Источники римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.
Последнее обстоятельство явилось основанием необходимости изучения римского частного права современными юристами, для которых римское право стало бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней.

Содержание

Введение 3
§ 1. Понятие и виды источников права 4
§ 2. Понятие обычая и обычное право 5
§ 3. Законы
3.1 Законы VII Таблиц 6
3.2 Законы республиканского Рима 7
3.3 Lex и плебесциты 8
3.4 Сенатус-консульты 9
3.5 Конституции императоров 9
§ 4. Эдикты магистратов. Право цивильное и право преторское 10
4.1 Дуализм Римского права 10
4.2 Эдикты магистратов 11
4.3 Кодификация эдиктов 11
§ 5.Значение римской юриспруденции для формирования и развития права 12
§ 6. Кодификация римского права 14
6.1 Первая кодификация 14
6.2 Кодификация Юстиниана 15
6.3 Хронология кодифицированных работ 15
Заключение 19
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

римское право для Егора.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение 3

§ 1. Понятие и виды источников права   4

§ 2. Понятие обычая и обычное  право    5

§ 3. Законы

3.1 Законы VII Таблиц 6

3.2 Законы республиканского Рима 7

3.3 Lex и плебесциты 8

3.4 Сенатус-консульты 9

3.5 Конституции императоров 9

§ 4. Эдикты магистратов. Право  цивильное и право преторское 10

4.1 Дуализм Римского права 10

4.2 Эдикты магистратов 11

4.3 Кодификация эдиктов 11

§ 5.Значение римской юриспруденции для формирования и развития права 12

§ 6. Кодификация  римского права 14

6.1 Первая кодификация 14

6.2 Кодификация Юстиниана 15

6.3 Хронология  кодифицированных работ 15

Заключение 19

Список литературы 21

 

Введение

 

Как известно, Рим  трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую  римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.

 Последнее  обстоятельство явилось основанием необходимости изучения римского частного права современными юристами, для которых римское право стало бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней.

 Римское  право, писали К.Маркс и Ф.Энгельс, есть "частное право в его классическом выражении"1.

 

§ 1. Понятие и  виды источников права

 

 В литературе  термин "источник права" употребляется  в разных значениях:

 как источник  содержания права, источник в  материальном значении. К нему относятся материальные условия жизни общества. В рабовладельческом Риме - это рабовладельческие производственные отношения, поскольку римское право является правом рабовладельческого эксплуататорского государства;

 как способ, форма образования, фиксирования норм права, юридическая форма права. К юридическим источникам римского права относились: обычное право; законы (в республиканский период - постановления народных собраний, позднее - плебейских сходок - плебесциты; в эпоху принципата - постановления Сената, сенатус-консульты; в более поздний период и период домината - конституции императоров); эдикты магистратов; деятельность юристов (юриспруденция);

 как источник  познания права.

 Источником  знаний о римском праве являются  юридические памятники и произведения римских юристов. Например, Свод Юстиниана (VI в.) дошел до нас в более поздних рукописях, но первый Кодекс Юстиниана (529 г.) не сохранился, до нас дошла лишь вторая редакция (534 г.) в рукописях XI-XII вв. Не сохранились Законы XII Таблиц - они были реконструированы по цитатам и пересказам, сохранившимся в произведениях римских юристов. Единственным сочинением классического периода, дошедшим до нас почти полностью, являются Институции Гая (провинциальный профессор, известный только по имени) и т.д.

 К источникам  познания римского права относятся  памятники римской литературы, историков  (Тит Ливий, Тацит, Авл Гелий  и др.), римских ораторов (знаменитый  Цицерон, I в. н.э.), философа Сенеки.

 Надписи  на дереве, камне, бронзе, на стенах  построек, раскопки города Помпеи, засыпанной лавой при извержении Везувия в 79 г. н.э., папирусы (например, папирус с эдиктом Антония Каракаллы, 212 г. н.э., о предоставлении прав римского гражданства всем подданным Римской империи), нумизматика (изучение монет) и т.д. - все это также источники познания римского права.

 Еще в  одном значении термин "источник" употребил римский историк Тит  Ливий, назвав Законы XII Таблиц "источником  всего публичного и частного  права".2

 

 

 § 2. Понятие обычая и обычное право

 

 Ульпиан делит все право на писаное и неписаное, к которому относится обычное право.

