Католичество в западноевропейском средневековом мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:25, реферат

Краткое описание

Религия была опорой власти – так завел сам император Константин, когда ему чудом удалось победить оппозицию власти, признав эту победу божественным проявлением и участием именно к его власти (так как он нашел в этом отражение библейской легенды о египтянах и Красном море)1. Кроме того, Константин, боявшийся потерять власть и империю, старался всячески пойти на уступки, и именно поэтому ввел христианство, так как христианами становилось уже существенное число людей. На той же двадцать седьмой странице книги ясно видно, что все церковные реформы и нововведения вводились самим императором, а никак не епископатом или истинными христианами, за что, в общем, можно посчитать католицизм недействительной религией.

Содержание

. Введение
II. Усиление Папства при Григории VII
III. Крестовые походы
IV. Еретичество
V. Авиньонское пленение Пап
VI. Новый церковный раскол
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по католичеству.docx

— 40.87 Кб (Скачать файл)

ФГОУ ВПО ЮФУ

Исторический факультет

Кафедра документоведения и архивоведения

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Католичество в западноевропейском средневековом мире»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

1 курса, 1 группы

Найденова В.О.

Проверила: К.и.н.

Доцент кафедры

зарубежной истории

Ласкова Н.В.

 

Ростов-на-Дону

2014г.

Содержание:

 

От автора

I. Введение

II. Усиление Папства при Григории VII

III. Крестовые походы

IV. Еретичество

V. Авиньонское пленение Пап

VI. Новый церковный раскол

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От автора

Мне очень нравится тема религии, впрочем, как и сама религия, так как вопрос веры для меня очень важен. Выбрав тему для своего реферата «Католическая церковь в западноевропейском средневековом мире», я надеялась, что мне откроются какие-то «тайны бытия», какие показаны в некоторых очень интересных фильмах.

Если сказать, что была разочарована, значит, ничего не сказать. Я была просто огорчена. Нет, разумеется, я слышала многое из того, о чем узнала в ходе подготовки реферата, но не думала, что это все может наглядно подтвердиться.

За основу своего реферата я взяла монографию С.Г. Лозинского «История папства» (Издательство политической литературы. Москва. 1986г.). Разумеется, в этой книге все показано с чисто марксисткой точки зрения, но я так считаю, что никто не покажет так хорошо ошибки противоположной стороны, как потенциальный враг этой самой стороны. И несмотря на субъективность мнения автора этой монографии, я считаю, что данными этой книги можно воспользоваться.

 

I. Введение

Так как моя тема католичество средневековья, то я бы хотела начать с нескольких слов о том, с чего все начиналось и как пришло к тому результату, который все знают.

Итак, речь пойдет, собственно, о первом веке нашей эры, когда по христианским канонам на землю пришел Иисус Христос. С.Г. Лозинский резко негативно отзывается об этом веке, полностью забывая о Христе, считая его обманщиком и мошенником, даже не упоминая о нем в принципе, вскользь говоря лишь, что: «Любой христианин мог называть себя харизматиком и заниматься учительством-пророчеством; если он имел достаточное число приверженцев, то фактически зачастую руководил делами общины»1. Пожалуй, это единственный момент в книге, который вызвал у меня бурю негодования, так как касался общего начала христианства в целом.

 

 

1С.Г. Лозинский. «История папства». Издательство политической литературы. Москва. 1986г. С. 7

Далее. Автор вскользь упоминает также о временах христианства до Константина, говоря лишь общие сведения, хотя, впрочем, правильно называя все должности (особенно порадовали «надзиратели» - ни в одной современной книге я такого не встречала). В книге дана несколько неверная эволюция христианства, где потеряна главная ее часть. Если в 1054 году отделилось от католичества православие, то почему во II веке от раннего христианства не могла отделиться та часть людей, которых не устраивало отдаление от библейского завета и приверженство церкви к государству, в том числе и приемлемость "богатых". Эта часть не освещена. Мне же, как человеку, лишь любительски увлекающейся религией, не стоит делать поспешных выводов, поэтому я лишь скромно скажу, что христианство в I веке и христианство во II веке – это два разных направления, равно как католицизм и православие. Автор, впрочем, и сам говорит, что «во второй веке христианство внезапно стало приближаться к государству».

