покрова Богородицы

Яркий, сразу притягивающий  взгляд собор Василия Блаженного славится своими уникальными куполами, среди который невозможно отыскать не только одинаковые, но даже просто похожие. На самом деле куполов в храме одиннадцать, все они имеют свои названия:

Информация о работе История создания собора, структура и состав, легенды собора