СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Зарождение и распространение
фашистской идеологии …………6
Глава 2. Приход фашистской партии
к власти ……………………………..11
Заключение …………………………………………………………………….22
Список источников и литературы
……………………………………………24
Введение
XX век был не только временем
грандиозных взлетов человеческой
мысли и духа, но также и
временем глубоких падений. Наиболее
темные страницы истории XX века
связаны с понятиями «тоталитаризм»
и «фашизм».
Начинается XXI век, которому предстоит
осмыслить динамичное развитие человечества
в период фантастических достижений в
области науки и техники, бурных социальных
изменений, противоречий и контрастов,
мировых войн и революций, век стремительного
развития демократии и ошеломляющих воображение
тоталитарных режимов век возникновения
массовой культуры. Все это представляет
большой интерес для исследователей в
самых разных сферах знания.
Одним из наиболее болезненных воспоминаний
человечества, печальнейшей страницей
истории, безусловно, останется фашизм.
Социальное, политическое, духовное явление.
Фашизм продемонстрировал «черную сторону»
человеческой натуры, заставил задуматься
человека над собственной сущностью, над
поставленными целями и средствами их
достижения. Утвердившаяся в общественном
сознании начала XX века мысль о том, что
жестокость и вероломство - это черта «остальных»,
«слаборазвитых» народов, не имеющих представления
об этических приоритетах цивилизованного
европейца, оказалась отчаянным заблуждением.
Один из наиболее парадоксальных и варварских
конструктов, фашизм, возник в «сердце»
человеческой цивилизации – в Италии
и оказался причиной массовой гибели многих
миллионов людей и крупнейшей за всю историю
войны. Сущность этого явления определяли
расизм, агрессия, массовый террор, отрицание
истории и современности, социальная демагогия.
В начале XXI столетия мы неоднократно
сталкивались и сталкиваемся с проблемой
необходимости дать политическую и правовую
оценку тому или иному движению, с целью
определения его принадлежности к фашизму.
Таким образом, изучение темы фашизма,
вновь возрастает, поскольку научные выводы
становятся актуальны и востребованы
современностью.
Фашизм, как явление, как историческое
событие, обладает значительной зловещей
потенциальной силой, не исчерпавшей своего
влияния на современность. Фашизм обретает
черты символа зла, что обогатило представления
о зле. В настоящее время символ фашизма
становится значительно многообразнее
самого явления, что приводит к размежеванию
существующего символического представления
с самим явлением. Символ фашизма как символ
зла, вне всякого сомнения, будет присутствовать
в обыденном сознании еще достаточно продолжительное
время.
Целью нашего исследования
станет изучение образования и приход
к власти фашистской партии в Италии. Хронологические
рамки – 1918 – 1922 гг. (вплоть до «похода
на Рим»).
Задачи ставим следующие для
реализации данной цели:
- во-первых, изучить причины
зарождения и распространения фашистской
идеологии;
- во-вторых, проследить путь
прихода к власти фашистской партии.
Большое значение для написания
работы имели такие источники, как работы
деятелей коммунистического движения
Италии – А. Грамши и П. Тольятти. А. Грамши
еще в 1921 году дал характеристику фашизму
в своей статье «Две разновидности фашизма»,
напечатанной в «Ордине нуово».1 Однако необходимо отметить,
что статья эта – непосредственная реакция
на современные автору события, и в этом
ее преимущества (непосредственные свидетельства)
и недостатки (согласно известной пословице
– «лицом к лицу лица не увидать», то есть
ряд факторов становятся ясны только по
прошествии определенного времени).
«Лекции о фашизме» П. Тольятти2 - также чрезвычайно интересный
источник. В них он дает развернутую характеристику
фашизма как с точки зрения общемировой
проблемы, так и с точки зрения проблемы
непосредственно Италии.
Для исследования был использован
также ряд литературы.
Среди обобщающих работ назовем
«История Италии» под редакцией С. И. Дорофеева.3 В ней в общих чертах, в качестве
одной из глав, рассматриваются проблемы
возникновения и развития фашистского
движения.
Определенные сведения можно
почерпнуть из «Истории фашизма в Западной
Европе»,4 в которой Италия рассматривается
как одна из стран; внимания ей уделяется
меньше, чем Германии.
Непосредственно изучаемому
нами вопросу посвящены следующие монографии
Б. Р. Лопухова: «История фашистского режима
в Италии»5 и «Фашизм и рабочее движение
в Италии».6
Кроме того, были использована
литература, посвященна лидеру фашистского
движения в Италии – Бенито Муссолини
(«Бенито Муссолини: Новые факты. Редкие
документы. Уникальные фотографии» (1999)7, Смит Д. М. «Муссолини» (1995),8 Хибберт К. «Бенито Муссолини»
(1996)9). Это новые книги, 90-х годов,
и они лишены идеологических штампов марксизма-ленинизма
о отличие от тех, что были рассмотрены
выше.