 Обычай является  древнейшим источником обычного  права. Повторяющееся и типичное  в повседневном социальном поведении  фиксируется членами общества  как правильное, обязательное, нормальное поведение. Вырабатываются одинаковые правила общения, которые передаются из поколения в поколение, - то, что римляне называли "заветами предков" (mores maiorum). Хранителями этих обычаев в Риме становились понтифики (жрецы). Будучи признаны государством, обычаи становятся обычным правом. Законы XII Таблиц были, по существу, кодификацией обычаев. Ульпиан, например, пишет, что недееспособность расточителя предусматривалась XII Таблицами, но уже прежде была введена обычаями. В отношении того, что возникло в обычной практике гражданского оборота после XII Таблиц, римские юристы уже говорили не как об обычаях предков, а как об институтах ius gentium (например, литтеральные контракты на рубеже III-II вв. до н.э.).

 Более поздние  обычаи (I в. до н.э.) обозначаются уже новым термином - consuetudo. Теперь уже обычай выступает как источник обновления ius civile.

 Наиболее  часто в источниках классического  права встречаются местные обычаи (mos regiоnis), что связано с применением  местного права в провинциях.

 Обратимся к высказываниям самих римских юристов об обычаях. Ульпиан определял обычное право как молчаливое согласие народа, оформившееся в долгом привычном поведении. По значению римские юристы приравнивали обычай к закону. "Давний обычай небезосновательно соблюдается как закон, и это является правом, которое называют установленным обычаями (moribus). Ибо, раз сами законы обязывают нас лишь по той причине, что они приняты по повелению народа... и то, что народ утвердил без письменной формы, обязывает всех; ведь какая разница, выразил народ свою волю голосованием или самими делами и поступками" (Д. 1.3.32.1) *(8). А некоторые юристы (Павел) придавали обычаю даже больший авторитет, чем закону. "Это право пользуется даже большим авторитетом, раз оно настолько одобрено, что не было необходимости придавать ему письменную форму" (Д. 1.3.36).

 В постклассическую  эпоху обычай приравнивается  к закону, если только он не  противоречит здравому смыслу  и закону. Применение обычаев  предписывалось в тех делах, в отношении которых нет возможности пользоваться писаными законами (Д. 1.3.32).

 Таким образом,  обычаями называются выработанные  в процессе повседневного социального  общения правила поведения, длительно  применяемые и передающиеся из  поколение в поколение. За обычаем признавалась юридическая сила, если он не противоречил закону, постоянно и длительно применялся, выражал разумную потребность в правовом регулировании ситуации. По мере укрепления государства и усиления его законодательной деятельности обычай, оставаясь источником обычного права, уступает первое место закону.

 

§ 3. Законы

 

 Писаное  право (ius scriptum), как указано в  римских источниках, состоит из  законов, решений плебса, решений  Сената, постановлений императоров,  эдиктов должностных лиц и из ответов (responsa) юристов.

 Главным  источником римского права является  закон (lex).

 

3.1 Законы VII Таблиц

 

Основной вехой  становления римского законодательства были Законы VII Таблиц, принятые в V в. до н.э.

 Период писаного  права начался в Риме после того, как плебеи в упорной борьбе с патрициями добились записи обычаев, применяемых в государстве. Так были созданы Законы XII Таблиц. Для этого была создана комиссия из трех членов, которая отправилась в Грецию изучать законы Солона. По возвращении в Риме был упразднен консулат и избраны десять человек, которые в течение 451 г. до н.э. написали 10 Таблиц и вынесли их на одобрение центуриатных комиций. На следующий год новые децемвиры вынесли на одобрение народа еще две таблицы. Так возникли Законы XII Таблиц (lex duodecem tabularum), которые представляли собой очень важную кодификацию римского цивильного права. Законы были записаны и выставлены на форуме на деревянных (по некоторым сведениям - медных, и даже слоновых досках), которые погибли и до нас не дошли, но были позднее реконструированы. Положения Законов охватили все важнейшие сферы юридической практики: О вызове в суд (Табл. I); О вершении исков (Табл. II); О долговом рабстве (Табл. III); О порядке манципации при сделках (Табл. IV); О завещании и семейных делах (Табл. V), О пользовании земельным участком (Табл. VI); О воровстве (Табл. VII); О личном оскорблении-обиде (Табл. VIII); Об уголовных наказаниях (Табл. IX); О публичных делах в городе (Табл. XI); О неиспрашивании привилегий (Табл. XII).

 Цицерон так преувеличенно возвышенно отзывался о Законах XII Таблиц: "Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов Двенадцати Таблиц весом своего авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов. Закон - это то, что народ повелел и постановил".

 

3.2 Законы  республиканского Рима

 

В республиканском  Риме законодательным органом были народные собрания (комиции). Принятие закона проходило несколько стадий. Сначала компетентный магистрат вырабатывал письменный проект закона и вносил его в народное собрание. Народное собрание могло принять или отвергнуть проект целиком, не имея права его обсуждать. Наконец, предложенный магистратом и принятый народом закон одобрялся Сенатом.

