История туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 08:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: изучить туризм на современном этапе и его перспективы.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме
2. -Проанализировать полученную информацию, обобщить и систематизировать ее
3. Изучение туризма на современном этапе;
4. Изучение перспектив туризма.

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 163.92 Кб (Скачать файл)

Введение

Туризм вошел в XXI век  как самый стабильно развивающийся  сектор экономики, серьезно влияющий на социально – экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.  Особенных успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло в четыре раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов.  Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.  Индустрия туризма – это отрасль экономики, которая имеет благородную цель – развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.  Сфера туризма – давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм – важное и относительно новое направление развития экономики.  В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.  Следовательно, перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма. 

Цель контрольной работы: изучить туризм на современном этапе  и его перспективы.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме
  2. -Проанализировать полученную информацию, обобщить и систематизировать ее
  3. Изучение туризма на современном этапе;
  4. Изучение перспектив туризма.

Предметом данной работы является туризм.

Объектом работы является туризм на современном этапе и  его перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Международный туризм

Международный туризм выступает  в качестве важного фактора регионального  развития, стимулируя освоение пустынных  местностей, брошенных земель, отсталых и депрессивных районов, экстремальных  территорий.

Во многих случаях международный  туризм выступает как отрасль - субститут, замещающая отсталые, отжившие свой век  виды промышленного и сельскохозяйственного  производства. При этом предприятия  старых отраслей специализации часто  превращаются в своеобразный туристический  ресурс, который «работает» уже по-другому  и приносит доход. Так, например, обстоит  дело во многих местностях зарубежной Европы, где экскурсантам демонстрируются  старые соляные и угольные шахты, ныне превращенные в музеи под  землей или под открытым небом.

В России, огромной по площади  и разнообразию природных условий  стране, туристические ресурсы используются недостаточно. По мнению автора, причина  этого кроется наряду с прочими  проблемами в не решенных до конца  отношениях собственности, носящих  пока во многом декларативный характер. В России нельзя купить остров и  сделать из него престижный курорт, как это осуществил австрийский  предприниматель П. Купелвайзер, приобретя  архипелаг Бриони в Адриатическом  море в XIX в.

Для поднятия теряющего население  российского села может быть эффективно развитие популярного в настоящее  время за рубежом аграрного туризма, а также охоты и рыбалки  в экологически чистых местностях.

В условиях наличия необъятных просторов девственной природы  перспективным для нашей страны может стать развитие очень популярного  сегодня в мире экологического туризма1.

Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для  приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Перспективы туризма на современном  этапе

В 1991 г. средний доход  от одного иностранного гражданина при 7-дневном туре составил 430 долл. США. Поэтому прогнозировалось, что к 2005 г. доходы от иностранного туризма в целом по РФ составят 4250 млн. долл. США, а по Москве — 2385 млн. долл. США в ценах 1991 г.

Что касается поездок  граждан России за рубеж, то в 2005 г. их количество возросло до 15,9 млн., что  составило 10% от прогнозируемой Госкомстатом СССР численности населения РФ (в  США в 1991 г. число выехавших за границу граждан составило 16% всего  населения, а по СНГ аналогичный  показатель составлял всего 3,8%).

Но чтобы добиться подобных показателей, была разработана  специальная стратегия развития туризма в Москве, согласно которой  прогнозируемый поток туристов нуждался в обеспечении достаточными материально-техническими и трудовыми ресурсами: гостиничной базой, предприятиями общественного питания, транспортными средствами, предприятиями досуга и развлечений, спортивными сооружениями, предприятиями торговли, выставочными площадями и сооружениями для проведения конференций, съездов, симпозиумов, продуктами питания высокого качества. Кроме того, необходима высокоразвитая городская инфраструктура, коммунальные услуги, аэропорты, дороги, парки, музеи, здания, театры и т.д2.

Немаловажное значение для приема иностранных туристов имеет и подготовка кадров на уровне, соответствующем городским стандартам, организация рекламы и пропаганды города как туристского центра, обеспечение надежной безопасности туристов и правового регулирования в области туризма, а также развитие средних и мелких туристских и гостиничных предприятий.

Наибольшее развитие до 2005 г. получили следующие виды туризма:

- деловой, включая  конгрессный и интенсив-туризм;

- культурно-познавательный;

-  по интересам (посещение театров, музеев, фестивалей искусств, спортивных мероприятий);

- религиозный.

При этом одним из наиболее перспективных и высокоприбыльных сегментов рынка был назван конгрессный туризм3. Около 20 % деловых людей в мире путешествуют с целью участия в различных конгрессах и конференциях. В Москве для этих целей необходимо построить хотя бы один конгресс-центр. Например, в Сингапуре и Барселоне действует около десятка конгресс-центров, в Лондоне их расположено пять и т. п.

Исходя из концепции  развития предполагалась реорганизация  управления туризмом, создание системы  государственных органов различных уровней. Международный опыт показал необходимость создания так называемого фонда туризма, как в рамках города, так и в масштабах страны. Фонд должен формироваться за счет налогов, взимаемых с предприятий, занятых в сфере туризма, а также налога за проживание и использования в целях развития индустрии туризма. Именно за счет фонда должна финансироваться пропаганда города и создание его имиджа, защита и охрана окружающей среды и культурно-исторических памятников; разработка планов, проектов и программ, организация различных конкурсов; повышение квалификации.

Статистика выездов в 1990-е гг. приведена в таблице 4.5.