Ввиду этого к началу средних веков мы имеем католицизм именно в таком виде, который больше всего известен в своем негативном отражении.

Религия была опорой власти – так завел сам император Константин, когда ему чудом удалось победить оппозицию власти, признав эту победу божественным проявлением и участием именно к его власти (так как он нашел в этом отражение библейской легенды о египтянах и Красном море)1. Кроме того, Константин, боявшийся потерять власть и империю, старался всячески пойти на уступки, и именно поэтому ввел христианство, так как христианами становилось уже существенное число людей2. На той же двадцать седьмой странице книги ясно видно, что все церковные реформы и нововведения вводились самим императором, а никак не епископатом или истинными христианами, за что, в общем, можно посчитать католицизм недействительной религией. Впрочем, это сугубо мое мнение, которое в корне субъективно.

 

 

1 С.Г. Лозинский. Указанный источник. С.23

2 С.Г. Лозинский. Там же. С. 27

II. Усиление Папства при Григории VII

Помня о великой победе Константина не только над оппозицией, но и над язычеством, так как император официально ввел христианство в качестве официальной религии, церковь возвеличила себя настолько, что посчитала себя равной не только императору, но и самому богу. Ввиду этого, долго не ожидая, церковь прибрала к рукам Римскую империю, создав на рубеже VI-VII вв. свое Папское государство.

Резиденция Папы (от лат. Пастор – отец) находилась в Риме, первом городе христианства, там где восседал Константин, где был написан Новый завет кистью Павла. Лозинский пишет, что церковь, посчитав себя наместницей бога, официально заявила, что вся христианская земля принадлежит Папе, собственно, как преемнику апостола Петра.

Разумеется, все христианские страны воспротивились этому, заявив, что совершенно не желают отдавать свои земли в руки Папе. Ввиду этого уже на стыке XI-XII вв. ведется борьба гвельфов и гибеллинов, одни из которых стремились сохранить империю, а другие – помогали церкви. Лозинский же пишет, что вопреки всеобщему мнению, это была борьба не между империей и церковью, а между буржуазией и феодальной знатью того времени.

Собственно, уже здесь на арену выходит видный деятель католической церкви, хитрый Папа и просто властитель Рима – Григорий VII. Он показал себя истинным властителем империи. Лозинский пишет о его трудах, где Григорий VII сводит папскую власть к императорской: «Божья благодать, распоряжаться которой он объявляет своей привилегией, подобно небесному «ключнику» Петру» становится как бы собственностью, вотчиной папы, материализируется, и Григорий VII разъясняет чешскому князю Братиславу II, помогавшему Генриху IV, что человеческий род разделяется на немногих, призванных к властвованию и обладающих благодатью, и на очень многих, уделом которых является повиновение, так как они не обладают благодатью»1.

 

1 С.Г. Лозинский. Указанный источник. С.97

Германский император же не желал мириться с мыслью вассальства Папы Римского, именно поэтому, начиная с Генриха IV, Германские императоры вели политическую борьбу с притязаниями Папы на всемирное господство.

При Григории VII авторитет Папы возрос настолько, что даже, пишет Лозинский, сын Ярослава Мудрого Изяслав, изгнанный из Киева, просит у него помощи и защиты, на что Григорий VII отвечает, что предоставит защиту, только если Изяслав присягнет ему на верность и отдаст ему в распоряжение свою землю1.

В конце концов, стремясь победить внезапно поднявшихся германцев, Григорий VII призывает на помощь норманнов, что стало последней каплей для народа. Явившиеся в 1084 году, норманны разогнали императорский гарнизон и разграбили Рим. Народ восстал против Папы и сместил его с папского престола. Григорий VII бежал к норманнам, стремясь получить защиту, но норманны ему отказали. Он умер в 1085 году в Салерно, брошенный всеми.

 

III. Крестовые походы

Новый виток возвышения католическая церковь получила на рубеже XII-XIII вв.

В те годы, пишет Лозинский, Европа кишела мелкими князьями, в чьем владении была земля. Причем, неважно в каком количестве – тогдашняя Европа могла позволить себе множество феодалов с большим запасом земли для каждого2. Мне бы лично не хотелось так говорить, но иначе не назвать – новый Папа Урбан II придумал новое средство обогащения.