 Римские  законы получали наименование по их инициаторам (например, Закон Петелия, иногда по двум именам консулов - Закон Лициния - Секстия).

 Закон состоял  из трех частей:

1) введение (praescriptio), где указывались наименование  закона, дата принятия народным  собранием, обстоятельства издания;

2) текст закона (rogatio);

3) последствия  его нарушения и ответственность  нарушителя (санкция).

 В зависимости  от санкции различали четыре  вида законов:

1) совершенные  (leges perfectae), в которых в качестве  последствий нарушения предписаний  закона устанавливалась недействительность запрещенных актов, но никаких других невыгодных последствий не устанавливалось. Например, если завещание было составлено вопреки требованиям закона (скажем, не назначен наследник), оно считалось недействительным, "ненаписанным";

2) не вполне  совершенные (leges minus guam perfectae), в качестве  санкции за их нарушение - наказание,  штраф. Закон Фурия о завещаниях  первой половины II в. до н.э.  запрещал принимать отказы (легаты) по завещанию свыше 1000 ассов  и наказывал нарушителя штрафом в четырехкратном размере;

3) несовершенные  (leges imperfectae), которые вовсе не имели  санкции. Например, Закон Цинция, 204 г. до н.э., запрещал дарение  стоимостью выше определенной (она  неизвестна) суммы;

4) более чем  совершенные (leges plus guam perfectae), которые объявляли юридически недействительным деяние, запрещенное правом, и налагали наказание на нарушителя. У Ульпиана, который предложил эту классификацию, четвертый вид не упоминается, его называют средневековые юристы, основываясь на ряде римских законов.

 Большинство  известных римских законов принадлежит  к несовершенным либо менее  совершенным законам.

 

3.3 Lex и плебесциты

 

Со временем сложились два подвида римских законов республиканского периода: lex в собственном смысле слова как постановления народного собрания, т.е. всего народа, и плебесциты - постановления только плебейских собраний.

 Постдецемвиральные  законы (принятые после XII Таблиц) никогда не были кодифицированы, хотя это собирались сделать  Помпей Великий и Юлий Цезарь. Однако Законы XII Таблиц остались единственной официальной кодификацией законодательства республиканского периода.

 Плебесциты - решения плебейских собраний - изначально  были обязательны только для  плебса. Как пишет в своих Институциях  Гай: "Некогда патриции утверждали, что плебесциты не налагают на них обязательств, раз они издаются без их одобрения" (Гай, 1.3) *(9). Однако по Закону Гортензия (III в до н.э.) они стали обязательны для всего народа, подобно leges populi. Плебесциты, таким образом, отличались от других законов лишь по форме принятия, совпадая по всем существенным характеристикам.

 

3.4 Сенатус-консульты

 

 Сенатус-консульты - постановления сената (SC). Гай так определил сенатус-консульты: "Постановление Сената - это то, что Сенат повелел и постановил, оно имеет силу закона, хотя об этом спорили". До начала II в. н.э. SC не имели силы закона, о чем мы имеем указания в Дигестах, и поэтому не участвовали в формировании ius civile непосредственно. В эпоху принципата нормотворческая власть Сената возрастает, поскольку народные собрания (комиции) пришли в упадок.

 Широко известен SC Македония, запрещавший сделки  займа с подвластными сыновьями.  Он был издан в связи с  тем, что некий Македоний, будучи  подвластным и заняв деньги, убил своего отца, чтобы расплатиться с долгом.

SC Тертулиана  устанавливл наследственные права  матери на имущество сына. SC Орфициана  (178 г. н.э.) вводил законное наследование  детей после матери.

 С начала II в. постановления Сената часто  сопровождаются предварительной речью принцепса. Постепенно постановления Сената исчезают как самостоятельная форма права.

 

3.5 Конституции  императоров

 

 Конституции императоров. Принцепс (лат. princeps - первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.

 Различалось  несколько видов императорских  конституций:

 эдикты - нормы  общего действия. Они выставлялись  на побеленных деревянных досках  у резиденции принцепса;

 декреты  - судебные решения, обычно в  ответ на апелляцию на решения  судов низших инстанций;

 рескрипты  - ответы на запросы должностных  и частных лиц;

 мандаты  - общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления.

 С императора  Константина ведущую роль начинают  играть эдикты, которые рассматриваются  как нормы общего действия (leges generales). В этот период именно  конституции (leges) становятся основой для принятия судебных решений, а к мнениям юристов (ius) прибегают лишь при отсутствии закона.

 

Информация о работе Источники римского права