Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:27, реферат

Краткое описание

С образованием Древнерусского государства торговля приобрела еще большую значимость. Почему? Во-первых, она давала доходы в казну великого князя, во-вторых, расширяла и укрепляла региональные и международные связи, в-третьих, обеспечивала решение различных хозяйственных и бытовых проблем.
Особое место во внешней торговли Руси занимала Византия. Почему? Находясь в географической близости от Руси, располагая ценными товарами, она вызывала большой интерес как у купцов, так и у русской знати. Купцы постоянно стремились расширить и укрепить византийскую торговлю, используя различные пути, включая даже такие опасные, как военные.

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ТЕМА 3 ВОПРОС 1.docx

— 20.79 Кб (Скачать файл)

С образованием Древнерусского государства  торговля приобрела еще большую  значимость. Почему? Во-первых, она давала доходы в казну великого князя, во-вторых, расширяла и укрепляла региональные и международные связи, в-третьих, обеспечивала решение различных  хозяйственных и бытовых проблем.

Особое  место во внешней торговли Руси занимала Византия. Почему? Находясь в географической близости от Руси, располагая ценными  товарами, она вызывала большой интерес как у купцов, так и у русской знати. Купцы постоянно стремились расширить и укрепить византийскую торговлю, используя различные пути, включая даже такие опасные, как военные.

В случае победы князья подписывали выгодные для Руси торговые договоры. В них  определялись условия и время  пребывания русских купцов в Царьграде, порядок проведения торговых операций, размеры пошлины, количество ввозимых товаров. Оговаривались функции  “цесарева мужа” – особого византийского чиновника, разрешавшего споры между местным населением и русскими гостями.

Несмотря  на своеобразный характер заключения договоров, их можно рассматривать  как первый важный шаг на пути установления межгосударственных цивилизованных деловых  отношений, создания правовой основы, обеспечения благоприятных условий  для деятельности купечества.

В Х в. русские купцы имели торговые дворы в Константинополе возле  церкви св. Мамонта. После принятия на Руси христианства (988 г.) в Константинополе возник русский квартал (ембос). Золотые ворота, через которые проходили русские купцы назывались Русскими. Подобные торговые дворы русские купцы имели в городах Крыма, в Итиле – столице Хазарии, на острове Готланд.

Превращались  в международные торговые центры и русские города. Особое место  среди них на первом этапе международной  торговли – IX-середине Х вв. – занимал  Киев. Находясь на оживленном торговом перекрестке между Севером (Варягом) и Югом (Византией), между Западом (Европой) и Востоком (Азией) он быстро занял ведущую роль в деловом мире. На торгах в Киеве можно было встретить купцов из многих стран мира. Как свидетельствуют исторические источники, отец Владимира Мономаха, князь Всеволод Ярославович, “дома сидя изучяще пять язык”, т.е. изучил пять языков. В Киеве был главный склад товаров вывозимых и главный склад товаров, привозимых как своими, так и чужеземными купцами. Здесь имелись кварталы для еврейских и польских купцов, частыми гостями были немецкие и армянские купцы, жили купцы и католического вероисповедания, называющиеся “латынию”. Был в Киеве еще один иностранный двор под названием “урочище Козаря”, принадлежавший хазарским купцам.

Но  активная деловая жизнь Киева, как  и других южных городов Руси, основанная не на внутренних стимулах, не на собственном  производстве, а на выгодном географическом положении, оказалась недолговечной. В XI в. после крестовых походов были установлены прямые торговые пути между Западом и Востоком, минующие днепровскую магистраль, на которой находился Киев.

Начавшийся  в XI в. второй этап международной торговли для Руси ознаменовался усилением деловой активности северных городов Руси и прежде всего Новгорода. Почему? В Средиземноморье в это время активизировалась торговая деятельность итальянских городов Генуи, Венеции, получивших выгодную торговую грамоту от Византийского императора Алексея Комнена за спасение Византии. Прямую торговлю с Востоком начали южно-французские и рейнские города. Последние образовали торговый союз, на крайнем северо-восточном фланге которого оказался Новгород, который в известной мере компенсировал этим потерю положения на пути из “варяг в греки”.