В ту пору Византия понемногу начала терять свое могущество от набегов мусульманских народов. Поэтому, решив обратить это обстоятельство в свою пользу, Папа кинул зов на защиту христианской реликвии и гроба Господня. Буквально призыв звучал так: «Что награбите, то и ваше».

 

 

1С.Г. Лозинский. Указанный источник. С.104

2С.Г. Лозинский. Там же. С.107

А так как издавна Восток считался богатой землей, где «течет молоко и мед», мелкие князья, рыцари, желавшие больше возвеличиться и обогатиться, охотно откликнулись на зов Папы.

Уходя на Восток сражаться с «неверными», рыцари отдавали свою землю в руки Папы, который обещал сохранить ее до их прихода. И Папа не прогадал – из похода немногие смогли возвратиться назад, что сделало церковь еще богаче в земельном эквиваленте.

IV. Еретичество

Меня всегда интересовало, откуда в церкви возникли еретики, о которых ходит столько разных историй и пересудов. И меня вновь ожидал неприятный «сюрприз», хотя и вполне ожидаемый, учитывая все обстоятельства.

Расстроенные гнетом церкви, бессмысленными крестовыми походами и бесчинствующей властью феодалов, люди начали искать истину в другой, отличной от католической, или лучше сказать, государственной, религии. Прознав об этом, церковь стала жестоко преследовать еретиков и их секты, боясь, что они могут подорвать авторитет Папы. Однако недовольных церковной властью становилось все больше, еретичество и секты росли в практически геометрической прогрессии. Это вело к разобщению в обществе, и подрыву не только Папской, но и императорской власти. В связи с этим церковь решила пойти «на мировую», если так можно сказать, с императором. Лозинский пишет: «Еще II Латеранский собор в 1139 г, лицемерно заявлял, что церковь не жаждет крови, но что в деле истребления еретиков она возлагает все свои надежды на светскую власть, к которой обращается с настоятельной просьбой о деятельной помощи»1. Таким образом, сожжению еретиков был предан государственный характер, усилившийся еще с сожжения Петра из Брюи на костре. Отныне любой инакомыслящий человек считался еретиком и должен был быть предан сожжению, вне зависимости от степени правильности его мнения, если оно хоть чуть-чуть расходилось с церковным.

 

V. Авиньонское пленение Пап

После своего возвышения Папство потерпело крах, наткнувшись на серьезную преграду в лице не желавшего мириться с вседозволенностью церкви Филиппа IV.

В то время в странах Западной Европы началась централизация государств, в том числе и Франции. В централизованных государствах всё население подчинялось монарху, в том числе и духовенство, и монархи были в более сильном положении, чем в период феодальной раздробленности. В 1294 г. король Франции Филипп IV объявил войну Англии. Для покрытия расходов он обложил налогом все население в том числе и духовенство, не согласовав это с папой Римским Бонифацием VIII. Тот в свою очередь издал в 1296 году буллу «Clericis laicos», где выступил с критикой в адрес французского короля, запретил обложение духовенства и угрожал отлучением от церкви тех, кто будет взимать или платить налоги. В этом же году Филипп IV

запретил вывоз драгоценных камней и металлов из страны, тем самым лишив Папу средств, получаемых из Франции. В 1297 г. в булле «Romana Mater» Бонифаций VIII смягчил свою позицию насчёт Франции и разрешил духовенству в добровольном порядке вносить налоги, согласно указу французского короля. Наступившее зыбкое перемирие продлилось недолго. Найдя другой источник доходов для казны, Папа Римский в 1302 году вновь выступил с критикой против французского короля. Филипп IV обвинил Папу в ереси и симонии. Сначала во Франции, а затем и в Италии началась агитация за свержение Папы. В 1303 году Бонифаций VIII был арестован и избит заговорщиками в своей резиденции в Ананьи и вскоре умер. На папский престол взошёл Бенедикт XI, однако спустя 8 месяцев был отравлен. Спустя 11 месяцев кардиналы избрали папой гасконского прелата Бертрана де Го. Новой резиденцией папы стал город Авиньон, пожалованный французским королём. Первым делом папа Климент V раздал должности в коллегии кардиналов французам и вернул Францию в разряд христианских государств.