Глава 1. Зарождение и распространение
фашистской идеологии
Фашистская организация была
создана Муссолини 23 марта 1919 года. Само
слово «фашизм» происходит от итальянского
слова fascio (пучок, связка, союз)10 Организация, созданная Муссолини,
называлась «Фашо ди Комбатименто» (Союз
борьбы).11
Вначале она насчитывала всего
несколько десятков человек. Постепенно
она стала расширяться, главным образом
за счет бывших фронтовиков: сочетание
яростного национализма с социальной
демагогией было характерно для всей деятельности
фашистской организации.
Настроения довольно большой
части бывших фронтовиков имели общую
специфику и особенности. В их сознании
тесно сочетались националистические
и революционные лозунги той эпохи: «Нас
предали» Союзники надругались над кровью,
пролитой итальянцами в войне!», - такого
рода настроения, питаемые шовинистической
пропагандой, переплетались со стремлением
к социальным переменам, выливались в
смутные лозунги «спасения нации», «укрепления
ее достоинства», «обеспечения героям
окопов возможности воспользоваться революционными
плодами войны».12
Все это предопределяет переход
части бывших фронтовиков, в основном
выходцев из мелкобуржуазных слоев населения,
на позиции фашизма с его националистическими
и социальными лозунгами.
Мелкобуржуазность фашистов
отмечалась А. Грамши: «Родившиеся сразу
же после войны «боевые фаши» имели такой
же мелкобуржуазный характер, как и различные
организации бывших фронтовиков, возникшие
в это время».13
После войны многие фронтовики,
разочаровавшиеся в войне, особенно политически
малограмотные и склонные во всех бедах
винить парламент и демократию, а также
стремившиеся военизировать гражданскую
жизнь, организуют отряды «ардити» (смельчаков).
Бенито Муссолини подыгрывал им, утверждая:
«Я всегда был уверен в том, что для спасения
Италии надо расстрелять несколько десятков
депутатов. Я верю, что парламент – бубонная
чума, отравляющая кровь нации. Ее нужно
истребить».14
Одним из пунктов Учредительной
декларации фашистов было требование
об аннексии Фиуме и Далмации. Впоследствии
это требование уже не сходило со страниц
центрального печатного органа фашистов
газеты «Пополо д’Италиа». Одновременно
фашисты выступили с демагогическими
лозунгами по вопросам внутренней, в первую
очередь социально-экономической, политики.
Они объявили себя сторонниками
всеобщих выборов, восьмичасового рабочего
дня, участия рабочих в техническом руководстве
предприятиями, единовременного прогрессивного
налога на капитал и секвестра 85% военных
прибылей, национализации всех военных
предприятий и т. д.15
Несомненно, что выдвижение
подобного рода требований было обусловлено
острой революционной обстановкой, которая
сложилась в Италии. Любая партия, любая
политическая группировка, желавшая обеспечить
себе массовую базу, вынуждена была выдвигать
требования социального характера. В этом
отношении фашисты не отличались от подобных
им организаций, в том числе и от движения,
возглавляемого Д’Аннуцио, который с
отрядом добровольцев занял Фиуме, поставив
правительство перед свершившимся фактом.
И все же фашисты с самого начала
показали себя наиболее беспринципными
и ловкими политиками в борьбе за привлечение
к своей организации самых различных социальных
элементов. Фашистская «Пополо д’Италиа»
писала: «Мы позволяем себе роскошь быть
аристократами и демократами, консерваторами
и прогрессистами, реакционерами и революционерами,
легалистами и иллегалистами в соответствии
с обстоятельствами времени и средой,
в которой мы вынуждены действовать».16
Об этом же говорил дуче в своем
выступлении в Беккарийской университете
в Милане 19 июля 1919 г. Он заявил, что фашисты
в зависимости от обстоятельств прибегают
«к сотрудничеству классов, борьбе классов
и экспроприации классов».17 Иными словами, фашисты против
каких бы то ни было точных определений
и концепций. Поэтому они вначале выступали
и против создания партии, как таковой,
«ибо сама идея партии содержит в себе
доктрину и программу».18
Все это дало фашистам возможность
наряду с открытой террористической борьбой
против революционного движения трудящихся
вести разлагающую работу в массах и добиться
уже в первый период существования своей
организации некоторых успехов в этом
направлении.