Несмотря  на то, что Новгород (с 1136 г. республика) являлся составной частью Киевской Руси, тем не менее деловая его жизнь имела не государственное, а частное начало, развивалась в условиях определенного самоуправления, высокого удельного веса частной собственности и приобрела отличительные черты. Во-первых, здесь личность делового человека не имела таких ограничений, не находилась в такой зависимости от княжеской власти, как в Киеве или в других южных городах. Во-вторых, деловые круги Новгорода имели своих представителей в народном Вече, которое решало широкий спектр вопросов, включая вопросы внешней и внутренней торговли. В-третьих, предпринимательство в Новгороде имело более широкую экономическую и социальную базу. В-четвертых, если Киев обогащался опытом и практикой Византии, то Новгород испытывал сильное влияние стран Скандинавии, между ними существовали деловые и родственные контакты. Новгород вовлекался в общеевропейскую торговлю с немцами, датчанами.

Внешняя торговля Новгорода была и государственным, и частным делом. Наряду с купцами  в ней участвовали и бояре, и новгородская церковь. Далекие  торговые экспедиции оплачивались баярско-купеческими группами, что выдвигало их на видное место в предпринимательской среде.

Деловые люди Новгорода отличались организованностью, сплоченностью, способностью к коллективным действиям. Купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями или кампаниями. Последние создавались  как по предмету, так и по месту  торговли. Так, имелась организация, куда входили купцы, торговавшие  со Штеттиком. Была и особая заморская кампания, которая обеспечивала поездки новгородских купцов, формировала вооруженную охрану для них. Наиболее известной и влиятельной, как уже отмечалось, была “Иванская сто”, действовавшая в XII-XV веках. После получения большой прибыли купцы закладывали церкви. Новгородские бояре и купцы часто жертвовали земли и деньги монастырям. Это было и стремлением показать богатство, и страх перед грозными возможными бедствиями, и забота о спасении грешной души.

Имея  высокую концентрацию частной собственности, сосредотачивая капитал, орудия труда, средства производства, Новгород и  другие древнерусские города играли важную роль в развитии не только внешней, но и внутренней торговли. Основной формой городской торговли являлись рынки. В Киеве, например, насчитывалось 40 церквей и 8 рынков.

Если  рынки в странах ислама помещались у городских ворот (на нейтральной  территории), в Китае они существовали в виде скопления лавок, в Индии  рынки имелись практически в  каждой деревне, то на Руси, как и  в Европе, они находились в городах. Рынки русских городов являлись центрами не только деловой, но и административной жизни. Здесь проходили народные собрания, делались все важнейшие  сообщения (в том числе “закликались”  распоряжения князя), узнавались новости.

Значение  городских рынков в развитии деловой  жизни на Руси определялось следующим:

во-первых, через них закладывались и  формировались основы православной христианской предпринимательской  этики и морали;

во-вторых, они развивали и укрепляли  торговые связи и тем самым  способствовали формированию единого  хозяйственного пространства;

в-третьих, рынки расширяли социальную базу предпринимательства, делали его доступным  не только для купцов, но и для  широких слоёв населения, позволяли  им на практике убедиться в необходимости  и важности свободной торговли;

в-четвертых, они способствовали выдвижению из низших слоев общества наиболее предприимчивых и деловых людей, обогащали их практикой и опытом коммерции.

Наибольшим  размахом, разнообразием товаров  отличались рынки крупных городов, которые находились на пересечении  торговых путей, имели развитые ремесла. На Новгородском рынке, например, богатый  гость Садко мог одеться в  китайский шелк или во французское  сукно, он мог при желании купить сотни рабов, мог тут же на торгу  одеть их, вооружить и посадить на коней или в ладьи. Здесь  же он мог купить участок земли, строительный лес, нанять за деньги “древоделей” и построить хоромы с крепким тыном, внутреннее убранство которых также в значительной степени могло быть куплено на торгу.

Наряду  с городской, межгородской торговлей в Киевской Руси были и другие формы внутреннего товарообмена. Это обмен внутри общины, обмен между городом и деревней. Последний обмен поддерживался и развивался с помощью коробейников. Они проникали в отдельные места русских земель, и благодаря им зарождалась и поддерживалась ярмарочная торговля. Последняя становилась по существу упорядоченной формой бродячей торговли.