1С.Г. Лозинский. Указанный источник. С.119

 

Авиньонский период в истории папства мало напоминал реальный плен, скорее это было сотрудничество пап с сильными французскими королями. Все Папы этого периода были французами (точнее, окситанцами), французское большинство было и в коллегии кардиналов, избиравших пап. Немало кардиналов служило ранее при королевском дворе. Папы выполняли важные дипломатические миссии в пользу французского короля, были исполнителями его воли.

К этому времени Папство утратило былую роль в политической жизни Европы. Однако, как внутрицерковный институт, оно усилилось. Власть Пап в церкви приобрела поистине монархический характер. Епископы и аббаты отныне не избирались местным духовенством и монахами, а назначались Папами. Значительно увеличились доходы Папской казны, был создан центральный финансовый орган Папской администрации. С помощью непомерно разросшегося бюрократического аппарата своей курии Папы контролировали все сферы церковной жизни.

Итальянский гуманист Петрарка, побывавший в Авиньоне и резко осуждавший невиданную роскошь Папского двора, охарактеризовал пребывание Пап в этом городе как «вавилонский» плен. Отсюда, собственно, и такое название «Авиньонское пленение Пап», будто параллель с библейским сюжетом Ветхого Завета.

В 1377 Григорий XI вернулся в Рим. На этом закончилось «Авиньонское пленение пап», но не история Папства в Авиньоне. После кончины Григория в 1378 г. кардиналы, недовольные его преемником Урбаном VI, избрали антипапу Климента VII, который вернулся в Авиньон. Так уже через год после окончания «Авиньонского пленения» начался Великий западный раскол, когда и в Авиньоне, и в Риме находились конкурирующие Папы, разделившие между собой весь католический мир. Преемником Климента VII был Бенедикт XIII, низложенный и отлучённый Констанцским собором в 1417, после чего бежал в родную Испанию. Он и был последним авиньонским Папой1.

VI. Новый церковный раскол

В семидесятые годы XIV в. усилия Пап по возвращению господства над Северной Италией, потребовавшие огромных финансовых средств и ловкой дипломатии, принесли успех. При помощи папского легата, испанского кардинала Альборноса, папа вновь вернул себе контроль над Римом и Церковной областью, для чего широко использовались наёмники. Разбойничьи замки семей Орсини и Колонна были сокрушены. В 1367 году папа Урбан V переехал из Авиньона в Рим, однако под влиянием внутренних раздоров в Папской области в 1370 году вернулся обратно. Окончательное возвращение курии в Рим произошло при следующем папе, Григории XI, в 1377 году.

Возвращение Пап в Рим, за которым последовал великий раскол западной церкви, не восстановил их власти. Последовавшая борьба между римскими и авиньонскими папами снова ввергла Папское государство в анархию, привела к его разорению. Уже после смерти Григории XI французское большинство кардиналов оказалось под осадой вооружённой толпы, требовавшей избрать новым папой итальянца, а ещё лучше — римлянина. Ещё до того, как над собором Святого Петра появился белый дым (сигнал, что новый папа избран), толпа ворвалась в конклав, и все кардиналы были вынуждены спасаться бегством. В последний момент они накинули паллий (папскую накидку) на престарелого римского кардинала Тибальдеску, несмотря на все возражения последнего. На самом же деле конклав избрал, как компромиссную фигуру, архиепископа Бари, неаполитанца Бартолео Приньяно, принявшего имя Урбан VI.

Подобное избрание немедленно вызвало сопротивление кардиналов-французов и французского короля Карла V; параллельно Урбан VI втянулся в конфликт с происходившей из французской Анжуйской династии неаполитанской королевой Иоанной I. В 1378 году собравшиеся на неаполитанской территории французское большинство кардиналов избрало своим папой француза Роберта Женевского, принявшего имя Климент VII, и вскоре переехавшего в Авиньон. Начался раскол; те или иные страны признавали одного из двух пап, смотря в какой блок государств они входили. Оба папы сформировали собственные курии, выпускали параллельные постановления, делали параллельные назначения на должности, и пытались взимать одни и те же налоги.

Информация о работе Католичество в западноевропейском средневековом мире