Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 19:57, курсовая работа
Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества и представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и Древнем мире в целом. Право античного Рима по уровню развития законодательства и правовой мысли того времени не имело аналогов в мире. Современники называли римское право ratio scripta - «писание разумом», подчеркивая этим, точность формулировок, высокий уровень юридической формы, конкретность и практичность норм частного римского права, которые стали основой современного гражданского, коммерческого и торгового права.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…….
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА………………………….......8
2. ПОНЯТИЕ ОБЫЧАЯ И ОБЫЧНОЕ ПРАВО……………………………….10
3. ЗАКОНЫ………………………………………………………………………11
3.1. Законы VII Таблиц……………………………………………………………
3.2. Законы республиканского Рима……………………………………………..
3.3. Lex и плебесциты……………………………………………………………..
3.4. Сенатус-консульты……………………………………………………………
3.5. Конституции императоров……………………………………………………
4. ЭДИКТЫ МАГИСТРАТОВ. ПРАВО ЦИВИЛЬНОЕ И ПРАВО ПРЕТОРСКОЕ……………………………………………………………………
4.1. Дуализм Римского права…………………………………………………….
4.2. Эдикты магистратов………………………………………………………….
4.3. Кодификация эдиктов………………………………………………………..
5. ЗНАЧЕНИЕ РИМСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВА……………………………………………………................
6. КОДИФИКАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА……………………………………..
6.1. Первая кодификация…………………………………………………………
6.2. Кодификация Юстиниана……………………………………………………
6.3. Хронология кодифицированных работ……………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………....40
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА
Исполнитель
Кострома
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА………………………….......8
2. ПОНЯТИЕ ОБЫЧАЯ И ОБЫЧНОЕ ПРАВО……………………………….10
3. ЗАКОНЫ………………………………………………………………
3.1. Законы VII Таблиц……………………………………………………………
3.2. Законы республиканского Рима……………………………………………..
3.3. Lex и плебесциты……………………………………………………
3.4. Сенатус-консульты…………………………………
3.5. Конституции императоров…………………………………………………
4. ЭДИКТЫ МАГИСТРАТОВ. ПРАВО ЦИВИЛЬНОЕ
И ПРАВО ПРЕТОРСКОЕ……………………………………………………
4.1. Дуализм Римского права…………………………………………………….
4.2. Эдикты магистратов…………………………………………………
4.3. Кодификация эдиктов………………………………………………………..
5. ЗНАЧЕНИЕ РИМСКОЙ
6. КОДИФИКАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА…………
6.1. Первая кодификация…………………………………………………
6.2. Кодификация Юстиниана……………………………………………………
6.3. Хронология кодифицированных работ……………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………....40
Введение
Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества и представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и Древнем мире в целом. Право античного Рима по уровню развития законодательства и правовой мысли того времени не имело аналогов в мире. Современники называли римское право ratio scripta - «писание разумом», подчеркивая этим, точность формулировок, высокий уровень юридической формы, конкретность и практичность норм частного римского права, которые стали основой современного гражданского, коммерческого и торгового права. История римского права хотя и связана с историей государства, однако, имеет собственную логику, которая задана развитием имущественных и личных прав римских граждан в процессе экономической, социальной и политической эволюции.
Римское право отличается, прежде всего, необыкновенно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования.
На базе римскою права, отличавшегося большой разработанностью, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.
Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.
Последнее обстоятельство явилось основанием необходимости изучения римского частного права современными юристами, для которых римское право стало бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней.
Римское право, писали К.Маркс и Ф.Энгельс, есть "частное право в его классическом выражении" ¹.
¹ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 412.
1. Понятие и виды источников права
В литературе термин "источник права" употребляется в разных значениях:
- как источник содержания права, источник в материальном значении. К нему относятся материальные условия жизни общества. В рабовладельческом Риме - это рабовладельческие производственные отношения, поскольку римское право является правом рабовладельческого эксплуататорского государства;
- как способ, форма образования, фиксирования норм права, юридическая форма права. К юридическим источникам римского права относились: обычное право; законы (в республиканский период - постановления народных собраний, позднее - плебейских сходок - плебесциты; в эпоху принципата - постановления Сената, сенатус-консульты; в более поздний период и период домината - конституции императоров); эдикты магистратов; деятельность юристов (юриспруденция);
- как источник познания права.
Источником знаний о римском праве являются юридические памятники и произведения римских юристов. Например, Свод Юстиниана (VI в.) дошел до нас в более поздних рукописях, но первый Кодекс Юстиниана (529 г.) не сохранился, до нас дошла лишь вторая редакция (534 г.) в рукописях XI-XII вв. Не сохранились Законы XII Таблиц - они были реконструированы по цитатам и пересказам, сохранившимся в произведениях римских юристов. Единственным сочинением классического периода, дошедшим до нас почти полностью, являются Институции Гая (провинциальный профессор, известный только по имени) и т.д. К источникам познания римского права относятся памятники римской литературы, историков (Тит Ливий, Тацит, Авл Гелий и др.), римских ораторов (знаменитый Цицерон, I в. н.э.), философа Сенеки.