Развитию  внутренней и внешней, торговли способствовал  рост ремесленного производства. По подсчетам специалистов, в крупных городах существовало около 60 массовых ремесленных специальностей, а общее их количество достигало 100 наименований (История культуры Древней Руси. М., 1951. С. 163). Главной фигурой городского ремесленного производства был посадский мастер, который работал либо на заказ, либо на рынок, а часто было сочетание того и другого. Но как работа на рынок, так и работа на заказ требовали от ремесленников проявления активности, предприимчивости не только профессиональной, но и деловой. Он вынужден был, с одной стороны, заботиться об улучшении качества и ассортимента товара, чтобы быть конкурентоспособным и выжить, а с другой стороны, проявлять инициативу, предприимчивость, чтобы обеспечить себя всем необходимым: сырьем, орудиями труда и т.д. На этой основе происходила дифференциация городских ремесленников, выделялись более обеспеченные мастера, имевшие свои места на торгу, постоянных заказчиков. Качество изделий, выполненных такими мастерами, не уступало лучшим европейским образцам и высоко ценилось на внешнем рынке. Особенно большим спросом пользовались такие товары, как ювелирные изделия с эмалью, замки. Трактат о различных ремеслах Теофила – автора XII-XIII вв. – заслуженно ставит Русь по качеству ее изделий на уровень Византии, Аравии, Италии, Франции и Германии (Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975. С. 24).

Увеличение  товарной массы, расширение сферы торговых обменов и учащение торговых контактов  потребовало использования в  торговых операциях денег. Они появились  еще у восточных славян, которые  в качестве денег использовали на юге скот, а на севере мех ценных зверей, в частности, куницы – “куна” (потом это название перешло на металлические деньги). Затем, в связи  с развитием транзитной торговли, широкое распространение у славян получили арабские и византийские монеты из золота и серебра. Они использовались вместе с меховыми деньгами – клейменым  княжеским знаком шкурки без волос (как позднее бумажные деньги). В XI в. Русь приобрела собственные  металлические деньги, которые назывались “гривна”. Это слиток серебра весом  в один фунт (примерно 400 г). Гривну рубили пополам, и каждая половина гривны называлась “рубль” или “рублевая гривна”. На слитках ставилось княжеское  клеймо с указанием веса. Далее  рубль делили на две части –  две половины, и еще пополам  – два четвертака. В названиях мелких денежных единиц сохранились отголоски названия “меховых денег”: резана, скоро (шкура), бела (белка), ушки, мордки и т.д. (Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 1998. С. 23). Деньги и в целом торговый каптал становились важным предпринимательским фактором, расширяющим масштабы, повышающим эффективность действия сферы деловых отношений.

Одновременно  с ростом торговли зарождались и  развивались кредитно-денежные отношения, носителями которых являлись купцы  и ростовщики. Кредитные отношения  осуществлялись на правовой основе. В “Русской правде” было свыше двадцати статей, посвященных кредиту: “отдача денег в рост”, “процент”, “торговля в кредит”, “барыш” (прибыль). В XI-XII вв. существовали различные виды займа: долгосрочные – свыше года, краткосрочные, расчет процентов по которым производился помесячно. В Киевской Руси знали и коммерческий кредит, купцы продавали друг другу товары в кредит на определенных условиях.

Считалось не по-христиански брать высокие  проценты за кредит. Повышение процентных ставок вызывало недовольство народа, а порой порождало и восстания  низов. Восстания в Киеве в 1068 г. и 1113 г. привели к появлению  “Устава о резах” Владимира Мономаха, ограничивающего размер взимаемого ростовщиками процента до 20%. Было запрещено  обращать в полное рабство полузависимых  людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца.

Итак, предпринимательство в Киевской Руси было предпринимательством государства  эпохи раннего средневековья, предпринимательством традиционного общества. Для деловой  жизни этого общества было характерно следующее. Во-первых, распространение  торгового предпринимательства, выросшего  из обмена и обогатившегося такими формами, как рынки, ярмарки, обеспечивающими  сосредоточение и перераспределение  товара. Во-вторых, формирование круга  деловых людей, возникновение купечества, ставшего основным носителем деловой  жизни и отличавшегося смелостью, готовность к риску, в сочетании  с набожностью, предприимчивостью, способного вести коммерческие дела, причем не только в одиночку, но и совместно с компаньонами. В-третьих, двоякое отношение государства к предпринимательству и его носителям. С одной стороны, оно поддерживало, защищало деловых людей, а с другой – контролировало и регламентировало их деятельность, подчиняло ее интересам феодальной знати. В-четвертых, формирование правовых основ торгово-предпринимательской деятельности, кредитно-денежных отношений.

Предпринимательство на Руси превращалось в важную созидательную  силу общества. Однако дальнейшее развитие деловой и хозяйственной жизни  на Руси значительно осложнилось  удельной раздробленностью.


Информация о работе Киевская Русь