 

 

  

 

Исходя из этих данных, очевидно, что прогноз на состояние  на 1997 г. в определенной степени оправдывает  себя. Если считать, что население  России в конце 1990-х гг. составляло около 140 млн. чел., то в 1997 г. за рубеж  выехало 7,9% россиян, что, конечно, почти  в 20 раз выше, чем это было в  СССР, но в то же время заметим, что  это данные до 1998 г., когда из-за кризиса  произошел обвал в туристской индустрии. При этом надо отметить, что многие россияне никогда не были за границей, в то время как значительный процент из российских туристов составляют «новые русские», многократно бывающие за границей. В настоящее время из-за сильной поляризации общества невозможно сказать, что «среднестатистический житель России» (так как такового не существует) мог бы выезжать за рубеж 1 раз в 10 лет.

Эти данные косвенно характеризуют состояние нашей  экономики, находящейся в глубочайшем кризисе, что, в свою очередь, ведет к обнищанию основной массы населения, чей прожиточный уровень ниже черты бедности. Перед подавляющим большинством россиян вопросы зарубежного туризма просто не встают.

Неадекватно доходам  граждан выросли транспортные тарифы. А если учесть российские расстояния, то становится очевидным, что все  большее развитие будет приобретать  региональный туризм, так как перемещение  на дальние расстояния становится все  более недоступной роскошью.

Некоторые виды товаров  и услуг по стоимости сравнялись со среднемировыми, в то время как  доход большинства россиян меньше, скажем, среднеевропейского в 20-80 раз.

К менее важной причине  расхождения реальных показателей  по туризму с прогнозируемыми  можно отнести некоторые ограничения в выезде за рубеж, связанные по профилю работы некоторых граждан с ознакомлением с государственной тайной4.

Каково же состояние  и перспективы развития рынка  услуг предприятий питания на примере Москвы? По состоянию на середину 2000 г. в столице функционировало около 6000 предприятий питания (общедоступной сети) более чем на 170000 посадочных мест. Это составляет 45 мест на одного жителя Москвы (норматив 22 посадочных места). За два года — с 1998 г. — число посадочных мест увеличилось на 22%. В основном это общедоступные предприятия питания — рестораны и бары высокого класса, кафе и предприятия быстрого обслуживания.

Московским правительством была разработана Программа развития общественного питания на 1998 — 2005 гг. Этой программой предусматривается:

-  открытие предприятий за счет нового строительства и использования нежилых помещений;

- реконструкция  и модернизация предприятий общественного  питания;

- развитие системы  быстрого обслуживания;

- развитие трактиров;

- развитие специализированных  предприятий питания;

- организация питания  малоимущих слоев населения;

-  обустройство Московской кольцевой автодороги (МКАД) предприятиями сервисной структуры, включая торговые комплексы с предприятиями питания.

Каковы же прогнозы развития туризма в мире?

Предположительно, темпы международного туризма в  период до 2010 г. будут несколько снижаться. К 2005 г. они будут на уровне 4,4% в  год, а в следующее пятилетие  — порядка 4,3%.

Замедляться будет  и рост выездного туризма из стран  Европы и Средиземноморья, в то время  как в странах Юго-Восточной  Азии аналогичных процессов происходить  не будет.

Увеличится доля межрегиональных (на дальние расстояния) поездок. Если к 1995 г. она составляла 15%, то к 2010 г. увеличится до 25%. В первую очередь это объясняется совершенствованием и ростом безопасности индустрии туризма.

К 2020 г. ведущим туристическим  направлением мира станет Китай, а следующими по популярности станут США, Испания  и Гонконг (как самостоятельное  от Китая направление).

К 2020 г. количество международных туристских прибытий превысит уровень 1995 г. в 3 раза и составит 1,6 млрд. человек.

Лидерами выездного  туризма к 2020 г. станут Германия, Япония, США, Китай и Великобритания. При этом российский выездной туризм будет где-то на уровне 30 млн. человек, что ниже, чем в Великобритании более чем в 3 раза, а Германии — в 5,5 раз.

К наиболее популярным видам туризма к 2020 г. можно будет  отнести: приключенческий, экологический, культурно-познавательный, тематический, а также круизы.

Время, которое люди выделяют на свой отдых, будет сокращаться, поэтому туристы будут искать туристский продукт, дающий максимум удовольствий в минимальный отрезок времени. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные направления международного туризма в России

Горнолыжный спорт  и туризм.

Крупнейшие горнолыжные базы расположены  на Кавказе - в Приэльбрусье (Кабардино-Балкарская республика) и Карачаево-Черкесской республике. На горы Эльбрус и Чегет  уже более 40 лет съезжаются и спортсмены, и туристы. Не так давно к ним  добавились еще и сноубордеры. Рядом  с Чегетом, у северного подножия Главного Кавказского хребта, в самой  южной части Карачаево-Черкессии, окруженная плотным кольцом гор, находится Домбайская долина. Российские горнолыжные курорты активно  развиваются: на них устанавливаются  австрийские и итальянские подъемники, открываются отели, появляются новые  трассы. Не так давно проявился  интерес к новому виду горнолыжного отдыха - ски-турам, своего рода "гибриду" между лыжным и горнолыжным туризмом. Он предусматривает подъем на гору без подъемника, а затем спуск. Такие туры предлагаются на Кавказе, Хибинах и на Алтае и подходят тем, кому уже наскучили ухоженные  склоны и кто хочет расширить  свои горнолыжные возможности. Фирмы  обеспечивают туристов специальным  снаряжением5.

Информация о работе История туризма