Так было, например, во время
волнений на почве голода летом 1919 г. Газета
«Пополо д’Италиа» писала в это время:
«Мы объявляем полную солидарность с населением
различных провинций, восставших против
тех, кто морит его голодом… Нужны конкретные
и решительные действия. В борьбе за осуществление
своих священных прав толпа обрушит гнев
не только на имущество преступников,
но и на них самих».19
Это типичный образец фашистской
демагогии, с помощью которой фашистам
в ряде случаев удавалось увлечь массы
за собой. Фашисты старались превратить
эти эпизодические контакты в более прочные.
С этой целью они создали целую сеть политических
организаций. В октябре 1919 г. на съезде
фашистов было представлено 22 местных
«фаши», насчитывающих около 17 тыс. членов.
Сочетание военной и политической организации
давало фашистам определенной преимущество
по сравнению с другими контрреволюционными
и националистическими военными союзами.
Характерно, что даже первые
ультрадемагогические лозунги и требования
фашистов не могли обмануть наиболее внимательных
буржуазных политических деятелей. Орландо,
который занимал в момент зарождения фашизма
пост премьер-министра, свидетельствовал,
что начиная с июня 1919 г. он рассматривал
Муссолини как представителя крайне правого
национализма.20
А либерал М. Миссироли писал,
что даже вначале в политических кругах
буржуазии никто не считал фашизм левым
движением и его лозунги рассматривались
как маневр для того, чтобы обмануть массы.
Неудивительно поэтому, что, несмотря
на все угрозы со стороны фашистов, многие
промышленники с самого начала относились
благожелательно к фашистской организации
и даже оказывали ей финансовую поддержку.21
А. Грамши также отмечал этот
момент: «Поскольку они [фашисты] находились
в резкой оппозиции социалистическому
движению… «фаши» получили поддержку
со стороны капиталистов и властей».22
Таким образом, с самого начала
фашизм зарекомендовал себя, во-первых,
как организация крайне националистическая,
а во-вторых, удовлетворяющая (при помощи
социальной демагогии) требования широких
масс населения, с одной стороны, и крупную
буржуазию (благодаря своему характеру
и сущности) с другой.
Глава 2. Приход фашистской
партии к власти
Выше было показано, чем фашистская
партия привлекла на свою сторону огромное
количество людей. И все же фашисты не
вышли из рамок сравнительно небольшой
националистической организации. Об этом
свидетельствовал, например, провал фашистов
на парламентских выборах в ноябре 1919
г., когда они не получили ни одного мандата.
Не был избран даже Муссолини, баллотировавшийся
в Милане.23
Большое влияние на развитие
фашизма в Италии оказали сентябрьские
события 1920 г. В то время трудящиеся по
всей Италии стали занимать заводы и фабрики,
устанавливая на них свою власть. Дж. Джолитти,
бывший тогда премьер-министром, признавал
впоследствии в своих мемуарах, что он
не мог бросить на заводы войска и полицию,
так как боялся, что в этом случае рабочие
устремились бы на улицы и площади.24
Однако движение за захват фабрик
в сентябре 1920 г. не переросло в революцию.
«Революция не свершилась не потому, что
мы не сумели ей противостоять, а потому,
что Конфедерация труда ее не пожелала»,
- писала после сентябрьских событий 1920
года наиболее влиятельная буржуазная
газета «Коррьере делла Сера».25
В результате этого выступления
правительство Джолитти согласилось само
и вынудило согласиться промышленников
на признание права рабочего контроля
на предприятиях. Иными словами, было санкционировано
новое право пролетариата, ограничивающее
самый священный принцип капитализма
– право частной собственности. Реальную
угрозу почувствовали не только крупные
промышленники, но и многие тысячи имеющих
«свое дело» собственников – мелкие и
средние, консервативные и прогрессивные.
Может ли гарантировать правительство,
что захват фабрик и даже власти рабочими
в будущем не повториться? Этим вопросом
задавались как крупные, так и мелкие собственники,
и видели только один ответ: не может.
Тут видна тенденция защиты
собственности, желания не допустить «красной
анархии», общая для буржуазии и средних
слоев, которая в конечном счете привела
к установлению фашистской диктатуры.
Другая тенденция, которой отвечала
фашистская партия, шла в том же направлении
борьбы против пролетариата, но уже под
флагом защиты «общих национальных интересов».
Эта тенденция нашла благодатную почву
в чувствах и настроениях как буржуазии,
так и средних слоев населения. Как у тех,
так и у других создавалось ощущение того,
что «красная революция отнимала у итальянцев
родину», так как в разгар революционного
подъема патриотические идеи и чувства
зачастую высмеивались социалистами.
Их пропаганда и лозунги создавали
впечатление, что они отрицали буквально
все национальные ценности – традиции
Рисорджименто, родину, армию и ее вклад
кровью в войне.26 В глазах большинства населения
это было нечто противоестественное –
а у фашистов, как мы помним, главным тезисом
были «интересы нации».