Надписи на дереве, камне, бронзе, на стенах построек, раскопки города Помпеи, засыпанной лавой при извержении Везувия в 79 г. н.э., папирусы (например, папирус с эдиктом Антония Каракаллы, 212 г. н.э., о предоставлении прав римского гражданства всем подданным Римской империи), нумизматика (изучение монет) и т.д. - все это также источники познания римского права.
Еще в одном значении термин "источник" употребил римский историк Тит Ливий, назвав Законы XII Таблиц "источником всего публичного и частного права" ².
____________________________
² Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. М., 2004. С. 17.
2. Понятие обычая и обычное право
Ульпиан делит все право на писаное и неписаное, к которому относится обычное право.
Обычай является древнейшим источником обычного права. Повторяющееся и типичное в повседневном социальном поведении фиксируется членами общества как правильное, обязательное, нормальное поведение. Вырабатываются одинаковые правила общения, которые передаются из поколения в поколение, - то, что римляне называли "заветами предков" (mores maiorum). Хранителями этих обычаев в Риме становились понтифики (жрецы). Будучи признаны государством, обычаи становятся обычным правом. Законы XII Таблиц были, по существу, кодификацией обычаев. Ульпиан, например, пишет, что недееспособность расточителя предусматривалась XII Таблицами, но уже прежде была введена обычаями. В отношении того, что возникло в обычной практике гражданского оборота после XII Таблиц, римские юристы уже говорили не как об обычаях предков, а как об институтах ius gentium (например, литтеральные контракты на рубеже III-II вв. до н.э.).
Более поздние обычаи (I в. до н.э.) обозначаются уже новым термином - consuetudo. Теперь уже обычай выступает как источник обновления ius civile.
Наиболее часто в источниках классического права встречаются местные обычаи (mos regiоnis), что связано с применением местного права в провинциях. Обратимся к высказываниям самих римских юристов об обычаях. Ульпиан определял обычное право как молчаливое согласие народа, оформившееся в долгом привычном поведении. По значению римские юристы приравнивали обычай к закону. "Давний обычай небезосновательно соблюдается как закон, и это является правом, которое называют установленным обычаями (moribus). Ибо, раз сами законы обязывают нас лишь по той причине, что они приняты по повелению народа... и то, что народ утвердил без письменной формы, обязывает всех; ведь какая разница, выразил народ свою волю голосованием или самими делами и поступками" (Д. 1.3.32.1) *(8). А некоторые юристы (Павел) придавали обычаю даже больший авторитет, чем закону. "Это право пользуется даже большим авторитетом, раз оно настолько одобрено, что не было необходимости придавать ему письменную форму" (Д. 1.3.36).
В постклассическую эпоху обычай приравнивается к закону, если только он не противоречит здравому смыслу и закону. Применение обычаев предписывалось в тех делах, в отношении которых нет возможности пользоваться писаными законами (Д. 1.3.32).
Таким образом, обычаями называются выработанные в процессе повседневного социального общения правила поведения, длительно применяемые и передающиеся из поколения в поколение. За обычаем признавалась юридическая сила, если он не противоречил закону, постоянно и длительно применялся, выражал разумную потребность в правовом регулировании ситуации. По мере укрепления государства и усиления его законодательной деятельности обычай, оставаясь источником обычного права, уступает первое место закону.
3. Законы
Писаное право (ius scriptum), как указано в римских источниках, состоит из законов, решений плебса, решений Сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов (responsa) юристов.
Главным источником римского права является закон (lex).
3.1 Законы VII Таблиц
Основной вехой становления римского законодательства были Законы VII Таблиц, принятые в V в. до н.э. Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. Вышколенные долговременной традицией в казуистике сакрального права, понтифики перенесли свою способность анализировать и разделять в область светских отношений, и, несомненно, наложили свой логический отпечаток на весь характер древнеримской интерпретации.
Не являясь в историческое время ни магистратами, ни судьями, от которых непосредственно зависело решение спорного дела, понтифики тем не менее сохранили все значение сведущей в вопросах права корпорации, от которой всегда могли получить компетентный совет и частные лица и судьи.
В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм (fas), связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм (ius), связанных с деятельностью или с санкцией римского государства. Тем не менее понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, а совершение отдельных юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала (клятвы и т.д.).
Накопившийся в течение многих поколений опыт постепенно фиксировался в понтификальных записях, которые являлись, таким образом, зародышем юридической литературы. Но эти комментарии, равно как и другие дела коллегии были закрыты для непосвященных. Заботясь о сохранении своего влияния (а может быть и связанных с этим материальных выгод), понтифики ревностно оберегали эту тайну.
Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей (leges regiae). Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Туллия.
Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистраты и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев ³.
Вообще составление и издание кодекса, известного под названием Законы XII таблиц совпало с началом республиканского правления. Согласно показаниям римских писателей, историю возникновения этого важного памятника напрямую связывают с борьбой плебеев и патрициев.
Одной из причин недовольства плебеев патрициями в начале периода республики была неясность действующего обычного права. Применение права находилось в то время исключительно в руках патрицианских магистратов, и эта неясность права открывала возможность для всяких злоупотреблений со стороны этих последних. Поэтому первой потребностью плебеев было установить действующее право в форме ясных писаных законов.